© Проект «Татарстан-2030», 2014 г. Настоящий документ разработан в рамках Проекта «Татарстан-2030» и никакая его часть не может быть воспроизведена или.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Advertisements

«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., ст. преп. кафедры ЭиАУ Резникова.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Факторы стимулирующие/препятствующие развитию предпринимательства в России. Анализ экспертных интервью Агния Алесина (O+K Маркетинг + Консалтинг) Декабрь.
Национальный Исследовательский Университет – Высшая Школа Экономики Возможные риски при создании собственного малого бизнеса Преподаватель - Крылова Дина.
О РОЛИ СИСТЕМЫ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ В ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью экономики Новосибирска. Предприятия данного сектора присутствуют практически во всех.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Государственный Университет – Высшая Школа Экономики Возможные риски при создании собственного малого бизнеса Преподаватель - Крылова Дина Владимировна,
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
Инновационное развитие Сарова: базовые условия Группа 11 «Экономика инновационного развития»
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., доц. кафедры ЭиАУ Резникова Екатерина.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Менеджер по управлению персоналом: гражданин, нижегородец, профессионал Общественный комитет по трудовым ресурсам ТПП НО Областной Клуб Директоров по персоналу.
Неотъемлемой составной частью системы финансового управления выступают прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Непосредственное (прямое) влияние.
ПРОГРАММА КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗАО ВНЕШТОРГБАНК РОЗНИЧНЫЕ УСЛУГИ.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
Транксрипт:

© Проект «Татарстан-2030», 2014 г. Настоящий документ разработан в рамках Проекта «Татарстан-2030» и никакая его часть не может быть воспроизведена или передана в какой бы то ни было форме и какими бы, то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, если на то нет письменного разрешения. УСЛОВИЯ НАЧАЛА И ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г. Борис Гладарев, научный сотрудник ЦНСИ

Название исследования: «Условия начала и ведения бизнеса в Республике Татарстан: проблемы и перспективы» Исследование проведено в рамках разработки «Стратегии социально- экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» Сроки реализации проекта: декабрь 2013 – июнь 2014 Исследовательская группа – 6 человек: Виктор Воронков Мария Вятчина Борис Гладарев Лилия Сагитова Екатерина Токалова Жанна Цинман ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

Цель исследования - определение ключевых проблем и путей развития сферы малого и среднего бизнеса Татарстана из перспективы предпринимателей, чтобы содействовать обеспечению механизмов обратной связи между представителями бизнес-сообщества и администрацией РТ Основным объектом исследования является предприниматель - человек, осуществляющий на свой риск (и под свою имущественную ответственность) инициативную самостоятельную деятельность, направленную на получение прибыли через производство товаров или услуг

Методология исследования: взаимодополняющее сочетание кейс-стади, биографического метода и близких им подходов, сформулированных в русле «понимающей социологии» Макса Вебера и его школы Эмпирические данные: 1) собраны базы релевантных теме документов (программных, статистических, законодательных, а также материалов СМИ) 2) собраны 27 глубинных интервью: 20 биографических интервью с молодыми бизнесменами 7 экспертных интервью с представителями государственных и общественных институтов, связанных с поддержкой малого бизнеса в Татарстане 3) данные включенного наблюдения на бизнес-семинарах и тренингах, а также кейс-стади в научно-производственной фирме среднего размера (февраль-апрель 2014) ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

Руководство Татарстана регулярно заявляет о необходимости стимулировать развитие сектора МСБ в республике. Декларации Правительства РТ закреплены в текстах программ развития республики. Три типа программ например: Агенты, программы и институты поддержки МСБ в Татарстане стратегические тактические целевые «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на годы». «Молодежное предпринимательство в Республике Татарстан на 2012 – 2016 годы», или программа «Сельская молодежь» программы по развитию инфраструктуры грантовые программы программы предоставления субсидий программы обеспечения государственных гарантий по кредитам образовательные программы

