Роль самостоятельного иллюстрирования детьми литературных произведений как одно из эффективных средств обучения различным видам пересказа и заучивания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Advertisements

Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников » Мастер –класс для педагогов. Воспитатель I категории Федосова Лилия Владимировна 2014 г.Обь.
Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей Консультация для педагогов Учитель-логопед Кузьминская В.А.
Готовность ребенка к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка.
Структура книги, использование ее аппарата при чтении Библиотечный урок для 7-х классов Разработан Третьяковой Н.В., СОШ 6.
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Учитель математики ГБОУ СОШ 77 Доброумова Ольга Викторовна.
ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
Как развить свою память. Даниил Хармс: Память – это вообще явление странное, как трудно бывает что-нибудь запомнить и как легко забыть! А то и так бывает:
Структура книги, использование ее аппарата при чтении Библиотечный урок для 7-х классов.
Презентация к уроку по психологии по теме: Память
Как построена книга Библиотечный урок для учащихся 2 классов.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Ознакомление детей дошкольного возраста со сказкой посредством мнемотехники. Петрова М.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад «Колобок»
Учебник – это основное средство обучения. Дидактические функции учебника: Мотивационная Информационная Контрольно-корректирующая.
«Формы организации познавательной деятельности с учащимися, способствующие самостоятельному усвоению знаний на уроках математики»
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Рекомендации для родителей МОУ СОШ 23 г. Копейска Слётова Л. А.
« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников » Консультация для педагогов. Консультация для педагогов. Cтарший воспитатель С.П.Мельникова.
Транксрипт:

Роль самостоятельного иллюстрирования детьми литературных произведений как одно из эффективных средств обучения различным видам пересказа и заучивания Учитель письма и чтения Школа-интернат VIII вида 2 г. Владимира Солоненко Татьяна Владимировна

выборочный полный краткий с изменением лица Программа специальной общеобразовательной школы предусматривает овладение учащимися различными видами пересказа. Самостоятельно пересказывать прочитанное учащиеся начинают с третьего класса. Пересказ прочитанного подкрепляется демонстрацией действий, показом соответствующих положений на картинках, самостоятельными зарисовками. Учащиеся средних и старших классов упражняются в различных видах пересказа. Они прочитывают тексты по частям для детального анализа, читают выборочно, отвечая словами автора на вопросы учителя, читают по ролям, про себя, ища ответ на один или несколько вопросов. Вся эта работа способствует более полному пониманию читаемого. Но традиционные виды фронтальной работы, способствующие формированию навыков осознанного пересказа, не всегда оказываются эффективными в отношении отдельных учащихся. Приходится прибегать к ряду дополнительных приемов. Зачастую их подсказывает сама жизнь. И только в последствии, отталкиваясь от опыта урока, от маленьких открытий, подсказанных детьми, учитель осмысливает эти дополнительные приемы, методически обосновывает их и включает в повседневную работу. С одним из таких приемов я хочу Вас познакомить.

Некоторые дети с удовольствием рисуют иллюстрации ( именно иллюстрации, а не просто рисунки) к сказке, к прочитанной главе и, пересказывая содержание, все время обращают свой взор на рисунок, а не в текст, как это обычно бывает. Значит рисунок подсказывает им, помогая найти нужные слова, вспомнить какие-то эпизоды. Поразительно! Некоторые рисунки передают буквально подстрочный перевод текста на язык рисунка. Дети с удовольствием пересказывают текст, озвучивая свой рисунок. Они прочно сохраняют в памяти пройденный материал.

Впечатления, которые человек получает, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. У человека есть три вида памяти: произвольная, логическая и опосредованная. В данном конкретном случае нас интересует именно опосредованная память, которая связана с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде материальной и духовной культуры. Таким образом, создавая иллюстрацию, ребенок оставляет определенный след в своей памяти. А при пересказе, посредством того же рисунка, проходит по этим следам.

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемонической задачи ( на заучивание и воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит произвольное запоминание. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, с которым связана интересная работа и который имеет для человека большое значение

Прежде всего от внимания. Поэтому любые приемы, позволяющие привлечь удержать внимание могут оказаться полезными для запоминания. На этом, в частности, базируется один из способов улучшения запоминания школьниками учебного материала, который учитель должен стараться сделать таким, чтобы он вызывал к себе непроизвольный интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание.

На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию. Рисуют дети обычно с удовольствием. Это эмоциональное состояние, сопровождающее процесс запоминания, является частью запечатленного в памяти материала, поэтому, когда оно воспроизводится, то по ассоциации восстанавливается весь материал, припоминание облегчается. Рисунок = удовольствие Эмоции Интерес Внимание Запоминание

Использование детского рисунка в качестве одного из дополнительных приемов обучения пересказу, облегчающего запоминание, припоминание и воспроизведение текста, дает хорошие результаты при работе по темам: « Народные сказки», «Литературные сказки», «Рассказы русских писателей» и т.д.

Учителям чтения вспомогательных школ хорошо известно, что труднее всего дается детям краткий пересказ. Ведь такая форма пересказа требует от умственно отсталого ребенка хорошего знания текста, умения выделить главное и отбросить второстепенное, грамотно строить предложение ( порядок слов, связь слов в предложении, не допускать повторов слов и т.д.). Одной из эффективных форм обучения краткому пересказу является работа «детского книгоиздательства». Эта работа дает возможность составления пересказа различной степени сжатия. Оглавление – план Аннотация – пересказ самой высокой степени сжатости Иллюстрации и текст к ним – краткий пересказ отдельных глав

Некоторые дети сталкиваются с большими трудностями при заучивании наизусть стихотворений, особенно содержащих абстрактные образы, скрытые сравнения и т.д. Например, в 5 классе стихотворение К.Бальмонта «Осень», А.Прокофьева «Березка», в 6 классе А.Фета «Скрип шагов вдоль улиц белых…» и т.д. Перевод абстрактных понятий и образов на привычный и понятный язык рисунка помогает детям лучше осознать, запомнить и воспроизвести стихотворный текст, способствует повышению выразительности чтения стихов.