МБОУ «Пекшинская СОШ». Русскому языку свойственна метаязыковая функция, т.е. способность языка быть средством исследования и описания в терминах самого.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по творчеству И.С.Бунина Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы.
Advertisements

Контрольный тест по творчеству Анны Андреевны Ахматовой Подготовила учитель русского языка и литературы Коршунова Татьяна Владимировна.
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Обучение анализу поэтического текста Круглова И.В. к.п.н., методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
Обучение созданию рецензии на поэтический текст (презентация к уроку литературы в 9 классе)
О.В. Елисеева. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. СОЧИНЕНИЕ (ЧАСТЬ С)
Написание стихотворений - это не только творчество и самовыражение. Каждый автор знает, что это еще и тяжелая работа, в которой есть множество своих тонкостей.
Кушнер Александр Семенович РОДИЛСЯ 14 СЕНТЯБРЯ 1936 В ЛЕНИНГРАДЕ РУССКИЙ ПОЭТ АВТОР ОКОЛО 50 КНИГ СТИХОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ) И РЯДА СТАТЕЙ О КЛАССИЧЕСКОЙ.
Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой Урок литературы в 12 классе.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучаю станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читает их враздробь:
Смирнова И.С. Воспитатель МДОУ 31 г.Апатиты. Цель: формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. Задачи: воспитывать.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока литературы по теме «ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ». Выполнена учителем русского языка и литературы МОБУ «СОШ 5» НАСЫРОВОЙ Э.С. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Художественный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе.
«Серебряный век». Особым прорывом в поэзии и других видах искусствах стал «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» - конец 19 – начало 20 века, русский Ренессанс. Это было верхушечное,
Творчество В.А. Жуковского.. Этот урок посвящен судьбе и творчеству В.А.Жуковского. Мы познакомимся с особенностями жанра баллады. Прочитаем и проанализируем.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Народно-песенная основа поэзии С.А.Есенина.. С.А.Есенин «К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя». С.А.Есенин. Автобиография.
Транксрипт:

МБОУ «Пекшинская СОШ»

Русскому языку свойственна метаязыковая функция, т.е. способность языка быть средством исследования и описания в терминах самого языка. Стихи, в которых воплощена метаязыковая рефлексия. Стихи,посвящён ные поэтическому осмыслению феномена языка и речи,роли языка в жизни человека и общества. Стихи, содержащие рассуждения о конкретных языках, их истории, национально- культурном своеобразии, функциональных возможностях. В стихах рассматриваются конкретные факты языка: фонетический состав, фразеология, грамматика и т.п.

Творчество Ярослава Васильевича Смелякова отражает направление развития литературного процесса его времени и передаёт характер этого времени. «…через поэзию Смелякова почти физически чувствуешь драматизм русской истории. …Смелякова как поэта и гражданина всегда беспокоила судьба страны. Ярослав Васильевич говорил, что опыт жизни в нашей стране оплачивают люди непомерно дорогой ценой.»

Целью данного исследования является выявление особенностей создания художественного образа русского языка в одноимённом стихотворении Ярослава Смелякова. Поставлены задачи: 1 Рассмотреть, какие объекты попадают в поле зрения лирического героя поэтического текста. 2 Выявить интертекстуальные связи в тексте стихотворения. 3 Отметить художественные приёмы, использованные Я.Смеляковым для изображения и оценки образа (фактов) языка и руской речи.

Текст стихотворения состоит из 9-и строф. 1- я стрфа. Истоки русского языка. 2-я – 6-я строфы. История развития языка. 7-я – 8-я строфы. Язык – средство Коммуникации в Разных исторических Ситуациях. 9-я строфа. Непобедимость русского Языка. 5-я строфа. Обстоятельства, повлиявшие на изменения в языке 6-я строфа. Источники пополнения Языка.

14-и глаголов в форме прошедшего времени: пели, шёл, горел, стирался, свиристел, могли бы, писался, исчезали, поник, забрал, занял, смололи, взяли. Историзмов: чарки, ямщик, лучиной, в немецком застенке. Собственных имён: у Кольцова, у Курбского. Исторических аллюзий.

