Российская практика управления: – взаимоотношения между управляющими и управляемыми Лобуков Владимир Геннадьевич Президент национального института сертифицированных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Advertisements

Развитие корпоративной культуры и поддержка лидерства как проявление политики КСО Выполнила студентка 3 курса Менеджмент Карбуненко Татьяна.
План урока Моральный выбор Свобода –это ответственность Моральные знания и практическое поведение личности Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Этапы планирования потребности в персонале
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Тема 11. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. План лекции Определение понятия "управленческое решение" Модели принятия решения Индивидуальные стили принятия.
Требования собственника к компании и менеджерам Колобова Н. В. Доклад на конференции НИСКУ
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Тема 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА. Эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе.
Тема 1. Теоретические особенности подходов и методов принятия управленческих решений –Характеристика современных подходов в менеджменте –Методы осуществления.
1 1 ТЕМА 3. Субъекты и объекты организационной деятельности.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Андрей ДагалдьянСIO конгресс "Донские Зори", г.Ростов-на-Дону, ЕRP системы, как эффективный? инструмент оптимизации бизнеса.
Организационные преобразования в ИТ-департаменте Олег Скрынник заместитель директора департамента ИТ-консалтинга компания IT Expert.
Основы курса управления Zoja Vaks. Управление и менеджмент… Менеджмент - управление производством: совокупность принципов, методов, средств и форм управления.
Нравственные принципы взаимоотношения руководителя и подчиненного. Стили и методы руководства Презентацию подготовили: Полякова Дарья; Камаева Наталья;
Профессиональекачества менедера Выполнила: Беленкова Анна.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Заключение Некоторые итоги рассмотрения проблемы интеграции индивида и организации.
Транксрипт:

Российская практика управления: – взаимоотношения между управляющими и управляемыми Лобуков Владимир Геннадьевич Президент национального института сертифицированных консультантов по управлению (НИСКУ)

Что такое «модель управления» Это не виртуальная схема, отображающая реальный мир (карта, чертеж, рисунок). Это присущий нашей культуре некий управленческий код - способ взаимодействия между управляющими и управляемыми в цикле подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

Суперабстрактное Суперконкретное Российская модель управления (управленческий код) То, что определяет саму российскую модель управления (религия, ценности, этика, менталитет, история и пр.) То, что определяется российской моделью управления (подходы к управлению, методы, управленческий инструментарий, власть/лидерство, мотивация и пр.) Управление: от супер абстрактного до супер конкретного

Закон соответствия «менталитет – менеджмент» Этот закон означает, что определенной ментальности, каждой конкретной черте национального характера соответствуют адекватные формы, виды и инструменты управления. Его соблюдение обеспечивает устойчивость рабочего процесса, сглаживает противоречия между управляемыми и управляющими, способствует преодолению конфликтов и кризисных ситуаций.

Почему у нас так слабо приживаются западные подходы и управленческий инструментарий? Может быть потому, что мы ленивые управленцы и не хотим их изучать? Может быть потому, что их применяют для решения совсем других задач (IPO, капитализация, М&А, и пр.)? Может быть потому, что их подают в неправильно «обертке». Может быть потому, что они не соответствуют нашей модели управления.

Контекстуализм В низкоконтекстуальных культурах коммуникации являются четкими и определенными, т.к. контекст не подразумевается, приходится все смыслы, действия и требования определять в явном виде. В таких условиях можно широко использовать детальную регламентацию действий, т.к. подавляющее большинство людей в этих культурах изначально настроены на соблюдение принятых норм и правил. Отклонения нечасты и не поощряются. Действия оцениваются по результату и по степени согласованности с правилами. В высококонтекстуальной культуре регламентация если и есть, то мало используется, поскольку в разных ситуациях люди действуют по-разному, ориентируясь не на принятые документированные правила, а на ситуацию. Правила при этом очень часто нарушаются. Действия оцениваются по степени допустимости в данном контексте, а результат зачастую менее важен, чем сохранение отношений. Низкоконтекстуальные культуры Высококонтекстуальные культуры Россия

Нам надо понять, что из себя представляет российская модель управления Если мы не переведем слабо осознаваемые нами наши же властно-управленческие смыслы в рациональную плоскость, т.е. не поймем, что на глубинном уровне определяет наши выборы, решения и реакции на них, - мы не сможем подобрать адекватные моменту подходы и инструментарий к управлению деятельностью или людьми. И тогда нам каждый раз придется пользоваться инструментами власти там, где можно было бы обойтись инструментами управления.

