Теоретический материал Практические задания Тестовые задания Темы рефератов Выход.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 1. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
Advertisements

Художественное конструирование - творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой.
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Информационные технологии в решении задач высшей школы Задачи высшей школы Конкурентоспособность выпускников Создание интегрированной среды «образование.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Эргономика (от греческого ergon – «работа», nomos – «закон», или «закон работы») – это область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность.
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Международная конференция EduTech Russia 2011 «Инновационные технологии в образовании и обучении»
Лекция 1. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
«Управление конфликтами» Вводный курс вперё д. О преподавателе Гацуц Марина Алексеевна Преподаватель колледжа Экономики Управления и Права ДГТУ вперё.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (по отраслям) " ГАОУ СПО РК «Сортавальский колледж»
Курсовая работа по дисциплине «Основы управления персоналом» тема: «Совершенствование условий труда персонала» Выполнил:Миронов Ю.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога. Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться. (Сенека)
Жизненный цикл программного обеспечения Лекция 4.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Транксрипт:

Теоретический материал Практические задания Тестовые задания Темы рефератов Выход

Содержание Требования к форме отчета по выполнению практических работ Темы курсовых работ Справка Выход

Темы практических занятий Тема 1Тема 1. Абсолютный порог ощущения двигательного анализатора Тема 2Тема 2. Функциональные состояния оператора СЧМ Тема 3Тема 3. Методы оценки удобства и дискомфорта рабочей позы Тема 4Тема 4. Решение инженерно-психологических проблем на этапе эксплуатации СЧМ Выход

Содержание Абсолютный порог ощущения двигательного анализатора Цели занятия: Формирование навыков инженерно-психологических исследований аппаратурными методами. Исследование абсолютного порога ощущения двигательного анализатора. Задачи и порядок проведения работы: Знакомство с устройством и работой прибора для системной диагностики человека «Активациометр АЦ-6». Диагностика абсолютного порога ощущения зрительного анализатора. Обработка и интерпретация результатов. Оформление отчета о проведенной работе согласно требованиям. Оснащение: Прибор для системной диагностики человека «Активациометр АЦ-6». Бланк протокола. Контрольные вопросы: 1. Что такое двигательный анализатор? 2. Что такое абсолютный, дифференциальный и оперативный пороги ощущения? 3. Какое прикладное значение имеют в инженерной психологии абсолютный, дифференциальный и оперативный пороги ощущения? Литература Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии: Учебник для технических вузов. – М. – Екатеринбург, – С. 391–400. Справочник по инженерной психологии // Под ред. Б.Ф. Ломова. – М., – С. 80–81. Выход

Содержание Цель работы: Исследование функциональных состояний оператора. Задачи и порядок работы: 1. Диагностика психического состояния с использованием прибора. 2. Диагностика активации и функциональной асимметрии полушарий головного мозга. 3. Обработка результатов и оформление работы согласно требованиям. Оснащение: Прибор для системной диагностики человека «Акти-вациометр АЦ-6». Бланк протокола. Контрольные вопросы: 1. Что такое функциональное состояние? 2. Каким образом функциональное состояние влияет на деятельность оператора? 3. Какие методы контроля функциональных состояний Вы знаете? Литература Зараковский Г.М., Королев Б.А., Медведев В.И., Шлаен П.Я. Функциональные состояния оператора. Психические состояния: Хрестоматия. – СПб., – С Практикум по инженерной психологии и эргономике // Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М.: Академия, – С. 136– 228. Функциональные состояния оператора СЧМ Выход

Методы оценки удобства и дискомфорта рабочей позы Цель работы: Оценка психологического восприятия удобства и дискомфорта рабочей позы. Задачи и порядок работы: Знакомство с психологическими методами исследования удобства и дискомфорта рабочей позы. Проведение тестирования с целью определения удобства и дискомфорта рабочей позы. Обработка результатов и оформление работы согласно требованиям. Оснащение: Опросник оценки стандартного рабочего сидения. Стул. Контрольные вопросы: 1. Назовите основные правила учета эргономических параметров рабочего места. 2. Как и на основе каких измерений строится таблица антропометрических признаков? 3. Какие методы оценки удобства и дискомфорта рабочей позы Вы знаете? Выход

Цели занятия: Формирование навыков и умений решения инженерно-психологических проблем на основе решения ситуативных заданий. Формирование отношения к роли практического психолога (профессиональной идентичности) на основе проигрывания роли в деловой игре. Задачи и порядок проведения работы: Принятие задачи руководителя о повышении эффективности (надежности, снижении аварийности) СЧМ в создавшейся ситуации. Анализ ситуации и принятие решения о мерах повышения эффективности (надежности, снижения аварийности) СЧМ на основе использования инженерно-психологических средств. Оформление отчета о проделанной работе. Доклад и дискуссия. Форма проведения занятия: Занятие проводится в форме деловой игры. Литература Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М., Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб., – С. 401–404. Решение инженерно-психологических проблем на этапе эксплуатации СЧМ Выход

