Особые образовательные потребности детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата Приходько Оксана Георгиевна доктор педагогических наук, профессор,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особые образовательные потребности детей с детским церебральным параличом (ДЦП) Печерская Ольга Владимировна Педагог-психолог МБДОУ г. Иркутска детского.
Advertisements

Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Любовь Павловна Галахова, педагог-психолог, КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная.
Разработка и внедрение специальных федеральных образовательных стандартов для детей с ОВЗ Институт Коррекционной педагогики РАО Институт-коррекционной-педагогики.РФ.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подходы к разработке, структуре и содержанию Нагимова Наталья Ивановна, ст. научный сотрудник.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Особенности работы учителя начальных классов с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП Лихопуд Ирина Владимировна, учитель-дефектолог ГБОУ Центр диагностики и консультирования Краснодарского.
27 октября 2011 год Реализация проекта инклюзивного образования в условиях внедрения ФГОС начального образования : критерии эффективности и требования.
Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
ФГОС дошкольно го образовани я ОП ФГОС НОО Стандарт для обучающих ся с ОВЗ ФГОС ООО Специальные требования к структуре программы, условиям и результатам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» г. Нижняя Салда.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Особые образовательные потребности детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата Приходько Оксана Георгиевна доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой логопедии, директор Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО МГПУ

В зависимости от причин и времени действия вредных факторов выделяются следующие виды нарушений опорно-двигательного аппарата: Заболевания нервной системы – ДЦП, полиомиелит. Врожденная патология ОДА - врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты конечностей. Приобретенные заболевания и повреждения ОДА - травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондрострофия, рахит).

Дети с неврологическим характером двигательных расстройств – НОДА обусловлены органическим поражением двигательных отделов ЦНС. Большинство детей с двигательной патологией в образовательных учреждениях – дети с ДЦП (89%). Так как двигательные расстройства при ДЦП сочетаются с отклонениями в развитии познавательной, речевой и эмоционально-личностной сферы, наряду с психолого- педагогической и логопедической коррекцией основная часть детей данной категории нуждается также в лечебной и социальной помощи. Дети с ортопедическим характером двигательных расстройств – поражение ОДА не неврологического характера. Обычно не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей замедлен общий темп психического развития и могут быть парциально нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно- пространственные представления. Дети данной категории нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима. Речевые нарушения требуют логопедической помощи.

Успехи медицины в области акушерства, неонатологии, детской неврологии привели к значительному снижению смертности новорожденных и, одновременно, к повышению частоты неврологических нарушений у детей, среди которых ДЦП занимает первое место. Распространенность ДЦП среди детской популяции весьма значительна и составляет до 5,8 на 1000 детей; при этом устойчивый рост количества таких детей сопровождается утяжелением нарушений развития. При всех усилиях, направленных на медико-психолого- педагогическую реабилитацию этих детей, к пубертатному возрасту среди них регистрируется большое количество инвалидов.

Система поэтапной помощи детям с ДЦП основана на ранней диагностике и раннем начале систематической лечебно-педагогической работы. Эффективность коррекционно-восстановительной работы при ДЦП зависит от ее непрерывности, систематичности, адекватности, преемственности на различных этапах.

Ранняя диагностика нарушений развития у детей с ДЦП

У детей с ДЦП могут быть нарушены различные «линии развития»: двигательное развитие психическое развитие речевое развитие социальное развитие. Это крайне неоднородная группа. Отмечаются многовариантные разноуровневые специфические сочетания нарушений различных функциональных систем.

Двигательное развитие Общая моторика Функциональные возможности кистей и пальцев рук Артикуляционная моторика

Психическое развитие Познавательная деятельность Эмоционально- волевая сфера Личностные особенности

Восприятие (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое) Запас знаний об окружающем Уровень развития деятельности Мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое) Внимание Память Понимание обращенной речи Познавательное развитие

Речевое развитие Импрессивная речь (понимание обращенной речи) Экспрессивная речь (собственная речь) Программа речи (уровень речевого развития) Моторная реализация речи

Двигательное развитие У всех детей с ДЦП наблюдаются двигательные нарушения, проявляющиеся в различной степени. У большинства детей с ДЦП нарушены двигательные функции кистей и пальцев рук.

