Проблемы в обучении чтению и некоторые пути их устранения Исполнила : Ясионович Н. В. учитель начальных классов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнили студентки 503 группы ИСОбр: Мягкова М. В. Савельева Е.С. Сыропятова Е. А.
Advertisements

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей, одно из важнейших средств формирования личности.
Учимся читать Как помочь ребёнку научиться правильно читать.
Презентация Рублёвой И.А., учителя начальных классов составлена на основе методики В.Н.Зайцева.
Трудности при обучении чтению и методы их преодоления Подготовила: Молокова Ирина Викторовна учитель начальных классов МБОУ лицея 4 г. Славянска на Кубани.
- это оптимальный темп чтения, приближенный к среднему темпу устной речи, который обеспечивает понимание читаемого.
Учитель начальных классов МОУ-СОШ 33 Силаева Н.А..
Пути совершенствования навыков беглого и осознанного чтения младших школьников Учитель МАОУ «СОШ 25» г. Перми Черепанова Л. В.
Материал подготовила: Ерёменко Людмила Владимировна. учитель начальных классов МОУ СОШ с.Катенино Варненского района Челябинской области.
Курсы библиотечных работников «Создание единого информационного пространства по обеспечению образовательных учреждений учебной литературой»
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. А. Сухомлинский.
Обучающие памятки. Делая выбор темы своего мастер-класса мне хотелось бы затронуть такую форму работы, которая бы была близка не только мне, как учителю.
Трудности при овладении чтением (С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. – М.:АСТ; СПБ, 2008.)
Анкета Как вы умеете читать научно- учебные тексты?
Чтение – основа учения. Оптимальная скорость чтения – это чтение со скоростью разговорной речи (скорость чтения выпускника начальной школы – 100 – 120.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Седельникова Альбина Михайловна- Альбина Михайловна- учитель начальных классов Педагогический стаж – 29 лет Образование: среднее специальное.
Министерство образования и науки РФ Обучение русской грамоте – проблемы и технологии 1 класс «Школа 2100» Разработала: учитель начальных классов МОУ Ярковская.
Методы и приемы формирования письма у младших школьников.
Методический бюллетень из опыта работы Логуновой О.Н.
Транксрипт:

Проблемы в обучении чтению и некоторые пути их устранения Исполнила : Ясионович Н. В. учитель начальных классов

Если ваш ребенок плохо читает, наверняка можно выделить пять основных недостатков традиционного метода чтения. Первый из них артикуляция при чтении. Движения губ, языка и других органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне. На самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений артикуляторов зависит прежде всего от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя (у детей, например) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция, тем больше развернута внутренняя речь. Одновременно с этим необходимо сказать, что борьба с таким недостатком наиболее сложна, ибо это условно - рефлекторный стереотип.

Второй принципиальный недостаток малое поле зрения при чтении. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. Если ребенок или взрослый читает медленно, это еще не значит, что он читает плохо, это может быть индивидуальной особенностью восприятия. Вдумаемся : при традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае два - три слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций ( остановок ). Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше становится число этих остановок по тексту, а в итоге чтение эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не два - три слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац. Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения быстроты оно способствует и глубокому, правильному пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взора вызывает наглядно - образные представления, ярко и глубоко проясняющие смысл текста.

Третий недостаток регрессия при чтении. Под этим понимаются непроизвольные возвратные движения глаз к недопонятым фразам, словам, предложениям. Происходят повторные фиксации глазами одного и того же участка текста. Ребенок плохо читает не редко из - за того, что привык возвращать взгляд на начало строки или кружить взглядом в пределах одного и того же слова. Позже детский стереотип переносится на манеру чтения взрослого. Этот недостаток один из самых распространенных. По нашим наблюдениям, некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст как легкий, так и трудный, как бы для верности. Наряду с регрессиями при медленном чтении замечены и возвратные движения глаз, вызванные кажущимися трудностями текста. Эти возвраты также недостаток чтения. Очень часто дальнейшее чтение снимает возникшие вопросы и делает подобные возвраты ненужными. Однако есть возвраты, которые можно считать обоснованными, они возникают при появлении новых мыслей. Подобные произвольные возвратные движения некоторые исследователи называют в отличие от регрессий реципациями. Если регрессии по своему характеру непроизвольные, механические возвратные движения, то реципации это мысленные целенаправленные и, как правило, обоснованные возвраты к уже прочитанному тексту. Их основная цель более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста. Методика быстрого чтения рекомендует повторное чтение только по окончании чтения всего текста.

