Литература как искусство слова. Хорошая книга - та, в которой сочинитель говорит то, что должно, не говорит того, что не должно, и говорит так, как должно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КУРОЧКА РЯБА. ЖИЛИ БЫЛИ ДЕД ДА БАБА И БЫЛА У НИХ КУРОЧКА РЯБА.
Advertisements

Курочка Ряба Художник Сергий Елена Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба.
КУРОЧКА РЯБА Сказка. ЖИЛИ БЫЛИ ДЕД ДА БАБА И БЫЛА У НИХ КУРОЧКА РЯБА.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Сказка «Курочка Ряба». Группа «Почемучки». Театральная постановка.
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Курочка Ряба Выполнила ученица 8 класса Б Зуева Алёна.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Добро пожаловать на классный час !. 1.Чему будет посвящён наш разговор? 2. Почему эту тему можно считать актуальной? 3. В какой пословице можно выразить.
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ... ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? КАК?. Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. Есть даже в детских книгах герои, любящие порассуждать.
Создание сочинения - рассуждения Пошаговые рекомендации, вариант 5. вариант 5.
Литература 7 класс Урок 1 Изображение человека как важнейшая задача литературы. Личность автора, его труд, позиция и авторское отношение к героям.
КУРОЧКА РЯБА Жили-были дедушка и бабушка И была у них курочка Ряба.
«Тайные возможности вашего подсознания». Ежедневно мы сотни раз сталкиваемся с проблемой выбора. Нам приходится принимать решения. Что съесть? Что одеть?
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Известковый Амурского муниципального района Хабаровского края Составила.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Литература – это уроки волшебства... Послушаем поэта. Красиво и тепло, правда? Край любимый, сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться.
Транксрипт:

Литература как искусство слова

Хорошая книга - та, в которой сочинитель говорит то, что должно, не говорит того, что не должно, и говорит так, как должно. Аристотель

Обозначение «вторая реальность», как синоним понятия «художественный текст». Писатель обращается к предметному пластическому миру («художественный образ мира») как носителю его видения, его концепции внешних и внутренних процессов действительности.

Созданная писательским воображением «вторая реальность» (художественный текст) никогда не будет равнозначна, идентична первой, то есть той, в которой мы живём. Это происходит потому, что художественный текст, будучи отражением реальной действительности, всегда избирателен по отношению к ней, с одной стороны. В этой, «второй реальности» действуют свои законы логики, с другой.

«Жили-были дед да баба, И была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое, Золотое. Дед бил, бил Не разбил; Баба била, била Не разбила; Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало И разбилось. Дед и баба плачут; Курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам яичко другое, Не золотое простое».

Художественный текст («вторая реальность») представляет собой единство формы и содержания, именуемые также означающим комплексом (образная система) и смысловым комплексом. Знаковый комплекс служит созданию комплекса смыслового. Чтение художественного текста есть обнаружение в нём образных сигналов, выяснение того, как эти образные сигналы группируются, со- и противопоставляются.

П. Вяземский: «осень хороша», «поздняя осень», «в осени своя есть прелесть»; А. Жемчужников: «ненастная осень»; А. Блок:«хмурая, дождливая»; И. Бунин: любит «осень позднюю в России»; «осень золотая»; С. Есенин: «золотеющая осень». А. Жемчужников и С. Есенин: «безлиственная осень»; В. Иванов: «красная Осень»

«румяна Осень», «осень златовласа», «Осень, баба злая» (Г. Державин); «заплаканная осень», «небывалая осень» (А. Ахматова); «подруга осень», «непроглядная осень» (И. Анненский); «осень пьяная» и «осень морская» (Э. Багрицкий); ранняя осень «задумчиво грустна», «осень бесстрастна», «страстная осень» (А. Блок).

Небывалая осень построила купол высокий, Был приказ облакам этот купол собой не темнить. И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки, А куда провалились студёные, влажные дни? Изумрудною стала вода замутнённых каналов, И крапива запахла, как розы, но только сильней… «Небывалая осень построила купол высокий…»,1922

Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник, И весенняя осень так жадно ласкалась к нему, Что казалось - сейчас забелеет прозрачный подснежник...

