Воспитатель МБДОУ ДС ОВ 26 пос. Октябрьского МО Северский район Протас Галина Львовна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 26 поселка Октябрьского муниципального образования Северский район
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.
Богатый словарный запас детей в дошкольном возрасте Успешное овладение навыками чтения и письма в школе Успешное овладение навыками чтения и письма в школе
комплексно-интегрированный подход и сочетание научности и доступности дидактического материала в развитии речи при ознакомлении с природой старшего дошкольного возраста. четкая «межпредметная» связь между разными видами деятельности
«Ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей существующих в действительности» «Ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей существующих в действительности» Л.С. Выготский
1. Обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями; 2. Воспитывать у детей чуткость к смысловым оттенкам слова; 3. Формировать умения правильно употреблять в речи слова; 4. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения; 5. Воспитывать эстетические чувства к родной природе; 6. Формировать у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам; 7. Учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы.
– принцип природосообразности – принцип индивидуального подхода – принцип гуманистичности
Без воды - земля пустырь. Без мороза вода не замёрзнет. Береги нос в сильный мороз. В зимний холод всякий молод. В лесу тень весь день. В осеннее ненастье семь погод на дворе. Весна красна цветами, а осень - снопами. Ветром ветра не смеряешь. Вода с гор потекла - весну принесла. Воробьи гомонят - гнёзда завивают. Всякому семени свое время. Где снег, там и след. Где сосна выросла, там она и красна. Дерево хочет покоя, да ветер не хочет.
1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй» 2. Игра с мячом «Я знаю три названия животных». 3. Игра с мячом «Животные и их детеныши» 4. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко» 5. Игра с мячом «Кто как разговаривает?» 6. Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» 7. Игра с мячом «Скажи ласково» 8. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?» 9. Игра с мячом «Кто как передвигается?» 10. Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» 11. Игра «Чья голова?» 12. Игра «Бывает не бывает» 13. Игра «Кто кем был?» 14. Игра «Кто кем будет?»
Использование мнемотаблиц для составления описательных рассказов о природных объектах.
К концу учебного года исчез низкий уровень, значительно вырос высокий уровень словаря детей (87%) по всем темам экологических понятий, особенно по темам: «Вода», «Птицы», «Деревья». Результаты итоговых занятия по развитию речи и ознакомлению с природой, показали, что выбранные мной методы и приемы способствовали активизации словаря дошкольника, повышению уровня экологической культуры, развитию психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств.
– групповые родительские собрания («Ваше общение с ребёнком», «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность, «Прогулка с ребенком и развитие речи» – консультации «Детям нужна красота», «Куда пойти в выходной день с ребенком летом», «Прогулка в лес за ягодами» и др.; – совместные экскурсии: «Экскурсии на лесную полянку в разное время года», «Мы – друзья природы»; – индивидуальные беседы с детьми и родителями, по проблемам развития речи и обогащения словаря детей; – почта Доверия: рубрика «Ваши вопросы – наши ответы»; – папки – передвижки «Правильно ли говорит ваш ребенок?», «По совету всему свету», «Времена года», «Расскажите детям о …»; – групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Вот мы какие», «Мы – друзья природы», «Животные нашего края»; – оформление проектов «Во саду ли в огороде», «Животные нашего края», изготовлении рукописной книги «Красная книга Краснодарского края»; – выпуск «Книжек-малышек нашей группы» (где размещались рассказы, сказки о живой и неживой природе, придуманные детьми).
Выбранные приемы и методы, их интегрированность, частая смена детской деятельности в течение образовательной деятельности способствовала познавательному развитию и обогащению словаря детей.
Данный опыт или отдельные его элементы предлагается использовать педагогам ДОУ для работы с детьми по обогащению словаря через ознакомление с природой как на занятиях, так и в режимных моментах.
Опыт работы по познавательно- речевому развитию «Обогащение словаря детей при ознакомлении с природой» рецензирован старшим воспитателем МБДОУ ДС ОВ 26 пос. Октябрьского МО Северский район в 2014 г представлен на РМО для воспитателей старших групп в 2014 г.