Социальное развитие Социальное развитие детей с ДЦП нарушено и качественно своеобразно. Оно отличается большой неравномерностью, т.е. наблюдается значительный разброс показателей социального развития. В целом уровень социально-эмоционального развития близок к уровню познавательного развития, в то время как степень сформированности навыков самообслуживания ниже показателей тяжести нарушений общей моторики и функций рук.

Познавательная деятельность. Неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций Выраженность астенических проявлений Сниженный запас знаний и представлений об окружающем (вынужденная изоляция, ограничение контактов с другими людьми; затруднения в познании окружающего в процессе практической деятельности, связанные с двигательными и сенсорными расстройствами) Нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем (патология зрения, слуха, мышечно- суставного чувства)

Познавательное развитие Дети с ДЦП – крайне разнородная группа по состоянию интеллекта. Нормальный или близкий к нормальному интеллект Задержка психического развития органического генеза Умственная отсталость различной степени выраженности Нарушение познавательного развития жестко не связано с тяжестью поражения двигательной сферы и лишь частично соответствует тяжести двигательной патологии. Уровень познавательного развития в целом выше уровня речевого развития.

Расстройства эмоционально-волевой сферы Повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность Заторможенность, застенчивость, робость Колебания настроения Плаксивость, капризность, раздражительность Реакция протеста, агрессия Полное безразличие, равнодушие, безучастное отношение к окружающим Благодушное настроение со снижением критики к своему состоянию

Нарушения формирования личности Осознание собственной неполноценности Пониженная мотивация к деятельности Страхи, связанные с передвижением и общением Стремление к ограничению социальных контактов Отсутствие уверенности в себе, самостоятельности, повышенная внушаемость Наивность суждений Иждивенческие установки, неспособность и нежелание самостоятельной практической деятельности Робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы Обидчивость, впечатлительность, замкнутость

Речевое развитие У 94% детей - задержка доречевого и раннего речевого развития. Речевая активность детей низкая. Задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической. У всех детей с ДЦП – дизартрические (речедвигательные) расстройства. Степень выраженности речедвигательных расстройств коррелирует с тяжестью нарушений функций рук.

Речедвигательные расстройства Два варианта нарушений тонуса мышц артикуляционного аппарата: I вариант – однотипный характер нарушений мышечного тонуса (у одних детей – по типу спастичности, у других – по типу гипотонии, у третьих – по типу дистонии); II вариант – смешанный, вариативный характер нарушений мышечного тонуса артикуляционного аппарата, например, сочетание спастичности в одних группах мышц и гипотонии – в других.

Речедвигательные расстройства Различные проявления речедвигательных расстройств: нарушения акта приема пищи (сосания, откусывания от куска, жевания, глотания), гиперсаливация, оральные синкинезии, повышение глоточного рефлекса, нарушения дыхания (учащенное, неглубокое, аритмичное), силы (тихий, слабый, истощаемый) и тембра (глухой, назализованный, прерывистый, сдавленный, напряженный, хриплый) голоса, нарушения просодики. Могут быть непроизвольные насильственные движения (гиперкинезы, тремор).

Анализ экспериментальных данных показывает, что часть детей с ДЦП имеют равномерное отставание по всем линиям развития (31%), остальные – неравномерное развитие (69%). При этом проявления дисгармоничного развития оказываются чрезвычайно разнообразными.

