Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: Феномен философии в казахской культуре.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «История политической мысли Казахстана».. План лекций: План лекций: Политическая мысль тюркоязычных народов. Политическая мысль тюркоязычных народов.
Advertisements

Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Нравственно - духовное образование «Самопознание».
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Образование казахского этноса и государственности относят к более позднему периоду. А в вв. на территории Казахстана проживали народы и племена,
Духовная жизнь человека. Урок по обществознанию в 10 классе
Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах. Мифология.
Бадаева Галина Васильевна, учитель МХК МБОУ «Цаганаманская гимназия»
Мировоззрение – система или совокупность представлений, знаний, взглядов о мире, природе, обществе и человеке, об отношениях между ними. Мировоззрение.
Цель занятия - сформировать у студентов представление сформировать у студентов представление об основных идеях философии Средних веков и Возрождения и.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Мораль представляет собой довольно сложное явление. В повседневном обиходе, а порой и в публицистике, в популярной литературе под моралью понимают совокупность.
«Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека… ибо страх как любит человек все то, подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают.
Сущность Родины - это единство людей на почве религиозного осмысления духовной культуры об общности духовной судьбы народа. Создание общей духовной культуры.
Тема: Мировоззрение человека и философия. Вопросы: 1. Мировоззрение в системе знания. 2. Уровни мировоззрения. 3. Типы мировоззрения.
Духовно- нравственное развитие личности школьника на уроках искусства.
ДЕ 1. Что есть философия? Тема 1. Что есть философия? (4 часа) Мировоззрение и его исторические типы Предмет и специфика философского знания Функции и.
Философия и ее роль в жизни общества Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Мировоззрение – это система взглядов на окружающий мир и на место в нем человека, определяющая отношение человека к этому миру, другим людям,
Транксрипт:

Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: Феномен философии в казахской культуре

Цель лекции: По завершении лекции студенты должны иметь представление об основных проблемах казахской философии.

План лекции: Предфилософия протоказахов. Мироощущение казахов от арабского Халифата до казахского Просвещения. Философия казахского Просвещения.

1-й проблемный вопрос: Космоцентризм как основополагающая установка кочевого народа.

Казахская философия в отличии от восточных философских учений тюрская по своей природе евразийская она отличается благоговейным отношением к природе, жизни-ее характеризует открытность миру космоцентризм. Главную роль у протоказахов играет имеющаяся система духовного производство она более устойчива чем преходящие факторы материального про-ва. Это позволяет сделать вывод о значимости межличностных отношений, изменяющихся на протяжении истории, но оказывающих всегда регулирующее влияние на все духовное производство. Межличностные отношению выступают основой, предметного сознания что объясняет ту роль родоплеменных отношений в традиционных обществах Востока которую они продолжают играть и сегодня. Своеобразие восточной философии проявляется в том, что здесь преобладают нефилософские формы рассуждения – художественные сказочные мифологические религиозные тексты – это характерно и для каз. философии. Так у протоказахов природа выгледено как абсолютное и вечное начало внутри себя имеющая свои причин активности и возможность изменения. Человек подчинялся этой природе, она выступала как Вселенная которая диктует человеку формы и способы его бытия. Непосредственная близость протоказахов к природе выразилась в понимание времени смысла его существования, его нравственности. Это и формирует национальный образ мира, миропонимание, который и составляет самобытность духовной культуры народа.Бытие представлялось в духовности протоказахов через понятия: качества, меры, пространства и времени. Качество как непосредственная определенность бытия выразилась в материальных памятниках культуры. Качественный подход сказался и на выборе пастбищ, лошадей и воинов. Вождь племен выбирался из числа сильных воинов. Количественные определенности формировались в процессе становление скотоводства. Чувственно-предметная деятельность вызвала к жизни необходимость измерения площади, голов скота. Пространство понималось как расстояние кочевки. Развивалось и геометрическое освоение пространства, основные категории которого строясь по вертикально-горизонтальному среду – небо- земля, верх-низ; восток-запад и тд. носили сакрально- символический, одухотворенный характер. Небо, как обиталище Тенгри, священной абсолютно оно предопределяет судьбы, характер, положение людей. Мировоззрение протоказахов имело мифологический характер, космос и человек рассматривались в органическом единстве. По представления протоказахов Космос структурирован, в нем выделяются иерархические уровни; верхним из которых являлось Небо – обиталище Тенгри и добрых и светлых духов; средний – мир человека, пространство его бытия; и нижний - Тортар, есть царство мертвых, царство тьмы. Каждый из этих уровней определял конкретный вид животного. Конь – символ мира высшего, баран – символ мира материального; земного; корова – символ потустороннего мира мертвых мира хаоса. Верблюд – объединяющее всех единство, символ космоса чем вертая величина. Верховным тотемам священным животным у протоказахов выступая – волк символизирующий свободу, независимость смелость умение идти на риск. Не менее значительным были и культы других животных. К солярическим животным относились олень-марал; архар; бык и тд. Обожествление сокролизация животных легла в основу созданного степью искусства и звериного стиля запечатленного как в поэзия так и в наскальных рисунках и тд. Тотемизм был важной вехой на пути становления казахской духовности. Он способствовал росту самосознания и осознания казахским этносам своей сути своей специфики. Предфилософи протоказахов испытала влияние древнегреческой философии. Она как и древнегреческая отличалась космоцентризмом. Вне природы человек не мыслил себя. Валиханов писал – человек действует и живет под влиянием природы. Природа и человек, жизнь и смерть были предметами высочайшего удивления и были всегда полны тайны. Результатом такого отношения стало обожествление, сакрализация природы, наделение ее душой. Этот натурфилософский космоцентрический взгляд человека на природу привел к возникновению тенгрианетва – своеобразного мифологического миропонимания способствовавшего формированию нам менталитета не только казахов, но и народов Центральной Азии.

