Автор: Железовская О.Д., учитель русского языка и литературы МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ средняя общеобразовательная школа 36 имени.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие коммуникативных умений через разработку творческого проекта.
Advertisements

Проектная деятельность. Содержание Проектная деятельность в образовании История развития метода проекотов Основные дидактические требования Типология.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь!» МЕТОД ПРОЕКТОВ 1919г. «МЕТОД ПРОБЛЕМ» (Дьюи, Лай, Торндайк…)
Развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
Этапы формирования работы по проектированию как метода деятельностного познания ( Методические рекомендации ) Родина Ю. П. учитель русского языка и литературы.
«Метод учебных проектов» Типология проектов : 1.Доминирующая деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, практико-ориентированная,
Основные требования к использованию метода проектов:
"Организация общешкольной проектной деятельности с использованием ИТ для развития творческих и познавательных способностей учащихся" Корнишина Т.В., учитель.
Метод проектов на уроке обществознания Государственное областное образовательное учреждение Начального профессионального образования Профессиональное училище.
МЕТОД ПРОЕКТОВ как технология внедрения общеучебных и коммуникативных компетентностей Учитель МОУ «СОШ «ЛЦО» Варава Ирина Михайловна.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
Метод проектов. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой.
Метод проектов Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить. МОУ СОШ с.Алферьевка.
Метод проектов в вопросах и ответах. «Устремите ум на радость творчества» Н.И. Рерих Н.И. Рерих Основополагающий вопрос: Зачем исследовать то, « Зачем.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Современные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС Авторы: Антонова О.Н. Герасина Л.В. Коллина И.В. Заулочная И.В Яковлева.
Из опыта работы учителя ГОУ ЦО 879 Мордань Натальи Юрьевны.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Транксрипт:

Автор: Железовская О.Д., учитель русского языка и литературы МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ средняя общеобразовательная школа 36 имени А.М. Городнянского г. Смоленска 2014

План презентации 1. Актуальность и обоснование выбора метода мини- проектов (слайды 3-4).слайды Истоки и содержание метода мини-проектов (слайд 5).слайд 5 3. Особенности метода мини-проектов (слайды 6-8).слайды Пример использования метода мини-проекта на уроке литературы (слайды 11-16).слайды Оценка эффективности использования метода мини- проектов на уроках русского языка и литературы (слайды 17-18).слайды

Актуальность: в связи с социально-экономическими переменами в стране и обществе возникла потребность в высококвалифицированных специалистах, поэтому система преподавания сориентирована на новые образовательные стандарты, в соответствии с которыми учителям уже сегодня необходимо готовить выпускников, способных к самообучению, саморазвитию и самосовершенствованию. 3

Обоснование выбора метода мини-проектов: в результате использования данного метода происходит максимальное накопление учащимися опыта проектной деятельности, в результате которой знания, умения и навыки учащихся, интегрируясь, направляются на самостоятельное приобретение новых ЗУН и их применение в конкретных реальных ситуациях для разрешения той или иной проблемы. 4

Россия с 80-х гг. ХХ века США с 20-х гг. ХХ века Россия 1905 г. 5 Истоки и содержание метода мини-проектов обучение на активной основе через проектную деятельность направлено на практический результат С.Т. Шацкий, В.Н. Росинский, А.С. Макаренко Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик, Е. Коллингс Е.С. Полат

Цель обучения посредством мини-проектов: максимальное накопление учащимися опыта проектной деятельности. Время обучения: не более получаса, если проект реализуются на уроке. Принцип обучения: сводится не к пяти, а к трём основным «П» и в несколько ином порядке: ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТ (подготовка) (реализация) (проверка) Результат обучения: не всегда осязаем и не всегда завершён (н-р: внутренняя эмоция, творческая идея). 6 Особенности метода мини-проектов

Обязательно наличие мини- паузы: физкультминутка; тематическая пантомима; игровой момент; музыкальная релаксация; живая эмоция и т.п. 7 Особенности метода мини-проектов Обязателен отбор учебно- познавательных приёмов: дискуссия, диспут; приём аналогий; приём ассоциаций; приём алгоритмизации; приём моделирования; приём комбинирования; приёмы систематизации и структурирования.

