Научный текст: от создания к презентации Соловьева Наталья Николаевна, кандидат филологических и доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Advertisements

Требования к выполнению курсовых работ. Виды курсовых работ По структуре: - Реферативная (в первой части дается история вопроса, уровень разработки проблемы,
Ким Э.В. Методическая лаборатория географии МИОО РЕФЕРАТ как средство формирования познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Творческие работы школьников Виды и особенности творческих работ.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРОЕКТ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ Практико-ориентированный проект Предназначен для использования в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой,
Научный стиль. Определение научного стиля.. Что такое научный стиль? Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена Филологический факультет КАФЕДРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЛОЛОГИИ 2010 Кафедра.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Школьная научно- исследовательская работа и основные требования к ее написанию.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной.
Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» Кафедра гуманитарных дисциплин.
Проектная деятельностьстудентов Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия.
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. И. Кант. И. Кант.
Школьный реферат и основные требования к его написанию. Автор: Данилова Юлия Валерьевна, учитель биологии, МОУ«Средняя общеобразовательная школа 1» муниципального.
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена Филологический факультет КАФЕДРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЛОЛОГИИ 2010 Кафедра.
Транксрипт:

Научный текст: от создания к презентации Соловьева Наталья Николаевна, кандидат филологических и доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой русского языка Московского гуманитарно-экономического института

Научный текст язык и речь структура и содержание оформление и презентация

ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ ЛЕКСИКА: преобладание абстрактной лексики над конкретной; Широко используются: специальные слова типа обыкновенно, обычно, систематически, регулярно т.д.; общенаучная (функция, процесс, концепция, условие, причина, базироваться, поглощать, универсальный…) и специальная терминология (в педагогике – профессионально-ориентированные технологии, учебно- методический комплекс, когнитивные процессы); фразеологические общелитературные, межстилевые обороты, выступающие в номинативной функции (рациональное зерно, глухой согласный); речевые клише (представляет собой…, заключается в …, состоит из …).

ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ ЛЕКСИКА: Не употребляются: слова, стилистически ограниченного употребления - архаизмы, жаргонизмы, просторечие, диалектная и областная лексика и т.д.; устойчивые словосочетания с эмоционально- экспрессивной и разговорной окраской.

ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ МОРФОЛОГИЯ: широкое употребление 1) сущ. на -ние, -ие, -ость, -ка, -ция, -фикация и др. со значением признака действия, состояния и изменения (познание, активность, референция); 2) ед.ч. в значении мн.ч. (Активность учащегося зависит от…); 3) форм род.пад.(норма литературного языка, язык межнационального общения); 4) сложных форм сравнительной и превосходной степеней имен прилагательных (более сложный, наиболее важный); 5) кратких форм прилагательных, выражающих не временный, постоянный признак предметов и явлений (Полученные результаты однозначны и не предполагают иного толкования, кроме очевидного); 6) глаголов в форме наст. вр. (процесс развивается в направлении к…); 7) форм будущего и прошедшего времени для обозначения вневременности (Составим схему; Применим метод статистического анализа; Эксперимент проходил…); 8) местоимения мы; 9) предложных сочетаний, в роли которых могут выступать полнозначные слова (на основе, сравнительно с…, в зависимости от…).

ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ Не рекомендуется использовать: простую форму превосходной степени прилагательных с суф. -ейш-, -айш- в силу ее эмоционально- экспрессивного оттенка (величайший, богатейший); слова типа сейчас, в настоящее время, в этот момент…; формы 1-го л. ед.ч. глаголов и местоимение я, формы 2-го л. ед. и мн.ч.; эмоциональные и субъективно-модальные частицы (лишь, даже, очень, словно, неужели, да), междометия.

ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ СИНТАКСИС: широкое использование 1) пассивных конструкций (В данной статье рассматриваются современная парадигма образовательных технологий); 2) простых распространенных и сложноподчиненных союзных предложений; 3) различного рода односоставных предложений (предположим, что…; следует признать целесообразным…; данные процессы как правило рассматривают…); 4) составных именных сказуемых, что связано с задачей определения признаков, качеств, свойств изучаемых явлений; 5) связки есть (Язык есть важнейшее средство человеческого общения); 6) причастных и деепричастных оборотов, вводных слов; 7) конструкций с несколькими вставками и пояснениями, которые уточняют содержание высказывания – В языке художественной литературы и близких к ней жанров письменности (очерки, фельетоны, мемуары, литературно обработанные дневниковые записи и др.) сложно взаимодействуют различные виды и формы речи (книжная и разговорная, специальная речь и просторечие).

ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ Ограниченно употребляются: номинативные предложения (лишь в заголовках и в качестве пунктов плана); бессоюзные предложения, предполагающие постановку двоеточия или тире. Не используются вводные слова, указывающие на степень достоверности сообщаемого (видимо, кажется, разумеется, очевидно), на эмоциональное отношение к сообщаемому (к счастью, ко всеобщему огорчению).

Основные стилевые черты логическая последовательность изложения; однозначность и точность; сжатость при информативной насыщенности содержания; конкретность, бесстрастность, объективность высказывания; использование научного метода исследования. Сосредоточтесь на выделенных словах. Попробуйте как можно точнее и сжато объяснить их значение.

Научное изложение как рассуждение, цель – доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. Точность как одно из важных коммуникативных качеств речи включает в себя умение: правильно отражать реальную действительность и 2) правильно выражать мысли, оформляя их с помощью слов. При этом различаются два вида точности: 1)предметная, или фактическая, точность определяется знанием предмета речи и обеспечивает передачу верных сведений о действительности; 2)понятийная, или речевая, точность предполагает умение точно обозначать словом, термином возникшее представление, находить единственно верное слово или словосочетание и зависит от умения правильно выбирать слова и употреблять их в точных, значениях. Однозначность научной речи заключается в недопустимости разночтений, двоякого понимания смысла, иносказания, намеков. Научная речь бесподтекстна, подтекст противоречит ее сущности. Логичность предполагает умение последовательно и аргументированно оформлять собственное мнение, характеризуя речь с позиций ее содержания и указывая на ее связь с действительностью и мышлением.

Научный стиль в зависимости от характера научного сообщения, адресата и цели реализуется через микростили (подстили): собственно научный; учебно-научный; научно-популярный. Каждый из микростилей может быть воплощен в определённом типе текста в устной или письменной форме. Один и тот же тип текста в том или ином микростиле предполагает различное языковое оформление, что зависит от характера аудитории и целей текста. Например, лекция может носить учебно-научный, научно-популярный и собственно научный характер. Установим, чем будут отличаться друг от друга лекции указанного характера.

Научные тексты и их специфика Диссертационное исследование Статья в научный журнал Статья в сборник научных трудов Учебно-методическое пособие Учебное пособие Методическое пособие Учебник Доклад на научной конференции Определим цель каждого научного произведения и объясните, какой из микростилей будет использоваться при написании текста.

Анализ текстов ТЕКСТ 1: проанализируйте отрывок из опубликованной научной статьи с позиций языка и речи, грамотного научного изложения; объясните выявленные нарушения. ТЕКСТЫ 2, 3, 4: сравните манеру изложения в приведённых отрывках из опубликованных научных статей; выскажите своё мнение о стилистике авторов. Сделаем выводы о допустимых вариантах изложения информации в научной статье.

Основные этапы работы над статьёй Перед началом работы над текстом следует ответить себе на следующие вопросы: К какому выводу необходимо подвести излагаемый материал? Что будет составлять содержание работы? С какой целью пишется статья? 1. Определение темы, её анализ, составление плана или тезисов 2. Работа над первым вариантом статьи на основе плана или тезисов. 3. Завершение работы, анализ текста, совершенствование и исправление. Размышление, обдумывание, решение проблемы Последовательное изложение мысли, доказательное рассуждение, правильный выбор слов и правильное составление предложений Критическая оценка результатов своей работы, поиск слабых мест, ошибок и их исправление

