1 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2 СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ История становления социальной психологии Психология общения и взаимодействия Психология группы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
Advertisements

Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
В 2014 году «Колокольчику» исполняется 50 лет!!! 208 чёрно-белых фотографий из детсадовского архива Как молоды мы были …
Ед. дес Задание 1. Задание 2 Задание 9.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
1 ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ специфика социально-психологического подхода к исследованию личности.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Итоги Интернет – тестирования учащихся 9 и 11 классов школ города Казани (1 – 3 марта 2011 г.) Саркисова И. И., методист ГМЦ.
Урок 2. Информационные процессы в обществе и природе.
1 РОЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ Выполнили: студенты АСК 2011 год.
Малые группы Презентацию составила учитель истории и обществознания МОУ города Кургана «СОШ 56» Кашина Ирина Викторовна.
Результаты проведения региональных диагностических контрольных работ по русскому языку, математике и физике для учащихся 9 и 11 классов в общеобразовательных.
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
« Учитель по определению человек, понимающий проблемы детей». А. Адлер.
Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
План. 1. Понятие малой группы в психологии. 2. Социально-психологические процессы в малых группах. 3. Понятие коллектива как малой группы. 4. Социальный.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ Хромушин В.А., д.б.н., к.т.н., академик МАИ и АМТН 2010 г. ГРАФИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТИРУЮЩИХ.
Г. Москва, тел.: +7 (495) , Internet: Методы бизнес-анализа в системе Бизнес-инженер.
Транксрипт:

1 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

2 СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ История становления социальной психологии Психология общения и взаимодействия Психология группы Социальная психология личности

3 ЛИТЕРАТУРА Базовый учебник Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, Основная литература 1)Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, )Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, )Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: Изд-во Проспект, )Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс,

4 Тема 1. Социальная психология в системе научного знания 1. Место социальной психологии в системе научного знания. 2. История становления социальной психологии. 3.Предмет, задачи и методы современной социальной психологии. 4.Фундаментальная, прикладная и практическая социальная психология.

Место социальной психологии в системе научного знания

6 Междисциплинарный статус социальной психологии СОЦИОЛОГИЯПСИХОЛОГИЯ «СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ» СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ» СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

7 Два подхода в дискуссии о месте социальной психологии (Дж. Мак Дэвид, Г. Харари)

8 ИНТРАДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД Социология Социальная психология Психология Социальная психология

9 ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД Социология Психология Социология Психология Социальная психология

10 Социальная психология и биология кооперативные и конкурентные отношения альтруистическое поведение и взаимопомощь агрессивное поведение и подчинение авторитету сексуальное поведение и продолжение рода половые (гендерные) различия в поведении и др.

11 Уровни объяснения Интегративное объяснение Специфическое объяснение Философия Социология Социальная психология Психология Биология Химия Физика

История становления социальной психологии

13 Теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину появление социально-психологических идей в ходе развития философской мысли появление первых социально-психологических теорий (середина XIX века)

14 ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ Создатели – философ М. Лацарус и языковед Г.Штейнталь. Ключевая мысль: главная сила истории – народ, «всеобщий дух», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное сознание есть лишь его продукт. Дальнейшее развитие – в работах В. Вундта. Психология – наука, складывающаяся из двух частей – физиологической психологии (экспериментальной дисциплины) и психологии народов (описательной науки).

15 ПСИХОЛОГИЯ МАСС Создатели – юрист С. Сигеле и социолог Г. Лебон. Основная идея: всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Вообще поведение человека в толпе характеризуется: обезличиванием (господством импульсивных, инстинктивных реакций); резким преобладанием чувств над интеллектом и его утратой; утратой личной ответственности.

16 ТЕОРИЯ ИНСТИНКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Создатель – английский психолог У. Мак Дугалл. Главная мысль: причиной социального поведения являются врожденные инстинкты, которые, в свою очередь, лишь реализуют всеобщий принцип жизни – стремление к цели. Внутренним выражением инстинктов являются эмоции, образуя устойчивые парные связи.

год «Введение в социальную психологию» (Великобритания) У. Мак Дугалл (психолог) «Социальная психология» (США) Э. Росс (социолог)

18 Экспериментальный период в развитии социальной психологии Общие признаки: 1) главным объектом исследования становится малая группа; 2) происходит увлечение экспериментальными методиками; 3) противопоставление исследования «умозрительной спекуляции» приводит к отказу от теоретических разработок.

19 Основные теоретические ориентации в социальной психологии ХХ века Бихевиоризм Психоанализ Когнитивизм Интеракционизм

20 Европейская социально-психологическая мысль (за восстановление «социального контекста») Теория социальной идентичности (А. Тешфел, Великобритания) Теория социальных представлений (С. Московиси, Франция)

Предмет, задачи и методы современной социальной психологии

22 Дискуссия о предмете социальной психологии в России (1920-е годы) Г.И. Челпанов: «Следует разделить психологию на две части – социальную (марксистскую) и эмпирическую (независимую)» Возражения : В.А. Артемов: П.П. Блонский: В.М. Бехтерев: К.Н. Корнилов М.А. Рейснер Вывод: вся психология становится социальной, поэтому отдельная «социальная психология» не нужна!

