Проект: Презентация урока - семинара Тема: «Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно - выразительных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конкурс - смотр творческих работ студентов ГБОУ СПО МО НТЭТ Творческая работа - исследование на тему : « Художественный стиль речи, его основные признаки.
Advertisements

Стилистические фигуры Стилистическая фигура - оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Среди них.
Антитеза резкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. резкое противопоставление.
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
К уроку русского языка в 10 классе Учитель: А.С.Мезина МОУ СОШ 1 г.Светлый.
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 ст. Ольгинской, Приморско-Ахтарского района, Уринова Н.А. М. Ю. Лермонтов Парус.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Э ЛЛИПСИС, УМОЛЧАНИЕ, РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ. С ОДЕРЖАНИЕ Эллипсис Умолчание Риторическое обращение.
Выразительные средства текста Презентация открытого занятия элективного курса в 8 «Б» класса Презентация открытого занятия элективного курса в 8 «Б» класса.
Роль средств выразительности языка в поэзии М.Ю Лермонтова Исполнитель: Бабина Валерия, ученица 4 класса школы 201 «Согласие»
1 2 Пивашёва Татьяна Акмухамедова Татьяна Древаль Татьяна Владимировна.
Урок русского языка 11 «Б» класс Учитель Юманова Татьяна Викторовна.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Презентационное сопровождение к уроку русского языка 8 класс Тема: «Однородные члены предложения. Стилистические функции однородных членов. Изобразительные.
Подготовили ученицы 6 B класса Балуева Екатерина и Галкина Ирина.
Лексические образные средства речи СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
СТИЛИ РЕЧИ Презентация преподавателя русского языка Ситчихиной Елены Михайловны.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
Тема урока: «Мотивы одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова. Стихотворение «Парус»»
Транксрипт:

Проект: Презентация урока - семинара Тема: «Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно - выразительных средств» Наименование организации: ГБОУ СПО МО НТЭТ ФИО автора: Жигарева Ольга Николаевна – преподаватель русского языка

Урок – семинар – нестандартная творческая форма обучения Специфика: самостоятельная подготовка по частной теме, сообщения студентов по темам, обсуждение всеми присутствующими заслушанного, подведение итогов обсуждения темы преподавателем 1

Цель семинара: образовательные: систематизация и обобщение сведений об особенностях художественного стиля, знакомство с выразительными средствами языка; практические: формирование умений и навыков находить в художественном тексте стилистические фигуры, объяснять их роль в произведении; воспитательные: воспитание уважительного отношения к родному языку; формирование интереса и уважения к художественной литературе; развивающие: гармоническое сочетание учебной деятельности с деятельностью научно-исследовательской и творческой. 2

Особое место художественного стиля в стилистической системе русского языка 3 «…Язык художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями, типами и разновидностями книжно- литературной и народно- разговорной речи… Ученый-лингвист Виноградов В. В. (1895 – 1969) Ученый-лингвист Виноградов В. В. (1895 – 1969)

Особенности стиля художественной литературы: функции Основная функция - функция эмоционально-эстетического воздействия на читателя; 4 Сфера применения: художественные произведения Мороз и солнце, день чудесный. Еще ты дремлешь, друг сердечный. Пора, красавица, проснись, Открой сомкнуты негой взоры Навстречу солнечной Авроры звездою севера явись…А.С. Пушкин «Зимнее утро»

воздействие путем словесного художественного изображения жизни; Особенности стиля художественной литературы. воздействие достигается при помощи художественных образов, которые создаются мастерами слова благодаря наличию в языке разнообразных выразительных средств и стилистических приемов. 5 Задачи стиля: передача отношения к окружающему, создание художественных образов…; художественную речь характеризуют образность, выразительность, эмоциональность, оценочный характер речи;

Особенности стиля художественной литературы Языковые средства (лексические, грамматические): 6 привлечение лексических и синтаксических средств других стилей для большей выразительности… сочетание языковых средств разных стилей (в том числе и разговорных); широкое использование изобразительно- выразительных средств языка (стилистических фигур, тропов);

Язык произведений Шолохова Яркий и самобытный язык М.А. Шолохова - умелое использование диалектизмов: изба, дом, курень, база … 7 Казачий курень М.А. Шолохов ( )

А. П. Гайдар (Голиков) Язык произведений А. Гайдара 8 подтвердите положение об использовании авторами художественных произведений языковых средств разных стилей. Найдите в предложении разговорные слова и подберите к ним нейтральные. «Наконец под вечер, когда и люди, и кони уже порядком устали, ямщик сказал: «Ну, вот и приехали, за этим мыском поворот». Весело взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани дернули, и они дружно плюхнулись в сено». Задание:

