Теоретический материал Практические задания Тестовые задания Темы рефератов Выход
Содержание Требования к форме отчета по выполнению практических работ Темы курсовых работ Справка Выход
Темы практических занятий Тема 1Тема 1. Абсолютный порог ощущения двигательного анализатора Тема 2Тема 2. Функциональные состояния оператора СЧМ Тема 3Тема 3. Методы оценки удобства и дискомфорта рабочей позы Тема 4Тема 4. Решение инженерно-психологических проблем на этапе эксплуатации СЧМ Выход
Содержание Абсолютный порог ощущения двигательного анализатора Цели занятия: Формирование навыков инженерно-психологических исследований аппаратурными методами. Исследование абсолютного порога ощущения двигательного анализатора. Задачи и порядок проведения работы: Знакомство с устройством и работой прибора для системной диагностики человека «Активациометр АЦ-6». Диагностика абсолютного порога ощущения зрительного анализатора. Обработка и интерпретация результатов. Оформление отчета о проведенной работе согласно требованиям. Оснащение: Прибор для системной диагностики человека «Активациометр АЦ-6». Бланк протокола. Контрольные вопросы: 1. Что такое двигательный анализатор? 2. Что такое абсолютный, дифференциальный и оперативный пороги ощущения? 3. Какое прикладное значение имеют в инженерной психологии абсолютный, дифференциальный и оперативный пороги ощущения? Литература Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии: Учебник для технических вузов. – М. – Екатеринбург, – С. 391–400. Справочник по инженерной психологии // Под ред. Б.Ф. Ломова. – М., – С. 80–81. Выход
Содержание Цель работы: Исследование функциональных состояний оператора. Задачи и порядок работы: 1. Диагностика психического состояния с использованием прибора. 2. Диагностика активации и функциональной асимметрии полушарий головного мозга. 3. Обработка результатов и оформление работы согласно требованиям. Оснащение: Прибор для системной диагностики человека «Акти-вациометр АЦ-6». Бланк протокола. Контрольные вопросы: 1. Что такое функциональное состояние? 2. Каким образом функциональное состояние влияет на деятельность оператора? 3. Какие методы контроля функциональных состояний Вы знаете? Литература Зараковский Г.М., Королев Б.А., Медведев В.И., Шлаен П.Я. Функциональные состояния оператора. Психические состояния: Хрестоматия. – СПб., – С Практикум по инженерной психологии и эргономике // Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М.: Академия, – С. 136– 228. Функциональные состояния оператора СЧМ Выход
Методы оценки удобства и дискомфорта рабочей позы Цель работы: Оценка психологического восприятия удобства и дискомфорта рабочей позы. Задачи и порядок работы: Знакомство с психологическими методами исследования удобства и дискомфорта рабочей позы. Проведение тестирования с целью определения удобства и дискомфорта рабочей позы. Обработка результатов и оформление работы согласно требованиям. Оснащение: Опросник оценки стандартного рабочего сидения. Стул. Контрольные вопросы: 1. Назовите основные правила учета эргономических параметров рабочего места. 2. Как и на основе каких измерений строится таблица антропометрических признаков? 3. Какие методы оценки удобства и дискомфорта рабочей позы Вы знаете? Выход
Цели занятия: Формирование навыков и умений решения инженерно-психологических проблем на основе решения ситуативных заданий. Формирование отношения к роли практического психолога (профессиональной идентичности) на основе проигрывания роли в деловой игре. Задачи и порядок проведения работы: Принятие задачи руководителя о повышении эффективности (надежности, снижении аварийности) СЧМ в создавшейся ситуации. Анализ ситуации и принятие решения о мерах повышения эффективности (надежности, снижения аварийности) СЧМ на основе использования инженерно-психологических средств. Оформление отчета о проделанной работе. Доклад и дискуссия. Форма проведения занятия: Занятие проводится в форме деловой игры. Литература Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М., Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб., – С. 401–404. Решение инженерно-психологических проблем на этапе эксплуатации СЧМ Выход