23 Продолжение дискуссии в х годах Появилось три подхода: Социальная психология – наука о массовидных явлениях психики (общественное мнение, слухи, мода и т.п.) Предметом социальной психологии является личность в системе межличностных отношений и общения Социальная психология – наука, изучающая и массовые психические процессы,и положение личности в группе

24 Предмет современной социальной психологии (Андреева, 2002) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп

25 Задачи современной отечественной социальной психологии 1. Корректное отношение к зарубежной социальной психологии (ее теоретическим позициям, методам и результатам исследований) 2. Сохранение наряду с высоким профессиональными мастерством гражданской ответственности исследователя

26 Методы социальной психологии Методы исследования Методы воздействия Методы обработки информации Методы сбора информации

27 Методы социально- психологического исследования наблюдение изучение документов (контент-анализ) опрос психодиагностика (тестирование) эксперимент

Фундаментальная, прикладная и практическая социальная психология

29 Фундаментальное и прикладное исследование в социальной психологии Фундаментальное исследование Цель – открытие законов развития изучаемого предмета. Результат – новое знание о предмете Прикладное исследование Цель – применение на практике фундаментальных знаний Результат – рекомендации по решению конкретной практической проблемы

30 Практическая социальная психология (или Социально-психологическое вмешательство) практический психолог не проводит исследований и не дает рекомендаций, он сам вмешивается в социально-психологический процесс и сам решает некоторую проблему

31 Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии

32 Управление и развитие организации Психологические качества руководителя Деловое общение Развитие организации Организационная диагностика Управление персоналом Командообразование

33 Массовая коммуникация и реклама Психологическая характеристика (коллективного) коммуникатора Психологический портрет аудитории Психологические особенности канала передачи информации Психологические механизмы эффективности рекламы

34 Образование Психологическое просвещение Психологическая профилактика Психологическое консультирование Профессиональная ориентация

35 Семья Психологическая подготовка к созданию семьи Психологическое консультирование по проблемам супружеских отношений Психологическое консультирование по проблемам родительско-детских отношений

36 Правоохранение Психологический портрет преступника на этапе расследования Профилактика противоправного поведения Психологические механизмы принятия решения судом присяжных

37 Политика Психологическое консультирование в период выборов Психологическое сопровождение политической деятельности

38 Социальная психология науки

39 Тема 2. Место общения в жизни человека 1. Категория общения в социальной психологии 2. Структура и функции общения 3. Виды общения

Категория общения в социальной психологии

41 «Социальный контекст» как вся совокупность реальных отношений личности с внешним миром включает в себя: общественные отношения межличностные (психологические) отношения

42 Общественные и межличностные отношения Общественные отношения изучаются социологией есть отношения индивидов как представителей социальных групп или слоев есть отношения между социальными группами носят безличный характер Межличностные отношения изучаются социальной психологией существуют «внутри» общественных отношений опосредствуют влияние общества на личность отражают индивидуально- психологические особенности

43 РОЛЬ Место, или положение, занимаемое индивидом в той или иной системе отношений, обозначается термином РОЛЬ «Нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего это положение» (И.С. Кон) СОЦИАЛЬНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВНУТРИГРУППОВЫЕ

44 Ролевые конфликты внутриролевой конфликт (противоречивые ожидания к одной роли со стороны различных социальных групп) межролевой конфликт (выбор актуальной роли из множества противоречащих друг другу)

45 Эмоциональная основа межличностных отношений конъюнктивные чувства дизъюнктивные чувства Метод социометрии Я. Морено

46 Общение и есть реализация всей системы отношений человека Вне общения немыслимо само человеческое общество. Таким образом, общение выступает как: способ объединения индивидов в общество способ развития самих индивидов

47 Единство общения и деятельности Общение и деятельность – две стороны социального бытия человека, его образа жизни (Б.М. Ломов, 1976) Общение включено в любую деятельность человека, поэтому оно – сторона деятельности, а деятельность – условие общения (А.Н. Леонтьев, 1975) Общение – это особый вид деятельности, например, –деятельность общения у младенца (М.И. Лисина, 1996) –речевая деятельность (А.А. Леонтьев, 1997)

48 Посредством общения организуется и обогащается совместная деятельность. Построение плана совместной деятельности требует от каждого участника правильного понимания ее целей и задач, уяснения специфики ее объекта, а также возможностей каждого в ее реализации.