И волчья осень по сырым задворкам Скулила жалобно, дрожмя дрожала; …………………………………………. И дни червивые, и ночи злые Листвой кружились над землёй убогой; Там, где могилы стыли полевые, Где нищий крест схилился над дорогой. «Октябрь», 1922

«Румяна Осень» и «осень златовласа», «Осень, баба злая» и «заплаканная осень», «подруга осень» и «осень пьяная», «осень морская» и осень, которая «задумчиво грустна», «осень бесстрастна» и «страстная осень», осень «непроглядная» и «небывалая», осень «весенняя» и «волчья осень»… - всё это свидетельства того, что осень выступает во второй реальности, в которой возможны самые неожиданные и даже невероятные сочетания, сближения смыслов.

Для понимания специфики художественного произведения принципиально важно знать, что язык художественного произведения – это единственное, что осталось человеку от дологического языка.

Древний человек обладал синкретическим сознанием. В этом сознании предметы и явления не были отделены четкими границами друг от друга, мир существовал как некое целое. Со временем, с углублением и расширением представлений человека о мире предметы и явления «отвердели» в своих границах, и осталась только одна область, в которой сохранились черты дологического языка, черты синкретического сознания – это искусство.

Известны ли вам примеры присутствия дологического языка?

Что надо делать, если герой сказки уходит от погони и у него есть полотенце? Если погоня продолжается, но у героя есть и ещё и гребешок? Такое видение, такое понимание полотенца и гребешка проистекает от древнего, синкретического сознания…

Какие ещё примеры дологического языка вы знаете?

Художественный образ как особый способ познания мира. Специфика образа в литературе как искусстве слова. Признаки художественного образа.

Художественный образ – это сочетание объективного и субъективного. Первое есть знак, отражающий реальность, а второе это то, что вносит в эту реальность сознание писателя.

«ковёр-самолёт»: «ковёр» – это знак объективной реальности, «самолёт» - субъективное начало. «сапоги-скороходы»: «сапоги» - это знак объективной реальности, «скороходы» - качество, приданное сапогам индивидуальным сознанием. «И снова бой такой, что пулям тесно…» (Роберт Рождественский)

Обобщённость, метафоричность, выражение эмоционального отношения в художественном образе. Что такое «художественный вымысел, фантазия, другие средства, пути создания образа в литературе»?

Художественный образ – это образ действительности, возникающий в художественном тексте благодаря мышлению автора. Обобщённость.

Художественный образ - форма отражения действительности искусством, это - средство создания второй реальности. В художественном образе представлена, с одной стороны, конкретная, а с другой, обобщённая картина человеческой жизни, когда одно явление в художественном тексте выступает как представитель целого ряда таких явлений. Пословицы и поговорки.

Альбрехт Дю́рер: «Что такое прекрасное – этого я не знаю, хотя оно и заключено во многих вещах. Если мы хотим внести его в наше произведение, и особенно в человеческую фигуру... мы должны собирать всё из разных мест. Нередко приходится перебирать две или три сотни людей, чтобы найти в них лишь две или три прекрасные вещи, которые можно использовать... Ибо прекрасное собирают из многих прекрасных вещей, как из многих цветов собирается мёд».

Как вы понимаете мысль А. Дюрера?

Образ не просто отражает действительность, а художественно её обобщает. Он является результатом деятельности сознания писателя, который создает с помощью образа «воображаемое бытие», «возможную реальность», которую мы определили как «вторую реальность».

Осень, с одной стороны, это и исключительное, единичное изображение её такой, какой её увидели поэты: «румяна Осень» и «осень златовласа», «Осень, баба злая» у Г. Державина, «заплаканная осень» у А. Ахматовой, «подруга осень» у И. Анненского, «осень пьяная» и «осень морская» у Э. Багрицкого и т. д. и т. п.

Но с другой стороны, - это и обобщенный образ осени вообще, какой она бывает, может быть не только в одном отдельно взятом промежутке времени.

Во всяком художественном образе присутствует единство индивидуального и общего.

Художественный образ - не пассивное обобщение действительности, он обладает эмоционально-волевым началом, то есть является средством выражения эмоционального отношения автора к явлению или предмету художественного текста. Как создаётся авторское отношение?