8 Особенности метода мини-проектов Критерии оценивания: значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений; характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов выполненного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.Г. КОРОЛЕНКО «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ» Тип урока: урок-проект Оборудование: текст произведения, иллюстративный материал (рисунки, репродукции картин, фотографии, видео, мини-проекты учащихся), справочный материал (статьи по медицине, социологии), интерактивная доска, проектор. Основа обучения: системно-деятельностный подход, направленность на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Принципы построения урока: принцип деятельности, принцип целостности, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная; самостоятельная индивидуальная, парная, групповая, коллективная; исследовательская, творческая. 9 Пример использования метода мини-проекта на уроке литературы

Цель урока: сформировать целостное представление о социальной проблематике произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе» Задачи урока: 1. Получить представление о понятии «социальная проблема» и рассмотреть социальные проблемы в произведении. 2. Развивать умение описывать и представлять социальную проблему, выражать собственное отношение к проблеме, апеллировать к доказательствам с использованием текста произведения. 3. Способствовать развитию интеллектуальных, исследовательских, творческих навыков и умения проектировать. 4. Воспитывать интерес к изучению и представлению социальной проблемы и социальной проблематике произведения. 5. Формировать чувство сострадания, милосердия и взаимопомощи. Ожидаемые результаты: 1. Формирование представления о социальной проблеме (в жизни) и социальной проблематике (в произведении). 2. Развитие интеллектуальных, исследовательских, творческих навыков. 3. Повышение уровня самостоятельности в решении жизненно важных проблем, умении делать выбор и обосновывать свою точку зрения. 4. Воспитание чувства сострадания, милосердия и взаимопомощи. 10 Пример использования метода мини-проекта на уроке литературы

этапы урока- проекта содержаниедеятельность учащихсярезультат ОРГАНИЗАЦИОН- НЫЙ ЭТАП знакомство с темой, определение цели и осознание задач урока учащиеся знакомятся с темой урока, целью, задачами и вносят по желанию корректировки, дополнения осознание себя в процессе урока и собственной деятельности ПОДГОТОВИТЕЛЬ- НЫЙ ЭТАП /МОТИВАЦИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ/ мотивация посредством ассоциации мини-экскурсия и фронтальная беседа определение проблемы и основных понятий учащиеся принимают участие в беседе и обсуждении, погружаются в проблему, выдвигают гипотезы и разрабатывают план действия - развитие интеллектуальных, эмоциональных, творческих навыков; - развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД 11 Пример использования метода мини-проекта на уроке литературы

этапы урока- проекта содержаниедеятельность учащихся результат ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ /МОТИВАЦИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ/ приглашение в кинозал с просмотром фрагмента фильма и определение проблем и проблематики произведения работа в группах: 1) работа с текстом, сравнительный анализ и выводы; 2) диспут; 3) работа по домашнему мини- проекту. учащиеся участвуют в просмотре и обсуждении фрагмента фильма, и действуют в соответствии с планом проекта: анализируют текст произведения, участвуют в диспуте, знакомятся с исследовательским мини-проектом как с дополнительным источником знаний и делают необходимые выводы - развитие аналитических, творческих, исследовательских навыков; - развитие критического мышления; - развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД; - формирование навыков самоорганизации и самоконтроля; - достижение личностных, предметных и метапредметных результатов; 12 Пример использования метода мини-проекта на уроке литературы