Четвертый недостаток традиционного чтения комплексный, и условно его можно назвать отсутствие гибкой стратегии чтения. Три рассмотренных нами недостатка относятся к так называемым следственным факторам. В самом деле, механизмы речи и движения глаз являются следственными факторами, и их соответствующая тренировка важна, но не определяет скорости чтения. Гораздо важнее изменить причинные факторы, т. е. работу механизмов мозга, управляющих чтением. Проф. А. А. Леонтьев в одной из своих работ отмечал, что главное в проблеме быстрого чтения не столько быстрота, сколько оптимальность, эффективность получения значимой информации благодаря правильному выбору стратегии смыслового восприятия текста. Понятно, что та или иная скорость и техника чтения подчиняются, прежде всего, целям, задачам и тем установкам, которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ до автоматизма, умение гибко использовать каждую из них в нужный момент и определяет способность читать быстро.

Пятый недостаток отсутствие внимания при чтении. Как было установлено многочисленными наблюдениями, медленное чтение чаще всего чтение неряшливое, невнимательное. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего в процессе чтения внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически, и смысл прочитанного не доходит до сознания. Такой читатель, заметив, что он думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново. Такой человек все читает с одинаковой скоростью : и методическое письмо в министерстве, и увлекательный рассказ, и научную статью. Человек, читающий быстро, в зависимости от трудности текста, от цели чтения и других факторов может гибко менять стратегию чтения, способен управлять своим вниманием. Если ваш ребенок плохо читает возможно ему необходима тренировка памяти и внимания. тренировка памяти

Несколько полезных советов на выработку навыков быстрого чтения и тренировку внимания : 1. Упражнение 1 выполняется в паре. Первый открывает книгу, находит какое - либо слово и передает книгу другому. Второй должен как можно быстрее найти нужное слово. Данное упражнение выработает у Вас навык читать не все подряд, а самое главное. 2. Есть одно интересное упражнение быстрого чтения, которое позволяет избавиться от артикуляции при чтении. Смысл состоит в том, что человеческий мозг при простейшем чтении ( проговаривании про себя ) пропускает через себя речевую информацию. Для избавления от нее необходимо во время чтения взять ручку и тупым ее концом выбивать определенный такт. Важно, чтобы сам читающий выбивал его. Первые минуты так читать очень сложно, но постепенно чтение убыстряется, а внутренний голос затухает. быстрого чтения 3. Для развития быстрого чтения важно уметь концентрироваться. Попробуйте тренировать способность концентрироваться при помощи мысленного чтения слов задом наперед. Когда Вы мысленно читаете слово задом наперед, Вы должны представить его по буквам, а затем прочитать эти буквы.

Р АЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА. Р АЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА. У ПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ И ЯЗЫКА. 1. П ОЗДОРОВАЙТЕСЬ С СОБОЙ В ЗЕРКАЛЕ : « Д ОБРОЕ УТРО, М АША ! С ЕГОДНЯ ТЕБЕ ДОЛЖНО ОЧЕНЬ ПОВЕЗТИ. О ТЛИЧНОГО ТЕБЕ НАСТРОЕНИЯ !» 2. « Х ОБОТОК » - УЛЫБКА (10 РАЗ ). 3. « Х ОБОТОК »- ВПРАВО, ВЛЕВО. 4. « Х ОБОТОК » - ВВЕРХ, ВНИЗ. 5. К ОНЧИКОМ ЯЗЫКА УПЕРЕТЬСЯ В ЩЁКУ И РАСТЯНУТЬ ЕЁ ( ). 6. К ОНЧИКОМ ЯЗЫКА УПЕРЕТЬСЯ В ВЕРХНЮЮ ГУБУ, А ЗАТЕМ В НИЖНЮЮ.

