Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений Урок обобщения и закрепления знаний Урок обобщения и закрепления знаний Комлева Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы, МОУ Воздвиженская ООШ
повторить и обобщить сведения об основных группах ССП по значению и союзам и закрепить знания о постановке запятой, точки с запятой и тире в ССП. Цель урока
Воспитательные и образовательные задачи Образовательные: совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; закрепить навык постановки знаков препинания в ССП; Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся и воспитывать чувство дружбы.
Формирование компетенций учащихся регулятивной через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию познавательной через преобразование информации: текст- схема.
Учащиеся знают основные понятия темы. определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. преобразовывают информацию: предложение-схема. формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее. Планируемый результат
Формы организации работы детей фронтальная, работа в группах, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.
Предполагаемые вопросы Какие предложения называются ССП? Из каких частей состоит ССП? С помощью каких союзов соединяются предикативные части ССП? Какое значение имеют ССП в зависимости от союза, связывающего части? Какие знаки препинания ставятся в ССП? Составление вопросов по параграфам учебника
Сложносочиненные предложения Части ССП Союзы Значения ССП Знаки препинания в ССП
Заполненная таблица Части ССП Союзы соединительные и, да (= и), ни…ни, тоже, также разделительные то… то, или (иль), либо, то ли… то ли, не то…. не то противительные а, не только… но и, но, да (=но), однако Значения ССП одновременность последовательность причина чередование взаимоисключение сопоставление противопоставление Знаки препинания в ССП запятая точка с запятой тире
Рефлексия и релаксация
зад. Задание Правильность выполнения 1 Прочитайте предложения. Выберите из них сложносочиненное Составьте схему предложения, выделив союз. 3 Определите и напишите вид ССП по союзу, который соединяет части ССП. 4 Определите значение, которое передает ССП. 5 Выделите в ССП грамматические основы. Итого Лист контроля
Предложения для анализа 1 группа 1. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. 2. Каждый поэт всегда задумывается о своем « святом ремесле», о поэзии, об отношениях с обществом и человечеством. 3. Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово. 4. Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба. 5. Знойные сухие ветры разгоняли тучи, подымая вихри по дороге, солнце нещадно палило хлеба и травы.
Предложения для анализа 2 группа. 1. Пушкин считал любовь одним из самых глубоких чувств человека, влияющих на всю его жизнь. 2. Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом. 3. Травы скашивают ранним утром, пока еще не уронили росы, пока они нежатся в ее прохладе под дремотной сладкой тяжестью. 4. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитого мраком; я продвигался вперед с трудом. 5. Тропа выровнялась, пробежала вперед, миновала последний лужок и привела караван к крутому обрыву.
Предложения для анализа 3 группа 1. Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком. 2. Чтобы не были души пусты, чтобы огонь не унес красоты, чтобы реки текли, чтобы вишни цвели, мы в ответе с тобой за простор всей земли. 3. Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он - нас. 4. Подул ветер, пахнувший полынью и пшеничной соломой, раскачивал на меже высокие репейники. 5. Печален я: со мною друга нет.
Полученный текст о дружбе. Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба. Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом. Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он, наверное, нас. Испытывая трудности, мы помогаем друг другу, и никто не забывает об этом. С другом жизнь становится прекрасной для каждого из нас, и уже по-другому воспринимаются неприятности.
Закончите предложение и определите его вид У меня есть настоящий друг, и …
Подведение итогов и домашнее задание В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать сочинение-рассуждение на тему «Какой должна быть настоящая дружба»