Формирование образовательных траекторий учащихся с учетом требований работодателей ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стриханов М.Н. 15 июня 2012г. О вхождении ассоциации вузов «Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом» в состав некоммерческого партнерства «Национальный.
Advertisements

Программа правительства г. Москвы Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева Василенко Е.А. директор Инновационного центра Тел/факс.
ИТОГИ КОНКУРСА ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА РЕКТОРАТ 26 сентября 2011 г. проректор по учебно-воспитательной.
LOGO ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СИСТЕМАМ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ АЭС Минск, 2015 г. Кишкин В.Л., Королев С.А. I МНТК «Автоматизированные системы управления.
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ИННОВАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ГОДЫ.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
Раков Н.А Программы ГК «Росатом» по привлечению молодых специалистов в атомную отрасль. Особенности работы с рынком труда молодых специалистов.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Корпоративный институт Владимирского государственного университета на учебно-производственной площадке ОАО «Завод «Автоприбор», г.Владимир.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Взаимодействие с профильными ВУЗами. Основные инициативы Департамент управления персоналом Москва
27 марта 2012, г. Москва «Итоги, задачи и перспективы развития отраслевого образования» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор.
ФГБОУ ВПО Национальный исследовательский университет «МЭИ» ОПЫТ МЭИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИКИ. Москва, 18 апреля 2012 г. НИУ Начальник управления.
Практика применения модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров в Ярославской области В.Ю. Выборнов, заместитель.
Перспективы работы с одаренными и основные направления развития системы поиска, выявления, развития и поддержки одаренных Докладчик профессор Ф.Л. Ратнер.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Перспективы развития проекта «Формирование предпринимательской компетентности детей и молодёжи Томской области» на годы. Томск 2015 Августовская.
Министерство образования и науки Российской Федерации Новые подходы к формированию объёмов КЦП в 2014 году с учетом регулирующего воздействия регионов.
Об обеспечении качества учебного процесса в университете Проректор по учебной работе Кречетов А.А. Заседание ученого совета КузГТУ,
Транксрипт:

Формирование образовательных траекторий учащихся с учетом требований работодателей ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Модернизация российского образования 2 Одна из причин необходимости модернизации образования - противоречие между быстро развивающейся наукой и техникой, стремительным расширением поля знаний и устаревшими программами и методами обучения, что приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений получают не те знания и умения, которые нужны работодателю Одна из целей модернизация образования – приведение содержания, структуры и технологий обучения к потребностям работодателей Основные направления модернизации: нацеленность на результат компетентостный подход модульность мобильность участие работодателей участие обучающихся индивидуальные траектории

Корпоративные образовательные среды – участие работодателей в реализации образовательных программ 3 Минзравсоцразвития РФ Отраслевые квалификационные рамки Разработка ООП профессионального образования(ВПО, СПО) Объединения работодателей Профстандарты Разработка ФГОС (ВПО, СПО) Минобрнауки РФ Входные компетенции абитуриентов Разработка ООП средней школы профильное обучение дифференциация индивидуализация формирование образовательной среды Разработка образовательных программ Национальная система оценки качества образования Система сертификации квалификаций Итоговая аттестация Практика Учебно- исследовательская работа Промежуточная аттестация Участие работодателей образовательная траектория обучающегося

4 Ассоциация вузов «Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом»» Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина Московский государственный строительный университет Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» Национальный исследовательский Томский политехнический университет Национальный исследовательский университет «МЭИ» Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Санкт-Петербургский государственный университет Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Национальный ядерный инновационный консорциум (НЯИК) Ассоциация вузов «Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом»» Ведущие научные центры: ФГУП «РФЯЦ ВНИИЭФ» ФГУП «РФЯЦ ВНИИТФ имени академика Е.И. Забабахина», Холдинги: ОАО «Концерн Росэнергоатом» ОАО «ТВЭЛ» ЗАО «Наука и инновации» ОАО «Атомредметзолото» ОАО «Атомэнергомаш» ОАО «Техснабэкспорт» Общественно-профессиональные организации: Ядерное общество России Союз научных инженерных общественных организаций Как обеспечить сотрудничество образования и работодателей? Опыт работы с работодателем в НИЯУ МИФИ