Р АЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА. Р АЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА. 7. С ЖАТЬ ГУБЫ, А ЯЗЫК ПОПЫТАТЬСЯ ВЫСУНУТЬ « ЛОДОЧКОЙ ». 8. В ДОХ. В ЫДОХ – РЕЗКО ЧИТАЕМ СЛОГИ : ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ БУ БО БА БЭ БИ БЫ 9. Ч ИТАЕМ СЛОВА, ТРУДНЫЕ ДЛЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ : ЭЛЕКТРОФИКАЦИЯ, ПОРТФЕЛЬ, ИЛЛЮМИНАЦИЯ … 10. С КОРОГОВОРКА : О Т ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ. П РИМЕЧАНИЕ. З АДАНИЯ 8 И 9 ПРОИЗНОСИТЬ, АРТИКУЛИРУЯ КАЖДУЮ БУКВУ ( СНАЧАЛА ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО, ПО СЛОГАМ, ЗАТЕМ ОБЫЧНО, БЫСТРО, ОЧЕНЬ БЫСТРО И В ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ ).

Е ЖЕУРОЧНЫЕ ПЯТИМИНУТКИ ЧТЕНИЯ. ЕЖЕУРОЧНЫЕ ПЯТИМИНУТКИ ЖУЖЖАЩЕГО ЧТЕНИЯ С ЦЕЛЕВОЙ УСТАНОВКОЙ, СВЯЗАННОЙ С ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМОЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Н АПРИМЕР : « В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ПОСТАРАЙТЕСЬ ЗАПОМНИТЬ СЛОВО С ОРФОГРАММОЙ ЖИ - ШИ ». У СТАНОВЛЕНО, ЧТО РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ЧАСТО ТОРМОЗИТСЯ ИЗ - ЗА СЛАБО РАЗВИТОЙ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ. Ч ТО ЭТО ЗНАЧИТ ? Н АПРИМЕР, РЕБЁНОК ЧИТАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ 6-8 СЛОВ. Д ОЧИТАВ ДО 3-4 СЛОВА, ОН ЗАБЫВАЕТ ПЕРВОЕ СЛОВО, НЕ МОЖЕТ СВЯЗАТЬ ВСЕ СЛОВА ВОЕДИНО. Ч ТОБЫ ЭТОГО НЕ БЫЛО, НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ ОПЕРАТИВНУЮ ПАМЯТЬ.

Р АЗВИТИЕ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ. Р АЗВИТИЕ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ. Д ЕЛАЕТСЯ ЭТО С ПОМОЩЬЮ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ, ТЕКСТЫ КОТОРЫХ РАЗРАБОТАНЫ ПРОФЕССОРОМ И. Т. Ф ЕДОРЕНКО. В КАЖДОМ ИЗ 18 НАБОРОВ ИМЕЕТСЯ 6 ПРЕДЛОЖЕНИЙ. О СОБЕННОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ТАКОВА : ЕСЛИ ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИМЕЕТ ВСЕГО 8 БУКВ, ТО ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 18- ГО НАБОРА – 46. Н АРАЩИВАНИЕ ДЛИНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПРОИСХОДИТ ПОСТЕПЕННО, ПО 1-2 БУКВЫ. М ЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ. 1.( Д О УРОКА.) П ИШУ НАБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ МАРКЕРОМ НА ДВУХ ДОСКАХ ( ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ ). З АКРЫВАЮ 2. ( В О ВРЕМЯ УРОКА.) О ТКРЫВАЮ ОДНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА ОПРЕДЕЛЁННОЕ ВРЕМЯ ( ОТ 4 ДО 7 СЕК.), ЗА КОТОРОЕ ДЕТИ ЧИТАЮТ ЕГО ПРО СЕБЯ. С ТИРАЮ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, А ДЕТИ ЗАПИСЫВАЮТ ЕГО В ТЕТРАДЬ. И ТАК С КАЖДЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ. П РИМЕЧАНИЕ. Е СЛИ РЕБЁНОК НЕ УСПЕВАЕТ ЗАПОЛНИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТО НЕОБХОДИМО НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ПОВТОРИТЬ РАБОТУ С ДАННЫМ НАБОРОМ. И ТАК ДО ТЕХ ПОР, КОГДА ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ДЕТИ БУДУТ ПИСАТЬ БЕЗ ПРОБЛЕМ. Н А КАЖДЫЙ НАБОР УХОДИТ ПО 3 ДНЯ. З РИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ ДОЛЖНЫ ПИСАТЬСЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ.