Доминирующая роль Государства У нас сложилась вертикальная деловая культура, которая накладывает свой отпечаток на принципы управления и транслируется во все сферы нашей жизни. Поэтому, критически важно, чтобы в основе государственного управления общественно- политическими и социально-экономическими процессами изначально лежали правильные модели управления. Тогда эта правильная базовая модель управления будет заимствоваться другими областями деятельности, перетекать в них.

Управляемая сложность Управляемая сложность – это количество и статус объектов управление, в отношении которых применяются управленческие воздействия, для того, чтобы эти объекты соответствовали требованиям, которые к ним предъявляются. Чем меньше управляемая сложность, чем меньше разнообразие объектов управления, тем не устойчивее система. Объект управления Требования к объекту управления Исполнитель Замер результатов Оценка соответствия требованиям Корректирующее воздействие

Что же оказало определяющее влияние на формирование нашей модели управления? Географические и климатические условия Уклад жизни Социально-экономическая модель общества Религиозное сознание Историко-культурологические традиции Общественные ценности, идеалы и этика

Для определения российской модели управления можно предложить такую метафору: «Директивное управление низовыми ячейками, имеющими высокую степень самоорганизации».

Управля -ющий Директива Управляемые Резуль таты Директива верхнего уровня Решения по результатам выполнения директивы Обратная связь Директива нижнего уровня Графическое представление модели управления Воздействие Сама по себе модель стандартная, главное – это то, что является запускающим механизмом в ней, т.е. что обеспечивает выполнение директив.

Архетипически наша модель управления была заточена на управление воздействием на исполнителя. Спасибо! – говорит Царь. – Да уж коли ты достал перо жар- птицы, то достань мне и саму птицу. А не достанешь – мой меч, твоя голова с плеч!» Эта модель управления особенно эффективна тогда, когда власть начальника неограниченна и распространяется на все аспекты бытия подчиненного, включая и на само его право на жизнь.

Принцип «не сносить головы», т.е. не миновать наказания, расправы за неисполнение приказа – был ключевым фактором эффективности этой модели управления, её «замковым камнем». Правильнее было бы назвать эту модель не директивная, а репрессивная или показательная модель управления. В сложные времена, коих в России было не мало, именно эта модель и помогла нам выстоять. Прежде всего потому, что позволяла быстро подобрать и расставить на ключевые позиции именно тех людей, которые не смотря ни на что были в состоянии решать поставленные перед ними задачи. Удержать любой ценою, Объяснений не приму, Устоишь – к Звезде Героя, А отступишь – пристрелю. Песня «Командир стрелковой роты»

Применение в сегодняшних условиях директивной модели управления приводит к нескольким системным дисфункциям, основные из которых, следующие: низкая управляемость; слабая организация деятельности на процедурном уровне; стихийная самоорганизация; недостаточная степень управляемой сложности;

Низкая управляемость Это отношение отданных распоряжений, приказов, задач, к выполненным. Здесь существует прямая зависимость: - чем выше мера ответственности исполнителя (вплоть до крайней), тем эффективней показательная управление. Однако, как только приходят относительно спокойные времена, и эта модель лишается краеугольного камня своей эффективности – правом управляющего распоряжаться жизнями управляемых, и смягчаются наказания за неисполнение приказов и распоряжений – её продуктивность резко падает.

Слабая организация деятельности на процедурном уровне Особое устройство нашего общества «община-коллектив-ячейка» сформировало специфические отношения к нему со стороны начальников самых разных уровней, они никогда не лезли внутрь этих кластеров и весьма приблизительно представляли себе, как они устроены и функционируют. Взаимодействие управляемых и управляющих проходило на границе сред. И как не странно, эти отношения благополучно дожили до наших дней. Надо признать, что большая часть наших управленцев и сейчас не особо стремиться вникать в операционные тонкости работы своих подчиненных и самоустраняются от организации их действий на процедурном уровне: - «…а должностную инструкцию напиши себе сам». А кроме того, многие из них реально не знают, какими способами можно организовать деятельность на уровне операций, по заданным критериям эффективности, как мониторить ее результаты, как их оценивать и как улучшать деятельность.

Стихийная самоорганизация В условиях отсутствия внятных установок по организации деятельности персонала на наших предприятиях и в учреждениях, людям приходится как-то самоорганизовываться. Такая самоорганизация больше похожа на «плохую свободу», т.к. чаще всего она строится не столько на принципах продуктивности и полезности, сколько на принципах «как это удобно лично мне». Сопротивление организационным изменениям в российских компаниях связано, в большинстве случаев – именно с фактором самоорганизации. Если работник сам придумал себе способы выполнения рабочих операций, он будет сопротивляться любым попыткам их изменить. Самоорганизацией очень сложно управлять извне, потому что не понятны объекты управления в самоорганизующейся системе. Она продуктивна лишь в том случае, когда сформулированы все требования на входе и контролируются значимые выходы этого «черного ящика», т.е. качественно функционируют прямой и обратный каналы управления.