этапы урока- проекта содержаниедеятельность учащихся результат - адаптация и социализация; - повышение уровня самостоятельности в решении жизненно важных проблем, умении делать выбор и обосновывать свою точку зрения; - воспитание чувства сострадания, милосердия и взаимопомощи МИНИ-ПАУЗА Учитель: Чтоб вы тоже не зачахли, как цветочки, Разомнёмся, пустим свежие росточки… (ученики встают у парты – смена позы и разминка) К солнышку потянемся на небосклоне – (ручки вверх, тянутся к солнышку – разминаем спину) Не бывать чахотке в нашем доме! (помотали головой в знак отрицания – размяли шею) 13 Пример использования метода мини-проекта на уроке литературы

этапы урока- проекта содержаниедеятельность учащихся результат ЭТАП ПРОВЕРКИ /ПРОДУКТ/ создание программы «Рука помощи» (индивидуально, в парах, в группах) (наброски мини- проектов) учащиеся определяются в сотрудничестве и разрабатывают свои программы (продукт, результат), представляют творческие проекты - развитие аналитических, творческих навыков; - развитие критического мышления; - развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД; - формирование навыков самоорганизации и самоконтроля; - достижение личностных, предметных и метапредметных результатов; - адаптация и социализация; 14 Пример использования метода мини-проекта на уроке литературы

этапы урока- проекта содержаниедеятельность учащихся результат - повышение уровня самостоятельности в решении жизненно важных проблем, умении делать выбор и обосновывать свою точку зрения; - воспитание чувства сострадания, милосердия и взаимопомощи РЕФЛЕКСИЯ самооценка, обмен мнениями и отметки за урок учащиеся оценивают как собственную работу (в т.ч. идёт внутренняя самооценка), так и работу других участников урока- проекта - развитие критического мышления; - развитие регулятивных, коммуникативных УУД; - формирование навыков самоорганизации и самоконтроля 15 Пример использования метода мини-проекта на уроке литературы

этапы урока- проекта содержаниедеятельность учащихся результат ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП оценка учителя и обозначение роли мини-проектов в решении проблемы урока-проекта (домашний мини- проект и принцип построения урока- проекта) учащиеся соотносят свои критерии оценивания с критериями оценивания учителя и систематизируют знания о мини- проектах повышение уровня самоанализа ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ /по выбору учащихся/ Творческая работа: Напишите свой финал произведения (конкурс фанфиков). Расскажите о проблемах современных детей (доклад). Создайте свой мини-проект или социальную рекламу (презентация, рекламный ролик). 16 Пример использования метода мини-проекта на уроке литературы

Оценка эффективности использования метода мини- проектов на уроках русского языка и литературы 17 Общий результат: повышение уровня мотивации учащихся в процессе обучения их русскому языку и литературе и, как следствие, повышение качества их образования и успеваемости; развитие интеллектуальных, исследовательских, творческих навыков учащихся; формирование у учащихся универсальных учебных действий, способствующих достижению личностных, предметных и метапредметных результатов; воспитание у учащихся способности к самоорганизации действий на основе интегрирования и проектирования, к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

Оценка эффективности использования метода мини- проектов на уроках русского языка и литературы Личностно значимый результат: учащиеся глубже проникают в проблему, острее ощущают проблему и её значимость, что побуждает их к большей ответственности за принимаемое решение; учащиеся с большим удовольствием ощущают в себе свой результат. 18

Литература 1. Абрамова С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку // Русский язык в школе – – 5. – С ; 6. – С ; 7. – С , 73; 8. – С Колесникова Н.А. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в современном образовательном процессе // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2014 г.: в 11 частях. Ч. 1. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», – 164 с. 3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», – 272 с. 4. Охрименко М.П. Учебный проект по литературе // Литература в школе. – – 1. – С Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, – 192 с. 6. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», – 160 с. 7. Тимченко Т.М. Проектный метод обучения как способ реализации компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы // Одаренный ребенок. – – 4. – С Федотова В.А., Кошлакова Ю.Б. Проект – эффективный метод обучения // Специалист. – – 1. – С Хуторской А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения // Школьные технологии. – – 3. – С Что такое мини-проект // Мастер-класс «Мини-проекты». – URL: (дата последнего обращения: ). 19