Р АЗВИТИЕ ПОЛЯ ЧТЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛОВ. Р АЗВИТИЕ ПОЛЯ ЧТЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛОВ. « Ф ОТОГЛАЗ ». Э ТОТ ПРИЁМ ИСПОЛЬЗУЮ С ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЫ, ПОСТОЯННО УСЛОЖНЯЯ ЕГО : ЗА КОРОТКОЕ ВРЕМЯ УЧЕНИК ДОЛЖЕН ВОСПРИНЯТЬ БУКВУ, СЛОВО, НЕСКОЛЬКО СЛОВ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ ; ЗА ОТВЕДЁННОЕ ВРЕМЯ УЧЕНИК ДОЛЖЕН « СФОТОГРАФИРОВАТЬ » СТОЛБИК СЛОВ, А ЗАТЕМ ВЫДЕЛИТЬ « НУЖНОЕ » СЛОВО ( ЧТЕНИЕ ПИРАМИДАМИ ), ПРИ ЭТОМ НАЗВАННОЕ СЛОВО В ДАННОМ НАБОРЕ МОЖЕТ И ОТСУТСТВОВАТЬ. Д ЕТИ ЛЮБЯТ ЭТОТ ВИД РАБОТЫ, ДЛЯ НИХ ЭТО ИГРА, А РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕРЕСНЫЕ. У ЧАЩИЕСЯ, МЕДЛЕННО ЧИТАЮЩИЕ СЛОВА В ТЕКСТЕ, БЫСТРО ИХ « ФОТОГРАФИРУЮТ » И ПРОИЗНОСЯТ. Э ТОТ ПРИЁМ СОВЕРШЕНСТВУЕТ УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ, ОПЕРАТИВНУЮ ПАМЯТЬ, РАЗВИВАЕТ ПОЛЕ ЧТЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛОВ.

Р АЗВИТИЕ ПОЛЯ ЧТЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛОВ. Р АЗВИТИЕ ПОЛЯ ЧТЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛОВ. С КАЧКООБРАЗНОЕ ЧТЕНИЕ « К ЕНГУРУ ». П ОД СЧЁТ 1, 2, 3 ФИКСИРУЕМ ВЗГЛЯД НА НАЧАЛЕ, СЕРЕДИНЕ И КОНЦЕ СТРОКИ. Ч ИТАЕМ ТАКИМ ОБРАЗОМ АБЗАЦ. Ч ТО ЗАПОМНИЛИ ? Ч ТЕНИЕ ВСЛУХ. Т АКОЕ УПРАЖНЕНИЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЗОНЫ ВОСПРИЯТИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ, ЗАТЕМ ТРЕНИРУЕМ УЧАЩИХСЯ НА СЧЁТ 1, 2, ФИКСИРУЯ ВЗГЛЯД НА НАЧАЛЕ И КОНЦЕ СТРОКИ. « С ЧИТАЕМ СЛОВА ». П РИ ЧТЕНИИИ ТЕКСТА ДЕТИ НА МАКСИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ СЧИТАЮТ СЛОВА И ОДНОВРЕМЕННО ИЩУТ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. В 1 КЛАССЕ ВОПРОСОВ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ БОЛЕЕ 3- Х, ВО 2- ОМ – НЕ БОЛЕЕ 4- Х, В М – НЕ БОЛЕЕ 5- ТИ. Ц ЕЛЬ ЭТОГО УПРАЖНЕНИЯ – ЗАГРУЗИТЬ СЛУХОВОЙ АППАРАТ УЧАЩИХСЯ ПОСТОРОННЕЙ РАБОТОЙ – СЧЁТОМ СЛОВ. Ш КОЛЬНИКИ ЛИШЕНЫ ВОЗМОЖНОСТИ ВОКАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТ ПРО СЕБЯ, Т. Е, ПРИУЧАЮТСЯ ЧИТАТЬ ТОЛЬКО ГЛАЗАМИ.

Р АЗВИТИЕ ПОЛЯ ЧТЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛОВ. « С ЧИТАЕМ СТРОЧКИ ». Э ТО УПРАЖНЕНИЕ АНАЛОГИЧНО ПЕРВОМУ, НО ОТЛИЧАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ МОМЕНТАМИ : ВЕРТИКАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗ ПО СТРАНИЦЕ ; ПРОСМАТРИВАНИЕ КАЖДОЙ СТРОКИ 1 СЕК. Д АННОЕ УПРАЖНЕНИЕ РАСШИРЯЕТ ЗОНУ ВОСПРИЯТИЯ ПРИ ЧТЕНИИ ПУТЁМ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ОДНОМОМЕНТНОГО ВОСПРИЯТИЯ СТРОЧЕК ТЕКСТА, Т. Е. БЕЗ ДВИЖЕНИЯ ВЗГЛЯДА ВДОЛЬ СТРОКИ СЛЕВА НАПРАВО. В ЕРТИКАЛЬНО – СЛАЛОМНОЕ ЧТЕНИЕ « С ЛАЛОМ ». В ТЕЧЕНИЕ 20 СЕК., ПЕРЕМЕЩАЯ ВЗГЛЯД ВЕРТИКАЛЬНО ( СЛАЛОМНО ), ПЫТАЕМСЯ НАЙТИ СУЩЕСТВЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ.

