Библиотеки и издательства в новой медийной среде Оптимизация вузовской подписки и гибкое комплектование как стратегия экономики электронных ресурсов Костюк.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Библиотеки и издательства в новой медийной среде ЭБС и публичные (научные) библиотеки - актуальные вопросы взаимодействия. На примере ЭБС "Университетская.
Advertisements

«Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной.
ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ: итоги года работы по новым лицензионным нормативам Костюк К.Н. Генеральный директор ООО «Директ-Медиа» Научно-практическая.
Библиотеки и издательства в новой медийной среде Агрегатор контента национального масштаба. Вместо дюжины ЭБС ! На примере Электронно-библиотечной системы.
Издательство «ЮРАЙТ» АССОРТИМЕНТ КАЧЕСТВО РАЗВИТИЕ 900 грифованных учебников по различным направлениям для подготовки бакалавров и магистров Ведущие научные.
Библиотеки и издательства в новой медийной среде Книжное информационное пространство и индустрия электронных библиотек Костюк К.Н. Генеральный директор.
Итоги российского ЭБС- строительства. Год первый. Сотрудничество вузов и агрегаторов для оптимизации ЭБС вуза Международная конференция «Инновационные.
Комплектование библиотек электронными ресурсами: что может предложить рынок? Костюк К. Н., ООО « Директ - Медиа » ЛИБНЕТ -2011, Звенигород.
Зарубежные электронные ресурсы: особенности комплектования периодическими изданиями ВСЕРОССИЙСКИЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ КОНГРЕСС: XIX ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РОССИЙСКОЙ.
LOGO Выпускная квалификационная работа На тему «» Выполнил Научный руководитель 1.
Библиотеки и издательства в новой медийной среде Книгообеспеченность в библиотеке образовательного учреждения с Электронно-библиотечной системой «Университетская.
«РЫНОК УСЛУГ ЭБС И ЛИЦЕНЗИОННЫЕ НОРМАТИВЫ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ВУЗОВ ЦИФРОВЫМ КОНТЕНТОМ» Костюк К.Н. Генеральный директор ООО «Директ-Медиа» «Современная библиотека.
Публичные библиотеки в условиях дефицита бюджета: новые подходы к комплектованию электронными ресурсами АЙДАКОВА АНАСТАСИЯ ГЕННАДЬЕВНА, ЭБС «БИБЛИОРОССИКА»,
Адаптация подписной политики ЭБС к новым образовательным стандартам вузов АЙДАКОВА АНАСТАСИЯ ГЕННАДЬЕВНА, ЭБС «БИБЛИОРОССИКА», КОММЕРЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР Самара,
ЭБС « УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ONLINE» - МОДЕЛИ ДОСТУПА И СЕРВИСЫ Александр Алексеев ООО « Директ - Медиа »
Библиотеки и издательства в новой медийной среде ЭБС «Университетская библиотека онлайн»: Чем мы можем быть полезны? Костюк К.Н. Генеральный директор ООО.
Задача издательства «ЮРАЙТ» - предоставить преподавателям и учащимся качественный образовательный контент КАЧЕСТВО Ведущие научные школы (МГУ, СПбГУ,
ЭБС В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ А.В.Молчанов, «Политехресурс»
ЭБС – альтернатива традиционному учебному фонду вузовской библиотеки? Плюсы и минусы. Директор библиотеки филиала ДВФУ в г. Уссурийске Соловьёва Е.Д.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
Транксрипт:

Библиотеки и издательства в новой медийной среде Оптимизация вузовской подписки и гибкое комплектование как стратегия экономики электронных ресурсов Костюк К.Н. Генеральный директор ООО «Директ-Медиа» Санкт-Петербург, июнь 2014

Зачем нужно оптимизировать подписку? Качество электронной подписки = качество образовательной услуги вуза. Задачи оптимизации: 1. Сэкономить средства: за меньшие деньги подписать максимальный объем ресурсов. 2.Добиться, чтобы профиль ресурсов максимально соответствовал профилю вуза. 3. Репрезентативно охватить научную литературу, выпускаемую по теме! 4. Избежать дублирования контента, иметь качественную платформу и комфортный доступ к контенту.