Структура и функции общения

50 Стороны общения (Г.М. Андреева) коммуникативная (обмен информацией по поводу совместной деятельности) интерактивная (обмен действиями в ходе организация совместной деятельности) перцептивная (восприятие и познание друг друга в ходе установления взаимопонимания)

51 «Измерения» общения Коммуникативное измерение Интерактивное измерение Перцептивное измерение

52 Функции общения (Б.М. Ломов, 1976) информационно-коммуникативная регуляционно-коммуникативная аффективно-коммуникативная

53 Функции общения (продолжение) формирования сознания развития личности, «подтверждения себя в Другом»

Виды общения

55 Классификация Ю.А. Шерковина (1979) ролевое общение (общественные отношения) личностное общение (психологические отношения)

56 Классификация Е.А. Родионовой (1981) Общение в совместной деятельности Личностное общение Монологическая форма Диалогическая форма

57 Классификация Л.А. Петровской и Ю.Е. Алешиной (1989) Деловое общение Воспитательное общение Диагностическая беседа Интимно-личностное общение

58 Тема 3. Общение как обмен информацией 1. Общение и коммуникация. Модели коммуникативного процесса 2. Вербальная коммуникация 3. Невербальная коммуникация

Общение и коммуникация. Модели коммуникативного процесса

60 СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ Управленческое воздействие Обратная связь

61 КОММУНИКАЦИЯ

62 КОММУНИКАЦИЯ КОММУНИКАЦИЯ (лат. communicatio) от communicato – делаю общим, связываю, общаюсь

63 Организация как система коммуникаций нисходящие коммуникации восходящие коммуникации горизонтальные коммуникации

64 УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ (Shannon, 1949) Источник информации Устройство кодирования Передатчик Приемник Устройство декодирования Сообщение Канал Адресант, Отправитель, Коммуникатор Адресат, Получатель, Реципиент П о м е х и

65 В человеческом общении информация не только передается, но и формируется, уточняется и развивается.

66 Основные отличия человеческого общения от коммуникации в кибернетических системах (по Г.М. Андреевой) Имеет место не простое движение информации, но отношение партнеров, которые стремятся выработать общий смысл Обмен информацией предполагает взаимное влияние, что может привести к изменению типа отношений Условие успешности - единство систем кодификации и декодификации информации, необходимо сходное понимание ситуации Возможно появление коммуникативных барьеров (социального или психологического характера)

67 Модель коммуникативного процесса в человеческом взаимодействии (F. Schulz von Tuhn) ТЕКСТ Предметное содержание Отношение Самораскрытие Призыв Отправитель Получатель

Вербальная коммуникация

69 Вербальная коммуникация (лат. verbalis – словесный) Денотат Коннотат Полисемия Синонимия

70 Коммуникативные барьеры (способы контрсуггестии по Б.Ф. Поршневу) ИЗБЕГАНИЕ АВТОРИТЕТ НЕПОНИМАНИЕ Фонетическое Семантическое Стилистическое Логическое

71 Фасцинация -совокупность средств, позволяющих преодолеть действие фильтров недоверия интонирование речи ритмическая организация музыкальное сопровождение и др.

72 Убеждающая коммуникация, или экспериментальная риторика Модель анализа массовых коммуникаций Г. Лассуэлла КТО? ЧТО? КАК? КОМУ? С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? коммуникатор сообщение канал аудитория эффективность

Невербальная коммуникация

74 Функции невербальных средств коммуникации дополнение речи замещение речи выражение эмоционального состояния выражение отношения к партнеру, к ситуации, к предмету разговора

75 Системы невербальных средств коммуникации Оптико-кинетическая (изучается кинесикой) Паралингвистическая Экстралингвистическая Пространственно-временная организация (изучается проксемикой) «Хронотоп» Контакт глаз

76 Тема 4. Общение как взаимодействие 1. Общение и взаимодействие 2. Структура взаимодействия 3. Типы взаимодействия 4. Формы организации совместной деятельности

Общение и взаимодействие

78 Основные точки зрения на сущность связи общения и взаимодействия отождествление общения и взаимодействия: и то, и другое есть обмен информацией взаимодействие – форма, а общение – содержание единого процесса

79 Интерактивная сторона общения фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность

Структура взаимодействия

81 социального действия Теория социального действия (М.Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) Единичное действие есть элементарный акт, включающий в себя ряд элементов (по Т. Парсонсу): Деятель «Другой» Нормы Ценности Ситуация

82 Структура взаимодействия как этапы его развития (по Я. Щепаньскому) Пространственный контакт Психический контакт Социальный контакт (совместная деятельность) Взаимодействие («систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера») Социальное отношение

83 «Позиционная» структура взаимодействия в транзактном анализе Э. Берна (1988) РЕБЕНОК «Хочу!» РОДИТЕЛЬ «Надо! Так положено!» ВЗРОСЛЫЙ «На основании имеющейся информации и при оценке вероятности наступления возможных последствий…» Реб.Род.Взр. Реб. Род. Взр.