Р АЗВИТИЕ СМЫСЛОВОЙ ДОГАДКИ ( АНТИЦИПАЦИИ ). Р АЗВИТИЕ СМЫСЛОВОЙ ДОГАДКИ ( АНТИЦИПАЦИИ ). 1. А НТИЦИПАЦИЯ ЧАСТЕЙ ПОГОВОРОК. С ДЕЛАЛ ДЕЛО … Т ИШЕ ЕДЕШЬ … Д АЛ СЛОВО … Л УЧШЕ ПОЗДНО … М АЛ ЗОЛОТНИК … С ЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ … 2. А НТИЦИПАЦИЯ ЧАСТЕЙ ДИАЛОГА. - Т Ы УЖЕ ЧИТАЛ ЭТУ КНИГУ ? ( Н ЕТ, НЕ ЧИТАЛ.) - Я ТЕБЕ ЕЁ ДАМ ПРОЧИТАТЬ. ( С ПАСИБО. Н О Я ЕЁ ТЕБЕ НЕ СКОРО ВЕРНУ.) _ Т Ы ЧТО, МЕДЛЕННО ЧИТАЕШЬ ? ( Д А. И ЧИТАТЬ НЕКОГДА.)

Т РЕНИРОВОЧНОЕ СРЕДСТВО « Р ЕШЁТКА ». ДТС « Р ЕШЁТКА » ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОМПЛЕКТ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКОВ, ВЫРЕЗАННЫХ ИЗ ПЛОТНОЙ БУМАГИ РАЗМЕРОМ 16 Χ 10 СМ. В КАЖДОМ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКЕ ВЫРЕЗАНЫ ОКОШКИ РАЗМЕРОМ 6 Χ 10 СМ. Р ЕШЁТКИ РАЗЛИЧАЮТСЯ ШИРИНОЙ ПЕРЕГОРОДКИ. Т АК, В ОДНОЙ РЕШЁТКЕ ВСЕ ПЕРЕГОРОДКИ МЕЖДУ ОКОШКАМИ РАВНЯЮТСЯ 4 ММ. В ДРУГОЙ – ШИРИНА ПЕРЕГОРОДКИ 5 ММ И 6 ММ. Р ЕШЁТКА НАКЛАДЫВАЕТСЯ НА ЧИТАЕМУЮ ЧАСТЬ СТРАНИЦЫ И ПОСТЕПЕННО СДВИГАЕТСЯ ВНИЗ. П РИ НАЛОЖЕНИИ РЕШЁТКИ НА ТЕКСТ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕ ПЕРЕПОНКИ ПЕРЕКРЫВАЮТ НЕКОТОРЫЕ УЧАСТКИ ТЕКСТА ( БУКВЫ, БУКВОСОЧЕТАНИЯ, СЛОВА ). О БУЧАЕМЫЕ, ВОСПРИНИМАЯ ВИДИМЫЕ В ОКОШКАХ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕКСТОВ, ДОЛЖНЫ МЫСЛЕННО ВОСПОЛНЯТЬ ПЕРЕКРЫТЫЕ ПЕРЕПОНКАМИ УЧАСТКИ СТРОКИ, ВОССТАНАВЛИВАЯ СМЫСЛ. Е СЛИ ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СОДЕРЖАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ МЕСТАХ ТЕРЯЮТСЯ, МОЖНО РАЗРЕШИТЬ СДВИГАТЬ РЕШЁТКУ НА 2-3 ММ ВЛЕВО ИЛИ ВПРАВО, ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ПОЛЕ ВИДИМОГО УЧАСТКА ТЕКСТА. Д ЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЕРЕКРЫТЫХ УЧАСТКОВ ТЕКСТА МОЖНО ПЕРЕХОДИТЬ К ЧТЕНИЮ ВПОЛГОЛОСА. Т РЕНИРОВКА ЧТЕНИЯ С РЕШЁТКОЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ НЕ БОЛЕЕ 5 МИН. НЕПРЕРЫВНО И СМЕНЯЕТСЯ ЧТЕНИЕМ БЕЗ РЕШЁТКИ В ТЕЧЕНИЕ 2-3 МИНУТ. О БЩЕЕ ВРЕМЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ТРЕНИРОВКИ НЕ БОЛЕЕ МИНУТ.

