Говорит бабушка Саша, а мы комментируем. Работу выполнила: Дмитриева Алёна Сергеевна, ученица 11 « Б » класса МОУ « Бежаницкая средняя общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Использование диалектизмов в речи жителей деревни Мордвиново» Выполнила: Тестова Даша, 5 класс МОУ Мордвиновская СОШ Педагог-наставник: Городничая Л.А.,
Advertisements

4 этап «Замечательный человек» исследовательская работа МКОУ Жаровская основная общеобразовательная школа Работу выполнил: ученик 7 класса МКОУ Жаровская.
Диалекты как одна из форм существования русского национального языка Открытый урок русского языка в 10 классе в рамках муниципального (регионального) методического.
Толоконникова Анна Ученица 4 класса. Сто раненых она спасла одна И вынесла из огневого шквала, Водою напоила их она И раны их сама забинтовала... ( Юлия.
МОУ Коркинская средняя общеобразовательная школа Упоровского района Тюменской области Составитель: Коркина Дарья, учащаяся 9 класса Руководитель: Егорова.
Гвоздев Александр Николаевич. Презентация о русском лингвисте. Выполнила ученица 8 1 класса МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области» Усова Анна. Руководитель.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Удомельская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» «Диалектные слова.
Встреча учащихся вечерней школы с Валентиной Александровной Березиной, Ветераном Великой Отечественной войны, жителем блокадного Ленинграда. Псков 23 апреля.
Воронежская область Хохольский район МКОУ «Орловская средняя общеобразовательная школа» Областной конкурс творческих работ для детей из замещающих семей.
Они сражались за Родину. В ней я хочу рассказать вам о своих прадедах, участвовавших в боях за свободу советского народа от немецко - фашистских захватчиков.
«Комплексный анализ текста» Факультатив для учащихся 10 – 11 класса.
МБОУСОШ с. НИКУЛЬЕВКА БАШМАКОВСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Исследовательская работа Моя семья из рода земледельцев Выполнил: ученик 11 класса Степанников.
Сочинение ГИА. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимение – удобное звено в устройстве.
Львиная доля времени на уроках русского языка уходит на формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Однако, когда дело доходит.
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Новотроицкая Средняя Общеобразовательная Школа Выполнил: Голуб Артём Владимирович, учащийся 8 класса с. Новотроицкое.
Письмо Обращается к Вам учитель истории и обществознания Высокополянской средней общеобразовательной школы Пителинского района Рязанской области Абрамкина.
МКОУ СОШ п. Зенгино Оричевского района Кировской области Почему нижегородцы не понимают вятчан? Работу выполнила Работу выполнила ученица 3 класса ученица.
Есть женщины в русских селеньях с особым сибирским характером, который отличается любовью к людям, спокойствием и упорством. Есть женщины в русских селеньях.
Школа имени Дмитрия Орая Руководитель Таникеева Валентина Дмитриевна Учитель начальных классов Высшая категория Руководитель кружка Автор книги «Солнечные.
Повышение культуры речи подростков посредством выполнения творческих упражнений Пятенко Татьяна Александровна,МОУ «Саракташская СОШ 3».2011г.
Транксрипт:

Говорит бабушка Саша, а мы комментируем. Работу выполнила: Дмитриева Алёна Сергеевна, ученица 11 « Б » класса МОУ « Бежаницкая средняя общеобразовательная школа » Научный руководитель: Баринова Лариса Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ « Бежаницкая средняя общеобразовательная школа »

Цель работы: изучение и анализ диалектного текста – народной речи жительницы Бежаницкого района.

Задачи : 1. Дать комментарий (фонетический, морфологический, синтаксический) к диалектному тексту. 2. Опредилить типы лексических диалектов. 3. Определить отличия группы слов с лексическими особенностями от литературного языка.

Методы: Запись беседы в упрощённой транскрипции Аналитический метод Обобщение данных Материал: Текст беседы с носителем народной речи – уроженкой Бежаницкого района.

Актуальность работы: носителей народного языка с каждым годом становится всё меньше. Вот почему каждый такой источник народного слова ценен в наши дни. Народный язык старейших деревенских жителей Псковской области интересен учёным-лингвистам. Всё это лексическое и фразеологическое богатство – наше общее достояние, наша история, наша культура.

Воробьёва Александра Александровна

Александра Александровна родилась в 1919 году в деревне Брылино Бежаницкого района. В семье её родителей было 5 детей. Александра Александровна закончила 7 классов Горской школы. Перед войной оказалась в Ленинграде, но успела уйти в родную деревню до начала блокады. С 1941 года безвыездно жила в д.Брылино. В 1943 вышла замуж, в 1945 г. Родилась старшая дочь Нелли, в 1947 году – Валентина, в 1953 году – Алла. После освобождения нашей области от немецко-фашистских захватчиков работала в колхозе имени И.Сталина, который потом был переименован в совхоз « Ударник ». Ушла на пенсию в 1976 году. 5 сентября ей исполнился 91 год, умерла спустя несколько дней – 23 сентбря 2010 г.

В. И. Трубинский Русская диалектология. Говорит бабушка Марфа, а мы комментируем. Учебное пособие

Комментарий к высказываниям. Фонетический комментарий. Морфологический комментарий. Синтаксический комментарий.

1. Фонетический комментарий. Вокализм: - аканье : начала´сь, атпра´вили, атабра´ли -яканье: ня ста´ли, пяшко´м, сястры´, Лянингра´д, яво - еканье : в меня´, камендату́ру, с ребяти́шкам, ма́ленькам, не́мец. -утрата интервокального согласного [i] – «йота» у прилагательных и местоимений: Стра´шны дни, като´ра/като´ры, таки´, ра´зны, две други´, се´льска хазя´йство, ребяти´шки ма´леньки, гало´нны, я пя´та была -использование сонорного [н] вместо переднеязычного звонкого [д]: анна´(одна),гало´нны(голодные),ла´нна(ладно), труданни (трудодни), дваю́раннай(двоюродной) Консонантизм : -взрывное [г ] : Валаго´цкую, многа, пагибла, дароге. -твёрдые шипящие : што, што´бы, мужы´к, Шур - замена звука [в] на [у]: эукуи́ровать, удаво́й.

Отличие речи рассказчицы от литературного языка по лексическим типам. п/п Тип лексических диалектизмов Примеры слов Литературная норма 1. Собственно-лексический тип. Жысть тряпи´чки аргани´змам исть па скро´ички хлеба Жизнь Одежда Органам Есть по ломтю хлеба 2. Лексико- словобразовательный тип. канча´ли па-ру´сскаму ити´ть паздаро́фкались/ поздаро́фкалась игра´ца сади´ли Окончили по-русски идти поздоровались/поздоров алась играть сажали 3. Семантический тип. до´бра жыли две ко́рачки хорошо жили две обложки 4. Акцентологический тип.Кило́митроф по´лно киломе´тров полно´

Выводы: Речь диалектоносительницы имеет подробный комментарий и разбор. При изучении диалектного текста была выделена группа слов с лексическими особенностями, были выявлены их типы. Проделанная работа в очередной раз подтверждает выводы учёных-лингвистов о том, что народная речь обладает богатым набором языковых средств (фонетических, лексических, семантических, грамматических). Речь жительницы Бежаницкого района будет интересна для учёных-лингвистов, диалектологов, этнографов.