5 5 Участие НИЯУ МИФИ в проекте по разработке и внедрению национальной системы оценки качества профессионального образования Привлечение ведущих ученых и производственников к учебному процессу Использование научно-лабораторной и производственной базы предприятий для учебного процесса Изменение контрольных цифр приема и структуры университета в соответствии с заказом работодателя на подготовку кадров Привлечение ведущих ученых и производственников к учебному процессу Использование научно-лабораторной и производственной базы предприятий для учебного процесса Изменение контрольных цифр приема и структуры университета в соответствии с заказом работодателя на подготовку кадров Разработка отраслевых квалификационных рамок и требований к кадрам инженерно- технического профиля, профессиональные стандарты Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ Оценка качества подготовки кадров Разработка отраслевых квалификационных рамок и требований к кадрам инженерно- технического профиля, профессиональные стандарты Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ Оценка качества подготовки кадров Общественно- профессиональная сертификация инженерно – технических работников Основные холдинги: Росэнергоатом ТВЭЛ ОАО «Наука и инновации» НИЦ «Курчатовский институт» Федеральные ядерные центры Атомэнергомаш Атомредметзолото Атомстройэкспорт Техснабэкспорт Ядерное общество России Российский Союз научных и инженерных общественных организаций Опорные вузы: НИЯУ МИФИ МГТУ СПбГУ МЭИ НИТУ «МИСиС» РХТУ СПбГПУ НГТУ ННГУ УрФУ ТПУ ИГЭУ МГСУ Национальный ядерный инновационный консорциум Задачи НЯИК: общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ и сертификация квалификаций выпускников ВУЗов для совершенствования системы ядерного образования в соответствии с требованиями работодателей и развития рынка труда молодых специалистов реализация инновационных проектов на основе интеграции научного, образовательного и производственного потенциала организаций – членов НЯИК

Согласно перечню и плану разработки профессиональных стандартов, утвержденных правительством РФ, НИЯУ МИФИ и национальный ядерный инновационный консорциум НЯИК в 2013 году разработали 43 профессиональных стандарта (ПС) для специалистов ГК «Росатом» РАЗРАБОТАНО: Ядерный энергетический комплекс – 27 ПРОФСТАНДАРТА Ядерный оружейный комплекс – 16 ПРОФСТАНДАРТА в РАЗРАБОТКЕ приняли Участие: 560 СПЕЦИАЛСИТОВ из 28 предприятий ГК «Росатом» Охвачено 19 Специальностей/направлений Разработка профессиональных стандартов Сформированы экспертные группы из числа представителей предприятий ГК «Росатом» по 20 человек каждому ПС Проведены опросы работников до 135 человек специалистов соответствующего профиля по каждому профессиональному стандарту Для профессионально-общественного обсуждения проекты профстандартов размещены на сайте НИЯУ МИФИ и на сайте ОАО Концерн Росэнергоатом (в случае ЯОК проекты ПС проходили закрытое обсуждение, со специалистами, имеющими соответствующую форму допуска); проведено 10 межрегиональных круглых столов для представителей профессионального сообщества (с общим количеством участников не менее 100 человек); информация о ходе разработки профессиональных стандартов размещена в СМИ, профильных изданиях, в сети Интернет, на сайте НИЯУ МИФИ организован форум для участия в обсуждении 37 проектов профессиональных стандартов согласованы с РПРАЭП, 24 из них утверждены Экспертным советом Министерства труда и социальной защиты РФ, 19 находятся на этапах согласования и утверждения. Опыт работы с работодателем в НИЯУ МИФИ

Анализ прогноза набора выпускников НИЯУ МИФИ 2014 – 2021 гг. Суммарная потребность отрасли в выпускниках на 8 лет составляет 1751 чел. 7 Общий прогноз приема по специальностям и направлениям НИЯУ МИФИ на гг.: бакалавров – 465 чел., магистров – 650 чел., специалистов – 636 чел. Организации атомной отрасли ведут набор выпускников по 34 специальностям и направлениям подготовки ВПО НИЯУ МИФИ. *(62) – бакалавриат; (65) – специалитет; (68) – магистратура ** Ключевые специальности отрасли – 7 специальностей по которым ГК «Росатом является центром ответственности перед Минобрнауки России. *** Остальные специальности отрасли – 31 специальность, по которым планируется прием выпускников из НИЯУ МИФИ с 2014 по 2021 гг. Потребность гг Код Название специальности/направления Общая БакалаврСпециалист Магистр п.п. (ФГОС-3) Ключевые специальности* отрасли (7), чел.: Ядерная энергетика и теплофизика Ядерные физика и технологии Электроника и автоматика физических установок Ядерные реакторы и материалы Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг Технология разделения изотопов и ядерное топливо Химическая технология материалов современной энергетики 4 4 Остальные специальности** отрасли (31), : Материаловедение и технологии материалов Прикладная математика и информатика Прикладные математика и физика Автоматизация технологических процессов и производств Техническая физика Информатика и вычислительная техника Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения Электроника и наноэлектроника Информационная безопасность Информационные системы и технологии Прикладная математика Физика Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи Прикладная информатика Международные отношения Информационная безопасность телекоммуникационных систем Электроэнергетика и электротехника Радиофизика Химия, физика и механика материалов Информационная безопасность автоматизированных систем Радиационная, химическая и биологическая защита Мехатроника и робототехника Технологические машины и оборудование Юриспруденция Информационная безопасность телекоммуникационных систем Прикладная механика Управление в технических системах 11 Итого (34):