Р АЗВИТИЕ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ. Р АЗВИТИЕ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ. И З СИСТЕМЫ И. Т. Ф ЕДОРЕНКО И И. Г. П АЛЬЧЕНКО ИСПОЛЬЗУЮ ТРИ ТИПА УПРАЖНЕНИЯ : - МНОГОКРАТНОЕ ЧТЕНИЕ ; - ЧТЕНИЕ В ТЕМПЕ СКОРОГОВОРКИ ; - ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ С ПЕРЕХОДОМ НА НЕЗНАКОМУЮ ЧАСТЬ ТЕКСТА. П РОВОДИТСЯ ЭТО ПРАКТИЧЕСКИ ТАКИМ ОБРАЗОМ. П ОСЛЕ ТОГО, КАК НАЧАЛО НОВОГО РАССКАЗА ПРОЧИТАНО УЧИТЕЛЕМ И ОСОЗНАНО, ОСМЫСЛЕНО УЧЕНИКАМИ, УЧИТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ НАЧАТЬ ЧТЕНИЕ ВСЕМ ОДНОВРЕМЕННО И ПРОДОЛЖАТЬ ЕГО В ТЕЧЕНИЕ ОДНОЙ МИНУТЫ. П О ИСТЕЧЕНИИ МИНУТЫ КАЖДЫЙ ИЗ УЧЕНИКОВ ОТМЕЧАЕТ СЛОВО, ДО КОТОРОГО ОН УСПЕЛ ДОЧИТАТЬ. З АТЕМ СЛЕДУЕТ ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ ЭТОГО ЖЕ ОТРЫВКА ТЕКСТА ЗА 1 МИНУТУ. У ЧЕНИК СНОВА ОТМЕЧАЕТ СЛОВО, НА КОТОРОМ ОН ОСТАНОВИЛСЯ. Е СТЕСТВЕННО, ЧТО ВО ВТОРОЙ РАЗ РЕБЁНОК ПРОЧИТАЕТ НА НЕСКОЛЬКО СЛОВ БОЛЬШЕ. У ВЕЛИЧЕНИЕ ТЕМПА ЧТЕНИЯ ВЫЗЫВАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ У УЧЕНИКОВ, ИМ ХОЧЕТСЯ ЧИТАТЬ ЕЩЁ РАЗ. О ДНАКО БОЛЕЕ 3- Х РАЗ НЕ СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ ОДИН И ТОТ ЖЕ ОТРЫВОК. Ч ТЕНИЕ В ТЕМПЕ СКОРОГОВОРКИ ДОЛЖНО ДЛИТЬСЯ НЕ БОЛЕЕ 30 СЕК. З АТЕМ УЧИТЕЛЬ НАЧИНАЕТ ТРЕТЬЕ УПРАЖНЕНИЕ. В ЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ С ПЕРЕХОДОМ НА НЕЗНАКОМУЮ ЧАСТЬ ТЕКСТА. У ЧИТЕЛЬ ДАЁТ ЗАДАНИЕ ДЕТЯМ ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ ( КОТОРЫЙ ЧИТАЛИ В ТЕМПЕ СКОРОГОВОРКИ ), НО ЧУТЬ - ЧУТЬ МЕДЛЕННЕЕ, ЗАТО КРАСИВО, ВЫРАЗИТЕЛЬНО. Д ЕТИ ПРОЧИТЫВАЮТ ЗНАКОМУЮ ЧАСТЬ ТЕКСТА ДО КОНЦА И ПЕРЕХОДЯТ НА НЕЗНАКОМУЮ. В ОТ ЗДЕСЬ И НАЧИНАЕТСЯ ЧУДО : РЕБЁНОК, НЕСКОЛЬКО РАЗ ПРОЧИТАВШИЙ ОДИН И ТОТ ЖЕ ОТРЫВОК ТЕКСТА В ПОВЫШЕННОМ ТЕМПЕ ЧТЕНИЯ, ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА НЕЗНАКОМУЮ ЧАСТЬ ТЕКСТА ПРОДОЛЖАЕТ ЧИТАТЬ ЕЁ В ТОМ ЖЕ ПОВЫШЕННОМ ТЕМПЕ.

