«Университет третьего возраста» как форма социальной реабилитации пожилых граждан Йошкар-Ола ФГБОУ ВПО «МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Марийское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» (МРО ДИМСИ)
МарГУ – платформа непрерывного образования в Республике Марий Эл
Открытие "Университета третьего возраста" в МарГУ (г.Йошкар-Ола)
Цели «Университета третьего возраста»: создание благоприятных условий для самообразования и самосовершенствования в избранных областях; формирование и развитие сферы общения, содействие установлению межличностных контактов; предоставление слушателям возможности вовлечения в активную волонтерскую деятельность, социальную и творческую жизнь в соответствие с программой развития института педагогики и психологии; содействие в овладении современными инновационными технологиями с целью использования их в повседневной жизни.
Проект «Университет третьего возраста» направлен на повышение качества жизни людей пожилого возраста путём вовлечения пожилых людей в образовательные мероприятия, увеличение степени их участия в общественной жизни, расширение сферы общения между молодым поколением студентов и пенсионерами. Модуль «Хоровое пение»
Предпочтения пенсионеров г.Йошкар-Олы: 1. Обучение основам компьютерной грамотности (96%); 2. Расширение знаний в области ведения садово-огородного участка (83%) 3. Предупреждение и разрешение конфликтов между представителями старших и младших поколений (75%) 4. Знакомство с основами православной культуры (61%) 5. Изучение иностранных языков (английский, немецкий, испанский – 52%) 6. Развитие двигательной активности с учетом возрастных изменений (47%) 7. Расширение знаний в области правовой грамотности (44%)
Общая характеристика дополнительной образовательной программы ( г.г) 1.«Компьютерный Ликбез: основы компьютерной грамотности» - модуль направлен на формирование у слушателей базовых навыков работы с компьютером (создание документов, электронная почта, Интернет, Skype); 2.«Семейная академия: психолого-педагогические основы взаимодействия с детьми и внуками» - модуль нацелен на выработку знаний и умений позитивной семейной коммуникации со своими взрослыми детьми и маленькими внуками; 3.«Возрождение: основы духовно-нравственного воспитания» - модуль посвящен освоению знаний и навыков православных обрядов, ценностей и поведения как средств духовно- нравственного развития личности пожилого возраста; 4.«Сад-огород: основы приусадебного хозяйства» - модуль включает развитие базовых умений проведения садово- огородных работ и ухода за собственным приусадебным хозяйством.
В году - 11 модулей, сгруппированных в 2 направления: гуманитарное (актерское мастерство, английский язык, немецкий язык, основы духовно-нравственного воспитания, семейная академия, изобразительное искусство, сад-огород, хоровое пение, пилатес, художественная фотография, восточные танцы); техническое (компьютерный ликбез, продвинутый ИКТ- пользователь).
Модуль «Компьютерная грамотность»
Модуль «Семейная академия»
Итоги реализации проекта Обеспечена реализация образовательной программы для людей старшего поколения, обучено свыше 500 человек по следующим модулям: Основы компьютерной грамотности; Возрождение: основы Православной культуры, Сад-огород: основы приусадебного хозяйства, Семейная Академия: психолого-педагогические основы взаимодействия с детьми и внуками; Актерское мастерство и прикладное творчество; Здоровый образ жизни каждому пенсионеру; Английский язык; Хоровое пение и др.
Итоги реализации проекта Подготовлена группа студентов-волонтеров для работы со слушателями «Университета третьего возраста». Проведено исследование среди людей пожилого возраста. Организовано информационное сопровождение проекта: 5 статей 1. Кулишова Н. Бабушки не хотят отставать от внуков // Марийская правда, 5 октября 2013 г (24026). С Лоскутова О. Первый звонок для пенсионеров // Йошкар-Ола, 8 октября У этих «студентов» советская школа // Марийская правда, 21 декабря 2013 г. С Шахтарин Д. Бабушка рядом с компьютером // Марийская правда, 15 января 2014 г. С Макарова О.А. Виват, Татьянам // Марийская правда, 1 февраля 2014 г. - 17(24102). С Краснова Н. Все грани красоты // Йошкар-Ола, 11 марта (127). и 3 информации на сайте МарГУ:
Итоги реализации проекта Организовано информационное сопровождение проекта: 4 информации на сайте МарГУ: 1. Учиться никогда не поздно: новости ( ); 2. ИПП в гостях у «Сбербанка России» 6&IBLOCK_ID=18 ( ) 6&IBLOCK_ID=18 3. Макарова О.А. Виват, Татьянам: 6&IBLOCK_ID=18 ( ) 6&IBLOCK_ID=18 4. Макарова О. А. Красота спасет мир! 5&IBLOCK_ID=18 ( ) 5&IBLOCK_ID=18
Значение обучения для персонального развития пожилых людей позволяет преодолеть кризисы одиночества; позволяет приобрести новый социальный опыт в получении востребованных в данный возрастной период знаний; поднимает мотивацию и смысла-ценностную ориентацию; положительно влияет на уровень социального благополучия; играет важную роль в профилактике негативных последствий кризисного периода; повышает адаптивные возможности к внутренним и внешним изменениям.
Участие пенсионеров в досуговых мероприятиях
Преемственность поколений
Участие пенсионеров в мастер-классе по развитию толерантности