НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи современных школьников. Выполнили работу: ученица 5 класса Ветрова Екатерина,
Advertisements

Страна Фразеология. Проблема Украшают ли фразеологизмы нашу речь? Нужны ли они? Когда их уместно употреблять?
Страна Фразеология Проект учеников 6А класса МОУ СОШ 2 г. Красноармейска Московской области.
МАОУ Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Красные Баки Употребление фразеологизмов в речи современного школьника. Выполнила обучающаяся 9 «а» класса.
Живые свидетели прошлого Автор: Тареев И. 6 класс.
Фразеология – душа всякого национального языка Фразеология – душа всякого национального языка.
Тема реферата: Происхождение фразеологизмов в русском языке Тема реферата: Происхождение фразеологизмов в русском языке Автор: Никитина Анастасия Евгеньевна,
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Например: сбиться с ног, скрепя сердце, обвести вокруг пальца. Наука, которая изучает фразеологизмы, называется.
Использование фразеологических оборотов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Исследовательская работа.
Фразеологизмы. Наш язык богат яркими, образными выражениями. Многие из них являются устойчивыми словосочетаниями, или фразеологизмами. Например, бежать.
Устойчивые выражения русского языка. Цель: Исследование происхождения, лексического значения и Употребления устойчивых выражений.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30» Проектно- исследовательская работа Интересная фразеология.
«Чтение-окно в мир» Автор: Куликова Марина Сергеевна 6 «а» класс Руководитель: Распутина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы Школьная.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Новоичинская средняя общеобразовательная школа» «Почему мы так говорим?» Исследовательская.
Москва 2012 ГБОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» Автор: ученица 9 класса «А» Васильченко Елена Руководитель:
«Делать из мухи слона» или «Из комара верблюда»? Автор работы: Родион Давыдов 4 «А» класс лицей 40 Руководители: Лебедева Ю.Г., Давыдова О.А. г. Петрозаводск.
МЕЖДОМЕТИЕ – НАШ ДРУГ ИЛИ ВРАГ? Автор проекта Анненкова Анна, ученица 6 «А» класса МОУ СОШ 20 Старый Оскол
Исследовательская работа по литературе ученицы 8 класса Базуевой Екатерины Базуевой Екатерины.
Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов. Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания.
МОУ Невонская СОШ 6 Нашиимена Работу выполнила Работу выполнила Ученица 5 класса Ученица 5 класса Васенина Наталья Васенина Наталья.
Транксрипт:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель: Горбатова Татьяна Владимировна.

Объект нашего исследования - фразеологизмы, которые стали изучаться учеными только в середине 20 века. Предмет исследования – происхождение, образование и функционирование фразеологизмов в речи. Цель нашего исследования: определить уровень использования фразеологизмов в речи современных школьников и их родителей. Из поставленной нами цели вытекают следующие задачи: - изучить литературу по теме исследования; - определить функции фразеологизмов в речи; - описать основные свойства фразеологизмов; - рассмотреть происхождение фразеологизмов; - выяснить употребляют ли фразеологизмы в своей речи учащиеся школ и их родители; - выяснить какие фразеологизмы чаще используют в своей речи школьники и их родители.

Выбор темы обусловлен тем, что речевая культура современных людей очень низкая. Это, прежде всего, связано с тем, что современные люди отдают предпочтение информационным технологиям, а не чтению художественной литературы. Речь учащихся школ отличается скудностью словарного запаса, в ней часто вовсе отсутствуют фразеологизмы-средства выразительности языка. Это мы и попытаемся доказать или опровергнуть результатами нашего социологического исследования. Проблема изучения фразеологии в школе в настоящее время весьма актуальна, так как именно в данном разделе языкознания проявляется тесная связь языка с жизнью, историей и культурой общества. Кроме того, фразеология во многом способствует расширению кругозора, углублению коммуникативных навыков учащихся, делает их речь живой, выразительной, эмоциональной. Человек, знающий фразеологию родного языка, умеющий ею пользоваться, обычно легко излагает мысли, за словом в карман не лезет.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания, образующие смысловое единство и выполняющие функцию отдельного слова. Слова, составляющие фразеологизм, ВСЕ ВМЕСТЕ значат совсем не то, что они же значат по отдельности. В свободных словосочетаниях одно слово можно заменить другим, если оно подходит по смыслу (ср.: читаю книгу, просматриваю книгу, читаю роман, читаю повесть,). Фразеологизмы такой замены не допускают. Никому не придет в голову вместо «кот наплакал» сказать «кошка наплакала», вместо «раскинуть умом» - «разбросить умом» или «раскинуть головой».

КАК ПОЯВИЛИСЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ? Все фразеологизмы русского языка можно разделить по происхождению на две группы: фразеологизмы русского происхождения; фразеологизмы, заимствованные из других языков. Следовательно, рассмотрев подробно пути происхождения устойчивых сочетаний, мы пришли к следующим выводам: во-первых, фразеологизмы издавна использовались в речи людей; во-вторых, происходит постоянный обмен фразеологизмами и их значениями между разными языками; в-третьих, в формировании фразеологизмов, т.е. в отборе образов прослеживается их связь с культурно-национальными стереотипами и эталонами.

Для того чтобы выяснить знают ли современные школьники и их родители значение некоторых фразеологизмов, используют ли учащиеся и их родители в своей речи устойчивые сочетания слов, мы решили провести небольшой социологический опрос. Цель опроса: выяснить, какое место занимают фразеологизмы в речи учащихся школы и их родителей. Им были предложены следующие вопросы: Какие фразеологизмы в своей речи вы используете? Какие фразеологизмы вам известны?

Всего в опросе приняли участие 57 человек. Написали 234 фразы. Привели правильные примеры фразеологизмов -207 фраз- 88,5%. Привели другие слова и словосочетания (не фразеологизмы) -26 фраз -11,1%. Не употребляют в своей речи фразеологизмы – 1 фраза– 0,4%. Часто используемые фразеологизмы в речи: «Бить баклуши». «Душа в пятки ушла». «Водить за нос». «Нестись сломя голову» из всех фразеологизмов составили – 59 %. «Скатертью дорога». «Как с гуся вода» из всех фразеологизмов составили – 23,5 %. «Делать из мухи слона». «Пишет как курица лапой» из всех фразеологизмов составили – 17,5 %.

Уровень употребления фразеологизмов в речи

Часто используемые в речи фразеологизмы

Выводы: Данные результатов социологического опроса среди учащихся школы и их родителей доказали, что они знают и в основном правильно привели примеры фразеологизмов – ,5%, привели другие слова и словосочетания (не фразеологизмы) -26 фраз -11,1%, не употребляют в своей речи фразеологизмы – 1 фраза– 0,4%. Самыми популярными в речи учащихся их родителей являются фразеологизмы: «Бить баклуши». «Душа в пятки ушла». «Водить за нос». «Нестись сломя голову» из всех фразеологизмов составили – 59 %. «Скатертью дорога». «Как с гуся вода» из всех фразеологизмов составили –23,5 %. «Делать из мухи слона». «Пишет как курица лапой» из всех фразеологизмов составили – 17,5 %. Мы убедились в том, что большинство людей знают фразеологизмы и считают, что их надо употреблять в своей речи. Нам было очень интересно этим заниматься.

Итоги: Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа. Изучение фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека. Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность, эмоциональность.

Спасибо за внимание!