Агенты, программы и институты поддержки МСБ в Татарстане 30% на прямую финансовую поддержку: Лизинг-грант Кластерные гранты Гарантийный фонд Фонд микрофинансирования (март 2014) Старт-1, 2, 3 Образовательные гранты программы «Алгарыш» и др. Финансирование программ поддержки МСБ в РТ 70% на инфраструктуру: 1 ОЭЗ «Алабуга» 5 технопарков 3 технологических парка 2 индустриальных парка 1 технополис 2 агропромышленных парка 7 бизнес-инкубаторов Татарстан занимает лидирующее место по финансированию, приходящемуся на один субъект МСП, и идет следом за Москвой по общей сумме финансирования, направляемого на поддержку МСБ: более 3 млрд. руб. в 2013, 2,7 млрд. в 2014 г.

Правительство РТ выступает одним из ключевых агентов развития МСБ в республике. Но в Татарстане есть негосударственные драйверы, способствующие росту сферы МСБ. Среди таковых стоит назвать, прежде всего, следующие: Агенты, программы и институты поддержки МСБ в Татарстане развитые деловые СМИ множество хороших исследований МСБ РТ широкая сеть НКО и бизнес- ассоциаций Бизнес Online, РБК Татарстан, Business-gazeta.ru, Intertat.ru, Деловой квартал, Tatcenter.ru и др. исследования Центра перспективных экономических исследований АН РТ, Независимого института социальной политики, Ресурсного центра стратегического планирования, а также внешних агентов - Мирового банка, ЕУСПб и др. Торгово-промышленная палата РТ Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ «ОПОРА России» «Деловая Россия» Ассоциация фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов Татарстана Союз молодых предпринимателей РТ проект «Бизнес Молодость» молодежный бизнес-клуб «Навигатор» и др. «Дорожная карта» развития МСБ, ТПП РТ

Агенты, программы и институты поддержки МСБ в Татарстане ВЫВОД по сравнению с другими регионами РФ в Татарстане много делается для стимулирования роста сектора малого и среднего бизнеса

МСБ Татарстана, общие сведения По данным ЦПЭИ АН РТ

Количество экономически активных предприятий МСБ в Татарстане: 161,4 тыс. – 2012 год 145,3 тыс. – 2013 год 140,1 тыс год (апрель) * По итогам первого квартала 2014 года: количество средних предприятий сократилось с 478 ед. до 470 ед. количество индивидуальных предпринимателей сократилось с 90,6 тыс. ( ) до 89,8 тыс.чел. ( ) * По данным ЦПЭИ АН РТ МСБ Татарстана, общие сведения

Малый и средний бизнес в экономике РТ последние три года занимает долю около 25%, что заметно ниже, чем во многих промышленно развитых странах (50-70%), но выше, чем по РФ (20%) Основной вклад в ВРП вносит малое предпринимательство. В январе-сентябре 2013 года доля малых предприятий в ВРП республики составила 22,2%, доля средних предприятий – 2,6%. Согласно региональным программам развития* доля МСБ должна была занимать 27%, а в 2015 году должна достигнуть 34% ВРП в экономике Татарстана. Но согласно оценкам Минэкономики РТ по итогам 2013 года доля МСБ составила только 25,6% от ВРП. *«Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на годы». МСБ Татарстана, общие сведения

В 2013 году в сфере МСБ занято около 480 тыс. работающих - это четверть трудоспособного наследия РТ. Нельзя забывать, что статистика в России всегда «хромала» и относиться к цифрам осторожно. Учитывая, что по оценкам некоторых экспертов до 50% малого бизнеса в Татарстане находится в «тени», работая без регистрации вне правового поля, не платя налоги. МСБ Татарстана, общие сведения

Агенты, программы и институты поддержки МСБ в Татарстане ВЫВОД несмотря на усилия правительства РТ, а также на развитую информационную и гражданскую сети поддержки, развитие МСБ в республике застыло на 25% от ВРП ПОЧЕМУ?