2-й проблемный вопрос: Специфика философских вопросов тюркского философского знания Центральной Азии.

Дальнейшее развитие казахского (тюркского) философского знания в Центральной Азии связано прежде всего с именем Юсуфа Баласагуни, о жизни и деятельности которого до нас дошли скудные сведения. Из них мы узнаём, что он родился около 1015 г. в Баласагуни в знатной тюркской семье. Получил хорошее образование и состоял на государственной службе, был министром караханидского двора. Известность приобрёл после написания дидактической поэмы «Кутадгу билиг» («Благодатное звание»). ( ). В них затрагиваются многие проблемы философской, в частности суфийской теории и практики, создаётся образ совершенного иерархизированного общества, рассматриваются правила для различных социальных страт – правящих и управляемых, «счастливых» и «праведных» и т.д. Особенность тюркской философии заключается в том, что её идеи проявляются в поэтической форме и как правило герои этих произведении являются носителями тенгрианского, суфийского образа жизни, своеобразного единства знания и действия, гносеологии и практики. На наш взгляд, величие и специфика восточного (тюркского) рационализма состоит в том, что он выступает как единство теоретических положении и воплощения, опредмечивания их в образе жизни, в образе мысли конкретных образов. Это лишний раз подчеркивает отличие восточной философии от западной. Это делает сильным, близким к многим людям взгляды суфизма, несущие в себе идеалы Добра, Красоты, Истины, Совести, идеала человека, который не просто провозглашает эти идеи, а делает их принципами своей жизни. Юсуф Баласагуни, демонстрируя прекрасные знания суфийской литературы, раскрывает тонкости этого учения – концепцию бескорыстной любви к Богу, концепцию познания и служению Богу. В поэме затрагиваются проблемы тариката – пути мистического познания. «Ты гость, этот мир для тебя – место остановки», «Этот мир – место остановки, ты, что караван» - в этих и других изречениях говорится о временности, скоротечности человеческого бытия. Для обретения счастливой вечной жизни необходимо обращение к Богу, познание Бога на пути тариката. Необходимо морально-нравственное совершенствование человека. Юсуф Баласагуни затрагивает важную для восточного общества проблему преемственности поколений. Он считает, что проблема преемственности поколений – это проблема жизни и смерти человека, проблема бесконечности и бессмертия. Именно через неё решаются все проблемы человека и общества, человек останется человеком, будет бессмертным, если есть связь между прошлым и настоящим, настоящим и будущим.

