Множественное число имён существительных Голиш Т.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 891, г. Москва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку русского языка. ТЕМА: Имя существительное (итоговые уроки, повторение) Разбор имени существительного. 5 класс Березовская СКОШИ Расулова.
Advertisements

Имя существительное Имя существительное- часть речи, которая отвечает на вопросы : кто? что? обозначает предмет.
Космическое путешествие в галактику «Имя существительное» Космическое путешествие в галактику «Имя существительное» «Морфологический разбор имени существительного»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Выполнила ученица 6 В класса МАОУ СОШ 35 Стовба Любовь. Выполнила ученица 6 В класса МАОУ СОШ 35 Стовба Любовь.
1 скл. 2 скл.3 скл. 1 склонение 2 склонение 3 склонение Имена существительны е мужского и женского рода с окончаниями - а - я Имена существительны е.
Русский язык 3 класс Тема: Склонение имён существительных (общее понятие)
Морфологические нормы русского языка ЕГЭ А3. О нормах Главным понятием культуры речи является норма Нормы бывают орфоэпические, акцентологические, словообразовательные,
Правописание букв О –Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Светлых дней, здоровья, счастья, Я хочу Вам пожелать. Если будут дни ненастны, Я прошу не унывать! Мирных дней, тебе учитель! Жить 100 лет, творить. Пусть.
ПАМЯТКА ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ СЛОВ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ При образовании ср. степени можно использовать либо слово «более», «самый»,
Единственное и множественное число имен существительных Имена существительные, обозначающие один предмет, находятся в единственном числе. Имена существительные,
Языковая разминка 1. Выполните синтаксический и пунктуационный разбор, составьте схемы и выпишите словосочетания. 2. Найдите и графически обозначьте знакомые.
МОУ Ивановская СОШ Учитель русского языка и литературы Логвинова О.А.
Цель. Закрепление умения выполнять морфологический разбор, систематизация знаний о грамматических признаках разных частей речи.
Подготовила: Курганбаева Нурила. Имена существительные, выступая в составе предложения в качестве его членов, получают форму того или другого падежа.
Тренажёр по русскому языку Имя существительное 5 класс Гращенкова Анастасия Михайловна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 22 г.Приморско-Ахтарска.
Урок русского языка в 5 классе на тему «Падеж имён существительных» Подготовила: Постнова Валентина Викторовна, учитель ГБОУ СОШ с. Екатериновка м. р.
Имя существительное 4 «В» Демлер Дмитрий 4 «В» Демлер Дмитрий 2015 г.
Транксрипт:

Множественное число имён существительных Голиш Т.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 891, г. Москва

Словарно-орфографическая работа Информация, информационный, информировать, информироваться. Расшифровать, шифровальщик, зашифрованная. Запись, записка, писатель, писчая, письменный, надпись. Инженер, инженерный. Иллюстрация, иллюстрировать.

Устная синтаксическая пятиминутка Дайте характеристику предложения, составьте его схему. Дайте характеристику предложения, составьте его схему. Герасим чувствовал, как ветер ласково ударял ему в лицо. Герасим чувствовал, как ветер ласково ударял ему в лицо. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое). (Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое). [ ], (с. как ). [ ], (с. как ).

Орфографическая пятиминутка Прол…жить ш…ссе, ра(с,сс)матривать репродукц…и, разд…ваться в т…шине, тихий ш…пот, ош…баться при решени… задач…, ра…пол…жение батаре…, на этой недел…, выр…стить крыж…вник, назвать по фамили…, небольшой р…сток, о перспективной отр…сли, к белой акаци…,заботиться о …доровье, заморское р…стение, ошибки в изл…жени…. Прол…жить ш…ссе, ра(с,сс)матривать репродукц…и, разд…ваться в т…шине, тихий ш…пот, ош…баться при решени… задач…, ра…пол…жение батаре…, на этой недел…, выр…стить крыж…вник, назвать по фамили…, небольшой р…сток, о перспективной отр…сли, к белой акаци…,заботиться о …доровье, заморское р…стение, ошибки в изл…жени….

Морфологический разбор (О) здоровье – существительное. I. Заботиться (о чём?) о здоровье. Н.ф. – здоровье. Н.ф. – здоровье. II. Пост. – нариц., неодуш., ср.р., II скл., ед.ч.; непост. – пр.п. III. Заботиться (о чём?) о здоровье

Поставьте существительные дорожки, моря, ветви в дательном, творительном, предложном падежах I скл. II скл. III скл. I скл. II скл. III скл. Д. к дорожкАМ морЯМ ветвЯМ Т. дорожкАМИ морЯМИ ветвЯМИ П. о дорожкАХ о морЯХ о ветвЯХ

Вывод У существительных I, II, III склонений в форме множественного числа совпадают окончания в дательном, творительном и предложном падежах. У существительных I, II, III склонений в форме множественного числа совпадают окончания в дательном, творительном и предложном падежах.

