Библиотеки в социальных сетях и блогосфере: новые коммуникации с пользователями Профессор Ю.А. Гриханов Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма Всероссийский библиотечный конгресс РБА Рязань, мая 2014
Новая трансформация библиотек Открытие новых каналов человеческих коммуникаций всегда изменяет социальную жизнь. Цифровая эра = глобальные трансформации социума = вхождению социальных институтов в цифровую среду коммуникаций Главные вехи трансформации библиотек: 1. Электронная каталогизация 2. Оцифровка печатных изданий 3. Дистанционная Доступность Документов (ДДД) – новый этап в развитии библиотечной, музейной, архивной и др. сферах культуры в цифровой среде 4. Локальные и сетевые базы данных 5. Участие в социальных сетях
Библиотеки в цифровой среде 1. Риск: рост конкуренции в сфере хранения и предоставления документной информации, так как с XX в. снята монополия библиотек во владении информационными ресурсами 2. Преимущество: обогащение ресурсов, сервисов, маркетинговых возможностей за счет синтеза книжных фондов с электронными, сочетания локальных и сетевых компьютерных коммуникаций
Терминология новой сферы Социальная сеть платформа онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы (Википедия) Социальные медиа* (англ. Social media, social networking services) вид массовой коммуникации, осуществляемый посредством интернета. Имеет ряд существенных отличий от традиционных средств массовой коммуникации (СМК). *Медиа – калька английского «media» вместо термина «средство массовой информации» (СМИ).
Самые популярные социальные сети в РФ Facebook (900 млн.), В контакте (100 млн.), Одноклассники (40 млн.), Google+ (10 млн.) Подвиды социальных сетей: 1. Профессиональные: для общения на профессиональные темы, дружеские контакты 2. Вики-сервисы: для совместной разработки проблем, проектов и т.д., в т.ч. с добровольными экспертами 3. Социальные библиотеки: приложения - ссылки на коллекции книг, аудиозаписей, репродукций и т. п., доступные другим.
Цели участия в социальных сетях Презентация организации: статус, ресурсы, сервис, публичные акции и др. / Недостаточность сайта… Обмен информацией: посты о важных событиях, размещение фотографий, видео-записей, записей (в режиме блогов и микроблогов), создание сообществ… Расширение личных и общественных коммуникаций. /Узость горизонта действий библиотек… Укрепление социального имиджа библиотеки и отрасли в целом./ Пробелы в достижении этой цели.
Возможности социальных сетей Социальные закладки: позволяют пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов Социальные каталоги: позволяют пользователям работать с базами данных цитат из научных статей Социальные библиотеки: приложения,позволяющие посетителям оставлять ссылки на их коллекции, книги, аудиозаписи и т.п. Социальные медиа хранилища: сервисы для совместного хранения медиафайлов.
Направления работы в соц. сетях 1. Информация о библиотеке, ее ресурсах, услугах, мероприятиях 2. Виртуальные экскурсии, лекции, обзоры, выставки, трансляции публичных мероприятий 3. Справочно-библиографическое Обслуживание 4. Вики-проекты 5. Ведение блогов
Оценка результативности 1. Дистанционные коммуникации с населением расширяют навыки удаленного пользования библиотекой, но дают лишь 1% участников, регистрирующихся, как физические пользователи 2. Вики-проекты чаще всего применяются для пополнения ресурсов библиотеки, связанных с краеведением: данные о местных достопримечательностях истории и природы, о выдающихся земляках (героях исторических событий, видных деятелях искусства, культуры и управления) и т.д. Реже применяются виртуальные разработки концепций, планов, справочных изданий 3. Блоги, самый популярный тип веб-коммуникаций б-к (онлайновые дневники, журналы, форумы) - привлекают десятки и сотни пользователей к постам, расширяют интерес к чтению, книгам, культурно-просветительной деятельности
Итоги конкурсов библиологов В 2011 году Парад блогов набрал просмотров под главным лозунгом «Да здравствует читатель!». Всероссийский конкурс «Лучший библиотечный блог 2012 г.» собрал 120 участников. Некоторые знаковые победители конкурса: - «Книжный бульвар» - Центральная детская библиотека г. Измаил (Украина) - «День за днём, книга за книгой» - Гос. универсальная научная библиотека Красноярского края - «Живность цвета огня» - ЦГДБ им. А.С. Пушкина (г. Саров, Нижегородская обл.)
Блоги в краеведческой работе Участники Вебинара по этой теме в 2012 г. на базе веб коммуникаций Ярославского отделения МУБИНТ отметили главные тенденции: 1) Блогосфера становится модной среди других интерактивных каналов нашей отрасли; 2) Краеведение естественным образом входит в содержание блогов; 3) Библиотекари чаще, чем в других профессиях, реализуют свой творческий потенциал; 4) Последний фактор дает и плюсы, и минусы, так как личные вкусы и пристрастия нередко противоречат профессиональным задачам.
Необходимость гармонизации интересов 1. Строго разделять личные и служебные блоги, так как под эгидой библиотеки блогер юридически обязан представлять ее позиции, а не частные; 2. Планировать работу библиотечных блогов, учитывая трудоемкость их ведения; + ответственность 3. Разработать кодекс этики блогера, как сделано в ряде странах (журналист Илья Варламов отметил три важных пункта американских блогеров: - держите личное мнение при себе, - не будьте пособниками рекламодателей, - не пишите в блоге того, что вы не скажете собеседнику в личной встрече)
Принципы ведения блогов 1. Эмпатия – умение понимать собеседника и ува- жать его позицию. 2. Аутентичность – сохранение своего «Я» и личных Убеждений. 3. Конкретность – избегать ухода от точных ответов и решении, туманных абстрактных рассуждений. 4. Инициативность – проявление интереса к участию в беседе, дискуссии. 5. Открытость – коммуникабельность, свобода обсуждения сложных вопросов с участникам.
Примерная типология блогов 1. Библиотечно-информационные – прямая связь с местными задачами («Библио Леди», «Мышь библиотечная», «Как пройти в библиотеку?», «Библиотекарша», «Библиотечные штучки», «Путешествия по библиотекам»). 2. Понемногу обо всем – зарисовки об отпуске, попытки философствовать, впечатления о прочитанном. 3.Новшества. Обмен опытом – идеи методистов специалистов ИКТ, библиографов и книговедов. 4. Слово гражданам и читателям – высказывания всех желающих, в том числе из других регионов, стран.
Недостатки блогосферы 1. Неудачный ход использовать устаревшие приемы: списки рекомендуемых книг, фото с книжных выставок, хотя тщательно отобранные, талантливые книги на злобу дня могут привлекать дистанционных пользователей 2. Трудности баланса между научной и разговорной лексикой для привлечения участников применяются безвкусные названия выставок, мероприятий: «Неуловимый Сфинкс дамской прозы», «Местечко Читалкино», «Забойные книги для продвинутых пеплов». 3. Психологическая сложность стилистики диалога до верительный тон, а не менторский диктат, корректность 4. Затрудненность эмоционального контакта в письменных постах и нарушение режима он-лайн при консультациях и ответах в активном диалоге
Заключительные выводы Необходимо повысить активность в интернете, расширить диапазон действий за пределами своего сайта Социальные сети – мощный инструмент б-ки как центра местного сообщества, интеллектуального общения, но требуется осваивать навыки и умения дистанционного общения,его психологические особенности,терпимость, чуткость при обсуждении острых проблем. Целесообразно поддержать идею Секции по издательской и книгораспространительской деятельности РБА о создании круглого стола по вопросам библиотечной деятельности в социальных медиа.
Спасибо за внимание!