Дни Карьеры Росатома в НИЯУ МИФИ Ярмарка вакансий - 46 предприятий; более 2000 посетителей Лекция Первого заместителя Генерального Директора А.М.Локшина Стратегический бизнес- симулятор «Management Challenge» Интеллектуальный конкурс «Корпорация знаний» Командный конкурс «Атомный квест» Презентации, семинары, тренинги, игры, круглые столы

Стипендии и премии Росатома Премии для молодых учёных 100 премий по 100 тыс. руб. ежегодно Персональный характер премии на основе открытого конкурса за конкретные результаты в НИД Выдвижение соискателей производится научно- техническими советами организаций Росатома Стипендии студентам профильных вузов 150 премий по 5000 руб. в месяц Направлены на поощрение и социальную поддержку студентов, достигших высоких результатов в учёбе и научных исследованиях Направлены на привлечение студентов на постоянную работу в организации атомной отрасли 9

Подготовка кадров для ядерного оружейного комплекса 10 НИЯУ МИФИ Городская администрация Базовое отраслевое предприятие Процент выполнения заявок РФЯЦ по практикантам и трудоустройству выпускников ВНИИЭФ и ВНИИТФ Уральский кластер Группы углубленной подготовки для РФЯЦ с мобильной образовательной траекторией: МИФИ ИАТЭ СарФТИ ВНИИЭФ ВНИИТФ Трехсторонние соглашения о сотрудничестве Задача: реструктуризация подготовки в регионах для более полного удовлетворения потребности базовых предприятий Процент выполнения заявок предприятий на выпускников по профильным специальностям Лазерный термоядерный синтез Физика быстропротекающих процессов Супер ЭВМ и параллельные вычисления Новые направления подготовки Новые кафедры Лазерный термоядерный синтез Физика быстропротекающих процессов ОТИ, ТТИ, ТИ, НТИ

Формирование образовательной среды, ориентированной на работодателя Олимпиады НИЯУ МИФИ Олимпиада «Росатом» предварительный тур чел., заключительный тур чел., призеров – 603 чел., победителей чел. Конкурс «Юниор» предварительный тур чел., заключительный тур чел., призеров – 79 чел., победителей - 17 чел. Объединенная межвузовская математическая олимпиада (ОММО) предварительный тур чел., заключительный тур чел. Инженерная олимпиада предварительный тур -938 чел., заключительный тур чел. Олимпиада «Росатом» в 2013 году проведена на 35 региональных площадках Впервые проведена Инженерная олимпиада По результатам исследования, проведенного в 2013 году Российским Союзом ректоров, в рейтинге вузов- организаторов олимпиад школьников, лауреаты которых демонстрируют в вузах успеваемость выше среднего, НИЯУ МИФИ занял 5-е место в России Сетевая школа НИЯУ МИФИ Сайт (281 школа из 43 субъектов РФ, 353 учителя, 1612 школьников) Создание института тьюторов-наставников Методическое руководство профильной подготовкой и проектной деятельностью Дистанционные лекции в режиме реального времени для школьников и учителей по физике, математике, химии Сотрудничество с ГК «Росатом» «Школа Росатома» (17 тыс. чел в 22 городах) Атомклассы (400 чел в 9 школах) 2-ой Научно-технический фестиваль школьников (Снежинск) (100 чел.) Смена для одаренных детей в «Орленке» (150 чел.) Дни открытых дверей ГК «Росатом (2000 чел.) Сотрудничество с Департаментом образования г. Москвы Создан Центр технологической поддержки образования в лицее 1523 НИЯУ МИФИ включен в пилотный проект по организации предуниверситариев Проект «Университетские субботы»

Дистанционные лекции проходят в режиме реального времени (физика, математика) Презентации и записанное видео выложено на сайте Сетевой школы НИЯУ МИФИ Курсы охватывают всю программу школьного курса физики и математики РАСШИРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ПОДГОТОВКИ

Расширение участия в конкурсах технического творчества школьников Расширение практики летних школ Модернизация лабораторной базы в лицеях Повышение эффективности летней практики школьников Создание института тьютеров-наставников проектной деятельности школьников на базе Сетевой школы Повышение эффективности проектной деятельности школьников

