Модель организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования на 2011-2015.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения Яхутлева Н.Н. учитель начальных классов,
Advertisements

Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения.
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального.
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Начальная школа Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС НОО Выполнила: зам.директора по ВР МОУ «СОШ 62» Бурштейн Л.М.
Теоретические основы организации внеурочной (внеучебной) деятельности школьников.
Организация внеурочной деятельности в начальных классах в рамках ФГОС МКУ Иргейская СОШ.
1 Организация внеучебной деятельности школьников.
Итоги реализации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО Заместитель директора МБОУ СОШ 17 по ВР Малютина.
Внеурочная деятельность младших школьников в рамках ФГОС второго поколения в МБОУ «Верхнеачакская СОШ»
МБОУ Лобанихинская СОШ ФГОС Внеурочная деятельность гг.
ФГОС: Организация внеурочной воспитывающей деятельности школьников.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МКОУ Тарутинская СОШ. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Дополнительное образование детей основной ресурс организации внеурочной деятельности Наталия Николаевна Жукова, старший методист кафедры общей педагогики.
Реализация модели внеурочной деятельности в МБОУ Леньковская ООШ.
Технологии организации внеурочной деятельности в основной школе.
Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения Федешова Любовь Николаевна, директор.
МБОУ СОШ 1 им. Г.К. Нестеренко. Цель внеурочной деятельности: с оздание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного.
Транксрипт:

Модель организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования на

Пояснительная записка Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.

В рамках реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения внеурочная деятельность учащихся должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно- урочной, организуемую во внеурочное время, для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, исследования, общественно полезные практики и других.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов. В школах проводятся следующие мероприятия для создания системы внеурочной деятельности: разработка Положения о внеурочной деятельности; разработка программ внеурочной деятельности; материально-техническое оснащение внеурочной деятельности; информирование родителей о системе внеурочной деятельности; составление расписания внеурочной деятельности для учащихся.

Цель: создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности; создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение рамок общения в социуме.

Для реализации внеурочной деятельности педагоги могут использовать программы, имеющие экспертные заключения Научно-методического экспертного совета (НМЭС) ГОУ ДПО НИРО и сертифицированные областным экспертным советом (ОЭС) министерства образования Нижегородской области. Данные программы опубликованы в сборнике программ «Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО» (Н. Новгород: НИРО, 2011).

Описание модели в МОУ СОШ Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы (учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, учитель физической культуры, библиотекарь, старшая вожатая). Коллектив школы стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности дети будут посещать детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием.

Содержательное и методическое обеспечение занятий внеурочной деятельностью детей оформляется следующим образом: - утверждённая программа внеурочной деятельности, - оформленный журнал посещаемости Программы Программы, разработанные педагогами образовательного учреждения и получившие положительную экспертную оценку различного уровня: - педагогического совета школы; - школьного методического объединения учителей- предметников; Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение кружков школы, группы продлённого дня.

Направления внеурочной деятельности ВМОУ Красноборская СОШ внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы духовно-нравственное; спортивно- оздоровительное; общеинтеллектуальное; общекультурное; социальное.

Класс Направления 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего Духовно- нравственное Спортивно- оздоровительное Общеинтеллектуаль ное Общекультурное Социальное Итого:10 40

Направление внеурочной деятельности Виды внеурочной деятельности Классы Кто реализует Духовно- нравственное Программа внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» 1-4Учитель начальных классов Программа кружка «Край родной познакомимся с тобой» 1-4Руководитель кружка Программа внеурочной деятельности «Школа общения» 2-4Учитель начальных классов Походы и экскурсии по родному краю 1-4Учитель начальных классов Встречи с ветеранами ВОВ, труда, участниками боевых действий в «горячих точках» 1-4Учитель начальных классов Спортивно- оздоровительное Программа внеурочной деятельности «Разговор о здоровье» 1-4Учитель начальных классов Программа внеурочной деятельности «ИГРУСИЧИ» - разучивание детских народных и славянских игр 1-4Учитель начальных классов Программа внеурочной деятельности «Ритмика и танец» 1-4Учитель физкультуры Участие в общешкольном Дне здоровья 1-4Учитель начальных классов Спортивные игры и соревнования 1-4Учитель физкультуры