Разнообразие электронного рынка Электронный рынок сложно структурирован: разный ассортимент, с разными подходами к комплектованию; разные модели, формы и условия подписки; разный вид и способы предоставления информации. Сегодня существует более 15 агрегаторов электронных книг (ЭБС) + более 10 моделей подписки + разные форматы электронных ресурсов: периодика, базы данных, электронные курсы, зарубежные ресурсы.

Как извлечь максимальные выгоды при подписке? Математические модели оптимизации подписки: Бредихин С.В., Кузнецов А.Ю. Методы библиометрии и рынок научной электронной периодики. Новосибирск, Оптимизация зависит от формулирования условий и количества переменных. 1. Модель одностороннего рынка: поставщик продает подписку потребителю. 2. Модель двустороннего рынка: поставщик работает на рынке авторов и рынке потребителей. ! Феномен информационных товаров: предельные издержки на их распространение равны нулю. Если дистрибутивные и трансакционные расходы больше нуля, товары ведут себя как традиционные.

Выводы математических моделей 1. Полное пакетирование – оптимально для экономии трансакционных издержек и рекомендуется однородным пользователям. Достигается минимальная средняя цена за книгу. - базовые коллекции для базовых дисциплин по направлениям 2. Частичное пакетирование – оптимально при условии разнородности пользователей. Достигается снижение чека при гарантии профильности коллекции. Но! В этих моделях издатель использует «межгрупповую ценовую дискриминацию» – те, кому это нужно, платят больше! - издательские и тематические коллекции для специальных дисциплин 3. Точечная покупка (высокие трансакционные издержки) – оптимально при высоких бюджетах или невысоком ассортименте книг. Максимальная цена за книгу, но гарантирована ее востребованность.

Лимитированный или безлимитный доступ? Нелимитированные модели дают большие возможностей и свободы: иначе риск отказа в случае превышения лимита или риск упущенных возможностей. Лимитированные модели выгодны, когда имеется полная информация об объеме потребностей у конечного пользователя: не требуется дополнительных возможностей. Экономия. В безлимитных моделях выбор осуществляет читатель, в лимитированных – библиотекарь. Fishburn P. C., Odlyzko A. M., Siders R. C. Fixed fee versus unit pricing for information goods: competition, equilibria, and price wars//First Monday V. 2, N 7.

Почему бесполезны математические модели? Потребительская полезность – точное знание того, в каком объеме, какие ресурсы будут нужны конечному потребителю. – Ее знание позволяет сужать возможности и делать более точечные закупки. Но! - Стоимость выявления ее может быть очень дорогой и ложится на плечи заказчика (работа с кафедрами, статистикой, опросы). Эта величина субъективна, многомерна и не может быть выведена математически. Потребительская полезность неизвестна ни поставщику, ни даже потребителю. Поэтому математические модели расчета оптимизации подписки могут иметь только ограниченную ценность.

Не переплатить! – Почему это не так важно? Совокупная полезность - складывается из суммарного излишка (прибыли) поставщиков и суммарного излишка (экономии средств) потребителей. Максимизация выгоды поставщиков ведет к росту и разнообразию контента (предложения). Максимизация выгоды потребителей (библиотек) ведет к увеличению спроса (бюджетных возможностей). Рыночный механизм снижения цены - Информационные товары имеют тенденцию к ценовым войнам: отсутствие трансакционных издержек побуждает снижать цены по сравнению с конкурентом ради получения рыночных преимуществ. Снижаясь до нуля, войны разрушают рынок (Фишбурн). Точка рыночного равновесия – пункт, в котором изменение цены одного конкурента не влияет на цены другого. – Это точка золотой середины, в которой выровнены спрос и предложение, оптимальна выгода поставщика и выгода потребителя. ! На рынке ЭБС наблюдается состояние ценовых войн – когда точка рыночного равновесия только нащупывается. Предстоит активная фаза ухода игроков с рынка.