Требования к форме отчета по выполнению практических работ Отчет оформляется в рабочей тетради (рекомендуется формат А4). Разделы отчета должны раскрывать их содержание согласно следующей структуре. Цели и задачи работы. Цели охватывают общие аспекты работы, задачи отражают возможность получения тех или иных практических результатов. Необходимо обратить внимание на соответствие дальнейшего описания отчета поставленным целям и задачам (особенно в разделе «Выводы»). Описание методики. Раздел содержит описание каждой методики: название и авторский коллектив; стимульный материал (для опросников указать количество вопросов и характер используемой шкалы); порядок выполнения, инструкцию испытуемому; характер обработки и характеристики результатов (привести формулы подсчета результатов; таблицы стандартизации, количество и описание выявляемых показателей), список использованной литературы. План проведения отражает последовательность и особенности применения вышеописанных методик. Результаты исследования оформляются в виде таблиц. Порядок следования соответствует плану проведения. Обязательно указание даты, времени, описания испытуемого, места проведения, особенностей конкретных условий проведения. Для повышения наглядности желательно использовать графики или диаграммы. Анализ и интерпретация результатов осуществляется в соответствии с описанием методик и полученными результатами. Обратить внимание на согласованность с целями и задачами работы. Обстоятельность и корректность анализа положительно влияет на итоговый балл. Выводы по работе отражают степень достижения целей и выполнения задач работы согласно анализу и интерпретации результатов. Список использованной литературы оформляется следующим образом: Практикум по инженерной психологии и эргономике // Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М.: Академия, – С. 136–228. Выход

Темы курсовых работ 1. Проектирование рабочего места пользователя персонального компьютера на основе учета антропометрических параметров. 2. Учет психологических факторов при разработке компьютерных программ. Отражение рабочей задачи пользователя персонального компьютера в его образно-концептуальной модели. 3. Формирование групп операторов экстремальных профессий. 4. Профессионально-важные качества операторов экстремальных профессий. 5. Формирование образа ситуации у операторов экстремальных профессий. 6. Уровни регуляции деятельности различных классов операторской деятельности. 7. Значение профессиональной идентичности в процессе принятия решения. 8. Психологическая поддержка человека в системах «человек – техника». 9. Влияние функциональных состояний оператора на его профессиональную идентичность. Выход

1. Возникновение и развитие инженерной психологии. 2. Использование имитационных моделей в изучении деятельности оператора. 3. Психологические основы создания систем «искусственного интеллекта». 4. Психологические проблемы моделирования мыслительных процессов. 5. Модели принятия решений человеком в системах управления. 6. Особенности принятия решений оператором в экстремальных условиях работы. 7. Особенности принятия решений человеком в режиме диалога с ЭВМ. 8. Психологическая структура операторской деятельности. 9. Значение факторов внешней среды в деятельности оператора. 10. Психологический анализ ошибок оператора СЧМ и меры по их предотвращению. 11. Эргономическое описание трудовой деятельности предпринимателя. 12. Методы инженерно-психологической оценки СЧМ и их возможные применения в предпринимательской деятельности. 13. Методы исследования процессов приема и переработки информации. 14. Определение информационной нагрузки оператора. 15. Инженерно-психологические проблемы охраны труда. 16. Взаимодействие анализаторов при приеме информации человеком. 17. Слежение как специфический вид сенсомоторной деятельности. 18. Психологические проблемы тренажеростроения. 19. Особенности групповой деятельности операторов. 20. Психологические особенности труда операторов. 21. Структура приема информации оператором. 22. Психологическое значение факторов внешней среды Темы рефератов Выход

Справка Выход Список литературы Рейтинговая система контроля знаний студентов Стартовый контроль Рейтинг первого контроля Рейтинг второго контроля Суммарный рейтинг Макс Мин Макс Мин Мак с Мин Мак с Мин Для анализа и оценки результатов работы студентов по изучению дисциплины используется система рейтинг-контроля, которая осуществляется в процессе проведения лекционных, практических, семинарских и зачетных занятий. По результатам контроля определяется рейтинг каждого студента в виде суммы набранных баллов. Итоговая оценка по дисциплине Отлично Хорошо Удовл.Неудовл. Набранные баллы 85 и выше Менее 60 Методика подсчета рейтинга В рейтинге первого и второго контроля итоговый балл определяется по сумме баллов, набранных по результатам контрольной работы (максимальное количество баллов для первого рейтинга – 30, для второго – 35), по результатам семинарских занятий максимальное количество баллов – 5 и максимальное количество баллов по результатам 1 практической работы – 10.

