Системный подход к формированию профессиональных компетенций Казанский государственный медицинский университет V Общероссийская конференция с международным.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
Advertisements

Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Абдуллабекова Р.М. д.фарм.н., профессор, Лосева И.В. к.фарм.н., доцент Карагандинский.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Проблемы соотвествия содержания профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ВО по педагогическим специальностям.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Профессиональная компетентность выпускника - условие успешной адаптации на рынке труда. «Социально-профессиональная компетентность – это сформированное.
Дипломированная медицинская сестра Дипломированная участковая медицинская сестра Профессиональные характеристики Паулиина Аарва Райя Пало Руководитель.
Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Технологии формирования общекультурных компетенций Технологии.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Педагогический колледж 4 Возможности прикладного бакалавриата в повышении качества подготовки специалистов для системы инклюзивного образования 24 октября.
Новый подход к профессиональной подготовке медицинского персонала в сфере медицинской реабилитации населения и санаторно - курортного лечения О. А. Петрова,
МЕТОДОЛОГИЯ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ЛОПАНОВА Е.В., ГБОУ ВПО « ОМСКАЯ.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Тимофеева А.Г. *, Фокичева А.А.**, Истомин Е.П.**, Подгайский Э.В**. *ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА В НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ проф.
Паспорт и программа формирования компетенций. Основные определения Паспорт компетенции – обоснованная совокупность вузовских требований к уровню сформированности.
Транксрипт:

Системный подход к формированию профессиональных компетенций Казанский государственный медицинский университет V Общероссийская конференция с международным участием «Медицинское образование – 2014» А.С. Созинов Ректор 2-3 апреля 2014 г. Москва

Заимствование из французского, где profession восходит к латинскому professio, образованному от profiteri – "говорить публично". Буквально значение этого слова в латинском – "объявление (о своей специальности)". Казанский государственный медицинский университет Профессия

Компетентность Составляющие компетентности: – Компетентность – интегральное свойство, характеристика личности – Компетентность – это характеристика успешной* деятельности – Компетентность – это характеристика успешной деятельности в определенной области, ситуации – Компетентность характеризует способность человека (специалиста) реализовать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности «Компетентность – владение достаточным уровнем знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных и технических, в какой-то определенной области, на определенных этапах образовательного процесса… вытекает из эффективности работы». Т.В. Семенова, З.З.Балкизов Казанский государственный медицинский университет

Проекты профессиональных стандартов специалистов в области здравоохранения были разработаны РАНХиГС при Президенте России Казанский государственный медицинский университет

Профессиональный стандарт «Специалист по внутренним болезням» Группа занятий: Врачи 3.1. Обобщенная трудовая функция Оказание медицинской помощи по направлению кардиология Трудовая функция Оказание медико-санитарной помощи в амбулаторно- поликлинических учреждениях Трудовые действия Осмотр (консультация) первичный Сбор анамнеза пациента Выявление клинической симптоматики заболевания Направление на лабораторные/специальные исследования Направление на инструментальные исследования Осмотр (консультация) повторный (повторные) Формирование назначений профилактики, лечения, медицинской реабилитации Выявление осложнений, вызванных применением лекарственных препаратов Наблюдение, контроль состояния пациента Казанский государственный медицинский университет

Профессиональный стандарт «Специалист по внутренним болезням» Необходимые знания Основы законодательства о здравоохранении и основные директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения Общие вопросы организации терапевтической и кардиологической помощи в стране, работу больнично-поликлинических учреждений, организацию скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению Клиническая симптоматика и патогенез основных заболеваний сердечно- сосудистой системы у взрослых Общие методы исследования в кардиологии, функциональные методы исследования Специальные методы исследования в терапии и кардиологии (рентгенологические, ультразвуковые, биохимические, ангиографические и др.) Основы фармакотерапии в кардиологической клинике, включая применение антибиотиков и гормонов, механизм действия основных групп лекарственных веществ, осложнения, вызванные применением лекарств Основы иммунобиологии и реактивности организма Клиническая симптоматика пограничных состояний в кардиологической клинике Организация службы интенсивной терапии и реанимации в кардиологической клинике, оборудование палат интенсивной терапии и реанимации Казанский государственный медицинский университет

Профессиональный стандарт «Специалист по внутренним болезням» Необходимые умения Получать исчерпывающую информацию о заболевании пациента Применять объективные методы обследования, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии Оценивать тяжесть состояния пациента Определять специальные методы исследования (рентгенологические и функциональные) Определять показания для госпитализации и организовывать ее Принимать необходимые меры для выведения больного из тяжёлых состояний и определять объем и последовательность реанимационных мероприятий; оказывать необходимую срочную помощь Оценивать данные электрокардиограммы, эхокардиограммы, фонокардиограммы, зондирование сердца, данные рентгенологического обследования и давать по ним заключение Определять степень нарушения гемостаза, показания к тромболитической терапии и выполнять все мероприятия по их нормализации Назначать необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия Определить вопросы трудоспособности пациента - временной или стойкой нетрудоспособности, перевод на другую работу Определять объем реабилитационных мероприятий и профилактики для больных сердечно- сосудистой патологией Определять должный объем консультативной помощи и проводить коррекцию лечения Оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению Казанский государственный медицинский университет

