Ф ОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С Н / ЛЕТНИМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ И НАСИЛИЮ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы коррекции эмоциональных отклонений у детей, перенесших психологическую травму Информация для родителей.
Advertisements

АРТ-ТЕРАПИЯ Выполнила: Останина Е.А.. Арт-терапия – это лечение прикладным художественным творчеством.
Игры с марионетками Кукла – обобщенный образ человека. Играя с ней дети выполняют действия, свойственные образу жизни человека. Дети хорошо отожествляют.
Основы Арт-терапии. Арт-терапия – древнейшая, естественная и творческая форма изучения внутренних сил человека, самораскрытия, снятия накопленного эмоционального.
МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ в РАБОТЕ с ДЕТЬМИ логопедических групп.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
презентация Здравствуй, песок
Выполнила: воспитатель 1 мл. группы МБДОУ «Красносельский детский сад» Николаева О. В.
Использование арт-терапии в психосоциальной реабилитации ЛЖВ Богачёв О.В. С-Пб 2009 г.
Психологическая коррекция эмоциональной сферы как одно из средств профилактики социальной дезадаптации школьников с интеллектуальной недостаточностью.
-Это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект.
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей младшего дошкольного.
«Использование dans-терапии для гармонизации детско-родительских отношений» Министерство образования и науки Республики Марий Эл ГОУ Республики Марий Эл.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ И ОСОЗНАНИЮ РЕБЁНКОМ ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
ДЕТСКИЕ СТРАХИ Страх эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной.
ОРЛОВА Любовь Владимировна АРТ-ТЕРАПИЯ в коррекции детских страхов Москва – 2012.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Принятие человека таковым, каким он является.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад 120 «Сказочный» г.о.Тольятти « Использование арт-терапии в работе.
Дорогие ребята! Многие из вас порой не знают, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации. Не знают, к кому обратиться за помощью, поддержкой.
Транксрипт:

Ф ОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С Н / ЛЕТНИМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ И НАСИЛИЮ

Жестокое обращение с детьми –это любые действия или бездействия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода (Т.Я. Сафонова).

Насилие над ребенком - это физическое, психологическое, социальное воздействие на человека (ребенка) со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности. ( по Е.Н.Волковой ) Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

В ИДЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ пренебрежение основными нуждами ребенка, эмоциональное насилие, психологическое насилие, физическое насилие, сексуальное насилие. Любая форма семейного насилия над детьми требует обязательного вмешательства специалистов в кризисную ситуацию семьи (интервенцию).

Технология (от греческого techne –искусство», «мастерство» + греческое logos – «слово») - совокупность методов, форм и способов изменения состояний. Технология сопровождения ребенка, подвергшегося жестокому обращению и насилию – это система воздействий на пострадавших от насилия с целью нормализации процессов социального включения, адаптации, помощи и поддержки в преодолении постравматических синдромов.

Цель работы с детьми, подвергшихся жестокому обращению, – создать условия для преодоления у ребенка психологических последствий перенесенного им насилия. Последствиями жестокого обращения являются нарушения общего уровня развития личности ребенка, затрагивают его эмоциональную, когнитивную, поведенческую сферы. Постравматический синдром характеризуется: -невротическими проявлениями (например, нарушение сна, кошмары); -навязчивыми воспоминаниями о случившемся; -страхами; -выраженными колебаниями настроения с плаксивостью; -депрессивными состояниями(снижение работоспособности, несвойственная ранее возбудимость, ранимость, плаксивость, замкнутость и т.п.).

Т ЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ подразумевают совокупность индивидуальных и групповых форм работы. Консультирование (беседа, интервью) – вербальный метод, наиболее трудоемкий, направленный на изменение отношения собеседника к внутреннему миру, позволяющий создать альтернативные варианты действий, переживаний, мыслей, чувств собеседника, изменить отношение к происходящему.

О БЩИЕ ПРАВИЛА КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ Внимательно выслушивать ребенка. Сверяться с ребенком, понимает ли взрослый смысл используемых ребенком слов, и наоборот. Установить максимально возможные доверительные, поддерживающие отношения между консультантом и ребенком. Консультирование лучше проводить в игровой или релаксационной комнате. Использовать куклы, игрушки, разнообразные художественные средства, которые помогают ребенку рассказать, что с ним произошло. Во время беседы уделять внимание, прежде всего самому ребенку, анализу его эмоционального самочувствия и психологического состояния. Во время беседы присутствие родителей или лиц, осуществляющих воспитание ребенка нецелесообразно.