Содержание Выход 1. Введение 2. Глава 1. Определение понятий «инженерная психология» и «эргономика» 3. Глава 2. Предмет, задачи и методы инженерной психологии и эргономики 4. Глава 3. Основные понятия инженерной психологии и эргономики 5. Глава 4. Психо-физиологический базис операторской деятельности 6. Глава 5. Человек как исполнительная система. Психомоторные качества человека 7. Глава 6. Деятельность человека-оператора 8. Глава 7. Инженерно-психологическое и эргономическое проектирование интерфейса «человек-машина» и рабочей среды 9. Глава 8. Система эргономического обеспечения разработки и эксплуатации эрготехнических сред 10. Глава 9. Эффективность системы «человек-машина» и пути её повышения 11. Заключение 12. Список сайтов по инженерной психологии и эргономике: Библиография Приложение 1 Примечания Приложение 2 1. Область применения 2. Нормативные ссылки 3. Определения 4. Общие принципы Конструирование с учётом антропометрии и биомеханики Конструирование с учётом умственных способностей Конструирование индикаторов, сигнальных уст­ройств и органов управления Взаимодействие с физическими рабочими условиями Взаимодействия в процессе работы 5. Применение эргономических принципов в процессе конструирования Приложение А Приложение Б (справочное)

Выход

Введение Выход Мы живём в мире, насыщенном сложными техническими уст­ройствами и системами, которые давно стали привычными эле­ментами нашего быта и интерьера. Это бытовые приборы хо­лодильники, стиральные машины, телевизоры; оргтехника и мультимедийное окружение компьютеры, принтеры, лазерные проекторы и многое другое. Люди активно внедряются во все сферы отношений с природой, увеличивая свои возможности с помощью науки, техники и технологии. Транспортные, энергети­ческие, производственные, социальные системы представляют собой широкий спектр систем, включающих человека посредст­вом техники. Автомобили, самолёты, корабли, подводные лодки, орбитальные станции, электростанции, объекты вооружения всё это создают большие коллективы разработчиков. Профессия инженера-проектировщика связана с созданием ра­бочей среды человека, в которую включены разнообразные тех­нические средства и системы. Всё так или иначе конструируется для человека и для использования человеком. Постоянное ус­ложнение техники, необходимость объединения человека и ма­шины в единую систему нетривиальным образом не позволяют пользоваться лишь соображениями здравого смысла: кроме ин­женерных знаний и умений необходимо опираться на эргономику и инженерную психологию дисциплины научно-практического комплекса, учитывающего особенности проектирования техно­генной среды, включающей человека. Эти сравнительно недавно появившиеся отрасли психологического и инженерного знания переживают в настоящее время интенсивное развитие и рост.

Выход Глава 1. Определение понятий «инженерная психология» и «эргономика»

Выход Глава 2. Предмет, задачи и методы инженерной психологии и эргономики

Глава 3. Основные понятия инженерной психологии и эргономики Выход

Глава 4. Психо-физиологический базис операторской деятельности Выход

Глава 5. Человек как исполнительная система. Психомоторные качества человека

Выход Глава 6. Деятельность человека-оператора

Выход Глава 7. Инженерно-психологическое и эргономическое проектирование интерфейса «человек-машина» и рабочей среды

Выход Глава 8. Система эргономического обеспечения разработки и эксплуатации эрготехнических сред

Выход Глава 9. Эффективность системы «человек-машина» и пути её повышения

Заключение В настоящем курсе лекций автор попытался дать слушателям начальную информацию о структуре и содержании эргономиче­ского и инженерно- психологического знания. Этого, конечно, далеко не достаточно, чтобы успешно работать в области учёта человеческого фактора. Сферы приложений инженерной психо­логии и эргономики непрерывно расширяются в связи с разви­тием компьютерных коммуникационных сред, повышением уровня интеллектуальности окружающих нас бытовых прибо­ров, техники и технологий. Практика требует от инженерного психолога серьёзной непрерывной работы над собой и содер­жит элементы искусства и творчества. Вместе с тем это широ­кий рынок приложения способностей, знаний и умений, в котором могут быть удовлетворены любые Ваши потребности и амбиции. Желаю успехов! Выход