повышение качества рабочей силы развитие и повышение конкурентноспособ ности экономики развитие и повышение востребованности и эффективности высшего образования соответствие потребностям работодателя соответствие международному квалификационно му уровню работники станут более конкурентоспособн ыми и мобильными на рынке труда Казанский государственный медицинский университет

Профессиональный стандарт Образовательный стандарт Профессиональная компетенция Казанский государственный медицинский университет

Профессиональная компетенция способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе. способность человека действовать в соответствии с профессиональными стандартами Казанский государственный медицинский университет

Компетенция (в медицине) «Компетенция – это привычное и разумное использование коммуникации, знаний, технических навыков, клинической аргументации, чувств, значений и отражение в повседневной практике для пользы личности и общества» Competency is the habitual and judicious use of communication, knowledge, technical skills, clinical reasoning, emotions, values, and reflection in daily practice for the benefit of the individual and the community being served. Epstein, Ronald and Hundert, Ed. Defining and Assessing Professional Competence. JAMA. 2002;287: Компетенция – специально освоенные способности, которые практикующий врач усвоил в процессе образования Компетенция – способен и готов применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области (ФГОС ВПО «Лечебное дело», 2009) Казанский государственный медицинский университет

Этапы проектирования компетентностно- ориентированной ООП Казанский государственный медицинский университет

Национальная рамка квалификаций РФ Квалификационный уровень Пути достижения квалификации соответствующего уровня 6 Как правило, бакалавриат. В отдельных случаях возможно среднее профессиональное образование с получением или на базе сред- него (полного) общего образования, практический опыт 7 Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт. Специалитет (на основе освоенной программы среднего (полного) общего образования), практический опыт. Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт 8 Послевузовское образование (программы,ведущие к получению степени кандидата наук и/или практический опыт). Освоенная программа подготовки магистра или специалиста, дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт 9 Послевузовское образование (в том числе степень кандидата наук и практический опыт или степень доктора наук и практический опыт) и/или дополнительное профессиональное образование или практический опыт и общественно-профессиональное признание на отраслевом, межотраслевом, международном уровне Казанский государственный медицинский университет

Национальная рамка квалификаций РФ Уровень Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 6 Самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая постановку целей собственной работы и/или подчиненных. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Деятельность, направленная на решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе, инновационных). Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации Казанский государственный медицинский университет

Дублинские дескрипторы Для степени бакалавра Квалификация, означающие завершение первого цикла, присваиваются студентам, которые: -продемонстрировали знание и понимание в области обучения, которые базируются на общем среднем образовании и обычно находятся на уровне, не только соответствующем уровню учебников повышенного типа, но и включают некоторые аспекты, сформированные знанием передовых позиций в области обучения; могут применять свои знание и понимание таким образом, который указывает профессиональный подход к работе или своему роду занятий, и обладают компетенциями, которые проявляются в умении выдвигать и защищать аргументы, а также решать задачи в своей области обучения; обладают умением собирать и интерпретировать необходимые данные (обычно в своей области обучения) для формирования взглядов, содержащих суждения по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам; могут передавать информацию, идеи, проблемы и решения аудитории, состоящей как из специалистов, так и неспециалистов; выработали навыки обучения, которые необходимы им, чтобы осуществлять дальнейшее обучение с большой степенью самостоятельности. Казанский государственный медицинский университет

Результаты обучения (в соотв. с Дублинскими дескрипторами) 1)знание и понимание; 2)применение знаний и понимания; 3)суждения; 4)коммуникативные навыки; 5)способности к самостоятельному обучению Казанский государственный медицинский университет

What is Competency-based Education? Сanada (CanMEDSroles) – 8 ролей United States (Accreditation Council for Graduate Medical Education [ACGME] competencies) (2006) – 6 компетенций (142 подкомпетенции) United Kingdom (Tomorrows Doctor) (7 компетенций) Scotland (the Scottish Doctor) – 12 компетенций (86 подкомпетенций) Адаптация CanMEDS в 16 странах, включая Данию, Голландию и Мексику Международные проекты по разработке медицинской образовательной программы на основе компетенций Казанский государственный медицинский университет

19 Образование, основанное на компетенциях (Competency-based Education) – фокусируется на эффективности (результативности) в достижении учащимися специфических целей (задачи и цели учебного плана), а не на качественном и количественном обеспечении учебного процесса Проект ACGME «Результаты обучения» (Outcome Projects) : длительный проект, посредством которого ACGME усиливает акцент на результатах обучения при аккредитации программ резидентуры Компетенции – в США (Outcome Project, ACGME, 2006) Какие цели обучения? Как их достигнуть? Как их оценить? компетентностно-ориентированная основная образовательная программа

