Практикум по определению средств выразительности Задание В8 ЕГЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 21 села Архиповского Будённовского района» Ставропольского края Работа.
Advertisements

Сочинение – рассуждение. (готовимся к части C ) Урок русского языка в 11 классе.
Понимание текста : тема, проблема, идея, авторская позиция По книге: Алексеева Е.П. Русский язык в таблицах и схемах. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ/
1 2 Пивашёва Татьяна Акмухамедова Татьяна Древаль Татьяна Владимировна.
Изобразительные и выразительные …. И зобразительные средства.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе. Презентация учителя русского языка и литературы МБОУ «Бирюлинская средняя школа Высокогорского района РТ»
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
В8 – средства выразительности. Текст В.Ганичева об адмирале Ушакове В.Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтакс. средства.
Из списка терминов выделите тропы, лексическое средство выразительности, прием 1)Риторический вопрос 2)Лексический повтор 3)Разговорная лексика 4)Термины.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Стили речи Стили речи merelenko-su.uCoz.ru. Стили речи Стили речи – разновидности единого литературного языка, различающиеся в зависимости от целей, задач,
Методика подготовки учащихся к заданиям части «В» единого государственного экзамена по русскому языку.
Готовимся к экзамену по русскому языку в 9 классе Языковые особенности текста.
ВЕБИНАР ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МАОУ «ЛИЦЕЙ» Г.О. БАЛАШИХА ШАПОВАЛЕНКО ЮЛИЯ ВАДИМОВНА 27 февраля 2014 года.
Средства художественной выразительности Давыдова О. С. Учитель русского языка и литературы ГОУ 342.
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал.
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
Подготовка к экзаменационной работе в форме ЕГЭ 9 класс.
Средства художественной выразительности Подготовка к ЕГЭ.
Транксрипт:

Практикум по определению средств выразительности Задание В8 ЕГЭ

Ннннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовите.нннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовите. 1. В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. С. А. Есенин 2. Горные вершины спят во тьме ночной.. М.Ю. Лермонтов 3. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. В.В. Маяковский Ответы: 1. метафора 2. Олицетворение 3. гипербола

Ннннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовитенннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовите 1. Он даёт знать, что само появление такого ученика – редчайший праздник для нашего класса и лично для него. Ф. Искандер 2.Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнажённой. А.А. Ахматова Ответы: 1. Ирония 2. Оксюморон

1. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой. А.С. Пушкин Ответы: 1. Антитеза Ннннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовите нннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовитенннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовите

Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов) Ответы: 2. Градация Ннннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовите нннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовитенннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовите

3. Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам… Н.А. Некрасов Ответы: 3. Анафора Ннннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовите нннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовитенннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовите

Ннннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовите нннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовитенннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовите Там жених с невестой ждут, - Нет попа, Нет попа, А я и тут. А я и тут. Там младенца берегут, - Нет попа, Нет попа, А я и тут. А я и тут. А.Т. Твардовский А.Т. Твардовский Ответы: 1.Эпифора

Ннннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовите нннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовитенннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовите Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. А.С. Пушкин Ответы: 1.Ассонанс

Ннннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовите нннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовитенннннннайдите в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделите их, назовите Русалка плыла по реке голубой, Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны. М.Ю. Лермонтов М.Ю. Лермонтов Ответы: 1.Звукопись

Решим тесты: (1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках – одна из лучших, если не лучшая в мире. (5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В зземлянке» Суркова, тот же «Теркин»... (8)А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду! (В. Непомнящий) 1. Какие из перечисленных средств художественной выразительности используются в первых трех абзацах? Напишите порядковые номера этих средств. 1) экспрессивный повтор; 2) ряды однородных членов; 3) развернутые сравнения; 4) газетно-публицистическая фразеология; 5) разговорные синтаксические конструкции.

Решение: Перечитав текст и вспомнив, что такое экспрессивный повтор, ряды однородных членов, развернутые сравнения, газетно- публицистическая фразеология, разговорные синтаксические конструкции, видим в 1-м и 2-м предложениях экспрессивный повтор (Что такое культура), ряды однородных членов (в 6– 7-м предложениях), газетно-публицистические фразеологизмы (наша система образования лучшая в мире – (4), феномен «русских мозгов» – (5) и, наконец, разговорные синтаксические конструкции (6, 4, 1). Следовательно, ответ: 1, 2, 4, 5.

( 13)Раскопки и исследования на территории нашей страны показывают, что во все времена здесь обитало множество разных народов с различными языками, религиями, культурами, антропологическим обликом. (14)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. (15)И такое смешение происходило повсеместно. (17)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. (18)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. (19)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (20)Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур. (21)Для первобытного человека «людьми» были лишь члены его племени. (22)Все остальные были врагами или злыми демонами. (23)Для греков все не греки были варварами. (24)Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман те, кто не следовал заветам пророка Магомета, – «неверными». (25)Для европейцев XVIII и даже XIX века все остальное человечество было скопищем дикарей. (26)Для нас, людей XXI века, знающих свое прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье – человечеству. (По А. Кондратову) Какие три из перечисленных ниже средств выразительности используются в следующих предложениях? Напишите номера этих средств выразительности. 1) риторическое обращение; 2) экспрессивный повтор; 3) сравнительный оборот; 4) синтаксический параллелизм; 5) антитеза. Номер правильного ответа: 2, 4, 5.

Текст для анализа ( 1)3 земля космическое тело, а мы космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение мил­ лионов лет. (З)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени. (8)Человечество, по-моему, это своеобразная болезнь планеты. 9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли. (13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению. (15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Зземля выработать какое-нибудь проти­воядие? (По В. Солоухину)

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 А31, В1 В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру О. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. «В первых двух предложениях текста использован такой троп, как ___________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество это болезнь планеты». ____________ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте ___________(предложения 8, 13, 14) подчёркивает, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 15-м предложении ___ «оригинальная» придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом». Список терминов: 1) эпитет 2) литота 3) вводные слова и вставные конструкции 4) ирония 5) развёрнутая метафора 6) парцелляция 7) вопросно-ответная форма изложения. 8) Диалектизм 9) однородные члены предложения Ответ:5.9,3,1