более сохраннонарушено – словесно-логическое мышление (выполнение заданий, требующих участия логического мышления, речевого ответа не представляют особых трудностей) – выраженная недостаточность пространственного гнозиса и праксиса (не могут правильно скопировать форму предмета, часто зеркально изображают асимметричные фигуры, с трудом осваивают схему тела и направление) – функции счета (трудности глобального восприятия количества, сравнения целого и частей целого, усвоения состава числа, восприятия разрядного строения числа, усвоения арифметических знаков) Спастическая диплегия

более сохраннонарушено – интеллект потенциально сохранный – удовлетворительное развитие праксиса и пространственного гнозиса – легче выполняются визуальные инструкции – недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (затруднения при выполнении заданий, требующих речевого оформления), т.е. трудности обучения связаны с нарушениями слуха и речи Гиперкинетическая форма ДЦП

Левосторонний гемипарез Правосторонний гемипарез – патология эмоционально- волевой сферы в виде агрессивности, инертности, эмоциональной уплощенности – нарушения поведения – оптико-пространственные нарушения проявляются при чтении и письме (чтение затруднено и замедлено, так как дети путают сходные по начертанию буквы, на письме – элементы зеркальности) – трудно формируются представления о схеме тела (дети долго не различают правую и левую руку) – нарушения функции счета – моторная алалия Гемипаретическая форма ДЦП

Атонически-астатическая форма ДЦП

Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА раннее выявление нарушений и максимально раннее начало комплексного сопровождения ребенка с учетом особенностей психофизического развития; регламентация деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение ортопедического режима); особая организация образовательной среды, характеризующаяся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий;

Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА использование специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения; адресная помощь по коррекции двигательных, познавательных, речевых и социально-личностных нарушений; предоставление услуг тьютора;

Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА индивидуализация образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений; максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей.

Диапазон различий в возможностях освоения академического образования детьми с НОДА очень велик: Часть детей (с «чисто» ортопедической патологией и некоторые дети с ДЦП) могут освоить программу общеобразовательной школы. Существенная часть детей с двигательной церебральной патологией с ЗПР (дети с ДЦП и некоторые дети с ортопедической патологией) нуждаются в коррекционно-педагогической работе и специальных условиях образования; они могут успешно обучаться в специальной (коррекционной) школе VI вида. Дети с легкой умственной отсталостью обучаются по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Для детей с умеренной умственной отсталостью возможно обучение по индивидуальной программе в условиях реабилитационного центра системы образования или на дому.

1 группа. Двигательные нарушения различного этиопатогенеза (дети передвигаются самостоятельно или с ортопедическими средствами). Нормальное психическое развитие и разборчивая речь. Нередко отсутствие уверенности в себе, самостоятельности, повышенная внушаемость. Личностная незрелость: наивность суждений, слабая ориентированность в бытовых и практических вопросах жизни. Дети успешно м.б. интегрированы в массовую школу при создании необходимой среды, адекватной их особенностям. 2 группа. Дети с лёгким дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигаются при помощи ортопедических средств или лишены возможности самостоятельного передвижения. Замедленный темп психического развития, нейросенсорные нарушения ограничения манипулятивной деятельности и дизартрические расстройства разной степени выраженности. Благопритная динамика умственного развития; легко используют помощь взрослого при обучении, достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии; возможно их инклюзивное обучение в массовой школе. Специально приспособленная среда для них не может быть единственным условием. Дети нуждаются в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с учителем-логопедом и учителем-дефектологом.

3 группа. Двигательные нарушения разной степени выраженности. Легкая и средняя степень интеллектуальной недостаточности, осложненная нейросенсорными и дизартрическими нарушениями, системным недоразвитием речи. На первом плане – нарушения ВПФ – абстрактно-логического мышления и гностических, функций. Низким познавательный интерес, недостаточная критичность, безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. Возможность обучения этих детей в массовой школе невелика, в специальном образовательном учреждении подготовить их к самостоятельной жизни значительно легче (специальная целенаправленная коррекционно-развивающая работа). 4 группа. Тяжелые двигательные нарушения неврологического генеза (полная или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании). Их общение затруднено в связи с несформированностью языковых средств и речедвигательных функций. Степень умственной отсталости различна. Дети с менее выраженным интеллектуальным недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. При более выраженных интеллектуальных нарушениях возможности формирования общения и самообслуживания крайне ограниченны. Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка (с тяжёлыми и множественными нарушениями) на основе индивидуально разработанных программ.