Требования к форме отчета по выполнению практических работ Отчет оформляется в рабочей тетради (рекомендуется формат А4). Разделы отчета должны раскрывать их содержание согласно следующей структуре. Цели и задачи работы. Цели охватывают общие аспекты работы, задачи отражают возможность получения тех или иных практических результатов. Необходимо обратить внимание на соответствие дальнейшего описания отчета поставленным целям и задачам (особенно в разделе «Выводы»). Описание методики. Раздел содержит описание каждой методики: название и авторский коллектив; стимульный материал (для опросников указать количество вопросов и характер используемой шкалы); порядок выполнения, инструкцию испытуемому; характер обработки и характеристики результатов (привести формулы подсчета результатов; таблицы стандартизации, количество и описание выявляемых показателей), список использованной литературы. План проведения отражает последовательность и особенности применения вышеописанных методик. Результаты исследования оформляются в виде таблиц. Порядок следования соответствует плану проведения. Обязательно указание даты, времени, описания испытуемого, места проведения, особенностей конкретных условий проведения. Для повышения наглядности желательно использовать графики или диаграммы. Анализ и интерпретация результатов осуществляется в соответствии с описанием методик и полученными результатами. Обратить внимание на согласованность с целями и задачами работы. Обстоятельность и корректность анализа положительно влияет на итоговый балл. Выводы по работе отражают степень достижения целей и выполнения задач работы согласно анализу и интерпретации результатов. Список использованной литературы оформляется следующим образом: Практикум по инженерной психологии и эргономике // Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М.: Академия, – С. 136–228. Выход
Темы курсовых работ 1. Проектирование рабочего места пользователя персонального компьютера на основе учета антропометрических параметров. 2. Учет психологических факторов при разработке компьютерных программ. Отражение рабочей задачи пользователя персонального компьютера в его образно-концептуальной модели. 3. Формирование групп операторов экстремальных профессий. 4. Профессионально-важные качества операторов экстремальных профессий. 5. Формирование образа ситуации у операторов экстремальных профессий. 6. Уровни регуляции деятельности различных классов операторской деятельности. 7. Значение профессиональной идентичности в процессе принятия решения. 8. Психологическая поддержка человека в системах «человек – техника». 9. Влияние функциональных состояний оператора на его профессиональную идентичность. Выход
1. Возникновение и развитие инженерной психологии. 2. Использование имитационных моделей в изучении деятельности оператора. 3. Психологические основы создания систем «искусственного интеллекта». 4. Психологические проблемы моделирования мыслительных процессов. 5. Модели принятия решений человеком в системах управления. 6. Особенности принятия решений оператором в экстремальных условиях работы. 7. Особенности принятия решений человеком в режиме диалога с ЭВМ. 8. Психологическая структура операторской деятельности. 9. Значение факторов внешней среды в деятельности оператора. 10. Психологический анализ ошибок оператора СЧМ и меры по их предотвращению. 11. Эргономическое описание трудовой деятельности предпринимателя. 12. Методы инженерно-психологической оценки СЧМ и их возможные применения в предпринимательской деятельности. 13. Методы исследования процессов приема и переработки информации. 14. Определение информационной нагрузки оператора. 15. Инженерно-психологические проблемы охраны труда. 16. Взаимодействие анализаторов при приеме информации человеком. 17. Слежение как специфический вид сенсомоторной деятельности. 18. Психологические проблемы тренажеростроения. 19. Особенности групповой деятельности операторов. 20. Психологические особенности труда операторов. 21. Структура приема информации оператором. 22. Психологическое значение факторов внешней среды Темы рефератов Выход
Справка Выход Список литературы Рейтинговая система контроля знаний студентов Стартовый контроль Рейтинг первого контроля Рейтинг второго контроля Суммарный рейтинг Макс Мин Макс Мин Мак с Мин Мак с Мин Для анализа и оценки результатов работы студентов по изучению дисциплины используется система рейтинг-контроля, которая осуществляется в процессе проведения лекционных, практических, семинарских и зачетных занятий. По результатам контроля определяется рейтинг каждого студента в виде суммы набранных баллов. Итоговая оценка по дисциплине Отлично Хорошо Удовл.Неудовл. Набранные баллы 85 и выше Менее 60 Методика подсчета рейтинга В рейтинге первого и второго контроля итоговый балл определяется по сумме баллов, набранных по результатам контрольной работы (максимальное количество баллов для первого рейтинга – 30, для второго – 35), по результатам семинарских занятий максимальное количество баллов – 5 и максимальное количество баллов по результатам 1 практической работы – 10.