«Поезд». «Поезд» - это хорошо или плохо?

«поезд стоял» (И. Анненский); «поезд опоздал» (А. Апухтин); «изогнулся поезд» (Э. Багрицкий).

А. Апухтин: «поезд мчался» и «поезд медлит»; Э. Багрицкий: поезд «мечется как угорелый», «свищет поезд», поезд «воет и злится»; А. Белый: «поезд плачется» и «в полях вопит свистком»; А. Блок: «поезд разделил» и «поезд летит, как цыганская песня»; В. Брюсов: «поезд врывается» и поезд «мелькнул и стал вонзаться»; О. Мандельштам: «поезд ужинал» и «лез ниткой».

«поезд мчался» «поезд медлил» «мечется как угорелый» «воет и злится» «поезд плачется» «летит, как цыганская песня» КАК ЭТО МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ?

Эти же примеры проиллюстрируют такое качество художественного образа, как метафоричность. Невозможно представить себе, чтобы в реальности «поезд ужинал» или «плакал», метался «как угорелый» или «злился».

В каком из приведенных примеров поезд заинтересовал вас так, что вам стало интересно то, как в художественном тексте развиваются, расшифровываются все эти глаголы, имеющие отношение к образу поезда?

А. Апухтин: «Ну, как мы встретимся?» - так думала она, Пока на всех порах курьерский поезд мчался. Уж зимний день глядел из тусклого окна, Но убаюканный вагон не просыпался… «С курьерским поездом»

А. Апухтин: Казалось, что не я - другие люди ждут Другого поезда на станции убогой. Не мог я разобрать, их мало или много, Мне было всё равно, что медлит поезд тот, Что опоздает он, что вовсе не придёт... «Памятная ночь», 1880

Мечется как угорелый Царский поезд вдали, - Красный, синий и белый Флаг растоптан в пыли! Пули рокочут, как осы, Пушек тревожен вой, Мерно выходят матросы На берег грузной толпой. Там позади роковое Море ревёт и гудит, Тяжкое и броневое Судно дрожмя дрожит… Э. Багрицкий,«Февраль», 1923

А. Белый: Поезд плачется. В дали родные Телеграфная тянется сеть. Пролетают поля росяные. Пролетаю в поля: умереть. Пролетаю: так пусто, так голо... Пролетают - вон там и вон здесь Пролетают - за сёлами сёла, Пролетает - за весями весь… «Из окна вагона», 1908

А. Блок Мгновенье... громом однозвучным Нас чёрный поезд разделил... Когда же чуть дрожащим звоном Пропели рельсы: не забудь, И семафор огнем зелёным Мне указал свободный путь… «Уж вечер светлой полосою…», 1909

А. Блок: Была ты всех ярче, верней и прелестней, Не кляни же меня, не кляни! Мой поезд летит, как цыганская песня, Как те невозвратные дни... Что было любимо - всё мимо, мимо, Впереди - неизвестность пути... Благословенно, неизгладимо, Невозвратимо... прости! «Была ты всех ярче, верней и прелестней…», 1914

День стоял о пяти головах. Горой пообедав, Поезд ужинал лесом. Лез ниткой в сплошное ушко. «ДЕНЬ СТОЯЛ О ПЯТИ ГОЛОВАХ. СПЛОШНЫЕ ПЯТЬ СУТОК...» О. Мандельштам

Литература – это искусство, средством эстетического воздействия которого является слово. Сложность и трудность понимания художественного слова заключается в том, что одно и то же слово может выполнять различные функции – быть средством информации, сигналом, обозначающим то или другое явление и одновременно художественным образом, который рождается в контексте художественной речи.

Художественное произведение постигается не только умом, но и чувствами, эмоциональной памятью. Понимание художественного образа как единства конкретного и общего происходит у читателя на основе различного рода ассоциаций, постепенного сближения, сопоставления своего опыта, своих представлений, понятий, чувств с теми представлениями, понятиями и чувствами, которые изложены в художественном образе. Образ – целостная картина, которую нельзя разрушать.

В художественном образе представлена, с одной стороны, конкретная, а с другой, обобщенная картина человеческой жизни, когда одно явление в художественном тексте выступает как представитель целого ряда таких явлений.

