Библиотеки в социальных сетях и блогосфере: новые коммуникации с пользователями Профессор Ю.А. Гриханов Академия переподготовки работников искусства, культуры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Web 2.0: новые технологические возможности на службе библиотек И.В. Юрик Зав. отделом новых технологий, Президентская библиотека Республики Беларусь.
Advertisements

Департамент по культуре администрации Владимирской области Государственное бюджетное учреждение культуры Владимирской области «Владимирская областная библиотека.
I. Поиск и выявление одаренных детей (диагностика в режиме онлайн и офлайн).
Развитие корпоративных сервисов как фактор сохранения информационной функции публичных библиотек в структуре основных видов деятельности Элла Германовна.
Дипломная работа Современные модели библиотечного обслуживания: перспективы внедрения Выполнила: Василькова Е.А. Научный руководитель: Гридякина Е.С.
БИБЛИОТЕКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА: ОТ САМООРГАНИЗАЦИИ К ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ ШИБАЕВА ЕКАТЕРИНА.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ Литвиненко Ольга Александровна, библиотекарь науч.-исслед. отдела ХГНБ им. В.Г.Короленко, преподаватель.
Использование технологии веб - портфолио в дистанционном обучении Доктор педагогических наук, профессор Светлана Валерьевна Панюкова.
Библиотеки и социальные медиа Шубникова Юлия Николаевна, зав. отделом ГУНБ Красноярского края.
Использование ИКТ в библиотеках образовательных учреждений В.Б. Антипова, ПОИПКРО.
Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе «В Интернете все на расстоянии «вытянутой руки». Надо только знать, как вытянуть.
Oчно - дистанционный курс Intel ® Обучение для будущего. ( версия10.0) Пасечник Ирина Григорьевна Южноукраинский национальный педагогический университет.
Технология Вики-Вики и ее использование в сетевом ресурсе «Летописи» Патрина Елена Алексеевна, зам. директора по УВР школы 3 г. Кирсанова.
Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки 2.6. Одним из важнейших направлений деятельности публичной библиотеки является развитие информационной.
Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки Совещание директоров общедоступных библиотек Удмуртской Республики по итогам деятельности в 2014.
Библиотечная реклама и её возможности в продвижении книги и чтения среди детей и молодёжи.
Уроки информационной грамотности школьников Уроки информационной грамотности школьников Семинар для школьных библиотекарей района Головицина Ю. Б., методист.
Участие учителей в работе виртуальных педагогических сообществ.
Описание опыта работы библиотеки ГБОУ школы 430 Петродворцового района Санкт- Петербурга.
БИБЛИОТЕКИ ЧУВАШИИ: ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ Старикова Светлана Михайловна, директор Национальной библиотеки Чувашской Республики 1.
Транксрипт:

Библиотеки в социальных сетях и блогосфере: новые коммуникации с пользователями Профессор Ю.А. Гриханов Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма Всероссийский библиотечный конгресс РБА Рязань, мая 2014

Новая трансформация библиотек Открытие новых каналов человеческих коммуникаций всегда изменяет социальную жизнь. Цифровая эра = глобальные трансформации социума = вхождению социальных институтов в цифровую среду коммуникаций Главные вехи трансформации библиотек: 1. Электронная каталогизация 2. Оцифровка печатных изданий 3. Дистанционная Доступность Документов (ДДД) – новый этап в развитии библиотечной, музейной, архивной и др. сферах культуры в цифровой среде 4. Локальные и сетевые базы данных 5. Участие в социальных сетях

Библиотеки в цифровой среде 1. Риск: рост конкуренции в сфере хранения и предоставления документной информации, так как с XX в. снята монополия библиотек во владении информационными ресурсами 2. Преимущество: обогащение ресурсов, сервисов, маркетинговых возможностей за счет синтеза книжных фондов с электронными, сочетания локальных и сетевых компьютерных коммуникаций

Терминология новой сферы Социальная сеть платформа онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы (Википедия) Социальные медиа* (англ. Social media, social networking services) вид массовой коммуникации, осуществляемый посредством интернета. Имеет ряд существенных отличий от традиционных средств массовой коммуникации (СМК). *Медиа – калька английского «media» вместо термина «средство массовой информации» (СМИ).

Самые популярные социальные сети в РФ Facebook (900 млн.), В контакте (100 млн.), Одноклассники (40 млн.), Google+ (10 млн.) Подвиды социальных сетей: 1. Профессиональные: для общения на профессиональные темы, дружеские контакты 2. Вики-сервисы: для совместной разработки проблем, проектов и т.д., в т.ч. с добровольными экспертами 3. Социальные библиотеки: приложения - ссылки на коллекции книг, аудиозаписей, репродукций и т. п., доступные другим.

Цели участия в социальных сетях Презентация организации: статус, ресурсы, сервис, публичные акции и др. / Недостаточность сайта… Обмен информацией: посты о важных событиях, размещение фотографий, видео-записей, записей (в режиме блогов и микроблогов), создание сообществ… Расширение личных и общественных коммуникаций. /Узость горизонта действий библиотек… Укрепление социального имиджа библиотеки и отрасли в целом./ Пробелы в достижении этой цели.