Типы взаимодействий

85 Самая распространенная типология - дихотомическая КООПЕРАТИВНОЕКОНКУРЕНТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Реализация целей одного способствует реализации целей другого Действия, способствующие организации совместной деятельности Реализация целей одного затрудняет или исключает реализацию целей другого Действия, препятствующие организации совместной деятельности

86 Степени «продуктивной конкуренции» (по А.Г. Шмелеву, 1997) Соревнование Соперничество Конфронтация

87 КОНФЛИКТ как наличие противоположных намерений или целей у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях В структуру конфликта обычно включают (Л.А. Петровская, 1977): конфликтная ситуация объект конфликта позиции участников (оппонентов) инцидент («пусковой крючок») развитие и разрешение конфликта

88 КОНФЛИКТ как процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различия их интересов и ценностных ориентаций (Б.Л. Еремин, 1997)

89 КОНФРОНТАЦИОННАЯ (военная) ФАЗА стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет ликвидации чужого интереса

90 КОМПРОМИССНАЯ (политическая) ФАЗА стороны стремятся достигнуть своего интереса через переговоры, производя замену различающихся интересов на общий компромиссный

91 КОММУНИКАТИВНАЯ (управленческая) ФАЗА стороны достигают согласия, основанного на том, что суверенитетом обладают не только субъекты, НО И ИХ ИНТЕРЕСЫ, которые теперь становятся взаимодополняющими

Формы организации совместной деятельности

93 Единственным условием, при котором в научном анализе взаимодействия может быть сохранен содержательный момент общения, является рассмотрение взаимодействия как формы организации совместной деятельности. Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками, для достижения общего результата.

94 Задачи, выполняемые рабочими группами (Steiner, 1972) аддитивные компенсаторные дизъюнктивные конъюнктивные

95 Формы организации совместной деятельности (Л.И. Уманский, 1980) совместно-индивидуальная совместно-последовательная совместно-взаимодействующая

96 Совместно-творческая форма организации совместной деятельности (П.В. Малиновский, 1990) строится на принципах: индивидуального творчества социального творчества культурного творчества морального творчества

97 Тема 5. Общение как восприятие и познание людьми друг друга 1. Социальная перцепция и межличностное восприятие 2. Эффекты межличностного восприятия 3. Механизмы взаимопонимания 4. Эмоциональные регуляторы межличностного восприятия

Социальная перцепция и межличностное восприятие

99 Терминологические уточнения: «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ» Первоначально: «социальная детерминация человеческого восприятия» (Дж. Брунер, 1947) Позже (в социальной психологии): «восприятие социальных объектов – отдельных людей, малых и больших групп»

100 Полная схема процессов социальной перцепции Индивид Группа Sb – субъект восприятия Ob – объект восприятия SbOb Sb Ob

101 Уровневое строение процесса межличностного восприятия Восприятие внешних физических характеристик ВОСПРИЯТИЕ ПОЗНАНИЕ Восприятие поведенческих характеристик Представление о намерениях, мыслях, чувствах…Представление об отношениях между нами

102 Все исследования в области межличностного восприятия можно условно разделить на два класса: изучение СОДЕРЖАНИЯ социальной перцепции (какие характеристики объекта и субъекта восприятия, а также отношений между ними ложатся в основу образа партнера по общению); изучение самого ПРОЦЕССА восприятия, в частности эффектов, сопровождающих этот процесс, и механизмов, его реализующих

Эффекты межличностного восприятия

104 Эффект «первичности» наиболее значимой для формирования впечатления о незнакомом человеке оказывается первая информация о нем

105 Эффект «новизны» для формирования образа уже знакомого человека значимой оказывается последняя (новая) информация о нем

106 Эффект ореола («гало-эффект») перенесение общего эмоционального знака (положительного или отрицательного) первого впечатления о человеке на его частные психологические характеристики (особенно моральные качества)

107 Эффект стереотипизации мнение о человеке складывается не на основе реальной информации о нем и его поведении, а извлекается из прошлого опыта, хранимого в виде стереотипов «Социальный стереотип» – обобщенное и упрощенное представление о человеке на основе его групповой принадлежности (национальной, профессиональной и пр.).

Механизмы взаимопонимания

109 Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания Связь эта проявляется в двух планах: С одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке. С другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе.

110 В ходе познания другого человека одновременно происходит несколько процессов эмоциональная оценка другого человека попытка понять логику его поступков формирование представления о стратегии его поведения построение стратегии собственного поведения

111 Идентификация Идентификация (букв. «отождествление себя с другим») наиболее простой способ понимания партнера через уподобление себя с ним, попытка «поставить себя на его место»

112 Эмпатия Эмпатия (букв. «сопереживание, вчувствование») особый способ понимания партнера как попытка эмоционально откликнуться на его проблемы; так называемое «аффективное понимание»

113 Рефлексия (социальная) Рефлексия (социальная) (букв. «обращение назад, отражение») осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению

114 Каузальная атрибуция Каузальная атрибуция (букв. «приписывание причин») объяснение поведения другого человека в условиях недостатка объективной и полной информации путем приписывания ему причин этого поведения