Общие темы консультаций: Обсуждать на примерах, что такое «хорошие» и «плохие» прикосновения. Обсуждать права ребенка, кто может до него дотрагиваться и кому не стоит этого позволять; кого ребенок имеет право трогать сам. Объяснять ребенку, что «нехорошие» прикосновения могут исходить от близких людей. Обучать ребенка говорить «нет» при попытках «нехороших» прикосновений. Обсуждать с ребенком необходимость рассказывать взрослым о любых инцидентах, которые его смущают и вызывают неловкость. Убедить в том, что его никто ни в чем не будет обвинять.

М ЕТОДИКА «К ОРОБОЧКА, ИЛИ СУМКА ЧУВСТВ » Ребенок как бы собирает свои чувства, эмоции и переживания в специальную коробочку. Внутри – тайные чувства, снаружи – то, о чем может и хочет говорить.

А РТТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ основаны на использовании различных изобразительных средств: живопись и рисунок, музыкотерапия, лепка, создание коллажей, театротерапия, работа с фотографиями и др.виды изобразительной и художественной деятельности. Созерцая и творя, ребенок ненавязчиво погружается в приятные и увлекательные переживания, тем самым высвобождается негативная энергия разрушительных эмоций, снижается уровень стресса, депрессивных состояний.

М ЕТОД «П РОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК » Специалист ставит перед ребенком определенную творческую задачу (создать рисунок). Директивная форма задачи- прямая постановка задачи в выборе темы, форм и средств выражения. Недирективная форма – самостоятельный выбор ребенком темы рисования и художественных материалов, одновременно специалист оказывает эмоциональную поддержку.

Техники проективного рисунка: Рис. На свободную тему, Рис. На заданную тему, Игра в рисование историй. Например, рисуем «Доброе и злое», «Веселое и грустное», «Вчера и сегодня», «Какого я цвета», «Победи своего дракона», «Дружба и борьба», «Нарисуй плохую историю» и т.п.

М УЗЫКОТЕРАПИЯ Музыка является средством снижения и устранения эмоционального напряжения, она оказывает антистрессовое действие, улучшает психическое и соматическое состояние ребенка. Включает : -двигательные упражнения и танцы; -ритмические упражнения, -дыхательные упражнения, -музыкально - психологический массаж. Для проведения музыкотерапии можно использовать классическую музыку, имитацию голосов природы, релаксационные мелодии.

Принцип использования музыки для эмоциональной разрядки: музыка должна соответствовать эмоциональному состоянию слушателя, например, при депрессии показана грустная, скорбная музыка, при возбуждении – громкая и быстрая, при тревоге – тихая, спокойная, мелодичная. Использование веселой музыки для снятия печали и тревоги может иметь обратный эффект, т.е. повышать тревогу и раздражительность. Для того чтобы выйти из того или иного эмоционального состояния, необходимо сначала слушать мелодии, соответствующие этому настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой в настроении.

Т ЕАТРОТЕРАПИЯ Пассивная форма – просмотр спектаклей, сценок, постановок; Активная - вовлечение детей в конкретные театральные действия. - «Кукольный театр», - Метод «Психодрама» (Я.Л.Морено). Суть метода : дети сочиняют и разыгрывают сценическое действие, где действующие лица играют определенные роли. Это могут быть звери, птицы, сказочные персонажи, фантазийные герои. Дети распределяют между собой роли и в проективной форме проигрывают смоделированные, проблемные жизненные ситуации.

И ГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Игровой терапией называют метод лечения или коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Основные задачи игротерапии: Облегчение психологического страдания ребенка, Укрепление собственного «Я» ребенка, развитие чувства самоценности, Восстановление доверия к взрослым и сверстникам, Коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

О СНАЩЕНИЕ ИГРОВОЙ КОМНАТЫ Реалистические игрушки: кукольная семья, кукольный дом, и мебель, машины, касса, телефон, деревья, железная дорога, животные и т.п. Игрушки и материалы, помогающие отреагировать негативные чувства : солдатики, оружие, хищники, различные мягкие валики и подушки, по которым ребенок может колотить, кубики, проволочные игрушки и пр. Игрушки и материалы, способствующие творческому самовыражению и снятию эмоционального напряжения : конструкторы и мозайки, глина, краски и кисти, бумага, ножницы, клей, песок, вода, ткани, маски, и т.д.

Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку проиграть тревожащие для него ситуации, приобрести опыт успешного разрешения проблемы в моделируемой, фантазийной реальности. Подбираются фигурки людей, животных, сказочных персонажей, которые у конкретного ребенка ассоциируются с чувством страха и тревоги. Подвижные игры : Игры с мячом, сражение на саблях, спрыгивание вниз на мат, быстрый бег с преодолением препятствий и т.п. Это позволяет: -снять эмоциональные зажимы; -преодолеть нерешительность, опасение, тревогу, закомплексованность.

Г ЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИЯ Основной задачей в работе, является помощь ребенку в осознании того, что с ним происходит «здесь и сейчас». Гештальт-техники используются с детьми от 5 лет: принятие ответственности; замена «не могу» на «не хочу»; замена вопросов на утверждения; незаконченные предложения; «Я должен» и «Я хочу»; «Пустой стул»; «Я обижаюсь, я требую, я благодарен»; фантазии; невербальные упражнения; упражнения на осознание настоящего; упражнения на формирование уверенности в себе.

П ЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ Это вариант игротерапии и др. название «техника создания мира». Игра в песок позволяет психологу найти доступ во внутренний мир ребенка для разрешения личностных проблем через творчество и игру. В качестве основных материалов используется песок, вода и миниатюрные фигурки. С их помощью детям предлагается создавать композиции, а после завершения работы с песком, ребенок дает название своему творению и рассказывает о нем психологу. Применение песочной терапии предполагает следующие стадии игры с песком: «Хаос»; «Борьба»; «Гармония».

Р ЕЛАКСАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ Используется с целью помочь детям создать позитивные установки в отношении жизни. Визуализация включает как обучение детей релаксации, так и воспроизведение ситуаций, когда ребенок оказывается в сложных или опасных обстоятельствах и успешно с ними справляется. Психолог делает акцент на сильных качествах характера, которые проявляет ребенок, и на его позитивных установках, которые помогают в трудных ситуациях. Для формирования позитивной Я-концепции ребенка. Техники используемые визуализации образа: 1. Дыхательное упражнение. Простая дыхательная техника позволяет изменить эмоциональное состояние ребенка от напряжения и тревоги к безмятежности и расслабленности. 2. Упражнения с визуализацией образа. (например «Путешествие в лес», «Звездное небо»). Упражнение направлено на достижение ребенком ощущения безмятежности и на осознание того, что с помощью воображения он может достичь желаемого состояния. Данное упражнение снимает напряжение, успокаивает детей. 3. Визуализация эмоций. Это упражнение помогает детям осознать свои негативные и позитивные эмоции; дает возможность заглянуть в себя, исследовать свое эмоциональное состояние, признать свои чувства и принять ответственность за них.

Превентивные (предупреждающие)программы (тренинги) – носят образовательно-просветительский характер: -тренинги бесконфликтного общения; -тренинги толерантного общения, формирования новых стратегий взаимодействия с родителями; -программа предотвращения вовлечения детей или подростков в насильственные ситуации, обучение самозащите в случаях сексуального насилия; -программы личностного роста, нацеленные на коррекцию и развитие личности, преодолевающей трудности в самореализации.

Таблица использования социально- психологических технологий при различных видах насилия Вид насилия ВозрастТехнологии эмоциональное Дошк.//мл.школ. Мл.школ.//подрост. Игровая Когнитивно- поведенческая физическое Дошк.//мл.школ. Мл.школ.//подрост. Музыкальная Когнитивно- поведенческая сексуальное Дошк.//мл.школ. Мл.школ.//подрост. Игровая арттерапия комплексное Дошк.//мл.школ. Мл.школ.//подрост. Игровая арттерапия

Все перечисленные технологии не следует рассматривать как жесткий алгоритм, помощь ребенку, пострадавшему от насилия и жестокого обращения, следует рассматривать как искусство, которое рождается в сотрудничестве с конкретным ребенком.