Р АЗВИТИЕ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ. « Б УКСИР » Я ЧИТАЮ ВСЛУХ ТЕКСТ, ВАРЬИРУЯ СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ В ПРЕДЕЛАХ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ УЧЕНИКОВ. Д ЕТИ ЧИТАЮТ ТОТ ЖЕ ТЕКСТ ПРО СЕБЯ, СТАРАЯСЬ УСПЕВАТЬ ЗА МНОЙ. П РОВЕРКУ ОСУЩЕСТВЛЯЮ ПУТЁМ ВНЕЗАПНОЙ ОСТАНОВКИ НА КАКОМ - ЛИБО СЛОВЕ. Д ЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ ЭТО СЛОВО. « К ТО БЫСТРЕЕ ?» Н А СТОЛАХ НЕСКОЛЬКО СТАТЕЙ. Т РЕБУЕТСЯ НАЙТИ В СТАТЬЯХ НУЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. П О КОМАНДЕ « Н АЧАЛИ !» УЧЕНИК БЕРЁТ СТАТЬЮ И « СКОЛЬЗИТ » ПО ТЕКСТУ В ПОИСКАХ ДАННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. В ОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ ТЕКСТА НЕ ЗАДАЮТСЯ. Ч ТЕНИЕ « С ПРИНТ ». Н А МАКСИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ, ЧИТАЯ ПРО СЕБЯ, ТРЕБУЕТСЯ НАЙТИ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. П РИ ЭТОМ НУЖНО В ПРОЦЕССЕ ВСЕГО ЧТЕНИЯ ПЛОТНО СЖИМАТЬ ГУБЫ И ЗУБЫ.

РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ЧТЕНИЯ : - ПЕРВИЧНОЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ НЕБОЛЬШОГО ТЕКСТА КАЖДЫМ УЧЕНИКОМ ; - ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ И ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ ВСЕМИ УЧАЩИМИСЯ ; - ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ВЫЗОВУ И ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ ВСЕМИ ДЕТЬМИ ПРО СЕБЯ ; - САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ОТДЕЛЬНОЙ ЧАСТИ С КОНКРЕТНЫМ ЗАДАНИЕМ ; -( ДЛЯ СЛАБОЧИТАЮЩИХ ) ЧТЕНИЕ С ЧЁТКИМ ПРОГОВАРИВАНИЕМ СЛОГОВ, ШЕПОТНОЕ ЧТЕНИЕ, ЧТЕНИЕ ДЛЯ СЕБЯ ; - ВЫДЕЛЯЮ ПОСИЛЬНЫЕ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ЧАСТИ ТЕКСТА ; - ХОРОВОЕ, ГРУППОВОЕ, ВЫБОРОЧНОЕ И КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ - СКАНДИРУЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ ( ОТСТУКИВАНИЕ ТЕМПА ) ДЛЯ РЕГУЛЯЦИИ ТЕМПА ЧТЕНИЯ И ДР.

Стимулируем учащихся Н А КАЖДОМ УРОКЕ НЕОБХОДИМО ПРИМЕНЯТЬ ПРИЁМ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ : - САМОЗАМЕР СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ, ПРИВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ – ЗАЛОГ ВЫСОКОЙ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, И ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ В ЦЕЛОМ. - КОНКУРСЫ ЧТЕЦОВ, - КОНКУРСЫ КНИГОЧЕЕВ, - КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ, - ЛУЧШИЙ ЧИТАТЕЛЬ КЛАССА.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА : 1. З АЙЦЕВ В. Н. « Р ЕЗЕРВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ». 2. Ф ЕДОРЕНКО И. Т. « П ОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К УСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ ». 3. О МОРОКОВА М. И. « С ОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ». 4. А НТОНОВА Л. Г. « Р АЗВИТИЕ РЕЧИ. У РОКИ РИТОРИКИ ». 5. Б ЕССЧАСТНАЯ Е. И. « К АК Я РАБОТАЮ НАД ТЕХНИКОЙ ЧТЕНИЯ СВОИХ УЧЕНИКОВ ». 6. Л ЕЗЕР Ф. « Р АЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ : БОЛЕЕ БЫСТРОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ». 7. Л АГУТИНА Т. В. « О Т СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ДО СВОБОДНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ».