ЛЕКЦИЯ 2 Система нормативных документов при ИАЭ Ответственность за нарушение законодательства об использовании атомной энергии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Advertisements

1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Статья 143 УК РФ. Нарушение требований охраны труда (редакция, действующая с ) 1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое.
Система государственного регулирования промышленной безопасности.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Доклад начальника Управления государственного строительного надзора Котельникова В.С. Коллегия Федеральной службы по экологическому, технологическому и.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
1 Правовая основа экспертизы безопасности I.Федеральный закон от ФЗ «Об использовании атомной энергии» II.Постановление Правительства Российской.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
Исполнение полномочий при осуществлении контроля за проведением ЕГЭ, ведение административного производства по административным правонарушениям.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
«Вывод из эксплуатации критического стенда 3» 1. Заводоуправление Завод основан в 1917г. Сегодня ОАО «Машиностроительный завод» - это ведущее предприятие.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: 1.Обязанности работника в области охраны труда. 2. Ответственность должностных лиц и гражданского персонала за нарушение законодательных.
1 учебный вопрос: Обязанности работника в области охраны труда.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА Презентация подготовлена преподавателем-организатором ОБЖ Дягилевым Александром.
РОСТЕХНАДЗОР Выполнила: ст. гр.РБ-39, Яковлева О.Е. Проверил: Доцент, Щербаков Ю.С. Федеральное агентство связи Федеральное государственное образовательное.
«Нормативно-методическое обеспечение функционирования систем поддержки принятия решений по вопросам реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному.
Виды проверок организаций- исполнителей ГОЗ, проводимых контрольным органом, в том числе СМК по ГОСТ РВ
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ 2 Система нормативных документов при ИАЭ Ответственность за нарушение законодательства об использовании атомной энергии

5 Министерств ПРЕЗИДЕНТ ПРАВИТЕЛЬСТВО 7 Служб 1 Агентство 5 Служб 2 Специальных управления 10 Министерств 15 Служб 27 Агентств 6 Служб 2 Агентства Ростехнадзор Росатом Структура Федеральных органов исполнительной власти

5 общих Управлений РУКОВОДИТЕЛЬ СЛУЖБЫ ШЕСТЬ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ 8 межтерриториальных округов атомного надзора 3 Управления по атомному надзору 86 управлений округов, управлений и инспекций технологического и экологического надзора 6 Управлений по технологическому надзору Управление по экологическому надзору ГУ НТЦ ЯРБ ФГУП ВО «Безопасность» Научные организации экологического надзора Центральный аппарат человек Территориальные органы человек Аналитические лаборатории экологического надзора Научно-технический персонал ~ 3000 человек СТРУКТУРА РОСТЕХНАДЗОРА ОАО «ПБ»

Классификация источников ионизирующего излучения Радионуклидные источники Генераторы ионизирующего излучения Радиационные источники Природные источники ионизирующего излучения Участки местности, сырье, изделия, строительные материалы, пищевая продукция с повышенным содержанием радионуклидов Ядерные энергетические установки военного назначения Ядерные установки, ядерные материалы, пункты хранения ядерных материалов, облученных ТВС и РАО, содержащих ядерные материалы Территории, загрязненные техногенными радионуклидами Общепромышленные отходы с повышенным содержанием радионуклидов Ядерно и радиационно опасные объекты Радиационно опасные объекты Техногенные источники ионизирующего излучения Объекты использования атомной энергии Пункты хранения радиационных источников и РАО, не содержащих ядерные материалы Ядерно- оружейный комплекс Ядерно- энергетический комплекс Ядерное оружие

Система атомного законодательства Международные конвенции Федеральные законы Документы Правительства Документы субъектов федерации Документы федеральных органов исполнительной власти

