Мастер-класс Учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 15 аула Агуй-Шапсуг Маргариты Юрьевны Мафагел.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование опорных схем на уроках русского языка- один из способов формирования информационных и коммуникативных компетентностей Учитель русского языка.
Advertisements

Существительное прилагательное наречие на О-Е глагол, деепричастие Раздельно Кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются Раздельно, если есть: 1.
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Работу выполнила Макарова Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы ГОУ средней.
Правописание приставок ПРЕ - и ПРИ - Составила: Махова Н. С. Таллиннская Мустамяэская реальная гимназия.
Написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- Сложные слова с ПОЛ- пишутся через дефис, если второй корень начинается с буквы Л, с гласной, а также с большой буквы. В.
Опорные схемы Слитное и раздельное правописание не с разными частями речи Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Вадская СОШ» Скудина Галина Викторовна.
Начало темы. обобщить материал по теме: «Различение на письме частиц НЕ (НИ) и приставок НЕ (НИ)».
П РИСТАВКИ ПРЕ, ПРИ. Выполнила ученица 5 класса Н ученица 5 класса Н Щепелева Софья Щепелева Софья.
Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи Цель урока: обобщение и повторение сведений о служебных частях речи; закрепление.
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ Фронтальная работа с классом. Выполнение задания «Проверь себя!» 1.Определи,какие слова являются однозначными,
Правописание приставок Презентацию выполнила: Ястребова Е.А.
Написание НЕ с различными частями речи Повторение орфографии. 9 класс.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Правописание НЕ и НИ Слитное и раздельное написание. Ильгиз Валеев 10Б.
Давно это было. Никто и (не) вспомнит сейчас, почему частица НЕ была всегда такой капризной и (не)послушной. Глагол она отвергала с (не)годованием. -(Не)
Дистанционные курсы Трудные вопросы орфографии Здравствуйте! Занятие 6 Правописание приставок 1.
1.На конце слова после любого мягкого согласного, кроме шипящих. Конь, изморозь, фонарь. 2.В середине слова: а) после мягкого л, стоящего перед любым.
Урок русского языка в 6 классе в 6 классе Правописание НЕ с существительными.
Страница электронного учебника «П риставки пре- и при-»(фрагмент) Пре-= «от себя»При-=«к себе» 1.Значения приставок 1.Высшая степень, «очень»:предобрый.
Семинар для учителей русского языка и литературы «Проведение промежуточного муниципального мониторинга образовательных достижений учащихся 9-х классов.
Транксрипт:

Мастер-класс Учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 15 аула Агуй-Шапсуг Маргариты Юрьевны Мафагел

Стоит ступить на дорогу и дать волю ногам, и ты не знаешь, куда они тебя приведут. Джон Рональд Руэл Толкин, профессор Оксфордского университета.

Приемы и формы работы с теоретическим материалом Составление опорных схем по материалу учебника.

ЗАДАНИЕ. ВНИМАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЕ МАТЕРИАЛ ПАРАГРАФА И СОСТАВЬТЕ КЛАСТЕР.

Глагол, деепричастие. Существительное, прилагательное, наречие на –о, -е. Причастие. Отрицательное местоимение, отрицательное наречие. Пишутся раздельно, кроме случаев (см.1). Не смеяться, не смеясь. Раздельно: 1. Если есть противопоставление с союзом А. Не правда, а ложь. Не правдивый, а лживый. Не правдиво, а лживо. 2. Если есть вспомогательные слова: далеко не, вовсе не, отнюдь не, нисколько не, ничуть не. Отнюдь не близко. 3. Если отрицание подразумевается. Это не Москва. Слитно: В остальных случаях. Неправда – это ложь. Раздельно: 1. Если есть зависимое слово. Еще не выученное правило. 2. Если есть противопоставление с союзом А. Не идущий, а бегущий человек. 3. В краткой форме. Правило не выучено Слитно: В остальных случаях. Невыученное правило. 1. НЕ пишется под ударением, НИ без ударения. Некого, никто, негде, нигде. 2. Если у местоимения есть предлог, то пишется в три слова. Не у кого, ни с кем, не над чем, ни о ком. Запомнить! Никто иной не; ничто иное не; не кто иной, как; не что иное, как. 4. СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦ. ЗАДАНИЕ. ОБЪЕДИНИТЕ МАТЕРИАЛ П.64 В ТАБЛИЦУ, СОСТАВЬТЕ АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ.

3. СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТА. ЗАДАНИЕ. СОСТАВЬТЕ КОНСПЕКТ П.11 (МАТЕРИАЛ НЕ РАЗДЕЛЕН НА ПОДТЕМЫ, НУЖНО САМИМ НАЙТИ И РАЗДЕЛИТЬ), ОПИРАЯСЬ НА ПЛАН: 1) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМА; 2) ПРИЗНАКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ; 3) ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ. 1. Устойчивые словосочетания, которые воспроизводятся в речи, извлекаются из памяти, называются фразеологизмами. 2. Признаки фразеологизма: обозначают определенное понятие; обозначают единое по смыслу, нечленимое понятие; вариативность (перемывать косточки – перемалывать косточки); являются одним членом предложения; заменяются одним словом. 3. Источники фразеологизмов. Из произведений устного народного творчества (сказка про белого бычка). Профессиональные выражения (тянуть лямку). Из античной мифологии (ахиллесова пята). Из церковной литературы (заблудшая овца). Из научной литературы (мильон терзаний). Из художественной литературы (человек в футляре).

ПОЛ- Правило Юли Пол - Ю Перед заглавной буквой Пол-Москвы Л Перед ЛПол-лимона И Перед гласной Пол-арбуза

Правописание приставок ПРЕ- ПРИ-. ПРЕ- *= очень *присоединение, приближение приехать ПРИ- преувеличить *близость пригород * = пере * непалное действие присесть прервать * действие, выполненное до конца придумать * действие, выполненное в своих интересах припрятать

Словарные слова. Запомни: Примадонна ПриемлемыйПреамбула ПресмыкатьсяПревалировать Приватный ПримитивныйПревыше ПреставитьсяПревратный Притвор ПриоритетПрегрешение ПрестарелыйПревентивный Примат ПритязаниеПредикат ПрестижПрезентация Привидение ПрихотливыйПрезумпция ПрестолПреисполнен ный Привилегия ПричудливыйПреиспод ня (я) Претендент Прельстить Пригожий ПриверженецПрейскурант ПрепоныПренебрежение Прибаутка Предприимчи вый Прекословить ПреуспеватьПреподнести

Различай! ПРЕбывать -находиться ПРЕклониться -уважать (преклонный) ПРИбывать -приезжать ПРИклониться -нагибаться ПРЕвратный -ложныйне ПРЕложный -неоспоримый ПРИвратник -сторож ПРИложить -добавить ПРЕдать, предаться изменить, передать ПРЕступить -нарушить ПРИдать -добавить ПРИступить -начать ПРЕдел -граница ПРЕтворить -осуществить ПРИдел -пристройка ПРИтворить (ся) -закрыть, прикинуться ПРЕемник -продолжатель ПРЕходящий -временный ПРИемник -для приема ПРИходящий -который приходит ПРЕткновение -помеха, препятствие ПРЕдержащиевласть ПРИткнуть -сунуть ПРИдержать -непал. действ. ПРЕзирать -не уважать ПРЕскорбныйочень ПРИзирать -заботиться ПРИскорбныйфакт ПРЕуменьшить -очень ПРЕумножить -очень ПРИуменьшить -слегка ПРИумножить -слегка НО: ПРЕувеличить

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. ЗАДАНИЕ. ПРЕДЛОЖИТЕ МНЕМОНИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ЗАПОМИНАНИЯ. К п.5. «Паронимы». Одеть Надежду, Надеть одежду.

7. СОЗДАНИЕ ПРОЕКТОВ. Многие ученые до сих пор спорят о том, можно ли считать категорию состояния самостоятельной частью речи. Найдите в п.56 доказательства этого или опровержение. Найдите в п.56 доказательства этого или опровержение.