Успешное инклюзивное обучение детей с НОДА в общеобразовательной организации: организация доступной среды организация специальной помощи Обязательное условие - систематическая специальная психолого- педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями. Психолого- педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями, учителями; работа по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.

Успешное инклюзивное обучение в общеобразовательной среде – дети первой и второй групп с НОДА. Два варианта адаптированных программ. Результат освоения: итоговые достижения обучающихся с НОДА в целом соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников, определяемым действующим ФГОС. Первый вариант адаптированной программы адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Этот вариант максимально приближен к стандарту обучения детей с нормальным развитием. В структуре адаптированной образовательной программы - 8 образовательных областей. Содержание каждой образовательной области направлено на освоение «академического» компонента и компонента жизненной компетенции.

Структура АОП для детей с НОДА соответствует основной цели их образования – включения в образовательное пространство, ориентированное на нормальное развитие. Функция «академического» компонента – оснащение ребенка знаниями и умениями в большей степени для их применения в будущем. При разработке АК должен использоваться принцип разумного превышения актуальных возможностей ребенка. Обучение должно организовываться в зоне ближайшего развития и «вести» его за собой. АК для детей с НОДА в каждой области не изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников, но усилено внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях.

Функция компонента «жизненной компетенции» – это обеспечение ребенка практическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми, уже сейчас, в повседневной жизни и формирующими основу дальнейшего развития отношений с окружением. Принципиально определение последовательных шагов усложнения среды, которое необходимо и полезно ребенку, т.е. – стимулировать развитие. Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Ребенок полностью включен в общий образовательный поток, и по окончании школы получает такой же документ об образовании. Право на прохождение текущей, промежуточной и ГИА в иных формах. Среда и рабочее место д.б. специально организованы в соответствии с особенностями ограничений здоровья.

Обязательные направления Программы коррекционной работы в первом варианте ФГОС для обучающихся с НОДА: поддержка в освоении основной образовательной Программы; развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Второй вариант адаптированной программы предназначен для второй группы детей с НОДА. Эти учащиеся получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки на основе индивидуального учебного плана. Обязательна организация специальных условий обучения и воспитания для реализации особых образовательных потребностей. Среда и рабочее место приспосабливаются к конкретному ребёнку. Обязательны направления коррекционной помощи для детей с НОДА, осваивающих второй вариант адаптированной программы. Эти направления образуют структуру Программы коррекционной работы, дополняющей основную образовательную программу: развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, развитие способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. специальная поддержка освоения основной образовательной программы, включающая коррекционно-развивающую работу по развитию познавательной и речевой деятельности детей с НОДА.

Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) требует от учителя больше внимания, в случае выраженных двигательных нарушений, поэтому наполняемость класса, где обучается ребенок с нарушением ОДА, должна быть меньше. В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида ), контакторы, заменяющие мышь (джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор. Различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

Требования к результатам освоения адаптированных образовательных программ – это описание планируемых результатов образования. Должно даваться только в единстве всех компонентов образования. Недопустимо рассматривать результаты освоения отдельных линий, поскольку даже их сумма может не отражать ни общей динамики социального развития ребёнка с ОВЗ, ни качества его образования. Локальные затруднения в освоении отдельных линий и даже областей образования, не должно рассматриваться как показатель их неуспешности в целом и тем более – нецелесообразности перехода на следующий уровень образования. Введение специальной и подробной шкалы оценок необходимо для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребёнка в освоении образовательной программы, оценки собственно коррекционного эффекта обучения и обеспечения возможности гибкой индивидуальной корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков в выбранной области образования.