Две парадигмы подписки на электронные ресурсы Научная инновационная деятельность – предполагает неопределенность и открытость возможностей. Ориентирована на научные исследования, предполагающие многообразие информации, свободу научного выбора, написание творческих работ. Образовательная учебная деятельность – опирается на отношения учителя и ученика, концептуальная основа передачи знания - учебник. Ориентирована на усвоение готовой концепции, ограничение информации, ведущую роль преподавателя

Образование versus Наука Образование Наука С чем работаем:Учебник Монографии и статьи К чему обращаемся:Знания Научная информация В каких объемах востребованы: Посильные объемы усвоения Широкие объемы исследования Формы коммуникации:Усвоение и запоминание Творческий обмен Направленность:Обобщенное фиксированное знание Инновационная творческая мысль Требования:Высокое качество подготовки Репрезентативное количество источников Способы распространения:Коммерческие, лицензионные Некоммерческие, открытые, Формы доступа:Точечные Пакетные Характер ресурсов:Специальные Универсальные, междисциплинарные

Образование через науку Реформа высшего образования направлена на претворение научно-образовательного подхода, синтез парадигм: в этом суть деятельностного и компетентностного подходов Несовременно: учиться по одному учебнику, по базовому профилю, только лишь усваивая теоретические знания; Современно: учиться в процессе творческой и практической работы, в процессе дискуссии, самостоятельной разработки междисциплинарных тем. Вузы-консерваторы, ориентированные только на образование, выбирают минимальные расходы на электронные ресурсы, точечное комплектование, простые решения. Вузы-лидеры, ориентированные на науку, выбирают только научные ресурсы, ведут избирательную политику.

Модели подписки на рынке 1. Базовые коллекции – политематические универсальные книжные коллекции, сформированные по принципу полного пакетирования. Отвечают задачам научного исследования и отчетности по книгообеспеченности. 2. Издательские коллекции – профильные коллекции от издательств, концентрирующих учебную литературу. Несут в себе издательский бренд, сформированы по принципу частичного пакетирования. 3. Тематические коллекции – профильные коллекции литературы, объединяющие ресурсы издательств и университетов. Частичное пакетирование, совмещающее научную и учебную литературу по теме. 4. Точечные покнижные закупки – аналог традиционного комплектования. Отрицают пакетирование, отвечают традиционным подходам в образовании.

Кто что подписывает? 1. Базовые коллекции – незаменимы для научно- ориентированных вузов -Крупные универсальные вузы для закрытия базовых дисциплин -Средние и небольшие вузы для «галочки» по ЭБС 2. Издательские коллекции – безальтернативно для работы с ведущими издательствами - Крупные и средние вузы для закрытия профильных направлений 3. Тематические коллекции – незаслуженное забвение - Небольшой спрос, небольшое предложение 4. Точечные покнижные закупки – подспорье для экономии на учебниках -Крупные вузы для замены бумажных закупок учебников -Крупные и средние вузы для незакрытых дисциплин

Все 4 модели! New!!! Гибкое пакетирование в «Университетской библиотеке онлайн» - решает пользователь!

I. Точечное комплектование Комплектование по УГС: Книги подбираются вузом самостоятельно из ассортимента ЭБС. Формы доступа: 1. Покупка в собственность (на 5 лет) – 2. Покупка доступа на платформе (1-3 года) – Цена: самая дорогая форма приобретения – от 3000 до за книгу. Количество доступных учебников разных издательств по УГС в «Университетской библиотеке онлайн» для точечного комплектования – ок позиций.

II. Инструменты оптимизации Издательских коллекций Рынок издательских коллекций – наиболее прозрачно оформившийся сегмент электронных ресурсов («Лань», «Бином», «Флинта», «Машиностроение» и др.). С 1 июля – предоставление коллекций издательства «Кнорус» Цена: книги дороги – от 500 до 3000 р. за книгу. Пути оптимизации: исключение дублирования коллекций; предоставление коллекций из одного окна; комфортная ИТ-платформа для доступа. «Университетская библиотека онлайн»: при покупке доступа «базовая +» - на 25% включены издательские коллекции на выбор. (Новый сервис: Калькулятор подписки)

