Русский язык – 8 класс. Предложение выполняет коммуникативную функцию, служит для передачи мыслей, чувств одного человека другому. Осложненные предложения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация на тему: «Обособление». Выделение второстепенных членов по смыслу называется обособлением. Языковым средством обособления служит интонация.
Advertisements

Урок русского языка Предложения с однородными членами. Составил Бозин Виталий, ученик 8 класса МОУ «Киртелинская СОШ»
Цель урока – выработать у учащихся умения и навыки видеть в тексте члены предложения, осложняющие его, и правильно расставлять знаки препинания. Простое.
Тема урока: «Предложение с однородными членами» Тип урока: обобщение и систематизация знаний Подготовка к ЕГЭ.
ОднородныеОднородные и неоднородные определения Обобщающие слованеоднородные Обобщающие слова 8 класс.
Знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Определение.
Обособленные определения и приложения Русский язык, 8 класс.
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Мстерская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района Юсова Ирина Викторовна.
1. ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕНИИ Обособление Обособление - смысловое выделение или уточнение части высказывания. В устной речи обособленные члены выделяются.
Тема: Однородные члены предложения. Однородные члены предложения Слова есть в русской речи, Не очень-то внешне похожие, Но, полномочия на них Поровну.
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием, деепричастным оборотом Обособленные члены предложения.
Тема урока: «Предложения с однородными членами» Класс 8 УМК В.В. Бабайцева.
Задание А21. Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства).
Предложения с обособленными членами Обособленные второстепенные члены (определения, приложения, обстоятельства).
Консультации по подготовке к ЕГЭ (пунктуация). Ловушка 1! В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными.
Сложные предложения Простые осложненные предложения Слово- сочетания
Занятие 9. Обобщающий тест по пунктуации в простом предложении.
Пр…ближаться, пр…езжать, пр…градить, пр…открыть, пр…клеить, пр…влечь, пр…хороший, пр…уменьшить, пр…вокзальный, пр…добрый, пр…глупый, пр…школьный, пр…нести,
Выполнила Корсакова Виктория, ученица 8 « Б » класса МБОУ города Костромы СОШ 38.
Обособленные члены предложения – это члены предложения, выделенные интонационно при произношении и при помощи знаков препинания на письме. Это обособленные.
Транксрипт:

Русский язык – 8 класс

Предложение выполняет коммуникативную функцию, служит для передачи мыслей, чувств одного человека другому. Осложненные предложения содержат, как правило, смысл большого объема, чем тот, который обычно выражается в неосложненных предложениях. К осложненным относятся предложения:. С однородными членами. С обособленными членамиС вводными и вставными конструкциями С обращениями

Однородные члены предложения Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксическую функцию. Туристы побывали в Крыму и на Кавказе. Однородные члены соединены между собой сочинительной связью Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб. Однородными могут быть и второстепенные члены предложения. Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья. Однородными могут быть распространенными, то есть иметь при себе зависимые слова. Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад. В предложении может быть несколько рядов однородных членов: Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишиневе, и в Псковской губернии. - = и и ии

Союзы при однородных членах предложения Соединительные 1. О и О … О да (=и) О … О также (=и) О… (тоже) Ни О, ни О, ни О и т.д. О и О, о и О и т.д. И О, и О, и О Разделительные 1. то О, то О, то О… Не то О, не то О… Или О, или О… Либо О, либо О… и др. Сочинительные Противительные 1.О, а О… О, но О… О, да (=но) О… О, зато О… О, однако О…

Запятая ставится между однородными членами перед противительными союзами: Меня поразили звуки приятной, но милой музыки При повторяющихся союзах после каждого однородного члена: Надо и знать, и любить, и беречь свою землю. Перед второй частью составных союзов: Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Запятая не ставится перед одиночным соединительным или разделительным союзом: Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Если два однородных члена предложения образуют устойчивое сочетание: и день и ночь, и смех и грех, ни да ни нет… Перед союзом, который объединяет однородные члены в пары: Счастье и горе, радость и боль – все это было.