Возможности социальных сетей Социальные закладки: позволяют пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов Социальные каталоги: позволяют пользователям работать с базами данных цитат из научных статей Социальные библиотеки: приложения,позволяющие посетителям оставлять ссылки на их коллекции, книги, аудиозаписи и т.п. Социальные медиа хранилища: сервисы для совместного хранения медиафайлов.

Направления работы в соц. сетях 1. Информация о библиотеке, ее ресурсах, услугах, мероприятиях 2. Виртуальные экскурсии, лекции, обзоры, выставки, трансляции публичных мероприятий 3. Справочно-библиографическое Обслуживание 4. Вики-проекты 5. Ведение блогов

Оценка результативности 1. Дистанционные коммуникации с населением расширяют навыки удаленного пользования библиотекой, но дают лишь 1% участников, регистрирующихся, как физические пользователи 2. Вики-проекты чаще всего применяются для пополнения ресурсов библиотеки, связанных с краеведением: данные о местных достопримечательностях истории и природы, о выдающихся земляках (героях исторических событий, видных деятелях искусства, культуры и управления) и т.д. Реже применяются виртуальные разработки концепций, планов, справочных изданий 3. Блоги, самый популярный тип веб-коммуникаций б-к (онлайновые дневники, журналы, форумы) - привлекают десятки и сотни пользователей к постам, расширяют интерес к чтению, книгам, культурно-просветительной деятельности

Итоги конкурсов библиологов В 2011 году Парад блогов набрал просмотров под главным лозунгом «Да здравствует читатель!». Всероссийский конкурс «Лучший библиотечный блог 2012 г.» собрал 120 участников. Некоторые знаковые победители конкурса: - «Книжный бульвар» - Центральная детская библиотека г. Измаил (Украина) - «День за днём, книга за книгой» - Гос. универсальная научная библиотека Красноярского края - «Живность цвета огня» - ЦГДБ им. А.С. Пушкина (г. Саров, Нижегородская обл.)

Блоги в краеведческой работе Участники Вебинара по этой теме в 2012 г. на базе веб коммуникаций Ярославского отделения МУБИНТ отметили главные тенденции: 1) Блогосфера становится модной среди других интерактивных каналов нашей отрасли; 2) Краеведение естественным образом входит в содержание блогов; 3) Библиотекари чаще, чем в других профессиях, реализуют свой творческий потенциал; 4) Последний фактор дает и плюсы, и минусы, так как личные вкусы и пристрастия нередко противоречат профессиональным задачам.

Необходимость гармонизации интересов 1. Строго разделять личные и служебные блоги, так как под эгидой библиотеки блогер юридически обязан представлять ее позиции, а не частные; 2. Планировать работу библиотечных блогов, учитывая трудоемкость их ведения; + ответственность 3. Разработать кодекс этики блогера, как сделано в ряде странах (журналист Илья Варламов отметил три важных пункта американских блогеров: - держите личное мнение при себе, - не будьте пособниками рекламодателей, - не пишите в блоге того, что вы не скажете собеседнику в личной встрече)

Принципы ведения блогов 1. Эмпатия – умение понимать собеседника и ува- жать его позицию. 2. Аутентичность – сохранение своего «Я» и личных Убеждений. 3. Конкретность – избегать ухода от точных ответов и решении, туманных абстрактных рассуждений. 4. Инициативность – проявление интереса к участию в беседе, дискуссии. 5. Открытость – коммуникабельность, свобода обсуждения сложных вопросов с участникам.

Примерная типология блогов 1. Библиотечно-информационные – прямая связь с местными задачами («Библио Леди», «Мышь библиотечная», «Как пройти в библиотеку?», «Библиотекарша», «Библиотечные штучки», «Путешествия по библиотекам»). 2. Понемногу обо всем – зарисовки об отпуске, попытки философствовать, впечатления о прочитанном. 3.Новшества. Обмен опытом – идеи методистов специалистов ИКТ, библиографов и книговедов. 4. Слово гражданам и читателям – высказывания всех желающих, в том числе из других регионов, стран.

Недостатки блогосферы 1. Неудачный ход использовать устаревшие приемы: списки рекомендуемых книг, фото с книжных выставок, хотя тщательно отобранные, талантливые книги на злобу дня могут привлекать дистанционных пользователей 2. Трудности баланса между научной и разговорной лексикой для привлечения участников применяются безвкусные названия выставок, мероприятий: «Неуловимый Сфинкс дамской прозы», «Местечко Читалкино», «Забойные книги для продвинутых пеплов». 3. Психологическая сложность стилистики диалога до верительный тон, а не менторский диктат, корректность 4. Затрудненность эмоционального контакта в письменных постах и нарушение режима он-лайн при консультациях и ответах в активном диалоге

Заключительные выводы Необходимо повысить активность в интернете, расширить диапазон действий за пределами своего сайта Социальные сети – мощный инструмент б-ки как центра местного сообщества, интеллектуального общения, но требуется осваивать навыки и умения дистанционного общения,его психологические особенности,терпимость, чуткость при обсуждении острых проблем. Целесообразно поддержать идею Секции по издательской и книгораспространительской деятельности РБА о создании круглого стола по вопросам библиотечной деятельности в социальных медиа.

Спасибо за внимание!