Почему МСБ Татарстана не растет? Теоретическая рамка: неоинституционализм (Дуглас Норт, Джон Уоллис, Марк Грановенттер, Вадим Радаев, Александр Аузан и др.) французская прагматическая социология (Люк Болтански, Лоран Тевено, Эв Кьяпелло и др.)

Почему МСБ Татарстана не растет? 4 особенности институционального уклада с другой стороны: - последние годы Правительство РТ демонстрирует высокий уровень лоббирования республиканских интересов на федеральном уровне и является лидером по масштабу государственных инвестиций, привлеченных под развитие региональной инфраструктуры; - республиканское руководство всегда может оправдать проблемы и неудачи в социально-экономическом развитии региона ошибками федерального центра (что и делалось, например, в 1990-е годы ) «Федеральные ограничения» с одной стороны: - региональные усилия по стимулированию бизнес активности ограничены федеральной налоговой политикой, общероссийским уровнем развития правоохранительной и судебной систем, а также общим качеством госуправления; - руководство РТ не обладает достаточными ресурсами, чтобы изменить, например, социальную ориентированность бюджета; - республиканское Правительство не может волюнтаристски перераспределить региональный бюджет от социальных расходов, обещанных Президентом РФ, в направлении бизнес инвестиций; - также оно не может самостоятельно изменить систему налогообложения, реформировать судебную систему, упростить законодательство для субъектов МСБ

Почему МСБ Татарстана не растет? 4 особенности институционального уклада «нефтяная игла» Экономика РТ сильно зависит от нефтедобывающ его сектора. На его долю в 2013 г. приходится 20,9% добавленной стоимости. В добывающем секторе республики сосредоточено 12% всех инвестиций, но занято только 2% всех работников с одной стороны: - эксперты воспринимали эту особенность региональной экономики как позитивный фактор, как «сырьевую подушку безопасности», как экономический мотор локальной экономической системы. Благодаря развитому нефтедобывающему сектору Татарстан имеет достаточно средств для выполнения социальных обязательств и поддержания сравнительно высокого уровня инвестиций в развитие региональной экономики с другой стороны: большая доля сырьевого сектора, представленного добычей нефти, является критическим условием роста/спада экономики в зависимости от внешней конъюнктуры цен на углеводороды. Она препятствует развитию менее прибыльных секторов экономики. И большинство из принявших участие в исследовании бизнесменов оценивали наличие развитой нефтехимической индустрии как «сырьевое проклятие» Татарстана, мешающее развитию МСБ сектора в экономике республики, которая «сидит на нефтяной игле».

Почему МСБ Татарстана не растет? 4 особенности институционального уклада «патриархальная модель управления» Татарстанское общество сегодня представляет собой сложное сочетание традиционалистских и модернистских культурных интенций, которые находятся в противоречивой динамике. Можно сказать, что современный Татарстан в значительной степени развивается по патриархальной модели, представляя собой строго иерархичное общество, где ключевым конкурентным преимуществом является контактная встроенность в региональную административную систему, на которую завязаны основные финансовые потоки.

Почему МСБ Татарстана не растет? 4 особенности институционального уклада «Клановая система» Патриархальная модель управления опирается на «клановую систему», которая пронизывает социальный порядок на самых разных уровнях и в значительной степени определяет правила и принципы бизнес активности: доверять можно только «своим», родственник – это лучший деловой партнер, а неформальные связи надежнее остальных. Доверие возможно только среди «своих», которыми являются в первую очередь родственники.

Почему МСБ Татарстана не растет? Основные противоречия татарстанской модели развития либерально- рыночные декларации локальный бизнес- климат республиканская политика поддержки МСБ глобальная политэкономическая неопределенность фискальные интенции федерального правительства патриархальная модель управления vs.

