Говорит бабушка Саша, а мы комментируем. Работу выполнила: Дмитриева Алёна Сергеевна, ученица 11 « Б » класса МОУ « Бежаницкая средняя общеобразовательная школа » Научный руководитель: Баринова Лариса Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ « Бежаницкая средняя общеобразовательная школа »
Цель работы: изучение и анализ диалектного текста – народной речи жительницы Бежаницкого района.
Задачи : 1. Дать комментарий (фонетический, морфологический, синтаксический) к диалектному тексту. 2. Опредилить типы лексических диалектов. 3. Определить отличия группы слов с лексическими особенностями от литературного языка.
Методы: Запись беседы в упрощённой транскрипции Аналитический метод Обобщение данных Материал: Текст беседы с носителем народной речи – уроженкой Бежаницкого района.
Актуальность работы: носителей народного языка с каждым годом становится всё меньше. Вот почему каждый такой источник народного слова ценен в наши дни. Народный язык старейших деревенских жителей Псковской области интересен учёным-лингвистам. Всё это лексическое и фразеологическое богатство – наше общее достояние, наша история, наша культура.
Воробьёва Александра Александровна
Александра Александровна родилась в 1919 году в деревне Брылино Бежаницкого района. В семье её родителей было 5 детей. Александра Александровна закончила 7 классов Горской школы. Перед войной оказалась в Ленинграде, но успела уйти в родную деревню до начала блокады. С 1941 года безвыездно жила в д.Брылино. В 1943 вышла замуж, в 1945 г. Родилась старшая дочь Нелли, в 1947 году – Валентина, в 1953 году – Алла. После освобождения нашей области от немецко-фашистских захватчиков работала в колхозе имени И.Сталина, который потом был переименован в совхоз « Ударник ». Ушла на пенсию в 1976 году. 5 сентября ей исполнился 91 год, умерла спустя несколько дней – 23 сентбря 2010 г.
В. И. Трубинский Русская диалектология. Говорит бабушка Марфа, а мы комментируем. Учебное пособие
Комментарий к высказываниям. Фонетический комментарий. Морфологический комментарий. Синтаксический комментарий.
1. Фонетический комментарий. Вокализм: - аканье : начала´сь, атпра´вили, атабра´ли -яканье: ня ста´ли, пяшко´м, сястры´, Лянингра´д, яво - еканье : в меня´, камендату́ру, с ребяти́шкам, ма́ленькам, не́мец. -утрата интервокального согласного [i] – «йота» у прилагательных и местоимений: Стра´шны дни, като´ра/като´ры, таки´, ра´зны, две други´, се´льска хазя´йство, ребяти´шки ма´леньки, гало´нны, я пя´та была -использование сонорного [н] вместо переднеязычного звонкого [д]: анна´(одна),гало´нны(голодные),ла´нна(ладно), труданни (трудодни), дваю́раннай(двоюродной) Консонантизм : -взрывное [г ] : Валаго´цкую, многа, пагибла, дароге. -твёрдые шипящие : што, што´бы, мужы´к, Шур - замена звука [в] на [у]: эукуи́ровать, удаво́й.
Отличие речи рассказчицы от литературного языка по лексическим типам. п/п Тип лексических диалектизмов Примеры слов Литературная норма 1. Собственно-лексический тип. Жысть тряпи´чки аргани´змам исть па скро´ички хлеба Жизнь Одежда Органам Есть по ломтю хлеба 2. Лексико- словобразовательный тип. канча´ли па-ру´сскаму ити´ть паздаро́фкались/ поздаро́фкалась игра´ца сади´ли Окончили по-русски идти поздоровались/поздоров алась играть сажали 3. Семантический тип. до´бра жыли две ко́рачки хорошо жили две обложки 4. Акцентологический тип.Кило́митроф по´лно киломе´тров полно´
Выводы: Речь диалектоносительницы имеет подробный комментарий и разбор. При изучении диалектного текста была выделена группа слов с лексическими особенностями, были выявлены их типы. Проделанная работа в очередной раз подтверждает выводы учёных-лингвистов о том, что народная речь обладает богатым набором языковых средств (фонетических, лексических, семантических, грамматических). Речь жительницы Бежаницкого района будет интересна для учёных-лингвистов, диалектологов, этнографов.