Структура статьи Вводная часть: обоснование темы + актуальность темы + главный тезис Возможные пути подхода к теме: -ретроспективный обзор затрагиваемой проблемы; -обоснование необходимости рассмотрения темы с позиций сегодняшнего дня; -разъяснение основных понятий темы; -изложение ошибок, предрассудков, связанных с изложением темы, и т.д. Основная часть: аргументация, доказательства + факты, подтверждающие выдвинутый тезис Заключительная часть: выводы, подтверждающие или опровергающие выдвинутый тезис Раскрытие темы: - использование индуктивного или дедуктивного способа изложения Возможные концовки: -изложение основной мысли в виде тезисов; -выводы; -указание на переменный характер проблемы и проч.

Опоры в построении текста Требование гармоничности Целесообразная порционность Взаимное согласование частей Соразмерность частей Прокомментируем каждую из позиций

Характерные недочёты в оформлении текста Отклонение от темы, подмена её другой. Неоправданно большая вступительная часть, отсутствие чётких выводов. Неумение выделить абзацы, указывающие на определённые этапы в изложении мысли. Длинноты в изложении и неоправданная избыточность. Перенасыщенность текста цитатами. Разного рода речевые и стилистические ошибки

Оформление библиографии (вариант 1) Ожегов С.И. Вопросы культуры речи : сб. статей. – М., – 220 с. Олешков М.Ю. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования // Педагогика. – – 6. – С Опришко А.К. Формирование умений профессионально-личностной коммуникации у учащегося в образовательном процессе технического лицея : автореф. дис…. канд. пед. наук. – Великий Новгород, – 22 с. Педагогика профессионального образования : уч. пос. / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков [и др.]; под ред. В.А. Сластёнина. – 2-е изд., стер. – М. : Издат. Центр «Академия», – 368 с. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / автор-составитель В.А. Мижериков. – Ростов н/Д : Феникс, – 544 с. Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего и профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. – М. : МО РФ НИИВО. – Вып. 6. – – 56 с. Следует смотреть ГОСТ Р 7.0.5

Оформление библиографии (вариант 2) Маклюэн М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего / пер. И.О. Тюриной. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», с. 2. Макаров М.Л. Жанры в электронной коммуникации: quo vadis? // Жанры речи : сб. науч. статей. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», Вып. 4: Жанр и концепт. С Маркелова Т.В. Семантика и прагматика средств выражения оценки в русском языке // Филологические науки С Следует смотреть ГОСТ Р 7.0.5

Оформление библиографии (электронные ресурсы) Белоус Н.А. Прагматическая реализация коммуникативных стратегий в конфликтном дискурсе // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал [Электронный ресурс]. URL: htm (дата обращения: ). 4. Орехов С.И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности // Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: pdf (дата обращения: ). 6. Панасюк А.Ю. Имидж: определение центрального понятия в имиджелогии // Академия имиджелогии марта [Электронный ресурс]. URL: html (дата обращения: ). 7. Парпалк Р. Общение в Интернете // Персональный сайт Романа Парпалака декабря [Электронный ресурс]. URL: (дата об-ращения: ). Следует смотреть ГОСТ Р 7.0.5

Оформление затекстовых ссылок Отсылка к затекстовой ссылке заключается в квадратные скобки; может содержать порядковой номер затекстовой ссылки в перечне затекстовых ссылок, имя автора (авторов), название документа, год издания, обозначение и номер тома, указание страниц. Сведения в отсылке разделяются запятой. Отсылки оформляются единообразно по всему документу: или через указание порядкового номера затекстовой ссылки, или через указание фамилии автора (авторов) или названия произведения. Отсылка оформляется следующим образом: [10, с. 37] или [Карасик, 2002, с. 231], при наличии нескольких авторов [Карасик, Дмитриева, 2005, с. 6-8]. Если у книги автор не указан (например, книга выполнена авторским коллективом и указан только редактор), то в отсылке указывается название книги. Если название слишком длинное, то его можно сократить до двух первых слов, например, [Интерпретационные характеристики..., 1999, с. 56].