Совместные проекты с КГ «Росатом» 14 ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ РОСАТОМА «ЛЮДИ БУДУЩЕГО»

15 Дата Тема лекции Лектор 15 марта Вызовы и проблемы 21 века: наука, технологии, общество Малинецкий Г. Г., д.ф.-м.н., профессор, вице-президент Нанотехнологического общества России 22 марта Нанотехнологии и человек: лекарства и технологии будущего или ящик Пандоры? Набиев И.Р., д.х.н., руководитель межкафедральной лаборатории нано-биоинженерии НИЯУ МИФИ, профессор Университета г. Реймса, Шампань-Арденн, Франция, директор Европейской Технологической Платформы "Полупроводниковые нанокристаллы", лауреат премии Уолтона Научного Фонда Ирландии 29 марта Два пути истории симметрии: первый – самоподобие, второй – поиск решений алгебраических уравнений Трубецков Д.И., член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования, д.ф.-м.н., профессор 5 апреля Технологии создания материалов будущего Олевский Е.А., д.ф.-м.н., профессор, руководитель межкафедральной лаборатории перспективных технологий создания новых материалов, заслуженный профессор университета в г. Сан-Диего (США), почетный член американского общества инженеров-механиков, лауреат Фонда Гумбольта 12 апреля Что такое фотон? Крохин О.Н., академик РАН, д.ф.-м.н., профессор, научный руководитель Института магистратуры НИЯУ МИФИ и Высшей школы физиков им. Н.Г. Басова НИЯУ МИФИ. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» (III и IV степеней), орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета» и орденом "Командорский Крест" II степени (Польша). Лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР, премии Президента РФ в области образования 2000 года за проект «Высшая школа физиков МИФИ-ФИАН», Демидовской премии 2005 года 19 апреля Ожидаемые перспективы развития пилотируемой космонавтики Авдеев С.В., к.ф.-м.н., герой России, летчик-космонавт РФ 26 апреля Новая концепция исторического образования в России Порохня В.С., д.и.н., профессор, директор Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах РФ, действительный член Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского и Академии военно-исторических наук. 17 мая Прогнозирование развития российской экономики Ивантер В.В., академик РАН, директор ИНХП РАН Проект Департамента образования г. Москвы «Университетские субботы» в НИЯУ МИФИ

Индивидуальная траектория обучающегося в школе 16 Индивидуальная траектория обучающегося определяется на основе сформировавшегося уровня обученности и его способности к обучению Индивидуальная траектория обучающегося - это не фиксированный набор дисциплин, практик и учебно- исследовательских работ, а динамически меняющаяся в зависимости от полученных компетенций и возникающих интересов обучающегося Индивидуальная траектория обучающегося в школе определяется требуемым конечным результатом – какими компетенциями должен обладать абитуриент того вуза того или иного профиля Как учесть требования работодателя в индивидуальных траекториях школьников? Основой индивидуальной траектории в школе является индивидуальный учебный план, составленный на основе базисного учебного плана. Индивидуальная траектория может реализовываться за счет вариативной части учебного плана. Индивидуальная траектория начинается с выбора профиля Индивидуальная траектория особенно проявляется в проектной деятельности школьников Требования работодателей к школьным образовательным формируются опосредованно через компетенции, которыми должен обладать абитуриент вуза того или иного профиля. Традиционный путь Это можно сделать через формирование образовательной среды Инновационный путь НИЯУ МИФИ развивает 4 направления развития индивидуализации обучения в средней школе: Подготовка школьников к олимпиадам (летние школы) Развитие дистанционных технологий обучения – Сетевая школа НИЯУ МИФИ Развитие проектной деятельности школьников (кафедры, научные центры, молодежные инновационные центры) Участие в инновационных проектах ГК «Росатом» и Департамента образования г. Москвы

Информационная поддержка формирования индивидуальных траекторий 17 Для формирования непрерывных образовательных траекторий и мониторинга эффективности обучения необходимо вести историю достижений каждого обучающегося, начиная со средней школы и заканчивая успехами в профессиональной деятельности. Для этого в НИЯУ МИФИ создана единая информационная система, объединяющая: база данных школьных олимпиад, база данных приемной комиссии, в которой содержится портфолио каждого абитуриента, база данных учебного департамента, которая содержит не только учебные достижения студента, но и научные, достижения в спорте, в организационной и культурно-массовой работе, в творчестве база данных распределения база данных выпускников университета.

18 Спасибо за внимание!