115 В теории атрибуции (Г. Келли, 1984) различают три типа атрибуции личностная (причина поступка приписывается самому человеку – его намерениям, склонностям, способностям и т.п.); стимульная (причина приписывается объекту, на который направлено действие); обстоятельственная (причина приписывается внешним условиям совершения поступка, обстоятельствам)

116 Строя умозаключение о причинах поступка другого человека, «наивный психолог» пытается учесть три фактора: Согласованность (консенсус) – сходство поведения данного человека с поведением других людей в подобной ситуации Отличие поведения данного человека в других ситуациях Постоянство (последовательность) такого поведения этого человека в данной ситуации

Эмоциональные регуляторы межличностного восприятия

118 Аттракция Аттракция (букв. физическое притяжение, привлечение) – термин, одновременно относящийся к процессу зарождения и развития положительных чувств одного человека к другому к продукту этого процесса например, выделены уровни аттракции: ЛЮБОВЬДРУЖБА СИМПАТИЯ

119 Основные направления эмпирических исследований аттракции Sb Ob Особенности объекта аттракции 2. Особенности субъекта аттракции 3. Сравнительные особенности субъекта и объекта аттракции 4. Особенности взаимодействия между субъектом и объектом аттракции

120 Идеализация возлюбленного Идеализация возлюбленного как перцептивный феномен «Идеализация – это не неправильное, а другое восприятие, при котором в объекте любви видится не только то, что там есть сейчас, но и то, что там будет или может быть» В.А. Соловьев

121 Тема 6. Проблема группы в социальной психологии 1. Понятие группы в социальной психологии 2. Психология больших социальных групп 3. Общие проблемы исследования малой группы

Понятие группы в социальной психологии

123 Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами В общественных науках понятие «группа» употребляется в двух значениях: как результат произвольного объединения людей (группировки) по какому-либо общему признаку как реально существующая общность людей, объединенных какой-либо общей деятельностью или находящихся в сходных обстоятельствах

124 Для социальной психологии важно понять, какое влияние оказывает группа на человека, что она значит для него в психологическом плане.

125 Значимость группы для личности заключается прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в общественном разделении труда, и поэтому сама выступает СУБЪЕКТОМ определенного вида деятельности. Психологическими характеристиками «группового субъекта» являются: групповые интересы групповые потребности групповые нормы групповые ценности групповое мнение групповые цели

126 социальная (групповая) идентичность личности наличие «МЫ-чувства» Исторически: от «ОНИ» к «МЫ»

127 Классификация групп в социальной психологии (Г.М. Андреева) Группы Условные Реальные Естественные ЛабораторныеБольшие МалыеУстойчивые СтихийныеСтановящиеся Развитые

Психология больших социальных групп

129 Два вида больших социальных групп Случайно, стихийно возникшие (неорганизованные) – толпа, масса, публика, аудитория Долговременные, устойчивые (организованные) – социальные классы и слои, этнические группы (нации), профессиональные и половозрастные группы

130 Важным фактором возникновения больших стихийных групп является ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, которое дополняется информацией из средств массовой коммуникации и слухами Главные отличительные признаки общения в стихийных группах – стихийность передачи информации и утрата человеком чувства личного контроля над ситуацией

131 Способы воздействия на личность в стихийной группе Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным эмоциональным состояниям (механизм – многократное взаимное усиление психического воздействия) Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу (условие – некритическое восприятие информации) Подражание – воспроизведение образцов демонстрируемого поведения

132 В структуре психологии большой организованной социальной группы различают (Г.Г.Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В.Бромлей) психический склад как более устойчивое образование, к которому относятся социальный (национальный) характер, нравы, обычаи, традиции эмоциональная сфера как динамичное, подвижное образование, к которому относятся социальные потребности, интересы, настроения

Общие проблемы исследования малой группы

134 Исторические этапы исследований малой группы 1. Изучение влияния присутствия других людей на деятельность индивида (коактная группа) 2. Изучение внутригруппового взаимодействия и типа групповой деятельности (интерактная группа) 3. Изучение психологических характеристик группы как целого (структура и процессы) 4. Изучение группы в более широком социальном контексте, как субъекта социальных отношений

135 МАЛАЯ ГРУППА – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов

136 … это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов

137 Дискуссии о «нижней» и «верхней» количественных границах малой группы 2 или 3 ? n = 7 2

138 Основные психологические характеристики группы композиция (состав)композиция (состав) структураструктура –власти –коммуникации –межличностных отношений статус позиция роль нормы и ценностинормы и ценности –санкции (поощрительные и запретительные) процессыпроцессы –групповая динамика –групповое развитие

139 Классификации малых групп первичные – вторичные (Ч. Кули) формальные – неформальные (Э. Мэйо) членства – референтные (Г. Хаймен)