Компетенции – в США (Outcome Project, ACGME, 2006) Медицинские знания (medical knowledge) Оказание медицинской помощи (Patient care) Обучение и совершенствование, основанное на практике (practice based learning and improvement) Практика, основанная на системах здравоохранения (systems based practice) Межличностные и коммуникативные навыки (interpersonal and communication skills) Профессионализм (professionalism)

Компетенции – ФГОСы а) общекультурные (ОК-1…. ОК-8) б) профессиональные (ПК) – общепрофессиональные (ПК 1….ПК 18) – лечебная деятельность (ПК 19….ПК 22) – реабилитационная деятельность (ПК 23….ПК 26) – организационно-управленческая (ПК 27….ПК 30)32 – научно-исследовательская деятельность (ПК 31….ПК 32) ФГОС ВПО «Лечебное дело», 2009 Отличия – разная группировка, большая степень детализации ФГОС Казанский государственный медицинский университет

22 Паспорт и программа формирования компетенции 1. Паспорт компетенции 1.1. Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции 1.2. Место и значимость данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника 1.3. Принятая структура компетенции. Выпускник должен: -знать: -уметь: -владеть: 1.4. Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза (пороговый, повышенный, продвинутый) Казанский государственный медицинский университет

23 Паспорт и программа формирования компетенции 2. Программа формирования компетенции 2.1. Цель формирования компетенции 2.2. Необходимое содержание образования для обеспечения формирования у студентов вуза данной компетенции 2.3. Основные пути, методы и технологии формирования данной компетенции 2.4. Календарный график 2.5. Формы текущего контроля успеваемости, промежуточных и итоговых аттестаций сформированности данной компетенции и необходимые оценочные средства 2.6. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования компетенции Казанский государственный медицинский университет

Обучение, основанное на компетенциях Учебные конференции (Didactic conferences) Клиническое обучение (Clinical teaching) Обучение, основанное на случае (Case based teaching) Ролевое моделирование (Role modeling) Журнальный клуб (Journal Club) – обсуждение статей (доказательная медицина) Наставничество (Mentoring) – обучение вместе с наставником Симуляторы (Simulation) Самонаправленные модули обучения (Self directed learning modules) Индивидуальные и групповые проекты (Individual or group projects) Исследовательские проекты (Research projects) Аудиты документов (Chart audit) фокусируется на оценке результатах обучения на выходе, а не оценке качества процесса и структуры

Как формировать и как оценивать? Цель обучения – формирование компетенций! Соответствует ли наше обучение формированию компетенций ? Проверяем ли мы компетенции или только теоретические знания ? Как проверить и оценить компетенции ? Какие мы используем для этого методы ? Казанский государственный медицинский университет

Образовательные стандарты Коммерциализация здравоохранения; неравенство в распределении ресурсов, участие в деятельности фармацевтических компаний и т.д. Коммерциализация здравоохранения; неравенство в распределении ресурсов, участие в деятельности фармацевтических компаний и т.д. Профессиональные стандарты

Клинический опыт и «скрытое знание» Каково значение? КАК ПРАВИЛЬНО ОТРАЗИТЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ? Казанский государственный медицинский университет

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Игнорирование индивидуальной ответственности медиками Снижение эмоциональной составляющей возможные последствия для формирования молодого специалиста Чувство утраты доверия собственному опыту, «скрытому знанию», инстинктам Чувство утраты доверия собственному опыту, «скрытому знанию», инстинктам Казанский государственный медицинский университет

Стихийно развивающийся человеческий опыт, который формируется в виде повседневного знания в процессе обучения, практики, участия в массовых мероприятиях необходимо УЧИТЫВАТЬ КАК? Казанский государственный медицинский университет

Изучение медицинской профессии как повседневности: подходы Менеджериализм подчинить административному проекту всю деятельность организации, нормировать не только повседневную деятельность, но и образ мышления в своих собственных терминах. Герменевтика обращается к стихийно развивающемуся человеческому опыту, который формируется в виде повседневного знания ЭФФЕКТИВНОСТЬ Казанский государственный медицинский университет

33 Дистанционное обучение LMS – Moodle, E-learning, ATutor, Claroline и т.д. Идеология социального конструкционизма Погружение в среду Индивидуальная работа с каждым Коллективное обсуждение Интерактивное общение Фиксация активности Мультимедийные возможности Многообразие форм тестов Чаты Казанский государственный медицинский университет

Профессионализм Демонстрировать приверженность выполнению профессиональных обязанностей, придерживаться этических принципов, проявлять сочувствие разным категориям больных. Демонстрировать: – уважение, сострадание, целостность; – ответственность к нуждам пациентов и обществу, которые заменяют личные интересы; – подотчетность пациентам, обществу и профессии; – обязательства совершенствоваться и способствовать профессиональному развитию; – обязательства соблюдать этические принципы при обеспечении и осуществлении медицинской помощи, конфиденциальности в отношении информации о пациенте, получении информированного согласия пациента и в практике бизнеса; – тактичность и ответственность по отношению к культуре, возрасту, полу, нетрудоспособности пациента

Казанский государственный медицинский университет Спасибо за внимание!