Социальное Социально значимая добровольческая деятельность: проект «Цветы для школьного двора», проект «Добрые дела для моего класса», проект «Наши руки не знают скуки» 1Учитель начальных классов Детское объединение«Путь к успеху» -создание проектов с использованием ИКТ 2-4Руководитель кружка Участие в проведении субботников, акциях и КТД по благоустройству школьного двора, улиц села. 1-4Учитель начальных классов Общеинтеллектуальное Программа внеурочной деятельности «Эрудиты» 1-4Учитель начальных классов Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» 1Библиотекарь Программа внеурочной деятельности «Почемучки» 2-4Учитель начальных классов Участие в предметных неделях, олимпиадах Общекультурное Программа кружка «Волшебный мир»1-4Руководитель кружка Посещение музеев, выставок 1-4Учитель начальных классов Участие в конкурсах рисунков, декоративно- прикладного творчества. 1-4Учитель начальных классов

Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, все кабинеты начальных классов располагаются на первом этаже, имеется столовая, в которой будет организовано питание. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой. Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. В кабинете информатики имеются 10 компьютеров, проектор, экран. Кабинеты начальных классов оснащены компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской.

Предполагаемые результаты В ходе реализации внеурочной деятельности необходимо достичь следующих результатов: развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; воспитание уважительного отношения к своему селу, школе; формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве; увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей эффективность внеурочной деятельности. Объектом мониторинга является: Личность самого воспитанника Детский коллектив Удовлетворенность родителей жизнью школы Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность Результативность участия во внеурочной деятельности

Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально- нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно- деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, статей в школьную газету и т. д. При всей полезности и значимости перечисленных способов они раскрывают лишь одну качественную сторону личностного развития детей. Обнаружить и качественный, и количественный аспекты развития личности можно, используя диагностические методики. Например, Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?», Методика «Что мы ценим в людях».

Изучение изменений в личности школьника субъекта внеурочной деятельности Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г. М. Фридмана) Обучающихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого они были; зла, сделанного другими; справедливого поступка; безвольного поступка; проявления безответственности и др. Обработка результатов. Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале: 1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии; 2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное; 3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка). Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера проявления этих качеств. Обследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок. Обработка результатов. 0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны. 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое. 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Изучение детского коллектива как среды внеурочной деятельности школьников Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (разработана А. Н. Лутошкиным) Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплочённости детского коллектива школьного класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т. д. Ведь от этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ученика. Детский коллектив, как мы уже отмечали, является одним из важнейших условий этого развития. Приводимая ниже известная и многократно апробированная методика А. Н. Лутошкина позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым. Суть диагностики такова. Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своём развитии проходит ряд ступеней, и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллектива. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.

Образное описание стадий развития коллектива 1-я ступень «Песчаная россыпь». 2-я ступень «Мягкая глина». 3-я ступень «Мерцающий маяк». 4-я ступень «Алый парус». 5-я ступень «Горящий факел».

Обработка полученных данных На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворённости своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удаётся определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных этими отношениями.

Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе (Методика Дж. Морено) Направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и отверженных членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ученика коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к нему, насколько сам ученик расположен к членам коллектива. Опросный лист Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы их всего три: 1. Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы? 2. Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды? 3. Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?

Приложение 3 Изучение удовлетворенности родителей работой школы (методика Е. Н. Степанова ) 4 – совершенно согласен 3 – согласен 2 – трудно сказать 1 – не согласен 0 – совершенно не согласен 1. Ваш ребенок с удовольствием ходит в школу? 2. В школе созданы благоприятные условия для обучения и организации досуга детей? 3. В среде разновозрастных ребят ваш ребенок чувствует себя комфортно? 4. Учителя проявляют доброжелательное отношение к вашему ребенку? 5. Ваш ребенок получает полноценное питание? 6. Учителя учитывают индивидуальные особенности вашего ребенка? 7. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны вашему ребенку? 8. Учителя заботятся о физическом развитии и здоровье вашего ребенка? 9. В школе созданы условия для проявления и развития творческих способностей?