Гоголевские традиции в повести Сергея Довлатова «Заповедник» Выполнила ученица 11 «А» класса Мишина Екатерина 2010 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с текстом Урок комплексного повторения В 10 классе.
Advertisements

Контрольный тест по теме «Галерея помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» 9 класс Составила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 35 г. Н.Новгорода.
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 20 г. Ставрополя Новикова Дина Николаевна Презентация к уроку «Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа» (На.
Выполнила ученица 9Акласса Ким Анастасия. Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное.
История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
«Ионыч». Урок-исследование По 6 главе поэмы Гоголя «Мертвые души»
Гоголевские мотивы в романе И.А.Гончарова «Обломов». Урок-исследование.
М.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души» Характеристика Манилова Что мы узнаём о характере Манилова, знакомясь с его усадьбой? Что мы узнаём о характере Манилова,
Презентация по литературе на тему: «Плюшкин- «прореха на человечестве.» Выполнили ученики 9«А» класса Мельников Алексей, Тещин Антон, Федотов Антон, Гроза.
Урок подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.
Человек, любящий, умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья - это книги. Книги встречают нас с.
Историзм Н.В.Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья» Н.А.Некрасов.
Сопоставление Плюшкина с другими помещиками в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Повесть Н.В. Гоголя «НОС» …Сбежал от меня…НОС…тот, кто ко мне этого подлеца представит, получит достаточное вознаграждение…
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Образ Запорожской Сечи в повести. Урок 2.
Презентация к уроку литературы. 7 класс год - «Детство» 1914 год -«В людях» 1925 год - «Мои университеты» Повесть «Детство» - история детской души,
Образ помещика Собакевича в поэме «Мертвые души».
Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять Презентация подготовлена учащимися 7 класса к рассказу В.Распутина «Уроки французского» после анализа.
РУССКИЙ САТИРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ И ГЕРОИ ПОЭМЫ Н.В.ГОГОЛЯ « МЕРТВЫЕ ДУШИ» Тарасенко Марина Геннадиевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 93 Советского.
Образы крестьян и помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Проект для учащихся 9 класса.
Транксрипт:

Гоголевские традиции в повести Сергея Довлатова «Заповедник» Выполнила ученица 11 «А» класса Мишина Екатерина 2010 г.

Цель работы: выявление гоголевских традиций в повести С. Д. Довлатова «Заповедник»; выявление гоголевских традиций в повести С. Д. Довлатова «Заповедник»; сопоставление композиционных принципов создания сатирических образов у Н. В. Гоголя и С. Д. Довлатова сопоставление композиционных принципов создания сатирических образов у Н. В. Гоголя и С. Д. Довлатова

…Сила смеха, которого у меня… был запас, поможет мне так ярко изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашёл их в себе самом… Н.В. Гоголь. «Авторская исповедь» Когда вы читаете замечательную книгу… вы вдруг отрываетесь на мгновение и беззвучно произносите такие слова: «Боже, как глупо, пошло и лживо я живу! Как я беспечен, жесток и некрасив! Сегодня же, сейчас же начну жить иначе достойно, благородно и умно…» С.Д. Довлатов. «Блеск и нищета русской литературы»

произведения о своей стране, предназначенные русскому читателю, писались Гоголем и Довлатовым вдалеке от России; произведения о своей стране, предназначенные русскому читателю, писались Гоголем и Довлатовым вдалеке от России; синтез жанров - сочетание в одном произведении лирической и сатирической направленности; синтез жанров - сочетание в одном произведении лирической и сатирической направленности; использование житейского эпизода, близкого к анекдоту; использование житейского эпизода, близкого к анекдоту; сатирическое изображение типичных характеров с «истинно русскими коренными свойствами»; сатирическое изображение типичных характеров с «истинно русскими коренными свойствами»; мотив дороги – один из основных в творчестве писателей; мотив дороги – один из основных в творчестве писателей; Общие черты поэтики Н. В. Гоголя и С. Д. Довлатова:

«Заповедник» Это повесть Сергея Довлатова, в центре сюжета которой ленинградский интеллигент по фамилии Алиханов, устраивающийся на летнюю работу экскурсоводом в Пушкинский музей в Михайловском (Псковская область). Этот заповедник – клетка для гения, эпицентр фальши, изолированная от остального мира «зона культурных людей». Прототипом Алиханова в Заповеднике был избран Иосиф Бродский, пытавшийся получить в Михайловском место библиотекаря. В то же время, Алиханов – это и бывший надзиратель из Зоны, и сам Довлатов, переживающий мучительный кризис, и – в более широком смысле – всякий опальный талант.

Композиционные принципы создания образов С. Д. Довлатов использует те же принципы композиции образа, что и Н. В. Гоголь: говорящие фамилии; говорящие фамилии; прямая авторская характеристика; прямая авторская характеристика; описание поселения, хозяйства; описание поселения, хозяйства; описание домашней обстановки, которая помогает понять характер хозяина; описание домашней обстановки, которая помогает понять характер хозяина; описание внешнего облика, в котором проявляется сходство с тем или иным животным; описание внешнего облика, в котором проявляется сходство с тем или иным животным; речевая характеристика; речевая характеристика; изображение торга изображение торга

Сходство в создании сатирических образов у Гоголя и Довлатова У Н. В. Гоголя У С. Д. Довлатова Описание поселения, хозяйства Описание усадьбы Манилова: «…Темнели вдоль и поперёк серенькие бревенчатые избы… нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно … Для пополнения картины не было недостатка в петухе, предвозвестнике переменчивой погоды, который, несмотря на то что голова продолблена была до самого мозгу носами других петухов по известным делам волокитства, горланил очень громко и даже похлопывал крыльями, обдёрганными, как старые рогожки». Описание усадьбы Манилова: «…Темнели вдоль и поперёк серенькие бревенчатые избы… нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно … Для пополнения картины не было недостатка в петухе, предвозвестнике переменчивой погоды, который, несмотря на то что голова продолблена была до самого мозгу носами других петухов по известным делам волокитства, горланил очень громко и даже похлопывал крыльями, обдёрганными, как старые рогожки». « Некрашеные серые дома выглядели убого. Колья покосившихся изгородей были увенчаны глиняными сосудами. В накрытых полиэтиленом загонах суетились цыплята. Нервной мультипликационной походкой выступали куры. Звонко тявкали лохматые приземистые собаки».

Описание усадьбы Плюшкина: «Какую- то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо ; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбр». «Хозяйства у Михал Иваныча не было. Две худые собаки, которые порой надолго исчезали. Тощая яблоня и грядка зелёного лука…» Описание домашней обстановки У Коробочки: «Окинувши взглядом комнату, он теперь заметил, что на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче». У Коробочки: «Окинувши взглядом комнату, он теперь заметил, что на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче». У Плюшкина: «Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражён представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный У Плюшкина: «Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражён представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный «Дом Михал Иваныча производил страшное впечатление. На фоне облаков чернела покосившаяся антенна. Крыша местами провалилась, оголив неровные тёмные балки. Стены были небрежно обиты фанерой. Треснувшие стёкла заклеены газетной бумагой. Из бесчисленных щелей торчала грязная пакля. «Дом Михал Иваныча производил страшное впечатление. На фоне облаков чернела покосившаяся антенна. Крыша местами провалилась, оголив неровные тёмные балки. Стены были небрежно обиты фанерой. Треснувшие стёкла заклеены газетной бумагой. Из бесчисленных щелей торчала грязная пакля. В комнате хозяина стоял запах прокисшей еды. Над столом я увидел цветной портрет Мао из «Огонька». Рядом широко улыбался Гагарин. В комнате хозяина стоял запах прокисшей еды. Над столом я увидел цветной портрет Мао из «Огонька». Рядом широко улыбался Гагарин.

стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину… На бюро, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни жёлтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплёте с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих ещё до нашествия на Москву французов». В раковине с чёрными кругами отбитой эмали плавали макароны. Ходики стояли. Утюг, заменявший гирю, касался пола… Соседняя комната выглядела ещё безобразнее. Середина потолка угрожающе нависла. Две металлические кровати были завалены тряпьём и смердящими овчинами. Повсюду белели окурки и ». В раковине с чёрными кругами отбитой эмали плавали макароны. Ходики стояли. Утюг, заменявший гирю, касался пола… Соседняя комната выглядела ещё безобразнее. Середина потолка угрожающе нависла. Две металлические кровати были завалены тряпьём и смердящими овчинами. Повсюду белели окурки и яичная скорлупа».

Изображение торга У Манилова: « Теперь остаётся условиться в цене… Как в цене? сказал опять Манилов и остановился. Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души, которые в некотором роде окончили своё существование? Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя». У Манилова: « Теперь остаётся условиться в цене… Как в цене? сказал опять Манилов и остановился. Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души, которые в некотором роде окончили своё существование? Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя». У Ноздрёва: « Ну, послушай, чтоб доказать тебе, что я вовсе не какой- нибудь скалдырник, я не возьму за них ничего. Купи у меня жеребца, я тебе дам их в придачу Ну так купи собак …так купи у меня шарманку». У Ноздрёва: « Ну, послушай, чтоб доказать тебе, что я вовсе не какой- нибудь скалдырник, я не возьму за них ничего. Купи у меня жеребца, я тебе дам их в придачу Ну так купи собак …так купи у меня шарманку». « Сколько платить? А нисколько. То есть как? спрашиваю. А вот так. Неси шесть бутылок отравы, и площадь за тобой. Нельзя ли договориться более конкретно? Скажем, двадцать рублей вас устраивает? Хозяин задумался: Это сколько будет? Я же говорю двадцать рублей. А если на кир перевести? По рупь четыре? Девятнадцать бутылок «Розового крепкого». Пачка «Беломора». Два коробка спичек, отчеканил Толик. И два рубля подъёмных, уточнил Михал Иваныч. Я вынул деньги».

Как показан внешний облик Михал Иваныча? «Тотчас высунулась багровая рожа, щедро украшенная синими глазами». В обрисовке внешности Михал Иваныча используются резкие слова, открыто выражающие презрительное отношение к персонажу. (В. В. Гиппиус писал о Гоголе: он «откровенно рисует не лица, а рожи, причем рожи человеческие переходят в звериные…») Дается ли прямая авторская характеристика при изображении Михал Иваныча? В повествовании звучит прямая авторская характеристика: «Миша – человек безрассудный, я понимаю, но добрый и внутренне интеллигентный…» В этих словах проявляется сочувствие автора к своему герою.

Речевой характеристике Довлатов придавал особенно большое значение: «Его речь была организована примечательно. Членораздельно и ответственно Михал Иваныч выговаривал лишь существительные и глаголы. Главным образом, в непристойных сочетаниях. Второстепенные же члены употреблял Михал Иваныч совершенно произвольно. Какие подвернутся. Я уже не говорю о предлогах, частицах и междометиях. Их он создавал прямо на ходу. Речь его была сродни классической музыке, абстрактной живописи или пению щегла. Эмоции явно преобладали над смыслом». Почему так зримо представляем мы Михал Иваныча, слышим его как живого?

Заключение Как видим, для поэтики Довлатова чрезвычайно характерен язык художественных ассоциаций и уподоблений. В его произведениях посредством обращения к текстам русских классиков XIX века Пушкина, Лермонтова, Гоголя прочитывается потаённое желание автора поведать читателю, как и ради чего надо жить.

Спасибо за внимание