8. ВЫБОРОЧНОЕ КОНСПЕКТИРОВАНИЕ. Многие параграфы содержат очень объемный теоретический материал. Так п.34 «Правописание падежных окончаний имен существительных» разместился на стр.119 – 121. Здесь упоминаются как частые случаи правописания, так и редкие. ЗАДАНИЕ. выписать те случаи правописания, которые им не знакомы.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ОБРАБАТЫВАТЬ МАТЕРИАЛ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ выписать ключевые слова; составить таблицу (п.33 «Имя существительное») Знаю (до знакомства с параграф ом) Узнал новое (после знакомства с параграф ом) Хочу узнать больше

Проверяем, закрепляем. В качестве тренировки предлагаю типовые тестовые задания, позволяющие детально проработать каждую тему. Раздаточный материал готовлю с учётом психолингвистических закономерностей работы с языковым материалом: А1 – звук, слог. А2, А3 – слово. А4, А5 – словосочетание, предложение. А6, А7 – текст. А8-А10 – морфология, синтаксис. А11 – слово, лексическое значение. А12-А18 – орфография. А19-А26 – словосочетание, предложение. А27-А30, В1-В8, С1 – текст.

При выполнении задания А25 в сложном предложении с разными видами связи союз то нам подсказывает, что на месте цифры 2 запятая не нужна. то [ ],(1) и (2) (когда…), (3) [ ], (4) (..).

Приемы и формы работы с практическими заданиями и упражнениями.

Упражнения можно разделить по функции на тренировочные, контролирующие, развивающие, творческие. Приведу несколько примеров упражнений, которые я дополнила своими заданиями.

I. Упражнения на разные виды анализа: лексический, морфемный, пунктуационный и др. с использованием частично-поискового и исследовательского методов.

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ТЕКСТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОГО СОСТАВА. СОСТАВЬТЕ РАССУЖДЕНИЕ ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ. Говорят: «Алоэ, алоэ…» Интересно, что это такое? Какое оно, алоэ? Алое? Голубое? Доброе или злое? Маленькое или большое? Б.Заходер. В стихотворении Б.Заходер использует разную лексику с точки зрения его лексического состава. Это слова с одним значением (алоэ) и многозначные слова (говорят – говорят люди, говорит радио). Кроме этого, используются слова с прямым значением (алоэ, интересно) и с переносным (доброе, злое). Встречаются антонимы: доброе или злое, маленькое или большое. И контекстуальные антонимы: алое – голубое. Алоэ – алое. Это омографы или паронимы? …

2. УПР.149. СТИХОТВОРЕНИЕ М.ЦВЕТАЕВОЙ «РАССТОЯНИЕ: ВЕРСТЫ, МИЛИ…», В КОТОРОМ НУЖНО ВСТАВИТЬ БУКВЫ В ПРИСТАВКИ. МОЖНО ДАТЬ ТАКОЕ ЗАДАНИЕ. Перед вами стихотворение М.Цветаевой. Внимательно прочитайте текст. Проведите микроисследование текста, определите: 1. на какое правило встречаются слова в этом стихотворении; 2. прокомментируйте написание слов; 3. вспомните правило правописания; 4. какую роль в тексте играет данная морфема. Попробуйте прочувствовать это настроение в работе ребят – одиннадцатиклассников Расстояние: версты, мили… Нас расставили, рассадили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли. Расстояние: версты, дали… Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это – сплав Вдохновений и сухожилий… Не рассорили – рассорили, Расслоили… Стена да ров. Расселили нас, как орлов – Заговорщиков: версты, дали… Не расстроили – растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Который уж – ну который – март?! Разбили нас – как колоду карт!

1. СТ.240, 4. ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ И.ТОКМАКОВОЙ. КАК МОЖНО РАССТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ЭТОМ СТИХОТВОРЕНИИ И КАК МЕНЯЕТСЯ СМЫСЛ СТИХОТВОРЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАЗНОЙ ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ? ПОСТРОЙТЕ РАССУЖДЕНИЕ О РОЛИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В РЕЧИ. Под елкой дыра. Это лисья нора. Здесь лисята живут. Много их тут. Можно их сосчитать? Под елкой дыра - Это лисья нора. Здесь лисята живут, Много их. Тут Можно их сосчитать!

Результат работы по подготовке к ГИА Учебный год Процент обученности Качество"5""4""3"

Результат работы по подготовке к ЕГЭ Учебный год Процент обученности (%) Качество (%) Средний балл

Национальный состав обучающихся в МОУСОШ 15 Национальность% адыгейцы 93 русские 4 армяне 1 чеченцы 1 татары 1