140 Основные направления исследований малой группы в западной социальной психологии Социометрическое (Я. Морено) –макро- и микроструктура общества –метод социометрии Социологическое (Э. Мэйо) –Хоторнские эксперименты –чувство принадлежности к группе –формальные и неформальные отношения Школа «групповой динамики» (К. Левин) –группа как динамическое равновесие сил –эксперименты с лабораторными группами

141 Каждое из этих направлений задало определенную линию в изучении малых групп, но ни в одном из них не была подчеркнута специфика малой группы как элемента более широкой общественной структуры, не задан принцип реализации в малой группе определенного вида общественных отношений. (Г.М. Андреева)

142 Тема 7. Динамические процессы в малой группе 1. Групповые процессы и групповая динамика 2. Формирование малой группы 3. Принятие группового решения 4. Лидерство и руководство в малой группе 5. Развитие малой группы 6. Межгрупповые отношения

Групповые процессы и групповая динамика

144 Три значения термина «групповая динамика» название теоретического направления в изучении малой группы, связанного с именем К.Левина совокупность методических приемов исследования малой группы, особый вид лабораторного эксперимента совокупность процессов, протекающих в малой группе в какой-то период ее существования

145 К числу важнейших динамических процессов малой группы относят образование (формирование) малой группы принятие группового решения лидерство и руководство в малой группе развитие малой группы

Образование (формирование) малой группы

147 Причины возникновения реальной естественной группы лежат, как правило, вне ее, т.е. они коренятся в более широкой социальной системе

148 Поиски ответа на вопрос «Как происходит психологическое оформление группы?» ведутся в двух направлениях: Изучение того, как принимаются уже существующие нормы группы каждым новым вступающим в нее членом – исследования феномена группового давления Изучение самого процесса становления групповых норм – исследования групповой сплоченности

149 Конформность Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы

150 Экспериментальные исследования конформности М. Шериф (1937) формирование групповых норм на материале «аутокинетического эффекта» С. Аш (1951) групповое давление с использованием приема «подставной группы» С. Милгрэм (1965) подчинение авторитету с использованием приема «фальсифицированной обратной связи»

151 Три разных типа поведения индивида в ситуации конфликта с мнением группы (А.В. Петровский) Внутригрупповая внушаемость – бесконфликтное принятие мнения группы Конформность – осознанное внешнее принятие при внутреннем расхождении Коллективистическое самоопределение – сохранение солидарности с коллективистическими ценностями в ситуации «мнимого» отказа группы от них

152 Информационная теория конформности М. Дойча и Г. Джерарда Социальное влияние Нормативное («большинство») Информационное («меньшинство») Основание власти: «Экспертиза – Закон» Основание власти: «Награда – Принуждение» Интернализация Согласие

153 Групповая сплоченность – процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей

154 Теоретические традиции в изучении групповой сплоченности Социометрический подход Я.Морено (индекс групповой сплоченности) «Групподинамический» подход Л.Фестингера (сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней) «Согласие» Т.Ньюкома (возникновение сходных ориентаций членов группы) «Деятельностный» подход А.В. Петровского (сплочение группы происходит на основе все большего включения индивидов в совместную деятельность)

155 Сплоченность – такая степень развития отношений в группе, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью

156 Три уровня групповой сплоченности (по А.В. Петровскому) Совместная деятельность и ее цели

Принятие группового решения

158 Основные выводы экспериментов К. Левина с американскими домохозяйками 1. Групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и увидеть разные стороны проблемы, что уменьшает общее сопротивление участников новой информации 2. Если решение, принятое группой является логическим выводом из групповой дискуссии, его значимость для отдельного индивида возрастает, поскольку оно становится групповой нормой

159 Методы, призванные повысить творческий потенциал группового принятия решения «Брейнсторминг» («мозговой штурм») А. Осборна «Синектика» У. Гордона и др.

160 Феномены группового принятия решения Эффект «нормализации (усреднения) группового мнения» (М. Шериф, 1937) Эффект «сдвига риска» (Дж. Стоунер, 1961) Общий эффект «СДВИГА ВЫБОРА» Эффект поляризации мнений в процессе принятия группового решения (С. Московиси, 1969)

161 Когда групповое решение оказывается хуже индивидуальных?! « Группомыслие» (groupthink) – стиль мышления людей в группе, где стремление к единодушию важнее реалистичной оценки возможных вариантов решения Факторы, усиливающие формирование groupthink очень высокая сплоченность и ярко выраженное «Мы-чувство» авторитарный способ руководства изоляция группы от альтернативных источников информации высокий уровень неопределенности одобрения индивидуальных мнений

Лидерство и руководство в малой группе

163 Терминологическое уточнение (Б.Д. Парыгин, 1971) Лидерство регуляция межличностных отношений в микросреде возникает стихийно нестабильно нет санкций простые непосредственные решения замкнуто внутри группы Руководство регуляция официальных отношений элемент макросреды задается извне устойчиво имеет и активно использует санкции сложные опосредованные решения представляет группу в широкой социальной системе

164 Резюме: лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, оно является исключительно групповым феноменом и поэтому относится к динамическим процессам в группе

165 Теории происхождения лидерства Теория черт (харизматическая теория): лидер – человек, обладающий определенными личностными чертами Ситуационная теория: лидерство – продукт ситуации Системная теория: лидерство – функция группы, необходимо различать инструментального (делового) и эмоционального (экспрессивного) лидера.