Статья 7. Законодательная и регулирующая основа 1. Каждая Договаривающаяся сторона создает и поддерживает законодательную и регулирующую основу для обеспечения безопасности ядерных установок. 2. Законодательная и регулирующая основа предусматривает: i) введение соответствующих национальных требований и регулирующих положений в области безопасности; ii) систему лицензирования в отношении ядерных установок и запрещение эксплуатации ядерной установки без лицензий; iii) систему регулирующего контроля и оценки ядерных установок в целях проверки соблюдения действующих регулирующих положений и условий лицензий; iv) обеспечение выполнения действующих регулирующих положений и условий лицензий, включая приостановку действия, изменение или аннулирование. Статья 8. Регулирующий орган 1. Каждая Договаривающаяся сторона учреждает или назначает регулирующий орган, которому поручается реализация законодательной и регулирующей основы, упомянутой в Статье 7, и который наделяется надлежащими полномочиями, компетенцией и финансовыми и людскими ресурсами, необходимыми для выполнения порученных ему обязанностей. 1. Каждая Договаривающаяся сторона принимает соответствующие меры для обеспечения эффективного разделения функций регулирующего органа и функций любых других органов или организаций, которые занимаются содействием использованию или использованием ядерной энергии.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ Органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии уполномочиваются Президентом Российской Федерации (или по его поручению Правительством Российской Федерации). Органы государственного регулирования безопасности осуществляют деятельность, направленную на: разработку, утверждение и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; выдачу разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии; осуществление надзора за безопасностью объектов использования атомной энергии. В рамках своей деятельности они осуществляют: экспертизы, инспекции; контроль за разработкой и реализацией мероприятий по защите работников объектов использования атомной энергии, населения и охране окружающей среды в случае аварии при использовании атомной энергии.

Нормативные документы Ведомственные нормы и правила в области использования атомной энергии Федеральные нормы и правила Уставы эксплуатирующих организаций Положения об органах управления использованием атомной энергии Положения об органах государственного регулирования безопасности Правовые отношения возникающие при использовании атомной энергии Ответственность лиц, использующих атомную энергию Права третьих лиц (здоровье, собственность) О гражданско-правовой ответственности за причиненный ядерный ущерб и его финансовое обеспечение (проект) Кодекс об административных правонарушениях Уголовный кодекс Технические регламенты О техническом регулировании О радиационной безопасности населения Об использовании атомной энергии О защите окружающей среды Предмет законодательства Законодательные акты Нормативные правовые акты Нормативные технические документы

ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПЫТ НАУКИ И ТЕХНИКИ КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КОНКУРЕНЦИЯЭФФЕКТИВНОСТЬЕДИНСТВО ПРАВИЛ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ МИНИМАЛЬНОНЕОБХОДИМЫЕ МАКСИМАЛЬНОДОСТИЖИМЫЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Общий технический регламент по ЯРБ Специальные технические регламенты Руководства по безопасности и условия действия лицензий Национальные стандарты ИЕРАРХИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ Т Р Е Б О В А Н И Я К О Б Е С П Е Ч Е Н И Ю Б Е З О П А С Н О С Т И БУДУЩЕЕ ПРОШЛОЕ

Основные системообразующие принципы: система НД для каждой категории объектов; группирование НД по этапам жизненного цикла; иерархичность; дополнительность и полнота; непротиворечивость

Международные договоры, принятые РФ Структура нормативных документов федеральных органов власти Национальное законодательство Документы органов исполнительной власти Конституция Конституционные и Федеральные законы Нормативные правовые акты Президента и Правительства Технические регламенты Нормативные документы органов регулирования безопасности: Правила исследований и измерений; Национальные стандарты; Руководства по безопасности; Руководящие документы Нормативные документы органов управления использованием атомной энергии: Правила исследований и измерений; Национальные стандарты; СНИПы; ГОСТы; ОСТы…

СТРУКТУРА ПЕРЕЧНЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ Ростехнадзор Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии Ростехнадзор МЧС России Минздрав России пожарная безопасность техническая безопасность ядерная и радиационная (технические аспекты) безопасность радиационная безопасность (радиационно- гигиенические аспекты)