Содержание Выход 1. Введение 2. Глава 1. Определение понятий «инженерная психология» и «эргономика» 3. Глава 2. Предмет, задачи и методы инженерной психологии и эргономики 4. Глава 3. Основные понятия инженерной психологии и эргономики 5. Глава 4. Психо-физиологический базис операторской деятельности 6. Глава 5. Человек как исполнительная система. Психомоторные качества человека 7. Глава 6. Деятельность человека-оператора 8. Глава 7. Инженерно-психологическое и эргономическое проектирование интерфейса «человек-машина» и рабочей среды 9. Глава 8. Система эргономического обеспечения разработки и эксплуатации эрготехнических сред 10. Глава 9. Эффективность системы «человек-машина» и пути её повышения 11. Заключение 12. Список сайтов по инженерной психологии и эргономике: Библиография Приложение 1 Примечания Приложение 2 1. Область применения 2. Нормативные ссылки 3. Определения 4. Общие принципы Конструирование с учётом антропометрии и биомеханики Конструирование с учётом умственных способностей Конструирование индикаторов, сигнальных устройств и органов управления Взаимодействие с физическими рабочими условиями Взаимодействия в процессе работы 5. Применение эргономических принципов в процессе конструирования Приложение А Приложение Б (справочное)
Выход
Введение Выход Мы живём в мире, насыщенном сложными техническими устройствами и системами, которые давно стали привычными элементами нашего быта и интерьера. Это бытовые приборы холодильники, стиральные машины, телевизоры; оргтехника и мультимедийное окружение компьютеры, принтеры, лазерные проекторы и многое другое. Люди активно внедряются во все сферы отношений с природой, увеличивая свои возможности с помощью науки, техники и технологии. Транспортные, энергетические, производственные, социальные системы представляют собой широкий спектр систем, включающих человека посредством техники. Автомобили, самолёты, корабли, подводные лодки, орбитальные станции, электростанции, объекты вооружения всё это создают большие коллективы разработчиков. Профессия инженера-проектировщика связана с созданием рабочей среды человека, в которую включены разнообразные технические средства и системы. Всё так или иначе конструируется для человека и для использования человеком. Постоянное усложнение техники, необходимость объединения человека и машины в единую систему нетривиальным образом не позволяют пользоваться лишь соображениями здравого смысла: кроме инженерных знаний и умений необходимо опираться на эргономику и инженерную психологию дисциплины научно-практического комплекса, учитывающего особенности проектирования техногенной среды, включающей человека. Эти сравнительно недавно появившиеся отрасли психологического и инженерного знания переживают в настоящее время интенсивное развитие и рост.
Выход Глава 1. Определение понятий «инженерная психология» и «эргономика»
Выход Глава 2. Предмет, задачи и методы инженерной психологии и эргономики
Глава 3. Основные понятия инженерной психологии и эргономики Выход
Глава 4. Психо-физиологический базис операторской деятельности Выход
Глава 5. Человек как исполнительная система. Психомоторные качества человека
Выход Глава 6. Деятельность человека-оператора
Выход Глава 7. Инженерно-психологическое и эргономическое проектирование интерфейса «человек-машина» и рабочей среды
Выход Глава 8. Система эргономического обеспечения разработки и эксплуатации эрготехнических сред
Выход Глава 9. Эффективность системы «человек-машина» и пути её повышения
Заключение В настоящем курсе лекций автор попытался дать слушателям начальную информацию о структуре и содержании эргономического и инженерно- психологического знания. Этого, конечно, далеко не достаточно, чтобы успешно работать в области учёта человеческого фактора. Сферы приложений инженерной психологии и эргономики непрерывно расширяются в связи с развитием компьютерных коммуникационных сред, повышением уровня интеллектуальности окружающих нас бытовых приборов, техники и технологий. Практика требует от инженерного психолога серьёзной непрерывной работы над собой и содержит элементы искусства и творчества. Вместе с тем это широкий рынок приложения способностей, знаний и умений, в котором могут быть удовлетворены любые Ваши потребности и амбиции. Желаю успехов! Выход