166 Вероятностная модель эффективности руководства (Ф. Фидлер, 1978) Руководитель, ориентированный на задачу Руководитель, ориентированный на отношения Ситуационный контроль: –степень благоприятности отношений с подчиненными –уровень власти (наличие санкций) –структура групповой задачи

167 Теории происхождения лидерства (продолжение) Теория ценностного обмена как механизма выдвижения лидера (Р.Л. Кричевский, 1985): ценностные характеристики членов группы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером становится тот, кто в наибольшей степени обладает качествами, особенно значимыми для групповой деятельности

168 «Авторитарный», «демократический», «попустительский» стиль… лидерства или руководства?! (Levin, Lippit, White, 1938)

169 Проблема эффективности групповой деятельности Групповая эффективность = Продуктивность (производительность) + Удовлетворенность групповой деятельностью

Развитие малой группы (теоретические подходы)

171 Психоаналитическая концепция Теория группового развития (В. Беннис, У. Шепард, 1956): в своем существовании психотерапевтическая группа проходит две фазы: зависимости (вопрос о власти, т.е. о лидере) взаимозависимости (вопрос об отношениях между рядовыми членами)

172 Двумерная модель развития группы (Б. Такмен, 1965) Межличностная активность группы Деловая активность группы «Проверки и зависимости»«Ориентировки в задаче» «Внутреннего конфликта»«Эмоционального ответа на требования задачи» «Развития групповой сплоченности» «Открытого обмена интерпретациями» «Функционально-ролевой соотнесенности» «Принятия решений»

173 Теория социализации группы (Р.Морленд, Дж.Ливайн, 1988) процесс развития группы рассматривается по аналогии с процессом социализации индивида

174 Психологическая теория коллектива (А.В. Петровский, 1979) Процесс развития группы есть процесс развития совместной групповой деятельности, который идет в двух направлениях (координатах): все большего соответствия групповых норм и ценностей образцам более широкой социальной системы более высокой степени опосредованности межличностных отношений целями и содержанием совместной групповой деятельности

175 КОЛЛЕКТИВ как высшая стадия развития группы, который характеризуется следующими признаками: социально одобряемые цели добровольный характер объединения людей целостность благоприятные условия для развития личности членов группы

Межгрупповые отношения

177 Межгрупповая враждебность как факт социальной реальности, требующий своего объяснения

178 Мотивационный подход Факты межгрупповой враждебности объясняются свойствами человеческой личности (например, врожденной агрессивностью)

179 Интеракционистский подход Источник межгрупповой враждебности коренится в конкурентном характере межгруппового взаимодействия (эксперименты М. Шерифа, 1954)

180 Когнитивистский подход (А.Тэшфел,1978) установление позитивного отношения к своей группе («ингрупповой фаворитизм») и негативного отношения к чужой группе («аутгрупповая враждебность») наблюдается и в отсутствие реального межгруппового конфликта и поэтому межгрупповая враждебность является универсальной константой межгрупповых отношений

181 ОБЩИЙ ВЫВОД Область межгрупповых отношений – это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию социальную идентификацию социальное сравнение социальную (межгрупповую) дискриминацию

182 Тема 8. Социальная психология личности Проблема личности в социальной психологии Социализация (индивида) Социальная установка личности Социальная идентичность личности

Проблема личности в социальной психологии

184 Личность как междисциплинарный объект изучения СОЦИОЛОГИЯ Личность – представитель определенной социальной группы. Главная проблема – социальная типология личности ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Личность – системное, социальное качество индивида (А.Н.Леонтьев). Личность возникает в системе социальных отношений и формируется в деятельности и общении СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ намерена выяснить, каким образом (в каких конкретных группах) личность усваивает социальные влияния и каким образом (в каких группах) она реализует свою социальную сущность

185 Главный ориентир для социальной психологии – взаимоотношения конкретной личности с конкретной группой проблема социализации проблема социальной установки проблема социальной идентичности

Социализация (индивида)

187 Соотношение понятий Развитие личности Воспитание СОЦИАЛИЗАЦИЯ

188 СОЦИАЛИЗАЦИЯ – двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, широкую систему социальных связей процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду

189 Сферы социализации Деятельность –ориентировка –центрирование –освоение новых ролей Общение –расширение –углубление Самосознание –самоопределение –самореализация –самоутверждение –самооценка