Почему МСБ Татарстана не растет? Выводы ВЫВОДЫ « Федеральные ограничения», «нефтяная игла», «клановая система» и «патриархальная модель управления» - совокупно определяют перспективы и ограничения развития МСБ в республике В патриархальной системе распределение ресурсов организовано не по рыночной модели. Это «общество с порядком ограниченного доступа», для которого характерно распределение ренты между ограниченным кругом лиц, происходящее в результате негласных договоренностей элит. Представители «элитного клуба» всячески ограничивают возможности создания конкурирующих с ними структур, как политических, так и экономических (Норт, Уоллес, Вайнгаст: 2011) Консервация клановых отношений препятствует вертикальной карьерной мобильности по меритократическим критериям (компетентности, квалификации), что стимулирует коррупцию, приводит к дефициту профессиональных кадров и тормозит развитие Татарстана как глобально конкурентного региона

Оценка республиканской политики поддержки МСБ с точки зрения молодых бизнесменов с одной стороны: в Татарстане развиваться элементы реальной инфраструктуры, разработаны программы, формируются кластерные технопарки, бизнес- инкубаторы, упрощена процедура регистрации фирмы по системе «одного окна», запущена программа «Техноприсоединение» и пр. По темпам создания объектов инфраструктуры для развития МСБ, в том числе в сфере хайтек, РТ занимает одно из лидирующих мест в стране. Предприниматели признают, что руководство республики много вкладывает в развитие инфраструктуры. с другой стороны: - с точки зрения бизнесменов, произведенной инфраструктуры в республике пока не достаточно - кроме того она функционирует в режиме неравного доступа – лишь меньшинство предпринимателей Татарстана могут воспользоваться новыми инфраструктурными «оазисами» - пока мало эффективных механизмов по развитию инфраструктуры для МСБ за пределами отдельных «точек роста» (технопарков, ОЭЗ и проч.). Бизнесмены постоянно испытывают трудности с арендой офисных, складских и производственных помещений, ограничены высокими тарифами на электричество, воду и газ. Развитие материальной инфраструктуры для поддержки МСБ

Оценка республиканской политики поддержки МСБ с другой стороны: - денег на поддержку МСБ выделяется мало - реальную финансовую поддержку в среднем получают не более 0,4% предпринимателей в год - финансовая поддержка распределяется не до конца прозрачно + наблюдается дисбаланс по линии центр-периферия (в прошлом году лизниг-грант получили в основном бизнесмены казанской агломерации) - предприниматели не слишком хорошо информированы о возможностях получения финансовой или инфраструктурной поддержки. Нет «единого окна» для получения информации о республиканских программах - похоже, что поверх государственной инфраструктуры поддержки МСБ, постепенно наросла коммерческая инфраструктура доступа к инфраструктуре поддержки. Консалтинговые агентства, предлагают целый спектр услуг по оформлению и подаче заявок, гарантируя, что проект не будет «завернут» из-за непронумерованных страниц или других формальностей Финансовая поддержка сектора МСБ с одной стороны: - Татарстан занимает лидирующее место по финансированию, приходящемуся на один субъект МСП - Правительство РТ эффективно привлекает федеральные средства для республиканских программ поддержки МСБ - через целевые программы происходит выделение субсидий, грантов и кредитов - в республике действует несколько программ финансовой поддержки и субсидирования субъектов МСБ, среди которых чаще всего упоминалась программа «Лизинг-грант», изредка Старт-1 и Старт-2 - действует также Гарантийный фонд, планируется создать Фонд микрофинансирования

Оценка молодыми бизнесменами республиканской политики в области поддержки МСБ Татарстана Карьера предпринимателя становится все менее привлекательной в Татарстане. Среди участвовавших в нашем исследовании бизнесменов преобладает мнение, что причиной тому неблагоприятные условия для деловой активности в РТ и в России в целом. Отсутствие дешевых заемных средств, растущие налоги, коррупция, слабая правовая защищенность собственности, а также возрастающая неопределенность не стимулирует притока в сферу малого и среднего бизнеса новых предпринимателей. Целевые гранты невелики, система распределения не всегда прозрачна. Для предоставляемых сумм объем собираемых документов таков, что бизнесмен еще подумает, насколько адекватна эта поддержка тем усилиям, которые требуются для ее получения. Многие предприниматели предпочитают просто не вовлекаться в государственные программы поддержки. В целом, политика республиканского Правительства в отношении малого и среднего бизнеса оценивается в бизнес-сообществе как мало эффективная: «Развитие экономики начнется у нас, если власть станет прислушиваться к бизнесу, потому что бизнесмен лучше чиновника понимает в реальной экономике» (Рамиль, 30 лет, производство и строительство).