Система нормативных документов Российской Федерации в области использования атомной энергии 1. Международные договоры и Федеральные законы 1.1 Международные договоры (конвенции) 1.2 Федеральные законы 2. Документы Президента и Правительства 2.1 Документы Президента 2.2 Документы Правительства 3. Федеральные нормы и правила (ФНП) 3.1 ФНП по ядерной и радиационной (технические аспекты) безопасности Атомные станции Общие положения обеспечения безопасности Размещение Проектирование и сооружение (конструирование, изготовление, испытания, наладка) Эксплуатация и вывод из эксплуатации (транспортировка, учет и контроль ЯМ, физзащита ЯМ, требования к персоналу) Требования к отчетам по обоснованию безопасности Исследовательские ядерные установки Общие положения обеспечения безопасности Размещение Проектирование и сооружение (конструирование, изготовление, испытания, наладка) Эксплуатация и вывод из эксплуатации (транспортировка, учет и контроль ЯМ, физзащита ЯМ, требования к персоналу) Требования к отчетам по обоснованию безопасности Судовые ядерные установки и объекты их обеспечения Общие положения обеспечения безопасности Размещение Проектирование и сооружение (конструирование, изготовление, испытания, наладка) Эксплуатация и вывод из эксплуатации (транспортировка, учет и контроль ЯМ, физзащита ЯМ, требования к персоналу) Требования к отчетам по обоснованию безопасности

3.1.4Предприятия ядерного топливного цикла Общие положения обеспечения безопасности Размещение Проектирование и сооружение (конструирование, изготовление, испытания, наладка) Эксплуатация и вывод из эксплуатации (транспортировка, учет и контроль ЯМ, физзащита ЯМ, требования к персоналу) Требования к отчетам по обоснованию безопасности 3.1.5Радиационные источники Общие положения обеспечения безопасности Размещение Проектирование и сооружение (конструирование, изготовление, испытания, наладка) Эксплуатация и вывод из эксплуатации (транспортировка, учет и контроль ЯМ, физзащита ЯМ, требования к персоналу) Требования к отчетам по обоснованию безопасности 3.1.6Пункты хранения Безопасность при обращении с РА О. Общие положения Сбор, переработка, кондиционирование и хранение РАО Захоронение РА О Обращение с РАО при выводе из эксплуатации ЯУ, РИ и ПХ и реабилитации загрязненных территорий 3.2 ФНП по радиационной (санитарно-гигиенические аспекты) безопасности 3.3 ФНП по пожарной безопасности 3.4 ФНП по технической безопасности 4. Документы регулирующих органов 4.1Госатомнадзора России Руководства по безопасности Руководящие документы 4.2 Минздрав России 4.3 МВД России 4.4 Госгортехнадзор России 5. Документы органов управления использованием атомной энергии 5.1 Минатом России 5.2 Минтранс России 5.3 Минстрой России

Основные принципы разработки документов: учет опыта применения НД; учет достижений науки и техники; единство терминологии; последовательность; единство формы и процедуры; коллегиальность решений и персональность ответственности

Орган управления Регулирующий орган Стандарты, отраслевые нормы и правила, инструкции Федеральные нормы и правила Руководящие документы, Руководства по безопасности (требования)

ПРОЦЕДУРА РАЗРАБОТКИ ФНП 1. Разработка ТЗ на ФНП 2. Утверждение ТЗ на ФНП 3. Разработка проекта первой редакции ФНП 4. Рассылка на отзывы первой редакции ФНП 5. Составление сводки отзывов 6. Согласительное совещание по сводке отзывов на первую редакцию 7. Разработка проекта второй редакции ФНП 8. Рассылка на отзывы второй редакции ФНП 9. Составление сводки отзывов 10. Согласительное совещание по сводке отзывов на вторую редакцию ФНП 11. Разработка окончательной редакции ФНП 12. Представление проекта окончательной редакции ФНП на экспертную комиссию НТЦ ЯРБ 13. Доработка проекта окончательной редакции ФНП по замечаниям экспертной комиссии НТЦ ЯРБ 14. Представление проекта окончательной редакции ФНП на Рабочую комиссию Госатомнадзора России 15. Доработка проекта окончательной редакции ФНП по замечаниям Рабочей комиссии Госатомнадзора России 16. Рассылка на заключения в ведомства для опубликования 17. Подготовка проекта окончательной редакции ФНП к опубликованию 18. Опубликование 19. Составление сводки отзывов по результатам опубликования 20. Доработка проекта окончательной редакции ФНП по результатам опубликования 21. Подготовка проекта окончательной редакции ФНП к утверждению 22. Утверждение ФНП Начальником Госатомнадзора России 23. Опубликование Постановления об утверждении и утвержденного ФНП 24. Направление ФНП на экспертизу в Минюст России для принятия решения о возможности его регистрации 25. Подготовка проекта постановления Правительства России об изменении перечня федеральных норм и правил