Недостаточная степень управляемой сложности Под управляемой сложностью понимается количество и статус объектов управления, в отношении которых применяются формализованные управленческие правила и процедуры. Если задать вопрос управленцу «Чем Вы руководите?», то большинство, на него ответит. А вот если задать вопрос «Чем Вы управляете?», то результат будет сильно отличаться. Непроявленность объектов управления рождает у руководителя иллюзию, что он управляет «всем», или «людьми», или «деньгами», или «стоимостью бизнеса», или «электоральной благосклонностью», или чем-то еще. Директивная модель управления содержит критический минимум объектов управления

Человек – не объект управления В условиях чрезвычайных ситуаций (войны, бедствия и т.п.) человек может являться объектом управления. Но в обычной жизни – это не работает. Что же по отношение к управляемому может выступать объектом управления? Объектами управления могут выступать те качества, которые организация покупает, принимая человека на работу. В общем случае это могут быть: Уровень компетентности, включая знания и навыки; Показатели результативности; Способы выполнения рабочих операций; Повышение квалификации; Исполнительская дисциплина, Трудовая дисциплина и т.п.

Выводы по российской модели управления: 1. Директивная модель до сих пор остается наиболее используемой в нашей практике управления. 2. Двойственность нашего развития (от мобилизации до застоя) связана с тем, что в российской модели управления включается или выключается фактор воздействия (не всегда исходит от управляющих). Самоорганизация управляемых Воздействие Резуль таты Может носить любой характер

Управля -ющий Директива Управляемые Резуль таты Решения по результатам выполнения директивы Обратная связь Воздействие 3. При переходе из одного состояния среды в другое (изменении внешних условий, переход от мира к войне и т.п.) надо менять саму модель. А мы просто уменьшаем влияние фактора наказания.

Выводы по российской модели управления: 4. Модель очень эффективна в зоне «Выживание» когда речь идет о жизни и смерти, когда Руководителю дается право на мобилизацию всех ресурсов и на достижение результата «любой ценой». 5. Но в зоне «Развитие» эта модель теряет свою эффективность. Там требуются принципиально другие подходы и отношение к источникам роста. Нельзя бесконечно поддерживать систему в состоянии мобилизации с колоссальным перерасходом ресурсов. Зона выживания Эффективность Зона развития Эффективность существующей модели управления

Задача: Какой в сегодняшних условиях должна быть российская модель управления, чтобы с одной стороны – она адекватно воспринималась большинством управляющих и управляемых, а с другой стороны – была бы конкурентоспособной по отношению к, условно, западной (низкоконтекстуальной) и восточной (высококонтекстуальной) моделям управления. Эффективность новых моделей управления Зона выживания Эффективность Зона развития

Управля -ющий Директива Управляемые Резуль таты Решения по результатам выполнения директивы Обратная связь Воздействие Что еще может являться объектами управления в российской модели управления? Личность управляющего Директивы, как цели и задачи, принимаемые исполнителями Организация деятельности исполнителей Организация самоорганиза ции Т.е. другими словами, в нашей модели заложены другие потенциальные объекты управления, управлять которыми мы пока только учимся.

Личность управляющего Идея простая – если руководителями ставить только тех, кто заслуживает этого (с точки зрения управляемых – «достоин») и пользуется непререкаемым авторитетом у управляемых, то они будут слушаться его и выполнять его распоряжения. Подходит ли этот вариант для нас? Можно ли всерьез рассчитывать на то, что более качественный подбор управляющих на всех уровнях способен составить конкуренцию предыдущему фактору, на котором держалась эффективность нашей модели управления Наверное – нет. И не потому, что достойных на всех не хватит, а потому, что даже самым достойным не обойтись без непопулярных решений, которые менее достойные не захотят исполнять просто так и надо задействовать другие механизмы. Но сам по себе фактор весьма не лишний для любого расклада в нашей моделе управления.