Оформление затекстовых ссылок Если в отсылке содержатся сведения о нескольких затекстовых ссылках, то группы сведений разделяются точкой с запятой: [13; 26], [74, с ; 82, с. 26] или [Шаховский, 2008; Шейгал, 2007], [Леотович, 2007, с. 37; Слышкин, 2004, с ]. При последовательном расположении отсылок к одной и той же затекстовой ссылке вторую отсылку заменяют словами «Там же» или «Ibid.» (от «Ibidem») (для источников на языках с латинской графикой). Если источник сохраняется, но меняется страница, то к слову «Там же» добавляется номер страницы: [Там же. С. 24], [Ibid. P. 42].

Оформление затекстовых ссылок Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале отсылки приводят слова «Цит. по:», например, [Цит. по: 132, с. 14] или [Цит. по: Олянич, 2004, с ]. Если дается не цитата, а упоминание чьих-то взглядов, мыслей, идей, но все равно с опорой не на первоисточник, то в отсылке приводят слова «Приводится по:», например, [Приводится по: 108] или [Приводится по: Красавский, 2001]. Если необходимы страницы, их также можно указать: [Приводится по: 108, с. 27] или [Приводится по: Красавский, 2001, с. 111].

Редактирование текста (статьи, автореферата и т.д.) Изложение требует максимального сжатия и округления фраз; перефразирования (объединение нескольких мыслей-предложений в одно ёмкое по содержанию предложение) Нужно уметь отказаться от материала, который носит дополнительный характер Рассмотрим три варианта вступитель- ной части авторефера- та для иллюстра- ции процесса редактор- ской работы над текстом

Задание Прочитайте отрывок из кандидатской диссертации (ТЕКСТ 5). Установите отступления от научного стиля, длинноты и прочие неудачные формулировки. Проведите правку текста.

Представление результатов научного исследования Содержание доклада (на 7 – 10 минут): Научный аппарат исследования Изложение содержания по положениям, выносимым на защиту, или задачам исследования Научная и практическая значимость Выводы, перспективы исследования

Презентация к докладу Необходимо стремиться к лаконичности формулировок, к отсутствию пространного теста, совпадающего с содержанием доклада, автореферата. Объемная текстовая информация, представленная на слайдах, не предназначена для чтения, проговаривания: к ней обращают внимание слушающих. Возможно и в отдельных случаях необходимо во время защиты диссертации отсылать к страницам автореферата. Желательны строгость внешнего оформления, а также учет сочетаемости различных оттенков и цветов. Нецелесообразно использовать фотографии в качестве фона для текста (текст теряется), анимацию (анимация «съедает» время, которое ограничено регламентом). Рассмотрим примеры неудачного использования цвета и рисунка в качестве фона.

Презентация к докладу Демонстрация слайдов должна совпадать с текстом. Не должно быть слайдов, к которым нет комментария. Материал, который не возможно представить на слайде (большие схемы, таблицы и т.д.), но необходимый для демонстрации, следует предлагать как раздаточный. Грамотная презентация есть показатель определенного уровня научного мышления (анализ, обобщение, выбор главной информации и проч.)

Пример работы с текстом доклада и презентацией В ДОКЛАДЕ: Результатом рассмотрения теории и практики игры как метода, средства обучения и воспитания стали выявленные противоречия, представленные на следующем слайде (Слайд 3).

Противоречия, выявленные в педагогической науке и практике, между: возрастающими требованиями к уровню профессиональной культуры специалистов-педагогов как показателя их компетентности и профессионализма и реальной практикой его обеспечения; объективно высокой ролью культуры игровой деятельности в профессиональной практике педагога-воспитателя и существующей недостаточной мотивацией в ее формировании у студентов и преподавателей в условиях среднего специального педагогического образования; педагогической значимостью методически грамотной организации игровой деятельности детей и недостаточной теоретической и практической разработанностью содержания, форм и методов формирования культуры игровой деятельности студентов педагогического колледжа.