Выполните устно упражнение * на странице 218 Вывод. Вывод. У существительных разного рода во множественном числе бывают разные окончания. У существительных разного рода во множественном числе бывают разные окончания. Разные окончания – это речевая норма, то есть так принято говорить. Правила нет, надо запоминать. Разные окончания – это речевая норма, то есть так принято говорить. Правила нет, надо запоминать.

Выполните устно упражнение 549 Вывод: при образовании формы именительного падежа множественного числа у ряда существительных наблюдается передвижение ударения с основы на окончание. Например, Отпуск –отпускА, п Аспорт – паспортА, НО сл Есарь – сл Есари, л Ектор – л Екторы.

Поставьте существительные во множественное число. Расставьте у существительных ударения и обозначьте окончания. Сторожевые (катер) Сторожевые (катер) коллективные (договор) коллективные (договор) заграничные (паспорт) заграничные (паспорт) опытные (доктор) опытные (доктор) предстоящие (выбор) предстоящие (выбор) молодые (офицер) молодые (офицер) приехавшие (лектор) приехавшие (лектор) известные (профессор) известные (профессор) вновь назначенные (директор) вновь назначенные (директор) искусные (повар) искусные (повар) праздничные (торт) праздничные (торт) новые (сорт) винограда новые (сорт) винограда искусственные (шёлк) искусственные (шёлк) катерА катерА догов Оры догов Оры паспортА паспортА докторА докторА в Ыборы в Ыборы офиц Еры офиц Еры л Екторы л Екторы профессорА профессорА директорА директорА поварА поварА т Орты т Орты сортА сортА шелкА шелкА

Нестандартное образование формы именительного падежа множественного числа Существительные мужского рода: котёнок – котята, жеребёнок – жеребята, ребёнок – ребята – дети, человек – люди. Существительные мужского рода: котёнок – котята, жеребёнок – жеребята, ребёнок – ребята – дети, человек – люди. Существительные женского рода: курица – куры. Существительные женского рода: курица – куры. Существительные среднего рода: дно – донья (сосудов), небо – небеса, чудо – чудеса. Существительные среднего рода: дно – донья (сосудов), небо – небеса, чудо – чудеса.

Формы именительного падежа множественного числа могут иметь разные окончания в зависимости от лексического значения Хлеб – хлебА (в поле, на корню) Хлеб – хлебА (в поле, на корню) – хл Ебы (круглые, горячие) – хл Ебы (круглые, горячие) Сын – сыновьЯ (одной матери) Сын – сыновьЯ (одной матери) – сынЫ (Родины) – сынЫ (Родины) Мех – мехА (пушистые) Мех – мехА (пушистые) – м Ехи (кузнечные) – м Ехи (кузнечные)

Домашнее задание § 100, упражнение 550. § 100, упражнение 550.

Словарно-орфографическая работа Бинокль. Бинокль. Инженер, инженерный. Инженер, инженерный. Телевидение, телевизионный, телевизор. Телевидение, телевизионный, телевизор. Магнитофон, магнитофонный. Магнитофон, магнитофонный. Иллюстрация, иллюстративный, иллюстратор, иллюстрировать. Иллюстрация, иллюстративный, иллюстратор, иллюстрировать.

Самостоятельная работа Сделайте синтаксический разбор предложения «Мы бинокли к глазам поднесли и увидели город вдали». Сделайте синтаксический разбор предложения «Мы бинокли к глазам поднесли и увидели город вдали». Сделайте морфологический разбор слов: Сделайте морфологический разбор слов: I в. – к глазам, I в. – к глазам, II в. – бинокли. II в. – бинокли.

Окончания существительных в родительном падеже множественного числа Род Нулевое окончание Окончание–ЕЙОкончание–ОВ жен.муж.сред. стен [] солдат[] сёл[] степ ЕЙконЕЙполЕЙ---плод ОВоблакОВ

Раскройте скобки, выбрав правильную форму родительного падежа множественного числа существительных. Выделите окончания. На прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых (окошко). На прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых (окошко). В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), молодёжных (носок), модных дамских (сапог). В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), молодёжных (носок), модных дамских (сапог). Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляются в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляются в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга). Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга).

Творческий диктант Замените глагол однокоренным существительным. Замените глагол однокоренным существительным. Расширять пастбища,решать задачи, проверять училища, покупать лыжи, ремонтировать крыши. Расширять пастбища,решать задачи, проверять училища, покупать лыжи, ремонтировать крыши.

Домашнее задание § 100, упражнение 554. § 100, упражнение 554.