Директивы, как цели и задачи, принимаемые исполнителями Нам продолжают ставить задачи, не спросив нашего мнения, иногда не объясняя, зачем это надо, иногда, плохо объяснив, что хотят получить на выходе, часто - в мобилизационные сроки, недостаточно подкрепленными ресурсами, и т.п., а главное механизм подготовки таких решений нам часто не ясен. При такой постановке задачи у исполнителя часто возникает протестное чувство. Для его преодоления исполнителю нужно знать контекст ситуации, в которой принималось решение. Т.е. директивы могут быть разными, но строиться должны так, чтобы находили отклик у исполнителей. «Надо объяснить людям ситуацию». Сознательность управляемого опирается на Со – Знание – совместное знание, когда и управляющие и управляемые обладали одной информацией по проблеме. От постановки задачи во многом зависит основной этап – её реализация. Правильно поставленная задача – это пружина запускающая или не запускающая самоорганизацию исполнителей. Этот фактор тоже не очень подходит в качестве локомотива эффективности модели управления для зоны развития. Однако, он важен.

Фирменный стиль управления Екатерины Великой: Дело зашло о неограниченной власти ея не только в Российской империи, но и в чужих землях. Я говорил ей с изумлением о том слепом повиновении, с которым воля ея везде была исполняема и о том усердии и ревности, с коими старались все ей угождать. "Это не так легко, как ты думаешь, - сказала она. - Во-первых, повеления мои не исполнялись бы с точностью, если бы не были удобны к исполнению... Я разбираю обстоятельства, изведываю мысли просвещенной части народа и по ним заключаю, какое действие указ мой произвесть должен. Когда уже наперед я уверена об общем одобрении, тогда выпускаю я мое повеление и имею удовольствие видеть то, что ты называешь "слепым повиновением" - вот основание власти неограниченной. Но будь уверен, что слепо не повинуются, когда приказание не приноровлено к обычаям и мнению народному, и когда в оном я бы последовала одной своей воле..." Бывший правитель канцелярии светлейшего князя Потемкина, В. С. Попов, писал императору Александру I по поводу разговора, который он имел как-то с его бабкой, императрицей Екатериной II :

Может ли новой доминантой российской модели управления для зоны развития стать такой фактор, как организация деятельности исполнителей? Если деятельность выстроена вокруг какого-либо производственного или технологического процесса, она по определению должна быть формализована до уровня операций. До какой степени эту деятельность надо организовывать? Мы все видим, насколько зарегулирована деятельность, например, государственных органов власти через систему административных регламентов и систему назначения и выполнения поручений. Однако, при этом, во многих случаях, эффективной эту работу назвать трудно. Скорее всего, этот фактор не подходит в качестве локомотива для российской модели управления, выстраиваемой для зоны развития. Организация деятельности исполнителей

Организация самоорганизации Что может запускать самоорганизацию (подо что у нас самоорганизовываются исполнители)? Самоорганизация, как реакция на директиву (принятие/не принятие), Самоорганизация, как инструмент достижения результатов (принятие/не принятие). Самоорганизация, как инструмент самосохранения (защита от воздействия) Самоорганизация управляемых Резуль таты Директива Толкающая и тянущая самоорганизация Воздействие

Основные мотивации к самоорганизации: Когда это мне выгодно. Когда это мне интересно. Когда я признаю право управляющего отдавать мне такие распоряжения. Когда я руководствуюсь факторами служения (нуждающимся, обществу, Богу и т.п.). Когда я воспринимаю управляющее воздействие по отношению к себе, как долг, который я должен выполнить. Когда мной движет страх наказания.

Работа на себя (встроенные личные смыслы) Работа на подвиг/государство (встроенные общественные смыслы) Работа на «дядю» (отсутствие встроенных смыслов) Специфика российского хозяйственного менталитета состоит в том, что в работе, деятельности должен быть некий высший смысл, тогда внутренняя мотивация к работе будет рождать либо соответствующую самоорганизацию, либо готовность принимать условия и подчинятся системе, либо и то, и то. Если он присутствует, то возникает эффект, который на Руси, еще в XVII веке называли «охота пуще неволи», когда собственные желания работников, их стремления, пристрастия сильнее, чем принуждение, или внешняя необходимость. Другими словами, той эффективности деятельности, которая достигается при наличии собственного желания, нельзя добиться мерами принуждения, даже крайними.

Заключение Эффективность новых моделей управления Зона выживания Эффективность Зона развития Управ ля- ющий Директива Управляемые Резул ьтаты Мотивация к самоорганизации Обратная связь Личные смыслы Для того, чтобы перевести российскую модель управления в зону развития надо поменять управленческую доминанту с наказания на прояснение личных смыслов для управляемых и организацию их самоорганизации А какое решение этой задачи видите ВЫ?

Спасибо за внимание.