Пример работы с текстом доклада и презентацией В ДОКЛАДЕ: Указанные три противоречия определили научную проблему, заключающуюся в обосновании процесса формирования культуры игровой деятельности студентов педагогических колледжей (Слайд 4),

Научная проблема исследования обоснование процесса формирования культуры игровой деятельности студентов педагогических колледжей в системе профессиональной подготовки на основе разработанных педагогической технологии и организационно- методического обеспечения

Пример работы с текстом доклада и презентацией В ДОКЛАДЕ: а также позволили сформулировать цель, объект, предмет, задачи диссертации (Слайд 5), последовательно решаемые в двух главах.

Цель исследования предполагает теоретическое и практическое обоснование процесса формирования культуры игровой деятельности студентов педагогических колледжей в процессе подготовки к самостоятельной профессиональной практике. Объект исследования – профессиональная культура студентов педагогических колледжей. Предмет исследования – формирование культуры игровой деятельности студентов педагогических колледжей в современных условиях профессиональной подготовки. Задачи: 1) проанализировать педагогический потенциал игры как средства подготовки студентов педагогических колледжей к профессиональной деятельности; 2) определить содержание, критерии и показатели культуры игровой деятельности будущего педагога-воспитателя как значимого компонента профессиональной педагогической культуры; 3) разработать структурно-функциональную модель формирования культуры игровой деятельности студентов – будущих педагогов-воспитателей и соответствующую ей педагогическую технологию, проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе; 4) выявить основные условия успешной реализации процесса формирования культуры игровой деятельности студентов педагогических колледжей в ходе профессиональной подготовки.

Пример работы с текстом доклада и презентацией В ДОКЛАДЕ: Их решение предполагает новизну диссертационной работы, определяет содержание гипотезы (Слайд 6) исследования и положений, выносимых на защиту.

Гипотеза исследования Эффективность формирования культуры игровой деятельности студентов – будущих педагогов-воспитателей – повысится, если: - рассматривать культуру игровой деятельности как важную многокомпонентную составляющую профессионально-педагогической культуры, позволяющую на практике решать различного рода (коммуникативные, диагностические, терапевтические, коррекционные, социокультурные, методические и др.) педагогические задачи, возникающие в работе с детьми; - обеспечение формирования культуры игровой деятельности будет носить системный характер и осуществляться в соответствии с разработанной структурно-функциональной моделью обучения в колледже, реализующуюся за счет педагогической технологии, основанной на последовательном объединении теории игры, тренинговой работы, мастер-класса и практикума; - в ходе общей профессиональной подготовки студентов будут реализованы следующие условия: повышение мотивации педагогических колледжей к формированию культуры игровой деятельности, системное педагогическое обеспечение учебной работы студентов в указанном направлении, непрерывность формирования рассматриваемого компонента профессиональной культуры педагогов-воспитателей.

РЕЗЮМЕ ЯЗЫК: знание стилистики и ее норм РЕЧЬ: соблюдение нормативных качеств речи и стилистических норм, стремление к индивидуальной речевой индивидуальности СОДЕРЖАНИЕ: соблюдение научности и объективности, соответствие жанровой специфике научного текста СТРУКТУРА: стремление к цельности и органичности ОФОРМЛЕНИЕ: соблюдение требований ГОСТ и частных требований определенного издания (сборника, журнала и проч.) ПРЕЗЕНТАЦИЯ: отношение к презентации как вспомогательному эффективному демонстрационному средству, помогающему сэкономить время и одновременно представить максимум информации

Задание Написать статью для научного журнала или сборника научных трудов, соблюдая требования собственно научного подстиля (5-6 страниц; 1,5 интервал, 14 шрифт, поля по 2 см – верхнее и нижнее, по 1,5 – боковые). На основе статьи разработать текст выступления на конференции с учетом элемента публичности, обращенности к разнообразной аудитории. Подготовить для выступления презентацию с учетом ее вспомогательного характера и эффективности в подаче звучащего в выступлении материала.

АДРЕС взаимодействия ЧАСТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С НАУЧНЫМ ТЕКСТОМ ЛЮБОГО ХАРАКТЕРА, в том числе касающиеся предложенного к выполнению задания: (Соловьева Наталья Николаевна)