III. Оптимизация базовых коллекций К базовым коллекциям обращена основная претензия по оптимизации – в большой коллекции всегда присутствует непрофильная, неиспользуемая, «бесполезная» литература. Для научной литературы это обвинение некорректно. Базовая коллекция – сложное структурное образование. Формируется из двух блоков: Научный некоммерческий пакет (научная литература, свободная от авторских прав) Коммерческий правный пакет (учебная и ценная научная литература): – «Бесполезная» литература – Полезная литература – Необходимая литература

Структура базовых коллекций Необходимое Полезное Бесполезное Некоммерческое Базовая коллекция величиной книг, среди которых – правных книг. Стоимость для вуза человек – 1 млн. руб. Стоимость 1 книги = 10 руб.

Вычитая лишнее. Сколько стоит одна книга? Некоммерческая 50% (50000) Коммерческая 50% (50 000) Бесполезная Полезная (10%) 5000 Необходимая (10%) млн. руб/ книг 1 млн. руб/ млн.руб/5000 книг 1 млн. руб/500 книг

Цена книги базовой коллекции Полная коллекция ( книг): В 1 книга = 10 руб. Правные книги (50 000): 1 книга = 20 руб. Профильные книги (5 000): 1 книга = 200 руб. Необходимые книги (500): 1 книга = 2000 Вы потратите те же деньги, покупая 500 книг покнижно, и за базовую коллекцию, включающую эти книги. Стоимость 1 книги в базовой Стоимость 1 книги в издательской Стоимость 1 книги покнижно Расчет стоимости подписки По величине вуза По количеству книг Стоимость 1 книги вообще Стоимость 1 профильной книги Стоимость 1 необходимой книги

Две экономики электронной подписки 1. «Пакетная» подписка отталкивается от стоимости всей совокупности входящих книг плюс «оптовая скидка». 2. Стоимость базовой коллекции отталкивается от стоимости ИТ- платформы (рассчитывается по стоимости студента, а не количества книг) Скидка 10% на пакетные коллекции понижает их цену на руб. Скидка базовой коллекции на 10% понижает стоимость книг в разы Базовая Пакетная Коллекция 3Коллекция 2Коллекция 1 ИТ- платф орма Базовая, которая стоит для большого вуза 1 млн., для небольшого вуза может стоить 100 тыс.

ВЫВОДЫ! 1. Подписные модели электронных ресурсов позволяют гибко моделировать доступ и снижать стоимость книг в десятки раз. 2. Невозможно математически оптимизировать подписку, поскольку всегда неизвестной будет «потребительская полезность» коллекций. Выбор модели подписки должен определяться целями и политикой вуза (научной или учебной). 3. В основе покнижного и коллекционного комплектования лежит разная экономика. Снижение цены ЭБС вытекает не из оптовой скидки на книги, а из скидки на комплектование 1 пользователя и это дает революционный экономический эффект. Разница экономик: В точечном режиме Вы можете приобрести 500 необходимых книг, а в пакетном режиме – за эти же деньги получить книг в придачу!

Оптимизация использования Согласно статистике «Университетской библиотеки», минимальная цена книгообращения для вуза (Международный институт экономики и права) – 54 руб. Максимальная цена книгообращения (Институт русского театра) – 7778 руб. Оптимальная стоимость – руб. Только 25% подписчиков укладываются в нее Только 10% учащихся регистрируются в ЭБС Неудовлетворительные результаты – у крупных вузов, вузов дистанционщиков, вузов повышения квалификации Эффективность использования не зависит от профильности и от качества контента – она зависит только от внутренней работы работы библиотеки в вузе, от уровня преподавательского состава и качества обучения. Подписка – это как билет в фитнесс-клуб: возможность потрудиться. Низкое использование дискредитирует не ЭБС, а наши подходы и уровень образования!

Библиотеки и издательства в новой медийной среде ООО «Директ-Медиа» Костюк Константин Генеральный директор +7 (495) (495) Отдел продаж Последние новости: 17 вузов Крыма бесплатно подключены к ЭБС «Университетская библиотека онлайн»!