4-й уровень РУКОВОДСТВА ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЗНАЧЕНИЕ: Методики и методические указания для проведения экспертиз и оценок безопасности; Рекомендации по реализации требований федеральных норм и правил по ядерной и радиационной безопасности. ПРОЦЕДУРА РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ: Определяется Ростехнадзором. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ: Выполнение требований руководств по ЯРБ определяется условиями действия разрешения (лицензии).

4-й уровень РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ГОСАТОМНАДЗОРА РОССИИ Руководящие документы, регламентирующие деятельность структурных подразделений, организаций Ростехнадзора его специалистов. Руководящие документы, регламентирующие разрешительную (лицензионную) деятельность в области использования атомной энергии.

Руководящие документы 1Политика регулирования безопасности 1.1 Заявления о политике регулирования безопасности 2Компетенция подразделений, органов и организаций 2.1 Компетенция структурных подразделений центрального аппарата 2.2 Компетенция коллегиальных и совещательных органов 2.3 Компетенция региональных органов 2.4 Компетенция организаций научной, технической и информационной поддержки 3Общие документы по организации регулирования безопасности 3.1. Порядок разработки и перечни нормативных и организационно-распорядительных документов 3.2 Рассмотрение обосновывающих материалов 3.3 Организация и осуществление надзора 3.4 Организация научных исследований и технической поддержки 3.5 Планирование и отчетность 4Регулирование безопасности объектов использования атомной энергии 4.1 Лицензирование и надзор за безопасностью ИЯУ 4.2 Лицензирование и надзор за безопасностью АС 4.3 Лицензирование и надзор за безопасностью ЯЭУ судов 4.4 Лицензирование и надзор за безопасностью ПТЦ 4.5 Лицензирование и надзор за радиационной безопасностью в народном хозяйстве 4.6 Надзор за учетом и контролем ядерных материалов и физической защитой 5Международное научно-техническое сотрудничество 5.1 Планирование международного научно-технического сотрудничества 5.2 Порядок командирования и приема специалистов и делегаций 6Организация работы с кадрами 6.1 Прием и учет кадров, работа с резервом 6.2 Подготовка и повышение квалификации кадров 7Организация административной и Финансовой деятельности 7.1 Организация делопроизводства 7.2 Организация финансово-хозяйственной деятельности

4-й уровень НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ НТЦ ЯРБ Руководства по экспертизе. Методические документы. Проблемные экспертные заключения. Отчеты о НИР. ОСНОВАНИЕ: –Положение о Ростехнадзоре; –Устав НТЦ ЯРБ. НАЗНАЧЕНИЕ: –Научно-технические документы НТЦ ЯРБ разрабатываются и используются с целью апробирования на практике выполнения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. –Научно-технические документы НТЦ ЯРБ в случае успешных результатов их апробации могут представляться для установления в качестве руководств по ЯРБ. ПРОЦЕДУРА РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ: –Определяется НТЦ ЯРБ. –Научно-технические документы имеют рекомендательный характер.