Специальные (коррекционные) школы- интернаты VI вида: Для детей с легкой и средней тяжестью двигательной патологии Для школьников с тяжелой двигательной патологией

Формы обучения в общеобразовательной организации детей с двигательной патологией: Интеграция в обычных классах при массовых общеобразовательных школах Инклюзивная форма по адаптированной программе Надомное обучение при массовой школе Дистантная форма обучения

Психолого-педагогические реабилитационные центры

Специальные образовательные условия для детей с НОДА Необходимо создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное развитие, социальную адаптацию и личностную реализацию. В образовательной организации общего типа должны быть созданы специальные материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с НОДА в здания и помещения образовательного организации, их пребывания, обучения и воспитания (пандусы, съезды на тротуарах, лифты, поручни, специальные санузлы, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

Специальное оборудование: средства передвижения: инвалидные коляски (комнатные, прогулочные, функциональные, спортивные), многофункциональные кресла-коляски, подъемники для пересаживания, ходунки и ходилки, костыли, крабы, трости средства, облегчающие самообслуживание детей (наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания); подбор мебели (парты, регулируемые в соответствии с ростом) специальные технические средства для оптимизации процесса письма (увеличенные в размерах ручки и специальные накладки к ним, утяжеленные ручки, специальные магниты для прикрепления тетради к парте)

Обучение детей с НОДА должно осуществляться на фоне лечебно- восстановительной работы: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений Ребенок с двигательной патологией должен получать необходимый специальный комплекс лечебно-восстановительных мероприятий на базе районной поликлиники, проходить курсы лечения в специализированных больницах и реабилитационных центрах Соблюдение индивидуального ортопедического режима (правила посадки и передвижения ребенка, рефлекс-запрещающие позиции и позы для нормализации мышечного тонуса, физкультпаузы)

Использование компьютерных и технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования с включением специального оборудования: специальные клавиатуры (с увеличенным размером клавиш, со специальной накладкой, ограничивающей случайное нажатие соседних клавиш), правильное расположение компьютера.

Общеобразовательная организация должна реализовывать программы коррекционной работы и адаптированные образовательные программы. Образовательная программа для детей с НОДА разрабатывается школой самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта, примерных программ по учебным предметам федерального компонента, программ регионального и школьного компонентов, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся.

В коррекционной части общеобразовательной программы должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций. Предметы коррекционного цикла следует определять в зависимости от имеющихся у детей нарушений: - преимущественно двигательных; - преимущественно речевых; - сочетание двигательных и речевых, - недостатков общего психического развития. В зависимости от структуры нарушений коррекционно- развивающая работа должна строиться дифференцированно. В цикл коррекционных занятий обязательно включаются: логопедические занятия для детей с речевой патологией, с использованием компьютерных программ при самых тяжелых нарушениях (анартрия); индивидуальные и групповые занятия для коррекции нарушенных психических функций.

Соотношение методов на каждом этапе обучения и воспитания детей с НОДА определяется уровнем двигательного, познавательного, и речевого развития детей и задачами, стоящими перед педагогом. Используются наглядные, практические и словесные, двигательно- кинестетические методы. Необходимо проводить групповые и индивидуальные коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала (расширение знаний и представлений об окружающем, формирование пространственных и временных представлений, развитие графических навыков). Педагог выделяет тех детей, которые в силу имеющихся нарушений не могут усваивать программный материал, и объединяет их в отдельные группы для проведения коррекционных занятий. Особое внимание следует уделять предметно- практической деятельности детей. Состав групп должен быть подвижным.