Оценка республиканской политики поддержки МСБ с точки зрения молодых бизнесменов ВЫВОДЫ Несмотря на последовательные попытки Правительства РТ изменить ситуацию к лучшему, в настоящее время бизнес- климат в республике отличается высокой неопределенностью и, следовательно, коротким горизонтом планирования его акторов Перманентное состояние неопределенности способствует популяризации стратегий «получение прибыли здесь и сейчас», «кто не успел, тот опоздал», которые препятствуют созданию лонгитюдных ответственных отношений с партнерами и с клиентами, формированию локальной бизнес-этики. Короткий горизонт планирования накладывает ограничения на рост деловой активности акторов региональной экономики, в том числе и в секторе МСБ. В республиканском бизнес-сообществе доминирует взаимное недоверие, провоцирующее высокие транзакционные издержки.

Красным выделены барьеры, преодолеваемые на региональном уровне Барьеры развития МСБ в РТ из перспективы предпринимателей высокое налоговое давление на МСБ неразвитая инфраструктура для МСБ (аренда, энерго-тарифы, водоотведение, логистика и связь) изменчивость законодательной базы и слабая судебная система отсутствие системного практического бизнес-образования дефицит дешевых кредитов контролирующие институты и коррупция высокая неопределенность короткий горизонт планирования кадры, человеческий капитал и «утечка мозгов»

В интервью с предпринимателями Татарстана красной нитью проходила одна простая идея: государство должно минимально вмешиваться в регулирование сферы МСБ – нельзя административно организовывать рынки, ведь они возникают и развиваются в логике свободной конкуренции, очень далекой от административной логики чиновников. Чиновник не может научить бизнесмена как делать бизнес. Эффективные механизмы модернизации экономики и пути преодоления существующих барьеров в развитии МСБ Правительство РТ должно искать в сотрудничестве с предпринимателями республики. Первые шаги в этом направлении уже сделаны – «Дорожная карта», 2013 – плод успешного взаимодействия ТПП и Минэкономики РТ. Возможные драйверы и пути развития татарстанской модели При разработке стратегии «Татарстан-2030» для сферы МСБ необходимо поменять иерархичный характер отношений чиновника и бизнесмена: они должны перейти на «рельсы» равноправного партнерства, которое может развиваться в процессе реализации общего для бизнеса и чиновничества интереса – модернизации социально-экономической модели Республики Татарстан. Как отметил в интервью один из экспертов: «Самое главное – менять мышление».

Несмотря на большой список проблем, сектор МСБ в Татарстане имеет шансы для своего укрепления и роста. Здесь у малого бизнеса есть несколько «союзников»: ответственное Правительство, постоянно озабоченное проблемами МСБ, НКО и профессиональные ассоциации, объединяющие местных бизнесменов, деловые СМИ, профессионально информирующие, дискутирующие и моделирующие бизнес проблематику, наконец, человеческий капитал - новое поколение татарстанских предпринимателей, ориентированное на рыночные ценности, готовое к конкурентной борьбе. Возможные драйверы и пути развития татарстанской модели Если руководство Татарстана хочет повлиять на социально-экономическую динамику республики, то оно должно перераспределить ресурсы и возможности в сторону местной молодежи. Именно, молодежь может стать драйвером, способным сдвинуть долу МСБ в экономики Татарстана с 25%.

© Проект «Татарстан-2030», 2014 г. Настоящий документ разработан в рамках Проекта «Татарстан-2030» и никакая его часть не может быть воспроизведена или передана в какой бы то ни было форме и какими бы, то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, если на то нет письменного разрешения. Спасибо за внимание!