В. Перов: Портрет писателя Александра Николаевича Островского, 1822 г. - 1886 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электронные учебные материалы Электронные учебные материалы к уроку литературы в 9 классе к уроку литературы в 9 классе по комедии А.Н.Островского по комедии.
Advertisements

Островский Александр Николаевич Мир Островского - не наш мир, и до известной степени мы, люди другой культуры, посещаем его как чужестранцы...
Пьеса А.Н. Островского: «Банкрот» или «Свои люди- сочтёмся!». Ясникова Татьяна Иннокентьевна МБУ СОШ 70 г.о. Тольятти.
Драматическая русская литература представляет собою странное зрелище, - писал Белинский в 1845 году. - У нас есть комедия Фонвизина, Горе от ума Грибоедова,
Островский А.Н. «Свои люди – сочтёмся». "Обман тут - явление нормальное, необходимое, как убийство на войне". Н.Добролюбов.
Ученицы 11 «В» класса МОУ гимназии 1 Семак Ксении Научный руководитель: учитель русского языка и литературы МОУ гимназии 1 Хвиюзова Н.И.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 2» г.Истра Московской области А.Н.Островский «Свои люди - сочтёмся!» 9 класс Автор: Орчикова Лариса Алексеевна,
Александр Николаевич Островский ( г.г.) Моя задача - служить русскому драматическому искусству. Другие имеют школы, академии, высокое покровительство,
МОБУ ТАЛАКАНСКАЯ СОШ 6 БУРЕЙСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ А.Н.Островский «Свои люди - сочтёмся!» Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе А.Н.Островского.
Русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.
Типичные вопросы по драматическим произведениям. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? Классицизм, реализм Каким.
Александр Николаевич Островский ( г.г.).
ГАОУ СПО ЛО «Приозерский политехнический колледж» Тест по творчеству А.Н. Островского 1 курс 1 курс Прокофьева Надежда Евгеньевна Тест по творчеству А.Н.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Тест по творчеству А.Н.Островского
Алекса́ндр Никола́евич Остро́вский биография + "Свои люди-сочтёмся"
Александр Николаевич Островский КОЛУМБ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ.
Внеклассное мероприятие по литературе. Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Театр – это такая кафедра, с которой можно.
Презентация к уроку (литература, 9 класс) по теме: История создания комедии "Горе от ума". Презентация к уроку
Имя Островского а) Николай Алексеевич б) Алексей Николаевич в) Александр Николаевич г) Николай Александрович 2) Островского прозвали а) «Колумб Замоскворечья»
Бессмертная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Транксрипт:

В. Перов: Портрет писателя Александра Николаевича Островского, 1822 г г.

«Свои люди – сочтёмся»

Литературную известность Островскому приносит комедия "Банкрот", над которой он работает в годах и публикует в 1850 году в журнале "Москвитянин" под измененным заглавием - "Свои люди - сочтемся!".

"Свои люди - сочтемся!" "Я считаю, на Руси три трагедии: "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор". На "Банкроте" я ставлю номер четвертый". В. Ф. Одоевский Пьеса имела шумный успех в литературных кругах Москвы и Петербурга.

"Свои люди - сочтемся!" Пьесу Островского ставили в ряд гоголевских произведений и называли купеческими "Мертвыми душами". Влияние гоголевской традиции в "Своих людях..." действительно велико.

"Свои люди - сочтемся!" Самсон Силыч Большов занимает большой капитал у своих собратьев-купцов и, поскольку возвращать долги ему не хочется, объявляет себя обанкротившимся человеком, несостоятельным должником. Свое состояние он переводит на имя приказчика Лазаря Подхалюзина, а для крепости мошеннической сделки отдает за него замуж свою дочь Липочку.

"Свои люди - сочтемся!" Большова сажают в долговую тюрьму, но он не унывает, поскольку верит, что Лазарь внесет для его освобождения небольшую сумму от полученного капитала. Однако он ошибается: "свой человек" Лазарь и родная дочь Липочка не дают отцу ни копейки.

Особенности фабулы (повествование в событиях) В центре комедии «Свои люди сочтёмся»- богатый хозяин, ловкий приказчик, коварная дочь. Купец Большов затеял ложное банкротство, чтобы обмануть кредиторов, а приказчик Подхалюзин в конце концов обманул его самого - и состояние присвоил, и дочь Липочку "завоевал". Действие развивается по принципу песочных часов: сила Большова постепенно слабеет, власть его "утекает", в какой-то момент часы переворачиваются - и наверху оказывается Подхалюзин...