190 Стадии и институты социализации Дотрудовая стадия –ранняя социализация –стадия обучения Трудовая стадия Акмеология – наука о зрелом возрасте Послетрудовая стадия –Семья –Дошкольное учреждение –Школа (группа сверстников) –(ВУЗ) Трудовой коллектив Общественные движения и организации

Социальная установка личности

192 Категория «установки» в отечественной психологии Д.Н. Узнадзе (1966) Установка как состояние готовности субъекта к определенной активности (потребность + ситуация удовлетворения) В.Н. Мясищев (1960) Отношение личности как своеобразная предрасположенность к каким-то объектам, раскрывающаяся в реальных действиях

193 Традиция изучения социальной установки в американской социологии Исследование У. Томаса и Ф. Знанецкого (1918) факторов адаптации польских крестьян-эмигрантов. «социальная ценность» «социальная установка» («аттитюд»)

194 Тема 8. Социальная психология личности Проблема личности в социальной психологии Социализация (индивида) Социальная установка личности Социальная идентичность личности

Проблема личности в социальной психологии

196 Личность как междисциплинарный объект изучения СОЦИОЛОГИЯ Личность – представитель определенной социальной группы. Главная проблема – социальная типология личности ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Личность – системное, социальное качество индивида (А.Н.Леонтьев). Личность возникает в системе социальных отношений и формируется в деятельности и общении СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ намерена выяснить, каким образом (в каких конкретных группах) личность усваивает социальные влияния и каким образом (в каких группах) она реализует свою социальную сущность

197 Главный ориентир для социальной психологии – взаимоотношения конкретной личности с конкретной группой проблема социализации проблема социальной установки проблема социальной идентичности

Социализация (индивида)

199 Соотношение понятий Развитие личности Воспитание СОЦИАЛИЗАЦИЯ

200 СОЦИАЛИЗАЦИЯ – двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, широкую систему социальных связей процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду

201 Сферы социализации Деятельность –ориентировка –центрирование –освоение новых ролей Общение –расширение –углубление Самосознание –самоопределение –самореализация –самоутверждение –самооценка

202 Стадии и институты социализации Дотрудовая стадия –ранняя социализация –стадия обучения Трудовая стадия Акмеология – наука о зрелом возрасте Послетрудовая стадия –Семья –Дошкольное учреждение –Школа (группа сверстников) –(ВУЗ) Трудовой коллектив Общественные движения и организации

Социальная установка личности

204 Категория «установки» в отечественной психологии Д.Н. Узнадзе (1966) Установка как состояние готовности субъекта к определенной активности (потребность + ситуация удовлетворения) В.Н. Мясищев (1960) Отношение личности как своеобразная предрасположенность к каким-то объектам, раскрывающаяся в реальных действиях

205 Традиция изучения социальной установки в американской социологии Исследование У. Томаса и Ф. Знанецкого (1918) факторов адаптации польских крестьян-эмигрантов. «социальная ценность» «социальная установка» («аттитюд»)

206 Функции аттитюдов Приспособление Знание Выражение Защита

207 Структура аттитюда Когнитивный компонент (осознание объекта установки) Аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта) Поведенческий компонент (последовательное поведение по отношению к объекту)

208 Проблема связи аттитюда и реального поведения «Парадокс Ла Пьера»

209 Диспозиционная концепция регуляции социального поведения (В.А. Ядов, 1975) иерархия потребностей (включение личности в различные сферы социальной деятельности) иерархия ситуаций (продолжительность сохранения основных условий удовлетворения потребности) иерархия диспозиций

210 Духовные, культурные потребности (общественные структуры) Витальные потребности (семейное окружение) Межличностные потребности (малая группа) Социальные потребности (труд, досуг,быт) Кратковременные предметные ситуации Ситуации группового общения Ситуации трудовой деятельности Устойчивые ситуации общественной жизни Социальные фиксированные установки Элементарные фиксированные установки Базовые социальные установки Ценностные ориентации личности

Социальная идентичность личности

212 Проблема социальной идентичности личности формулируется на языке фундаментального исследования как следующие вопросы: Какова зависимость формирования определенных качеств (свойств) личности от «качеств» групп, в которых осуществляется процесс социализации и актуально разворачивается ее деятельность? Какова зависимость формирования определенных «качеств группы» от психологических характеристик личностей, ее составляющих?

213 Исследования проблемы социальной идентичности в социальной психологии Постановка проблемы – У. Джемс (1900): социальная идентичность как один из аспектов осмысления личностью своей самотождественности Современные исследования – А. Тешфел («теория социальной идентичности») и Дж.Тернер («теория самокатегоризации»)

214 СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ – «это та часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своей принадлежности к социальной группе (или группам) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этой принадлежности» (А. Тешфел)

215 Структура социальной идентичности Когнитивный компонент (знание о принадлежности к группе) Ценностный компонент (позитивная или негативная оценка этого факта принадлежности) Эмоциональный компонент (переживание факта принадлежности и его оценка в форме чувств – любви или ненависти)