ПОНЯТИЕ О ДЕФЕКТЕ СЛУХА И ЕГО СТРУКТУРА. Исследования отечественных дефектологов выявили особенности формирования клинико- психологической структуры дефекта,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплексный подход к обучению детей со сложной структурой дефекта Подготовлена зам. директора по УВР Пузаткиной Н.В.
Advertisements

Понятие о дефекте и его структура Выполнил: Зубриянов К.С.
Презентация к уроку по физкультуре на тему: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха
Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения Подготовили : студенты 4 курса Психолого - педагогического факультета Воробьева Татьяна и Азизова Гюльнара.
Сурдопсихология (психология лиц с нарушениями слуха) это отрасль специальной психологии, которая анализирует особенности формирования психики человека,
АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (дизонтогенез) Психический дизонтогенез – отклонение от нормального психического развития.
Влияние патогенных факторов на психическое развитие ребёнка.
Поэтапная работа по исправлению речевых нарушений. Выполнила: учитель – логопед Гонтарь Е.А. МС(К)ОУ «С(К)Ш-И 52» г. Магнитогорска.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
Причины речевых нарушений. Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы: органические приводят к повреждению центрального.
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
Лекция 3 Принципы построения классификаций отклоняющегося развития Лектор: Скоробач Т.В.
Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования Центр специального образования и охраны здоровья Селегененко С.Н., заведующая.
Причины аномального развития Особенности психофизического развития детей.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Видеосюжет Норма и отклонения в развитии ребенка Критерии нормальности: Идентичность. Автономность. Адекватная самооценка. Норма – средняя величина чего-либо.
Роль генетических факторов в происхождении нарушений слуха у детей..
Дети с ОВЗ в образовательной организации. И.А. Поволоцкая, педагог-психолог, первой категории МКОУ «Стародраченинская С.О.Ш.» 2014 г.
Транксрипт:

ПОНЯТИЕ О ДЕФЕКТЕ СЛУХА И ЕГО СТРУКТУРА

Исследования отечественных дефектологов выявили особенности формирования клинико- психологической структуры дефекта, типичной для развития детей с различной патологией в сенсорной сфере. Эти исследования более иллюстративно, чем при других аномалиях развития, подтвердили и развили ряд положений учения Л. С. Выготского о закономерностях аномального развития.

Сложный дефект – это сочетание двух или более числа нарушений в системах организма, что обуславливает существенное своеобразие их психофизического развития.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ: неблагоприятная экологическая и радиационная обстановка; наследственность; родовые травмы; болезни во время беременности; токсикозы; асфиксия новорожденных; внутричерепные травмы; масса тела при рождении менее 1,5 кг; применение лекарственных препаратов во время беременности (фуросемид, хинин, аспирин); патология челюстно-лицевого скелета у новорожденных; проведение интенсивной терапии ребенку после рождения; искусственная вентиляция легких более 5 дней.

При нарушении слуха Так, небольшой дефект слуха предполагает ту или иную возможность самостоятельного овладения речью. В речи такого ребенка будут наблюдаться негрубые отклонения: смазанность артикуляции, слабая модулированность голоса, смешение звуков: глухих со звонкими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими; бедность речевого запаса, ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию, аграмматизмы. Полное же выпадение слуха при отсутствии специального обучения приводит, как указывалось, к немоте ребенка.

Структура отклоняющегося развития Понятие дефекта детально разработано в трудах Л.С. Выготского. Он отмечал, что ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, но развит иначе. При качественном анализе нарушенного развития выделяют три группы феноменов

ТРИ ГРУППЫ ФЕНОМЕНОВ. первично нарушенные функции, вторично задержанные функции сохранные функции

Параметры первичного дефекта и вторичные образования Сюда прежде всего относятся данные о соотношениях: различных параметров первичного дефекта: модальность, время возникновения, тяжесть выраженности; и особенностей образования вторичных дефектов. Огромное значение для возникновения вторичных нарушений развития имеет степень выраженности сенсорного дефекта.

СТРУКТУРА СЛОЖНЫХ ДЕФЕКТОВ НАРУШЕНИЕ СЛУХА УО ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ ЗПР

Теория Л. С. Выготского об основных закономерностях аномалий развития была наиболее полно развита и наполнена конкретным содержанием в отечественной дефектологии, накопившей фундаментальные знания о закономерностях психического формирования детей с патологией зрения и слуха. Этиология дефектов слуха и зрения может быть связана как с экзогенными, так и эндогенными факторами.