1-Я СТРОФА ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ЕЩЁ ЕЛЕ СЛЫШНО СПЕРВА» ХАРАКТЕРИЗУЕТ СОСТОЯНИЕ САМОГО «НОВОРОЖДЁННОГО» РУССКОГО ЯЗЫКА. СРАВНЕНИЕ «РОНЯЯ, КАК ЖЕМЧУГ, СЛОВА» В ТЕКСТЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ЯЗЫКА, И ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ. У бедной твоей колыбели, ещё еле слышно сперва, рязанские женщины пели, роняя, как жемчуг, слова. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова.

2-я строфа Под лампой кабацкой неяркой на стол деревянный поник у полной нетронутой чарки, как раненый сокол, ямщик. Ямщик – традиционный персонаж русского песенного фольклора, часто человек трагической судьбы. Соответственно употреблено сравнение « как раненый сокол» « Ямщик в русской культуре – это воплощение русского характера, и появление в стихотворении этого образа служит знаком того, что главные черты «русскости» (задушевность, стойкость в несчастье, поэтичность) присущи и языку». М.Р. Шумарина.

3-я строфа Ты шёл на разбитых копытах, в кострах староверов горел, стирался в бадьях и корытах, сверчком на печи свиристел. Здесь поэт использовал приём метонимии: действия связаны не с самим языком, а с его носителями, которых он сопровождает и в крупных исторических событиях,и в повседневном быту. Образ сверчка прослеживает связь с такими пословицами как: Сверчок наперёд хозяина в новый дом перебирается. Была бы изба, а сверчки будут.

4-я строфа Ты, сидя на позднем крылечке, закату подставя лицо, забрал у Кольцова колечко, у Курбского занял кольцо.

5-я строфа Вы, прадеды наши, в неволе, мукою запудривши лик, на мельнице русской смололи заезжий татарский язык. 6-я строфа Вы взяли немецкого малость, хотя бы и больше могли, чтоб им не одним доставалась учёная важность земли.

7-я строфа Ты, пахнущий прелой овчиной И дедовским острым кваском, Писался и чёрной лучиной, И белым лебяжьим пером. В данных строфах Я.Смеляков говорит о функционировании языка. Выделенная строка демонстрирует интерактивную связь со стихотворением И.А.Бунина «Слово» 8-я строфа Ты – выше цены и расценки- в году сорок первом, потом писался в немецком застенке на слабой извёстке гвоздём. Умейте же беречь Хоть в меру сил в дни злобы и страданья Наш дар бессмертный – речь!

9-я строфа Владыки и те исчезали Мгновенно и наверняка, Когда невзначай посягали На русскую суть языка. В заключительной строфе прослеживается интерактивная связь со стихотворением А.А.Ахматовой «Мужество». И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём Навеки!

Стихотворение имеет неторопливую торжественную интонацию и ровный ритмический рисунок на протяжении всего текста. Их обеспечивает амфибрахий с перекрёстным чередованием мужской и женской рифмы. Ритм подчёркивается Окончанием предложений, словосочетаний, вводных и вставных конструкций, которые совпадают с концами стихотворных строк. Синтаксическими повторами, перечислитель- ными рядами. ( строфы 3, 4) Конструкциями однотипного синтаксического строения, включающими лексические повторы (строфы 5,6,7,8.)

1.Слова, воспринимаемые читателями как высокие: Прадеды, неволя, лик, владыки, посягали. 2. Хронологически отмеченная лексика: Колыбель, кабацкий, чарка, ямщик, чёрная лучина, лебяжье перо. 3. Традиционные народно-поэтические сравнения: Лебяжье перо, как раненый сокол. 4. Риторические адресации: Лирический герой в 3-ей и 4-ой строфах обращается к языку, говоря о нём во 2-м лице. В 5-ой строфе условным адресатом выступают «прадеды наши»

Ярослав Васильевич Смеляков создал образ русского языка, который вобрал в себя историю народа ( = государства), впитал все особенности национальной культуры, всегда был духовной опорой народа и который осознаётся как высшая ценность, а потому непобедим. Метаязыковые суждения лирического героя соответствуют представлениям всех русских людей о родном (русском) языке.