"Свои люди - сочтемся!" Липочка, мечтающая о женихе "из благородных": "Ничего и потолще, был бы собою не мал. Конечно, лучше уж рослого, чем какого-нибудь мухортика. И пуще всего, Устинья Наумовна, чтоб не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному..."

"Свои люди - сочтемся!" В пьесе Островского сталкиваются два купеческих поколения: "отцы" в лице Большова и "дети" в лице Липочки и Лазаря. Различие между ними сказывается даже в "говорящих" именах и фамилиях. Большов - от крестьянского "большак", глава семьи, и это очень знаменательно. Большов - купец первого поколения, мужик в недалеком прошлом. Сваха Устинья Наумовна так говорит о семействе Большовых: "А они- то разве благородные? То-то и беда, яхонтовый! Нынче заведение такое пошло, что всякая тебе лапотница в дворянство норовит.

Использование в пьесе «говорящих имён» Имена и фамилии в пьесе говорящие. Если в центре действия мелкий пройдоха (в словаре Владимира Даля именуемый подхалюзой), то фамилия Подхалюзин напрашивается сама собой. А главному персонажу, богатому и сильному купцу, естественно дать кичливую фамилию Большов, библейское имя Самсон (в Библии это могучий герой, который утратил свою силу) и насмешливо-горделивое отчество Силыч.

"Свои люди - сочтемся!" Разбогатев, Большов порастратил народный нравственный "капитал", доставшийся ему по наследству. Став купцом, он готов на любую подлость и мошенничество по отношению к чужим людям. Он усвоил торгашеско-купеческое "не обманешь - не продашь". Но кое- что из прежних нравственных устоев в нем еще теплится. Большов еще верит в искренность семейных отношений: свои люди сочтутся, друг друга не подведут.

"Свои люди - сочтемся!" Но то, что живо в купцах старшего поколения, совершенно не властно над детьми. На смену самодурам большовым идут самодуры подхалюзины. Для них уже ничто не свято, они с легким сердцем растопчут последнее прибежище нравственности - крепость семейных уз.

"Свои люди - сочтемся!" Большов - мошенник, и Подхалюзин - мошенник, но выходит у Островского, что мошенник мошеннику рознь. В Большове еще есть наивная, простодушная вера в "своих людей", в Подхалюзине осталась лишь изворотливость и гибкость прощелыги- дельца. Большов наивнее, но крупнее. Подхалюзин умнее, но мельче, эгоистичнее.

В образе Большова зритель сразу узнавал черты купца современного, "образца" 1850-х годов. То же и с Подхалюзиным. Житейские наблюдения драматурга были сгущены, сконцентрированы, сфокусированы в его персонажах. (В Подхалюзине узнаётся тип Молчалина; некоторые сцены со страдающим Большовым напоминают пародию на шекспировского короля Лира.)

"Свои люди - сочтемся!"

Особенности поэтики пьесы Речевые характеристики героев вносили дополнительные краски в образ персонажа, подчёркивали его индивидуальность. при всей своей увлекательности пьесы не слишком динамичны. Экспозиция в них очень долгая, а кульминация и развязка, напротив, стремительны и скоротечны. Интерес зрителя и читателя обеспечен совсем другим: ярким описанием нравов, напряжением моральных коллизий, которые встают перед героями. Откуда мы узнаём об этих коллизиях? Как раз из диалогов героев. По чему судим о колорите, самобытности? По речи персонажей. В том числе по их монологам.

Пьесы Островского – «модель» России В его комедиях отсутствует фигура образованного героя- резонёра (как, допустим, Чацкий у Грибоедова). Практически все персонажи принадлежат к одному - купеческому, реже дворянскому, ещё реже мещанскому - сословию. В современном купечестве, как в капле воды, отражается вся Россия. А купеческий дом, в котором сосредоточено действие многих комедий Островского, предстаёт малой "моделью" всей срединной России. Конфликт между старшим и младшим поколениями отечественного купечества, между стариной и новизной, который разворачивается прямо на глазах у зрителя, суммирует противоречия эпохи.

Проверка героев через нравственный выбор При всём том - и это ещё один важный принцип Островского - на все социальные проблемы драматург неизменно смотрит сквозь призму нравственности. Свой моральный (или - чаще - аморальный) выбор его герои делают в жёстко заданных общественных обстоятельствах, но обстоятельства важны не сами по себе. Они лишь обостряют вечные вопросы человеческой жизни: где правда, где ложь, что достойно, что недостойно, на чём стоит мир...