Слово Стилистические приемы создания выразительности художественной речи 9 несет определенную информацию служит средством эстетического воздействия на читателя Некоторые стилистические фигуры созданы на базе конструкций с однородными членами предложения: перечисление, противопоставление, градация, многосоюзие, бессоюзие… достигается при помощи художественных образов, которые создаются мастерами слова благодаря наличию в языке разнообразных выразительных средств и стилистических приемов…

Перечисление Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды... А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава 7 10 – стилистическая фигура, представляющая собой ряд однородных членов. Выразительность перечисления состоит в создании экспрессивного описания

– стилистическая фигура, созданная на основе включения в предложения антонимических однородных членов с союзами а, но, зато: Противопоставление 11 Он собственно не шел, а влачился (А.И. Куприн).

– стилистическая фигура, основанная на постепенном усилении или ослаблении проявления какого-либо признака или действия: Градация Ополоумевший дирижёр, не отдавая себе отчета в том, что делает, взмахнул палочкой, и оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязности своей марш. М.А Булгаков «Мастер и Маргарита» 12

Многосоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов: 13 Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда- то в бесконечность Короленко В. Г.

Бессоюзие - намеренный пропуск союзов: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет… А. Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека 14

Особенности построения синтаксических конструкций Особенности синтаксического построения простых и сложных предложений являются основанием для многих стилистических фигур речи: 15 параллелизм антитеза инверсия эллипсис умолчание риторический вопрос риторическое обращение

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения: 16 Твой ум – глубок, как море, твой дух – высок, как горы Брюсов

– резкое противопоставление противоположных понятий: Антитеза 17 Где стол был яств, там гроб стоит. Г.Р. Державин «На смерть князя Мещерского

Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова. А.С. Пушкин «Пиковая дама» Инверсия 18 – особое расположение слов, нарушающее обычный порядок:

Эллипсис – пропуск какого-нибудь подразумеваемого члена предложения: 19 Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги. В.А. Жуковский

Умолчание Нет; я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть.А.С. Пушкин «Скупой рыцарь» 20 – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о том, что именно осталось недосказанным:

Риторический вопрос Риторическое восклицание Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! «Вечера на хуторе близ Диканьки» 21 Н.В. Гоголь ( )

Комментированное упражнение 1. И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды, и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы… 2. Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… 3. Швейцара мимо он стрелой. 4. Смотри - растопырила ноги как. 5. Офицер - из пистолета. Теркин - в мягкое штыком. 6. И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят и о берег бьют… 7. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! 22

(от др.-греч. τρόπος - оборот) - в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. метафора м етонимия с инекдоха о лицетворение э питет г ипербола Троп л итота с равнение п ерифраза а ллегория и рония … 23

Задание: Выборочное упражнение 24 укажите, чем они выражены (словом, словосочетанием, предложением). выпишите сначала сравнения, потом – эпитеты. в приведенных ниже предложениях выделите сравнения и эпитеты.

Осложненное упражнение: анализ выразительных средств стихотворения Прочитайте выразительно стихотворение и укажите его изобразительно-выразительные средства. Выпишите известные вам выразительные средства и назовите их. 25

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Анализ выразительных средств стихотворения 26

Отметьте в отрывке из повести А.П. Чехова «Степь», при помощи каких языковых средств автор достигает художественной выразительности в описании грозы. Выпишите слова, в которых пропущены буквы, вставьте нужную букву и объясните свой выбор. Домашнее задание 27 найдите примеры стилистических фигур в художественных произведениях, которые вы изучаете на уроках литературы.

Информационное обеспечение Основные источники: 1. Герасименко Н.А., Канафьева А. В., Леденева В.В. и др. Русский язык: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н.А. Герасименко. – М.: Издательский центр «Академия», Греков В.Ф. Русский язык классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 4-е изд. – М: Просвещение, Русский язык и культура речи: Учебное пособие/О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др./ Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФА-М, Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). – 2-е изд. – М., Дополнительные источники: Изображение «Книжная выставка»: фото из личного архива. Изображение «Новый Гоголь…»: фото из личного архива. Изображение «М. Цветаева»: фото из личного архива. Изображение «Узнавая новое»: фото из личного архива. Изображение: «Художественный стиль – язык художественной литературы»: фото из личного архива. Интернет – ресурсы: 1. Изображение «Портрет Пушкина»: 2. Изображение «Портрет В.В. Виноградова»: 3. Изображение «Гайдар»: 4. Изображение «Портрет Шолохова»: htm 5. Изображение: «Блок»: 6. Изображение: «Н.В. Гоголь»: 7. Изображение: «Перо и бумага»: 8. Изображение: «Казачий курень»: html 28