По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики и зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. Всё человечество Каштанка делила на две неравные части: на хозяев и заказчиков. Примечание: Обобщающее слово может быть отделено от однородных членов другими членами предложения: Все хорошо: и песни, и работа, и право у костра встречать рассвет. 1. … : О, О Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев. 2. О.О - …3. : О, О - … Везде: на склонах горы, на ветвях деревьев –лежал снег. На склонах горы, на ветвях деревьев – всюду лежал снег.

Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру и т.д. Как однородные сочетаются одиночные прилагательные с причастными оборотами: Неоднородные определения, характеризуя предмет с разных сторон, обычно выражаются сочетаниями качественных и относительных прилагательных. Примечание. После определяемого слова неоднородные определения также произносятся с интонацией перечисления, и между ними ставится запятая: В пшенице густой, колосистой все утро мотор стрекотал. Царственный дубовый лес подступал к самым окнам Черные, белые, желтые, синие остановились машины у линии. Мы выезжаем из мрачного леса на великолепную, сияющую под солнцем поляну.

Тест для самоконтроля 1. В каких словосочетаниях и предложениях есть распространенные однородные члены: А) сильный, обильный, напористый дождь; Б)огромное хвойное дерево; В)Весенней яркостью цветов, свежестью запахов дышала земля. Г) тяжелые тучи. 2. В каких предложениях неверно поставлен знак препинания при однородных членах: А) Спешили, да опоздали. Б) Спешили, да успели к поезду. В) Очень торопились, но не успели. Г) Уходили и приходили, уносили и приносили груз, старались выполнить работу и выполнили ее. 3. В каком предложении допущена ошибка при расстановке знаков препинания: А) Звуки крепли, росли, захватывали в плен. Б) Звуки крепли, росли и музыка захватывала в плен. В) море шумит и плещется и вечно недовольно спорит с морем. Г) Луна выглядывала из-за тучи залила степь призрачным светом. 4. В каком предложении допущена ошибка при расстановке знаков препинания при обобщающем слове: А0 Все хорошо под сиянием лунным. Б) Вы прочитали: повести, рассказы, сказки, былины. В)В полях, лугах, горах – всюду кипела жизнь. Г) В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. 1. В каких словосочетаниях и предложениях есть распространенные однородные члены: А) сильный, обильный, напористый дождь; Б)огромное хвойное дерево; В)Весенней яркостью цветов, свежестью запахов дышала земля. Г) тяжелые тучи. 2. В каких предложениях неверно поставлен знак препинания при однородных членах: А) Спешили, да опоздали. Б) Спешили, да успели к поезду. В) Очень торопились, но не успели. Г) Уходили и приходили, уносили и приносили груз, старались выполнить работу и выполнили ее. 3. В каком предложении допущена ошибка при расстановке знаков препинания: А) Звуки крепли, росли, захватывали в плен. Б) Звуки крепли, росли и музыка захватывала в плен. В) море шумит и плещется и вечно недовольно спорит с морем. Г) Луна выглядывала из-за тучи залила степь призрачным светом. 4. В каком предложении допущена ошибка при расстановке знаков препинания при обобщающем слове: А0 Все хорошо под сиянием лунным. Б) Вы прочитали: повести, рассказы, сказки, былины. В)В полях, лугах, горах – всюду кипела жизнь. Г) В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Что такое обособление? Обособление – это выделение второстепенных членов по смыслу.

Выделенные второстепенные члены называются обособленными второстепенными членами На письме обособленные второстепенные члены выделяются запятыми, реже – тире. Обособленные определения Иван Васильевич, утомленный охотой, удалился в опочивальню. Обособленные обстоятельства Закашлявшись, он прервал свое пение Обособленные дополнения Путники, несмотря на усталость, отправились выше в гору.

