Когда ты идёшь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «ПОЧЕМУ» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Когда ты идёшь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Когда идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое – пчелою.
Advertisements

Что такое лес? Есть ли в лесу ярусы? Что в лесу растёт? Кто в лесу живёт? Приносит ли лес пользу? Берегите лес! Список литературы.
"Природные зоны холодного пояса" Выполнила: Князева Надежда Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ с.Большая Сакма Краснопартизанского района Саратовской.
Предмет: Окружающий мир 2 класс Тема: «В гости к осени»
Экосистема леса Экосистема леса. Вопросы Каковы особенности круговорота веществ в экосистеме леса? Как связаны живые организмы в экосистеме леса? Какую.
Экологические системы. Экология рассматривает наиболее крупные уровни организации живого: популяции, сообщества и экосистемы. Напомним, что популяцией.
Животные наших лесов Невидимые сети и невидимые пирамиды Урок окружающего мира з класс.
7 класс Учитель Омельченко О.Л.. Исторически сложившаяся на однородном участке земной поверхности совокупность почвы, воды, растений, животных, микроорганизмов.
Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме: Презентация "Смешанные леса" Окружающий мир 4 класс
Воспитатель МБДОУ Д/сад 11 г. Лысьва Пермский край Паздерина Ольга Генриховна.
Земля – наш общий дом (путешествие в мир природы) Автор: Ушакова О.В. – учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п.Заволжский Пугачёвского р-на Саратовской.
Россия – страна лесов.. Большая часть территории России расположена в зоне лесов.
РАЗНООБРАЗИЕ ЭКОСИСТЕМ. Экосистема- сообщество организмов разных видов и среда их обитания, связанные друг с другом обменом веществ.
Сообщества живых организмов: биоценозы, биогеоценозы – их структура и характеристика.
Смешанные леса состоят из хвойных и мелколиственных пород. В основном это ель, сосна с примесью березы, осины. В широколиственных лесах растут дуб, липа,
СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМЫ Биология 11 класс Выполнил Архипкин Виктор.
Строение и свойства биогеоценоза Дымова Наталья Васильевна, учитель биологии МОУ СОШ 1 г. Катав-Ивановска Челябинской области Дымова Наталья Васильевна,
Корень учения горек, да плод его сладок. Царства живой природы Жизненные формы растений
Вспомните признаки жизни животных. Дышат Питаются Развиваются Размножаются Умирают Растут Двигаются Рассмотрим, как животные питаются.
Лес Лес место обитания разных животных: травоядных, хищных и всеядных.
Транксрипт:

Когда ты идёшь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «ПОЧЕМУ» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Когда ты идёшь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «ПОЧЕМУ» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое – пчелою забралось в цветок, А третье – лягушкою скок в ручеёк. «ЧТО» мышкой шныряет под листьями в норах, «КТО» ищет в кустах притаившийся шорох, Другое – пчелою забралось в цветок, А третье – лягушкою скок в ручеёк. «ЧТО» мышкой шныряет под листьями в норах, «КТО» ищет в кустах притаившийся шорох, Сидит «ОТЧЕГО» на зелёном листке, «КУДА» полетело верхом на жуке, «ЗАЧЕМ» вслед за ящеркой влезло на пень… Вопрос за вопросом, и так – целый день. Сидит «ОТЧЕГО» на зелёном листке, «КУДА» полетело верхом на жуке, «ЗАЧЕМ» вслед за ящеркой влезло на пень… Вопрос за вопросом, и так – целый день. Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоём Ответы искать под зелёным шатром. Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоём Ответы искать под зелёным шатром.

Давайте отправимся в лес. Только не за грибами, не за ягодами, не за цветами, а за… чудесами! Протянул руку к цветку, а он… улетел. Оказывается – бабочка. А в траве маленький муравьишко – как он, такой маленький – дорогу домой находит? Почему в природе такой строгий порядок? Всё в ней крепко связано и живёт по строгим Законам: и растения, и насекомые, и птицы, и звери. А может быть, эти законы природы несправедливы? Почему и филин за зайцем охотится, и лиса, и волк, и рысь, а заяц – ни за кем? Давайте совершим путешествие и ответим на все эти вопросы

Понятие Пространственная структура Пространственная структура Отношения организмов Видовая структура Механизмы устойчивости выходвыход выходвыход