Крупнейшим представителем духовной культуры этого периода был Махмуд Кашгарский, создатель уникального памятника тюркского языка и литературы «Дивана луга тат-тюрк» («Словаря тюркских наречий»).он как и Юсуф Баласагуни происходил из знатной тюркской семьи, был правнуком караханидского эмира Богра-хана. Получил хорошее по тем временам образование в Бухаре и Нишапуре. С детских лет он проявил интерес к фольклору, который затем стал смыслом его жизни. В словаре Махмуда Кашгари содержится ценнейший этнографический, бытовой материал из жизни средневекового народа. Основоположником казахского (тюркского) суфизма был Кожа Ахмет Йасауи.К сожалению, о Йассауи до нас дошли скудные сведения. Из «Диуани –е хикмет» мыслителя мы узнаём, что он рано остался сиротой, прошёл традиционный путь суфия: странствия и паломничества, которые закалили дух и тело мыслителя, обучение в крупных медресе, поиски духовного учителя, совершение хаджжа и возвращение на свою Родину. В детстве состоялась встреча Йасауи с суфийским шейхом Арстан-бабом, определившим жизненный путь юного Ахмета. В «Хикметах» мыслитель сообщает о себе следующее: в 4 года пророк Мухаммед (в «Хикметах» он называет его хак Мустафа, т.е. Избранным) через Арстан-баба передаёт курму – символ мусульманской веры и предопределяет его дальнейшую судьбу, связывал её с религиозной деятельностью. Проблема жизни и смерти рассматривается им с позиции религиозно-мистической. Так, в Коране жизнь земная рассматривается как временное, преходящее «обиталище» человека, преддверие его вечной загробной жизни. Она для человека является близкой, материальной, а потому ощущаемой, осязаемой, полной соблазнов и утех и существует до смерти Она дана человеку для того, говорят мусульманские теологи, чтобы он познал посредством материально-земной жизни истинную цену, сущность потустороннего мира, Аллаха. Она – материальная вуаль, скрывающая до поры, до времени, лоно божественной жизни. Мистико-теологическое учение Кожа Ахмет Йассауи, как одно из звеньев мусульманской философии, оказало значительное влияние на дальнейшее формирование теоретической системы казахской духовности. История казахской культуры периода Арабского Халифата, характеризовавшаяся высоким уровнем её развития, была прервана нашествием татаро-монгольских орд на территорию Казахстана. Они подвергли опустошительному разрушению памятники и ценности материальной и духовной культуры, сметали, уничтожали всё на своём пути. Были уничтожены и разрушены многие города и населённые пункты, в числе которых был Туркестан – духовная обитель казахского народа. В сфере духовности сформировалась аура страха, беспомощности, покинутости, заброшенности людей, обращения их к своим богам с просьбой о защите. В это время появилась своеобразие кагорта мыслителей, которые в форме жырау выражали мироощущение, миропонимание своего народа, которое включало в себя множество мировоззренческих проблем: что есть человек? что есть мир? что есть жизнь и смерть? в чём смысл жизни? Наиболее крупными представителями этого философского, художественно-образного выражения чувств и настроений людей стали ходжа Исхак Вали (суфийский шейх), Асан- Кайгы, Шалкииз- Жырау, Бухар-Жырау Шал-акын и другие. Они выступили выразителями этого умонастроения, специфичного философского видения мира и человека, которое и составила этап в истории казахской философии. Их творчество, мировоззрение складывалось под влиянием мусульманской философии аль-Фараби, Кожа Ахмет Йассауи, т.е. они рассматривали Бога как творца Вселенной, который связан с этой природой, который разлит в этой природе

Литература Основная: 1. Бигалинова К.К. История философии 2. Сегизбаев Казахская философия Дополнительная: Стеблево И.В. Поэзия тюрок. Ч. Валиханов. Следы шаманство у Киргизов. Орынбеков М.С.Предфилософии протоказахов. Люпов Н.Г. Тенгризм Ясперс К. Смысл и назначение истории Аль-Фараби. Социально- этнографический трактат Контрольные вопросы (обратная связь). Основные философские идеи Коркыта и Асан-Кайгы. Назовите представителей казахского Просвещения Влияние суфизма на формирование идей казахской философии.