Этиология дефектов слуха: экзогенные факторы В происхождении экзогенных форм нарушения слуха у детей большую роль играют инфекционные заболевания во время беременности, особенно в первые месяцы: краснуха, корь, грипп, а также врожденные сифилис, токсоплазмоз и др. Среди постнатальных инфекций, способствующих поражению слуха, определенная роль отводится: корь, скарлатина, эпидемический паротит. Большое значение имеют менингиты, менингоэнцефалиты. Одной из важнейших причин нарушения слуха (чаще тугоухости) у детей считаются отиты.

Этиология дефектов слуха: эндогенные факторы В последние годы ведущая роль отводится генетическим факторам, большей частью связанным с наследственной патологией. Более 50 % случаев глухоты и тугоухости считаются наследственно обусловленными. Показано, что в возникновении глухоты даже после перенесенной инфекции значительное место принадлежит наследственному предрасположению [Московкина А. Г., см.: Тигранова Л. И., 1978]. Особенно актуальна эта закономерность при глухоте, связываемой с медикаментозным лечением. Генетическая недостаточность органа слуха делает его уязвимым при применении ряда антибиотиков.

ВАРИАНТЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЛОЖНЫХ ДЕФЕКТОВ: Один дефект имеет генетическое, а второй - экзогенное происхождение. Оба дефекта генетически обусловлены, но независимы друг от друга. Каждый первичный дефект обусловлен разными экзогенными факторами, которые действуют независимо. Все первичные нарушения представляют собой разные проявления одного генетического синдрома. Дефекты возникли в результате одного экзогенного фактора.

К ГРУППЕ ВЫСОКОГО РИСКА ОТНОСЯТСЯ: дети с выявленным поражением какой-либо одной системы организма (тяжелое поражение ЦНС, глубокое поражение слуха, зрения, движений); дети с врожденными множественными пороками развития; глубоко недоношенные дети; дети, матери которых перенесли во время беременности инфекционные заболевания ( краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, грипп и др.); дети, перенесшие нейроинфекцию (менингит или менингоэнцефалит) в раннем возрасте; дети, рожденные матерями, имеющими такие хронические заболевания (диабет, хронические заболевания почек, рассеянный склероз, гепатит и др.); дети из семей, где отмечалось рождение родственников с множественными поражениями; дети, у которых сразу после рождения обнаруживаются трудности глотания и сосания из-за сужения или атрезии хоан.

ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ СИМПТОМОВ. Характер соотношений первичных и вторичных симптомов весьма сложен, что существенно затрудняет диагностику. Понятие «структура дефекта» означает, что аномальное развитие не сводится к биологическим повреждениям различных систем организма (ЦНС, анализаторов и др.) Эти повреждения представляют собой первичные симптомы нарушений

Первичные, или ядерные, нарушения это малообратимые изменения в параметрах работы той или иной психической функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.

Первичный дефект вызывает вторичные отклонения, но и они в определенных условиях воздействуют на первичный симптом. Например, взаимовлияние неполноценного слуха и возникшего на этой основе недоразвития речи осуществляется следующим образом. Слабослышащий ребенок не будет использовать остаточные функции сохранного слуха, если у него не развивают устную речь; только при условии интенсивных занятий по преодолению вторичного нарушения оптимально используются возможности остаточного слуха; в противном случае первичный дефект слуха усиливается.

Вторичные, или системные, нарушения это обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной функцией. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер и меняют всю структуру психического развития.

Формирование системных нарушений имеет свои закономерности. Так, большое значение имеет не только наличие прямой связи функции с поврежденным звеном, но и степень прочности и близости этой связи: чем она теснее, тем более выраженными будут вторичные нарушения и наоборот. Функции, не имеющие непосредственной связи с первично поврежденной функцией, могут остаться относительно сохранными

КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ УЧАЩИХСЯ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

СОСТАВ УЧАЩИХСЯ ПО ИНТЕЛЛЕКТУ.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

Учитель глухонемых должен считать себя счастливым за тот крест, который приходится ему нести, хотя он и очень тяжел - трудно представить себе работу труднее обучения глухонемых. Это складывание здания по песчинке: медленное, кропотное… однако, как ни тяжел этот труд, глухонемой может и должен стать равным нам, слышащим». Сурдопедагог И. Васильев.

Комплексный подход предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого- социально- педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля.

СТРУКТУРА КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ I вид - для глухих детей ; II вид - для слабослышащих и позднооглохших детей; III вид - для незрячих детей; IV вид - для слабовидящих детей; VI вид - для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата; V вид - для детей с нарушением речи; VII вид - для детей, имеющих ЗПР; VIII вид - для детей, имеющих УО.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