Сопоставление требований ,91 КуАЭС 5,12 СмоАЭС 3,9 ЛенАЭС 20.0 Показатель дозовых нагрузок персонала АЭС в я публикация МКРЗ (Рекомендации МАГАТЭ) Федеральный закон Рекомендации МАГАТЭ Требования регулирующего органа Исполнение требований эксплуатирующей организацией

Последовательность организации разработки нормативных документов для нового объекта использования атомной энергии Достигнутый уровень науки и техники Разработка и внедрение проекта головного образца Анализ опыта эксплуатации головного образца и других прототипов Анализ аналогов нормативных документов Разработка нормативных документов

Распределение расходов НТЦ ЯРБ 40% Накладные расходы 15,7%ЕСН 44,3% ФОТ 10% Материальное обеспечение 11,6% Налоги 11,6%ЕСН 63% ФОТ Бюджет = 20% от внебюджетного финансирования Сметное Реальное 2% Субподрядчики 1,8% Реконструкция

Динамика численности НТЦ ЯРБ Общая численность

Средний возраст сотрудников НТЦ ЯРБ Линия естественного старения 1010

Годы Количество человек Возрастной состав НТЦ ЯРБ (на чел.) 9 10 – докторов 50 – кандидатов наук

PENTIUM Количество компьютеров ( тип РС ) в НТЦ ЯРБ СТАНДАРТ НТЦ 195 СТАНДАРТ НТЦ 1313

ЧИСЛО ЛИЦЕНЗИОННЫХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ 14

Динамика разработки нормативных документов

Динамика разработки отчетов по экспертизе 16

ЧИСЛО АТТЕСТОВАННЫХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ 17

Основные цели при использовании атомной энергии

Из статьи 71 [1]: «В ведении Российской Федерации находятся … федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы…». Из статьи 35 [2]: «Эксплуатирующая организация несет всю полноту ответственности за безопасность ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения, а также за надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами…».

Ответственность должностных лиц и граждан за нарушение законодательства РФ в области ИАЭ: нарушение норм и правил в области ИАЭ; нарушение условий разрешений (лицензий) на право ведения работ в области ИАЭ; неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний органов государственного регули- рования безопасности; проведение работ на ЯУ, РИ и ПХ, а также обращение с ЯМ и РВ без указанного разрешения;

Ответственность должностных лиц и граждан за нарушение законодательства РФ в области ИАЭ: (2) выдача указанного разрешения (лицензии) и предписаний должностными лицами органов государственного регулирования безопасности с нарушением установленного порядка; несоблюдение требований к размещению ЯУ, РИ и ПХ; поставка, монтаж и ввод в эксплуатацию неисправного оборудования ЯУ, РИ и ПХ;

Ответственность должностных лиц и граждан за нарушение законодательства РФ в области ИАЭ: (3) самовольное оставление ЯУ, РИ и ПХ работниками дежурной смены; создание препятствий для выполнения должностными лицами органов государственного регулирования безопасности своих функций; необоснованный или преднамеренный выброс или сброс радиоактивных веществ в атмосферу, водную среду и недра в количествах, превышающих предельно допустимые уровни;

Ответственность должностных лиц и граждан за нарушение законодательства РФ в области ИАЭ: (4) сокрытие факта аварии или нарушение установленного порядка информирования об аварии на ЯУ, РИ и ПХ, сокрытие информации о состоянии радиационного загрязнения окружа- ющей среды, а также выдача преднамеренно ложной информации о состоянии радиационной обстановки указанных объектов; отказ в предоставлении информации, умышлен- ное искажение или сокрытие информации по вопросам безопасности при ИАЭ.