ЛЕСА СМЕШАННЫЕ леса с различными породами деревьев: хвойно- широколиственные, лавролистные с хвойными и другие. Смешанные леса в умеренном географическом поясе образуют самостоятельные ландшафтные зоны с различием древостоя в океанических и умеренно континентальных климатических (долготных) зонах В Европе хвойно- широколиственные леса состоят из ели, пихты, бука, граба, ясеня, дуба, липы, ильма, ольхи, кленов, а на Дальнем Востоке они еще богаче видами. В Западной Сибири в смешанных лесах преобладают сосна, береза и осина, с примесью ели, кедра и пихты. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные, а на Дальнем Востоке бурые лесные Понятие

Популяция – элемент биоценоза Совершенная и устойчивая экологическая система Совершенная и устойчивая экологическая система Что такое биоценоз? Царства живых организмов Биоценоз - совокупность популяций всех видов живых организмов, заселяющих общие места обитания

Естественная, исторически сложившаяся система Система, способная к саморегуляции поддержанию своего состава на определенном постоянном уровне Характерен круговорот веществ Открытая система для поступления и выхода энергии, основной источник которой Солнце маршрут

Видовой состав количество видов, обитающих в биоценозе Устойчивость биоценоза обеспечивается биологическим разнообразием Доминанты – виды, преобладающие по численности Эдификаторы – виды, определяющие микроклимат сообщества. Их удаление ведёт к разрушению биоценоза Биоценоз смешанного леса составляют более сотни видов растений и несколько тысяч видов животных

Рябина обыкновенная Берёза повислая Боярышник кроваво-красный Малина лесная Земляника лесная крот полёвка кабан лось поползень мухоловка ёж куница лиса пеночка заяц Летучая мышь ястреб комар рыжий лесной муравей маршрут

Вертикальная структура биоценоза образована отдельными его элементами, особыми слоями, которые называются ярусами. Ярусы – результат конкуренции за основные жизненные условия 1-й ярус - высокие деревья 2-й ярус - низкие деревья 3-й ярус - низкие и высокие кустарники 4-й ярус - низкие и высокие травы 5-й ярус - лесная подстилка подземная ярусность маршрут

Трофические Топические Фабрические Форические маршрут

Правило экологической пирамиды: всегда количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, в несколько раз больше, чем общая масса растительноядных животных, а масса каждого из последующих звеньев пищевой цепи также уменьшается Отношения организмов Пищевые цепи в смешанном лесу переплетены в сложную пищевую сеть, поэтому выпадение какого-нибудь одного вида животных обычно не нарушает существенно всю систему

Топические отношения характеризуют изменение условий обитания одного вида в результате жизнедеятельности другого. Деревья первого яруса, затеняя почву, вытесняет светолюбивые виды из-под своей кроны, мхи и лишайники располагаются на коре деревьев. Все эти организмы связаны друг с другом топическими связями

Поползни, делая запасы семян, иногда забывают о них, чем способствуют прорастанию семян и распространению сосны. Белка способствует распространению многих растений Дрозд, поедая сочные плоды рябины, калины, боярышника, выделяет через некоторое время с помётом за пределами кормёжки непереваренные семена, способствуя расселению этих растений Сойка, делая запасы желудей на зиму, прячет их в лесную подстилку, часто далеко от дерева, на котором они выросли. Часть плодов весной прорастает Насекомые-опылители

Бельчата в гнезде Белка использует для устройства гнезда растительные остатки Мышь-малютка, пауки и бумажная оса используют растительность для устройства жилищ и ловчих сетей Птицы строят из растений гнёзда, а большой пёстрый дятел устраивает «кузницы», в которых извлекает из сосновых шишек семена

Достаточность жизненного пространства Богатство видового состава Многообразие взаимодействия видов Средообразующие свойства видов Направление антропогенного воздействия

1. Пищевые связи в экосистеме называются биотическими 2. Роль организмов редуцентов в экосистеме состоит в разрушении органических веществ до минеральных 3. В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся растительноядные 4. Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к следующему происходит передача вещества, называют экологической пирамидой массы 5. Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются растения 6. Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем её устойчивости 7. Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией

8. Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует круговорот веществ 9. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в лесу более длинные и разветвленные цепи питания 10. Тип связей, при которых особи одного вида используют для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки либо даже живых особей другого вида фабрические отношения 11. Изменение животного и растительного мира по горизонтали горизонтальная ярусность (мозаичность) 12. Виды, определяющие микроклимат сообщества. Их удаление ведёт к разрушению биоценоза эдификаторы