Список сайтов по инженерной психологии и эргономике: 1. Human Factors and Ergonomics English URL: Ресурсы Интернет no человеческим факто­рам и эргономике. 2. Ergoworld English URL: Обеспечивает информацией об эргономике, промышленной эр­гономике, проектировании интерфейсов и юзабилити. 3. Bad Human Factors Designs English URL: Альбом иллюстрированных примеров вещей, которые трудно использовать, потому что они не учитывают человечес­кий фактор. 4. Юзабилити в России Эргономика, инже­нерная психология, usability engineering. Статьи, библиотека, глоссарий, форум. 5. Хроники Юзабилити Юзабилити и дизайн интерфейсов: события, идеи, методы, обсуждения. 6. HCI, эргономика hci.ru статьи и библиография по исследованиям в области человеко- компьютерного взаимо­действия (Human Computer Interaction (HCI). 7. Межрегиональная эргономическая ассоциация Объединение российских специалистов по эргономике портал по web-usability (США). 9. Human Factors and Ergonomics Society (HFES) Крупнейшая в мире ассо­циация эргономистов. Новости, публикации, общение, трудоуст­ройство, образование. 10. Ресурсы по HCI подборка информационных и обучающих материалов по HCI, профессиональный сервис от Гарри Перлмана (Gary Perlman) Проектирование интерфейсов корпора­тивный сайт компании UIDesign Group. 12. The Usability Professionals' Association (UPA) http;//u passoc.org сайт профессиональной юзабилити ассоциации. Выход

1. Библиография Выход

Приложение 2. Выход

1. Область применения Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области безопасности рабочего оборудования и общие эргономические принципы его конструирования с целью обеспечить гармонизацию национальных (российских) стандартов с европей­скими стандартами. Настоящий стандарт определяет взаимодействие между опе­ратором и рабочим оборудованием при его транспортировании, ус­тановке, эксплуатации, техническом обслуживании, чистке и содер­жит эргономические принципы, которые следует учитывать для со­хранения здоровья и безопасности оператора. Эргономические принципы настоящего стандарта относятся без ограничений к различных типам индивидуальных особенностей опера­торов. Информацию о размерах тела оператора следует интерпретиро­вать так, чтобы она подходила к соответствующей группе операторов. Стандарты, указанные в приложении Б, приведены только для информации. Выход

2. Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ ИСО/ТО Безопасность оборудования. Ос­новные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основ­ные термины, методика ГОСТ ИСО/ТО Безопасность оборудования. Ос­новные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Техни­ческие правила и технические требования Выход

3. Определения Выход

4. Общие принципы В последующих подпунктах настоящего стандарта дана ин­формация об эргономических принципах, которые следует учиты­вать при конструировании машины. Для достижения эффективного, здорового и безопасного вза­ имодействия операторов с рабочим оборудованием следует учиты­вать в процессе конструирования эргономические принципы и тех­нические требования безопасности. Соблюдение эргономических принципов необходимо не только для предназначенного использования рабочего оборудования, но также для его транспортирования, установки, регулировки, техниче­ского обслуживания, чистки и ремонта. Поскольку отдельные конст­руктивные решения могут повлиять друг на друга, следует учиты­вать в процессе конструирования также любое их взаимодействие. По этой причине конструирование рассматривает в основном взаи­модействие оператора и рабочего оборудования, а также разделе­ние функций и работ между оператором и рабочим оборудованием. Целью является конструирование рабочей системы, которая согла­суется со способами, ограничениями и потребностями человека. Поэтому необходим анализ рабочего задания в процессе конструи­рования. Выход

4. 1. Конструирование с учётом антропометрии и биомеханики Выход

4.2. Конструирование с учётом умственных способностей С повышением уровня автоматизации технических систем уменьшаются требования к физическим возможностям оператора и увеличиваются требования к его умственным способностям (вос­приятие и обработка информации). Рабочее оборудование должно быть сконструировано так, чтобы учитывались умственные способ­ности оператора, не ухудшалось его здоровье и безопасность, а также повышалась эффективность рабочей системы. При конструировании следует учитывать следующее: а) рабочее оборудование должно быть сконструировано так, чтобы его использование не перегружало умственные способности оператора; б) информация, требуемая для выполнения рабочего задания, должна быть представлена так, чтобы оператор мог её легко воспринять; в) информация для оператора должна быть представлена так, чтобы он легко её понял и применил в работе, то есть ему должна быть предоставлена возможность обзора как всей рабочей систе­мы, так и отдельных параметров; г) во взаимодействующих системах должны быть обеспечены аналогичные расположение и назначение условных изображений, символов и команд.

Выход 4.3. Конструирование индикаторов, сигнальных уст­ройств и органов управления

Выход 4.4. Взаимодействие с физическими рабочими условиями

Выход 4.5. Взаимодействия в процессе работы

Выход 5. Применение эргономических принципов в процессе конструирования

Примечания Выход