Список сайтов по инженерной психологии и эргономике: 1. Human Factors and Ergonomics English URL: Ресурсы Интернет no человеческим факторам и эргономике. 2. Ergoworld English URL: Обеспечивает информацией об эргономике, промышленной эргономике, проектировании интерфейсов и юзабилити. 3. Bad Human Factors Designs English URL: Альбом иллюстрированных примеров вещей, которые трудно использовать, потому что они не учитывают человеческий фактор. 4. Юзабилити в России Эргономика, инженерная психология, usability engineering. Статьи, библиотека, глоссарий, форум. 5. Хроники Юзабилити Юзабилити и дизайн интерфейсов: события, идеи, методы, обсуждения. 6. HCI, эргономика hci.ru статьи и библиография по исследованиям в области человеко- компьютерного взаимодействия (Human Computer Interaction (HCI). 7. Межрегиональная эргономическая ассоциация Объединение российских специалистов по эргономике портал по web-usability (США). 9. Human Factors and Ergonomics Society (HFES) Крупнейшая в мире ассоциация эргономистов. Новости, публикации, общение, трудоустройство, образование. 10. Ресурсы по HCI подборка информационных и обучающих материалов по HCI, профессиональный сервис от Гарри Перлмана (Gary Perlman) Проектирование интерфейсов корпоративный сайт компании UIDesign Group. 12. The Usability Professionals' Association (UPA) http;//u passoc.org сайт профессиональной юзабилити ассоциации. Выход
1. Библиография Выход
Приложение 2. Выход
1. Область применения Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области безопасности рабочего оборудования и общие эргономические принципы его конструирования с целью обеспечить гармонизацию национальных (российских) стандартов с европейскими стандартами. Настоящий стандарт определяет взаимодействие между оператором и рабочим оборудованием при его транспортировании, установке, эксплуатации, техническом обслуживании, чистке и содержит эргономические принципы, которые следует учитывать для сохранения здоровья и безопасности оператора. Эргономические принципы настоящего стандарта относятся без ограничений к различных типам индивидуальных особенностей операторов. Информацию о размерах тела оператора следует интерпретировать так, чтобы она подходила к соответствующей группе операторов. Стандарты, указанные в приложении Б, приведены только для информации. Выход
2. Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ ИСО/ТО Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методика ГОСТ ИСО/ТО Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические правила и технические требования Выход
3. Определения Выход
4. Общие принципы В последующих подпунктах настоящего стандарта дана информация об эргономических принципах, которые следует учитывать при конструировании машины. Для достижения эффективного, здорового и безопасного вза имодействия операторов с рабочим оборудованием следует учитывать в процессе конструирования эргономические принципы и технические требования безопасности. Соблюдение эргономических принципов необходимо не только для предназначенного использования рабочего оборудования, но также для его транспортирования, установки, регулировки, технического обслуживания, чистки и ремонта. Поскольку отдельные конструктивные решения могут повлиять друг на друга, следует учитывать в процессе конструирования также любое их взаимодействие. По этой причине конструирование рассматривает в основном взаимодействие оператора и рабочего оборудования, а также разделение функций и работ между оператором и рабочим оборудованием. Целью является конструирование рабочей системы, которая согласуется со способами, ограничениями и потребностями человека. Поэтому необходим анализ рабочего задания в процессе конструирования. Выход
4. 1. Конструирование с учётом антропометрии и биомеханики Выход
4.2. Конструирование с учётом умственных способностей С повышением уровня автоматизации технических систем уменьшаются требования к физическим возможностям оператора и увеличиваются требования к его умственным способностям (восприятие и обработка информации). Рабочее оборудование должно быть сконструировано так, чтобы учитывались умственные способности оператора, не ухудшалось его здоровье и безопасность, а также повышалась эффективность рабочей системы. При конструировании следует учитывать следующее: а) рабочее оборудование должно быть сконструировано так, чтобы его использование не перегружало умственные способности оператора; б) информация, требуемая для выполнения рабочего задания, должна быть представлена так, чтобы оператор мог её легко воспринять; в) информация для оператора должна быть представлена так, чтобы он легко её понял и применил в работе, то есть ему должна быть предоставлена возможность обзора как всей рабочей системы, так и отдельных параметров; г) во взаимодействующих системах должны быть обеспечены аналогичные расположение и назначение условных изображений, символов и команд.
Выход 4.3. Конструирование индикаторов, сигнальных устройств и органов управления
Выход 4.4. Взаимодействие с физическими рабочими условиями
Выход 4.5. Взаимодействия в процессе работы
Выход 5. Применение эргономических принципов в процессе конструирования
Примечания Выход