Образовательная организация должна предоставить услуги тьютора, для того, чтобы оказывать обучающимся необходимую помощь. Должна быть организация системы взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны ПМПК, ПМПС-центра, окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, СКОУ VI вида, органов социальной защиты, органов здравоохранения, общественных организаций. Педагоги, работающие в условиях инклюзивного класса должны получить особую подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики, быть готовыми и профессионально компетентными решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учет потребностей обучающихся с НОДА предусматривает введение в штат специалистов школы учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников. Установление тесного контакта и сотрудничества педагога с родителями является обязательным условием успешной адаптации ребенка с НОДА в образовательной организации.

Система комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом - специально организованное образовательное пространство, в котором центральное место занимает взаимодействие ребенка и взрослого в условиях коррекционно-развивающей среды, создающей благоприятные условия для компенсации полиморфных нарушений различных функциональных систем (моторики, психики, речи), образования и социальной адаптации, изменения отношений между ребенком и окружающим миром.

Компоненты коррекционно-развивающей среды

Компоненты процесса коррекционно-развивающей помощи детям с ДЦП

Коррекционно-развивающая педагогическая работа должна носить комплексный характер на основе системного подхода. Одновременная стимуляция всех «линий» развития: социальное развитие познавательное развитие речевое развитие двигательное развитие

Основные направления коррекционно-развивающей работы I. Социальное развитие детей: развитие различных форм общения и взаимодействия ребенка со взрослым (стимуляция стремления продлить эмоциональный, жестово-мимический контакт, включение ребенка в практическое сотрудничество); формирование навыков самообслуживания.

II. Познавательное развитие: формирование познавательной активности, мотивации к деятельности, интереса к окружающему миру; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия); формирование деятельности; развитие знаний об окружающем и понимания обращенной речи; формирование мышления и продуктивных видов деятельности.

III. Стимуляция речевого развития (собственной речевой активности). Учитываются этапы речевого развития (лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания, простые фразы из 2-3 слов, неразвернутая (упрощенная) структурно нарушенная фраза, развернутая фраза). Активизируются любые доступные ребенку звуковые и речевые реакции. Формируются любые невербальные и вербальные средства общения (жестовые, мимические, голосовые, звукопроизносительные).

IV. Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений: развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно- моторной координации; стимуляция общей двигательной активности.

Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук

Коррекция речедвигательных расстройств: уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционного аппарата (спастического пареза, гиперкинезов, атаксии); развитие дыхания, голоса, просодики и коррекция их нарушений.

Использование современных образовательных технологий, в т.ч. широких реабилитационных возможностей полифункционального оборудования «сенсорной комнаты» (светлой – мягкой игровой и темной).

Комплексный междисциплинарный подход

Центры трудовой подготовки и учебно- производственные комбинаты. Цель: профессиональная ориентация, социальная адаптация и реабилитация подростков с НОДА. Возраст: от 15 до 20 лет. Учет степени выраженности двигательных и психических нарушений, индивидуальных возможностей, интересов и способностей.

Высшее образование подростков-инвалидов: Интегрированное обучение в обычных ВУЗах. Специальные группы в обычных ВУЗах (Москва, Санкт-Петербург, Челябинск). Специализированные ВУЗы-интернаты для инвалидов с НОДА (Московский институт-интернат Л.А.Саркисяна).

Катамнестический анализ развития детей ЭГ после завершения коррекционно-развивающей программы и в дальнейшем в течение 15 лет подтвердил устойчивость положительных результатов в развитии детей. В возрасте 15 лет 57% детей с ДЦП по уровню психического развития соответствовали возрастной норме или максимально приблизились к ней. Они учились в массовой общеобразовательной школе или специальной (коррекционной) школе VI вида. 27% детей имели задержку психического развития и обучались в специальной (коррекционной) школе VI вида, в классах КРО и на дому. 13% детей имели легкую умственную отсталость и обучались в специальных (коррекционных) школах VI и VIII вида или находились на надомном обучении. Только три ребенка в силу тяжести интеллектуальных и двигательных нарушений не обучались. В настоящее время 19 человек из ЭГ успешно обучаются в различных ВУЗах г. Москвы.

Спасибо за внимание!