Обособляются и выделяются на письме запятыми определения 1. Распространенные согласованные определения, если они стоят после определяемого слова, выраженного существительным: По чистому дну, усыпанному камнями, струится холодная вода. 2. Одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого слова, в особенности если перед ними уже есть определение: Ветер, холодный, пронизывающий, засвистал на корме. 3. Одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению: А он, мятежный, просит бури. 4. Одиночные и распространенные определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют обстоятельственное значение (причины, уступительное или временное): Усталая, она не могла идти дальше.

Задание: Запишите предложения, указывая графически обособленные определения и те слова, к которым они относятся. Какие именно условия обособления позволили выделить второстепенные члены как обособленные определения. 1.Она, утомленная долгой дорогой, поднялась в свою комнату. 2. Познавший много трудностей Горький прекрасно разбирался в людях 3.Офицеры, приезжавшие из армии, рассказывали подробности героических бов русских войск.

Обособление приложений Приложение – это определение, выраженное существительным Приложения обособляются: 1. Если относятся к личному местоимению: Я, ваш старинный брат и кум, пришел мириться к вам. 2. Если распространенные приложения стоят после определяемого слова: На стене висел старый синий мундир и его ровесница, треугольная шляпа. 3. Если приложение относится к имени собственному и стоит после него: Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. Нам помогал Ефрем Евсеев, очень добрый и любивший меня слуга. 4. Если приложение имеет добавочное обстоятельственное значение: Упрямец во всем, Илья Матвеевич оставался упрямцем в учении. (Приложение можно заменить: потому что был упрямец, будучи упрямцем.)

Знаки препинания пропущены в предложении с обособленными определениями и приложениями 1. Вдохновенные успехом мы решили продолжить восхождение. 2. Пахом кривой и рябой мужик смастерил Никите скамейку. 3. Сын крестьянина он сумел стать одним из лучших пианистов мира. 4. Дымная пелена весь день клубившаяся на горизонте стелется по небу. 5. На Вятке правом притоке Камы стоит город Киров. 6. Якуты тихий и вежливый народ встретили нас приветливо. 7. Мой спальный мешок сшитый из шкур пыжика служил мне пять лет. 8. Майор Григорьев человек лет пятидесяти сидел напротив меня. 9. Худое и бледное лицо его хранило следы былой красоты. 10. Усадьба Белый Ключ старинная вотчина Тулуповых стояла на берегу.

Проверь! 1. Вдохновенные успехом, мы решили продолжить восхождение. 2. Пахом, кривой и рябой мужик, смастерил Никите скамейку. 3. Сын крестьянина, он сумел стать одним из лучших пианистов мира. 4. Дымная пелена, весь день клубившаяся на горизонте, стелется по небу. 5. На Вятке - правом притоке Камы - стоит город Киров. 6. Якуты, тихий и вежливый народ, встретили нас приветливо. 7. Мой спальный мешок, сшитый из шкур пыжика, служил мне пять лет. 8. Майор Григорьев, человек лет пятидесяти, сидел напротив меня. 9. Худое и бледное, лицо его хранило следы былой красоты. 10. Усадьба Белый Ключ - старинная вотчина Тулуповых - стояла на берегу.

Примеры: 1. С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска. 2. Все слушали музыку затаив дыхание. 3.Вода, перекатываясь, урчала и гневно плескалась. Фразеологизмы сложа руки, сломя голову, спустя рукава, затаив дыхание не являются деепричастными оборотами. Он трудился не покладая рук.

Запятые пропущены в предложении с обособленными обстоятельствами 1. Споткнувшись незнакомец остановился. 2. Девушка принесла воды и беспрестанно восклицая омыла ему лицо. 3. Саша растерянно оглядываясь и ничего не понимая улыбался. 4. Михеич слушал его молча. 5. Прежде то есть до приезда в деревню они жили в большом городе. 6. Женщина размышляя о чем-то и не слушая меня смотрела в окно. 7. Князь остановился и склонившись к Рудневскому сказал что-то тихо. 8. Поднявшись Рудневский протянул ему рук. 9. Антон радостно вскрикнув и подскочив на месте бросился к отцу. 10. Увидев его несчастные протянули к нему руки. 11. Крестьяне лишившись жилищ и не желая побираться приставали к шайкам разбойников.