Статья 215 [3] «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики»: « 1. Нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, радиоактивное заражение окружающей среды или иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Из статьи 9.6 [4] «Нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ»: «1. Нарушение норм и правил в области использования атомной энергии – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда…»

Соотношение различных видов правил

Объекты, спроектированные по нормам 70-х годов, сооруженные по нормам 80-х годов, прекрасно эксплуатируются в нынешнем веке. Проводится тщательный анализ отступлений от действующих норм. Разрабатываются и реализуются программы устранения ряда основных отступлений. А там, где это невозможно, разрабатываются технические меры, компенсирующие имеющиеся отступления. После того, как компенсационные меры осуществлены, действующие нормы все равно будут нарушены, так как в законах не введено понятие мер, компенсирующих отступления от норм безопасности. Ростехнадзор тщательно исследует отступления от норм и правил, оценивает ЯРБ, изучает качество программ исключения отступлений и эффективность компенсирующих мероприятий, устанавливает условия действия лицензий, но вся эта деятельность юридически не отменяет наличия нарушения правил и формально не защищает эксплуатирующие организации от возможного уголовного преследования.

ТРИ ГЛАВНЫЕ ФУНКЦИИ МАГАТЭ 1. Содействовать мирному использованию ядерной энергии повсюду в мире. 2.Обеспечивать, насколько позволят его возможности, чтобы любая ядерная установка, деятельность или информация, с которыми связана его работа, использовались для мирных целей. 3. Обеспечивать безопасное использование любой такой установки, деятельности или информации. Две из его функций оказались различны: гарантии служат политической цели, и для достижения этой цели государства выбирают гарантии МАГАТЭ; безопасность национальных ядерных программ является технической проблемой, и в конечном счете ответственность за нее должно нести соответствующее правительство, а не международный секретариат, который не располагает ресурсами и полномочиями, необходимыми для выполнения этой задачи.

ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЯМ и ЯУ МАГАТЭ - 99 Принципы физической защиты реализуются путем осуществления административных мероприятий и инженерно- технических мер, включая создание физических барьеров. Конвенция о физической защите ядерного материала (INFCIRC/274 Rev.l) обязывает участвующие стороны: принимать оговоренные меры и соблюдать установленные нормы физической защиты в процессе международных перевозок ядерного материала; сотрудничать в обеспечении возвращения и защиты похищенного ядерного материала; считать уголовными правонарушениями определенные действия по незаконному использованию или угрозы незаконного использования ядерных материалов с целью причинения ущерба населению; выдавать или преследовать в уголовном порядке обвиняющихся в совершении таких действий.

ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЯМ и ЯУ МАГАТЭ - 99 Законы государства должны обеспечивать регулирование физической защиты и включать требование лицензирования. Государство должно определять требования к физической защите ядерного материала при его использовании и хранении и при транспортировке, а также к ядерным установкам, в зависимости от возможных последствий, связанных с любым несанкционированным изъятием ядерного материала или совершением диверсии.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДНЯО незаконный оборот ядерных материалов; зоны, свободные от ядерного оружия; развитие международного сотрудничества в области гражданской атомной энергетики и недискриминационного доступа государств к новейшим достижениям в этой сфере; развитие контроля над вооружениями.

Основные системообразующие принципы: система НД для каждой категории объектов; группирование НД по этапам жизненного цикла; иерархичность; дополнительность и полнота; непротиворечивость Основные принципы разработки документов: учет опыта применения НД; учет достижений науки и техники; единство терминологии; последовательность; единство формы и процедуры; коллегиальность решений и персональность ответственности

5 общих Управлений РУКОВОДИТЕЛЬ СЛУЖБЫ ПЯТЬ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ 8 межтерриториальных округов атомного надзора 3 Управления по атомному надзору 46 управлений округов, управлений и инспекций технологического и экологического надзора 5 Управлений по технологическому надзору 2 Управление по экологическому надзору ГУ НТЦ ЯРБ ФГУП ВО «Безопасность» Научные организации экологического надзора Центральный аппарат человек Территориальные органы человек Аналитические лаборатории экологического надзора Научно-технический персонал ~ 3000 человек СТРУКТУРА РОСТЕХНАДЗОРА ФГУП «ПБ»

Распределение внебюджетных расходов НТЦ ЯРБ в 2006 г. 40% Накладные расходы 15,7%ЕСН 44,3% ФОТ 10% Материальное обеспечение 65% ФОТ Бюджет = 32 % от внебюджетного финансирования Сметное Реальное 3% Субподрядчики 22 % Налоги