Одним из главных средств создания художественного образа является вымысел. Как вы понимаете значение слова вымысел? Чем просто вымысел отличается от вымысла художественного?

Аристотель: «Историк рассказывает о случившемся, а поэт – о возможном, о том, что могло бы произойти». В чем, по Аристотелю, принципиальная разница между историком и поэтом?

Поэт Гесиод: «Музы говорят ложь, которая похожа на правду». Как вы поняли смысл этого высказывания?

«… Много умеем мы лжи говорить, что похожа на правду; Но пожелаем когда, возвестить мы и правду умеем». Гесиод,«Теогония», 2428

Как вы понимаете это признание Муз Олимпа? Как в известных вам произведениях литературы представлены, присутствуют ложь, «что похожа на правду» и сама правда? Это хорошо или плохо, когда ложь сочетается правдой? Что сообщает литературному произведению такое сочетание, такое «соседство»?

Писатель Н. С. Лесков считал, что настоящий писатель не имеет права быть «выдумщиком», то есть автором вымысла, а должен быть «записчиком», потому что: «Где литератор перестаёт быть записчиком, там исчезает между ним и обществом всякая связь».

Прокомментируйте мысль писателя и выскажите своё мнение относительно её справедливости.

I. У английского философа писателя Сэмюэля Ба́тлера есть такая мысль: «Выдумка нередко мать необходимости». 1. Какой необходимостью и в каких обстоятельствах может быть продиктовано обращение человека к выдумке (вымыслу)?

II. «Если бы он запачкал брюки разными красками, он не стал бы лгать вам по этому поводу, но всё же создал бы впечатление, что испачкался, скатываясь с радуги». (Марк Твен, американский писатель). Напишите (расскажите) историю об «испачканных брюках» в двух вариантах. Первый без вымысла, а второй с его использованием. В чём, на ваш взгляд, должна заключаться принципиальная разница между этими двумя вариантами?

III. «Ложь расположена ниже правды, художественный вымысел выше». (Хуго Штейнхаус, польский математик). 1. Как вы понимаете мысль философа? Можете вы с нею согласиться? Почему? 2. Если согласиться утверждением Штенхауса, то какими качествами наполняется для вас художественный вымысел?

IY. «Суть литературы не в вымысле, а в потребности сказать сердце». (Василий Розанов, русский философ). 1. Расскажите о своем понимании мысли философа. Проиллюстрируйте это понимание, обратившись к известным вам литературным произведениям. 2. Как вы думаете, в чём ещё заключается «суть литературы»?

Y. «Дело художника - рождать радость». (Константин Паустовский). 1. Как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского? Можете вы согласиться с его справедливостью? Почему? 2. Как вы думаете, играет ли какую либо роль вымысел в стремлении писателя «рождать радость»? Поразмышляйте на эту тему.

YI. Писатель Владимир Солоухин рассказал такой случай. Два интеллигента спорили, какой бывает снег. Один говорит, что бывает и синий, другой доказывает, что синий снег - это чепуха, выдумка импрессионистов, декадентов, что снег и есть снег, белый, как...снег.В этом же доме жил Peпин. Пошли к нему разрешить спор.Репин не любил, когда его отрывали от работы. Он сердито он крикнул: -Ну, чего вам? - Какой бывает снег? - Только не белый! - и захлопнул дверь. 1. Как вы думаете, в чём смысл рассказанной писателем истории? 2. Можете вы согласиться с тем, что «синий снег» - это вымысел? Если да, то какова цель такого вымысла? Приведите аналогичные примеры из известных вам произведений литературы.

YII. Прочитайте отрывок из стихотворения Владимира Набокова: Люби лишь то, что редкостно и мнимо, что кра́дется окраинами сна, что злит глупцов, что смердами казнимо, как родине, будь вымыслу верна. Как вы думаете, к кому или к чему могли быть обращены слова поэта о необходимости сохранять верность вымыслу? В чём, на ваш взгляд, заключается положительное начало того, что в тексте определено как «вымысел»?

Что такое вымысел относительно художественного текста? Какова роль вымысла в создании художественного образа, в художественном произведении в целом?