…Надоело как-то зайцу волков бояться. - Хватит, - стукнул он лапой по пеньку, - поразбойничали. Пошёл он к кузнецу и говорит: - Кузнец, кузнец, не скуёшь ли ты мне стальные клыки и стальные когти, да такие большие и такие острые, такие страшные, чтобы все меня боялись? Выковал кузнец косому стальные клыкищи, когтищи и отправился тот на охоту. Идёт, стальными зубами лязгает, рычит: «Р-р-разорву!» И так не только с зайцами, так с насекомыми, птицами, зверями. Волка, ястреба иногда называют «разбойниками», «злодеями». А у природы, если разобраться, нет ни плохих зверей, ни хороших, ни злых, ни добрых. Все они нужны, и все они важны. Много хищников – плохо, мало – тоже плохо. Может, кто-то подумает: хищным зверям легко живётся – они сильные, у них и острые зубы, и цепкие когти, и грозные клювы! А каково тем, за кем они охотятся! Ведь эти бедняги совсем беззащитные Нет, не такие они и беззащитные. У каждого живого существа обязательно есть что-то, что помогает ему выжить. У оленя – рога и быстрые ноги; у кабана – длинные загнутые клыки; у зайца – и чуткие уши, и зоркие глаза, и быстрые ноги; птица от врага улетает, прячется в листве; пчела жалит; ёжик свернётся клубочком, иголки растопырит – попробуй, съешь его Но выживают только самые сильные, самые проворные, самые выносливые. Потому что есть в природе закон – выживает тот, кто лучше других приспособлен к трудной, полной опасностей жизни маршрут

Литература Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания/Ред.-сост. Л. Ю. Ганич. – М.: Школа-Пресс, – 160 с. Дитрих А. К., Юрмин Г. А., Кошурникова Р. В. Почемучка. – М.: Педагогика-Пресс, – 384 с. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В.Общая биология классы. – М.: Дрофа, – 367 с. Козлова Т. А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: классы». – М.: Экзамен, – 286 с. Соколов А. С., Соколова Л. А. Экология растений: пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», – 96 с. Фионова Л. А., Трунова Л. Б., Кирпачёва Т. В. Экология животных. – Тамбов, – 96 с. Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е. Аспиз. – М.: Педагогика, – 352 с. Интернет – ресурсы: Слайд 1. jpg лес jpg Слайд 2. лес Слайд 3. коллаж Слайд 4. лес кроны деревьев /17127.jpghttp:// / jpg лес jpg лес jpg jpg биоценоз леса

Слайд 5. карта природных зон России лес jpg берёзы леса России Слайд 6. gif лиственница gif Слайд 7. лес бактерии Canis_lupus_laying.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/07/Canis_lupus_laying.jpg/480px- Canis_lupus_laying.jpg волк jpg гриб калина – из личного архива Слайд 8. jpg лес jpg Слайд 9. лес gif дуб jpg ёж jpg фото из личного архива Слайд земляника земляника jpg берёза повислая jpg лиса jpg заяц jpg крот png боярышник рябина

jpg поползень jpg мухоловка малина лесная jpg летучая мышь полёвка jpg муравей jpg комар кабан лось ghttp:// g куница ястреб jpg пеночка Слайд jpg ярусы леса России jpg Слайд лес Слайд 13: 03%5D_%5BIL_04%5D.htmlhttp://cor.edu.27.ru/dlrstore/5e26543f-b2f2-4b02-adc5-b fe8a/%5BBI9ZD_8- 03%5D_%5BIL_04%5D.html связи в биоценозе Слайд схема взаимосвязей в сообществе jpg Экологическая пирамида Слайд лес jpg мох на стволе дерева Слайд jpg желуди jpg jpg сойка лещина

jpg дрозд jpg поползень калина и сосна – из личного архива рябина божья коровка пчёлы Слайд House.ru_ _ ec4. jpg бельчата House.ru_ _ ec4. jpg белка в дупле гнездо на пне гнездо мыши- малютки паутина jpg оса jpg дятел jpg гнездо Слайд 18. фото из личного архива Слайд коллаж лес

Материалы портала, которые были использованы при создании ВЭ: – Л.В.Беленькая. Анимация в Power Point. В помощь учителю. – Л.В.Беленькая. Алгоритм выполнения триггера в презентации Power Point. В помощь учителю. – Л.В.Беленькая. Цвет в презентации Power Point. В помощь учителю – Л.В.Беленькая. Общие правила оформления презентации Power Point. В помощь учителю. – Л.В.Беленькая. Создание и применение шаблонов презентации Power Point. В помощь учителю. – Л.В.Беленькая. Изменение формата изображения. В помощь учителю. Л.В. Беленькая. Интерактивная лента. Поэтапное выполнение. В помощь учителю. – Г.О.Аствацатуров Технологический прием Интерактивная лента.