Проверь! 1. Споткнувшись,незнакомец остановился. 2. Девушка принесла воды и, беспрестанно восклицая, омыла ему лицо. 3. Саша, растерянно оглядываясь и ничего не понимая, улыбался. 4. Михеич слушал его молча. 5. Прежде, то есть до приезда в деревню, они жили в большом городе. 6. Женщина, размышляя о чем-то и не слушая меня, смотрела в окно. 7. Князь остановился и, склонившись к Рудневскому, сказал что-то тихо. 8. Поднявшись, Рудневский протянул ему рук. 9. Антон, радостно вскрикнув и подскочив на месте, бросился к отцу. 10. Увидев его, несчастные протянули к нему руки. 11. Крестьяне, лишившись жилищ и не желая побираться, приставали к шайкам разбойников.

Тест для самоконтроля 1. Какие члены предложения могут обособляться: А)подлежащее б)сказуемое в)второстепенные члены г)определение 2. Когда обособляется согласованное определение, выраженное прилагательным или одиночным причастием: А) всегда б)перед определяемым словом в)после определяемого слова г)когда определяемое слово выражено личным местоимением 3. Когда не обособляется определение, выраженное причастным оборотом: А)если стоит перед определяемым словом б) если стоит после определяемого слова в)если относится к личному местоимению 4. В каком предложении допущена ошибка в обособлении определений: А) Она утомленная долгой дорогой поднялась в свою комнату. Б)А он, мятежный, просит бури. В) Познавший много трудностей, Горький прекрасно разбирался в людях. 5. Когда обособляется обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием или деепричастным оборотом: А) перед определяемым словом б)после определяемого слова в) всегда г) может обособляться, а может нет: 6. В каких предложениях допущены ошибки в постановке знаков препинания: А) Мы покинули дом, ни с кем не простившись. Б)Несмотря на свой преклонный возраст рыбак быстро поставил сеть. В)Как прекрасный врач, А.П. Чехов часто помогал своим больным соседям. Г) Крокодил или аллигатор очень опасное животное. 7. В каких случаях не обособляется деепричастный оборот: А)стоит после определяемого слова б) стоит перед определяемым словом в)стоит в конце предложения г) является фразеологизмом

Обособление уточняющих членов предложения 1. Чаще всего уточняются обстоятельства места и времени. 2. Уточняющие члены могут стоять только после уточняемого члена предложения.. Там, справа от входа, стояло огромное зеркало. Вчера, около десяти часов вечера, мы с друзьями собрались на берегу озера. 3. При уточнении можно использовать слова : то есть, или. Употребляются для уточнения слова: кроме, помимо, сверх, включая, наряду и др. Никто, кроме местных мальчишек, не радовался создавшейся ситуации

Знаки препинания при обращении Обращение _ это слово, называющее того, к кому обращаемся с речью. 1. Я люблю тебя, Россия.. 2. Ты мне, Родина родная, вольной волей дорога. 3. О Русь! Взмахни крылом. 4. Он был, о море, твой певец.

Знаки препинания при вводных словах и предложениях 1. Он, к сожалению, не приехал вовремя. 2.Швабрин, по-моему, не ожидал такого поворота событий. 3. Пугачев, без сомнения, готов был защищать сироту. 4. Итак, решение было принято. 5. Мы, скажем, не очень разобрались в этом деле и об этом скажем. Вводные слова – особые слова, с помощью которых мы выражаем свои чувства, свою точку зрения, свое отношение к тому, что мы сообщаем.

Литература: Богданова Г.А. Рабочая тетрадь для 9 класса Е.Н. Чендулаева «Грамматика русского языка в таблицах», Учебник русского языка 9 класс. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Литература: Богданова Г.А. Рабочая тетрадь для 9 класса Е.Н. Чендулаева «Грамматика русского языка в таблицах», Учебник русского языка 9 класс. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.