ИНТЕГРАЦИЯ. ИНКЛЮЗИЯ. СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ Система понятий Формы интеграции и инклюзии Задачи Принципы Преимущества и проблемы Перспективы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация программы инклюзивного образования «Понимание и поддержка» МБОУ «СОШ 7» г. Обнинска Педагогический совет от , заместитель директора.
Advertisements

Инклюзивное образование как вариант интеграции Приходько Анна Александровна, заместитель директора по УМР МБОУ «СОШ 7» г. Рубцовска.
Интеграция, инклюзия в специальной педагогике Система понятий Формы интеграции и инклюзии Задачи Принципы Преимущества и проблемы Перспективы развития.
Что такое инклюзивное образование?. Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями.
Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование 2011 г.. Инклюзивное включенное образование – процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками,
Организация обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования Пьячёва О.В., заведующий ПМПК.
А.Б.Сахаровская заместитель директора по социальной защите и охране прав детей ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 2 VIII.
Инклюзивное образование. Инклюзивное образование (включающее)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для.
Инклюзивное образование Автор: студентка 2 курса ФМОИП, Автор: студентка 2 курса ФМОИП, специальность «Информатика» Анна Глоба.
Дети должны учиться вместе–инклюзивное образование в России.
Построение инновационной модели инклюзивной школы.
Инклюзивное образование: общая характеристика, принципы.
5 тезисов об инклюзивном образовании. Любимов М.Л., к.пс.н., директор ГБОУ ЦППРиК «Благо», старший научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ.
КОНЦЕПЦИЯ развития инклюзивного образования в Республике Казахстан ПРОЕКТ Ким Ирина 4-й курс, спец-ть «Логопедия»
Базовые модели интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: постоянная полная; постоянная неполная; постоянная частичная;
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Петрозаводская средняя общеобразовательная школа 34 с углублённым изучением финского языка, ассоциированная.
Инклюзивное ( включающее ) образование базируется на восьми принципах : 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек.
Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности.
Транксрипт:

ИНТЕГРАЦИЯ. ИНКЛЮЗИЯ. СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ Система понятий Формы интеграции и инклюзии Задачи Принципы Преимущества и проблемы Перспективы развития

«Инклюзия» / «интеграция» В американской педагогической литературе встречается понятие mainstreaming (дословно - включение в общий поток). В Великобритании говорят о social invention (социальное изобретение). У нас повсеместно употребляется термин integration (интеграция, слияние, соединение, внедрение) и inclusion (инклюзия, включение, вхождение, присоединение). В отечественной литературе встречаются оба эти термина. Однако, если у термина «инклюзия» нет разночтений, то слово «интеграция» каждый раз требует уточнений, т.к. оно может обозначать и собственно интегрированное образование, и инклюзивное. Например: Е. А. Екжанова и Е. В. Резникова в пособии «Основы интегрированного обучения» перечисляют формы интеграции, которые по существу являются формами инклюзивного образования. Н.М Назарова описывает два вида интеграции (интернальный и экстернальный), один из которых включает в себя и инклюзию (наряду с другой формой).

«Интеграция (от лат. integratio соединение) процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов. Интеграция – это совместное обучение (воспитание) детей с разными видами ограничений возможностей здоровья (ОВЗ), а также детей с ОВЗ и детей здоровых. Инклюзия (калька с англ. inclusion) включение, добавление, прибавление, присоединение. Инклюзия «включающее» образование. Итак, интеграция процесс двусторонний, симметричный; инклюзия однонаправленный, асимметричный.

По степени интеграции ребёнка Интеграция – дети с особенностями психофизического развития посещают обычные детские сады и школы. - 1 вариант. Считается, что ученик должен «заслужить» возможность обучаться в общеобразовательной школе, продемонстрировать свои «способности» справляться с ее программой. Азы своей интеграции он постигает своим опытом, как бы варясь в собственном соку. - 2 вариант. Частичная интеграция: дети посещают массовую школу (или детсад), но занимаются в специальных классах, не включаясь в процесс совместного обучения с остальными детьми. Инклюзия – термин означает более глубокие процессы: ребенку предоставляется право посещать обычную школу, но для этого создается необходимая адаптированная образовательная среда и оказываются поддерживающие услуги. Все ученики – независимо от вида, тяжести и характера нарушения развития – обучаются в общеобразовательном классе, получая, если требуется, дополнительные услуги, извлекая пользу из совместного обучения со своими здоровыми сверстниками. Главное отличие инклюзивного подхода от интегративного состоит в том, что при инклюзии в обычных школах меняется отношение к детям с ограниченными возможностями и к их родителям. (См. Екжанова Е.А., РезниковаЕ.В. Основы интегрированного обучения. – М.: Дрофа. – 2008)

По степени межсистемной интеграции (взаимодействия) Интернальная интеграция – объединение учеников (воспитанников) внутри системы специального образования. Например, одну и ту же школу (детский сад) могут посещать дети с поражением слуха и дети с тяжелыми нарушениями речи. Экстернальная интеграция – специальное образование внутри системы массового образования. (См. Специальная педагогика / под ред. Н.М Назаровой. – М.: АСАDEMА. – 2000)

ИНТЕГРАЦИЯ Интернальная В специальных классах (группах) массовых школ (садов) Экстернальная ИНКЛЮЗИ Я: в обычном классе (группе) массовой школы (сада) Инклюзия – самый радикальный вариант интеграции.

Выбор содержания обучения (варианты индивидуальной программы) Выбор организационной формы При интернальной форме – выбор принципа комплектования контингента (РДА+ДЦП и др.) Определение сроков усвоения Кадровая подготовка: (обучение учителей, тьюторов) Организационные вопросы интеграции (разных типов)

Принципы интеграции различных типов (по Н.М. Назаровой) Ребенок с ОВЗ имеет общие для всех потребности, главная из которых потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке. Ребенок должен вести жизнь, приближающу юся к нормальной в максимальной степени. Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей способствовать тому, чтобы дети с ОВЗ воспитывались в свои семьях. Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелым ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование. В основе - концепция «нормализации» условий жизни инвалидов.

Сильные стороны дифференцированного образования (в учебных/воспитательных учреждениях и на дому) Подготовленные кадры Разработанные методики Приспособленная среда

Причины выбора экстернальной интеграции Организационные Педагогические Отсутствие специальных (коррекционных) учреждений. Их удалённость от места проживания ребёнка и его семьи. Нежелание родителей обучать ребенка в специальном учреждении. При дифференцированном специальном образовании покровительство со стороны государства и общества сочетается с изоляцией детей –инвалидов от реальной жизни общества. Формируется социальная пассивность, отсутствие желания трудиться: около половины учащихся старших классов специальных школ не проявляет беспокойства о своей будущей жизни. Иждивенческая позиция, ложная уверенность в том, что забота и помощь окружающих - само собой разумеющееся обязательство. Волевое решение органов управления образованием без одновременного создания соответствующей инфраструктуры в массовой школе.

Задачи экстернальной интеграции: Создание безбарьерной среды обучения и профессиональной подготовки. Обеспечение ребёнку с ОВЗ среды, стимулирующей его развитие (интеллектуальное и социальное). Формирование социальных навыков и развитие социальной активности. Изменение отношения общества к детям и взрослым с ОВЗ. Преодоление дискриминации.

Инклюзивное образование означает развитие общего образования, основанное на идее физической и организационной доступности для всех детей, в том числе детей с ОВЗ. Инклюзивное образование означает развитие гибких подходов, основанных на отношении к детям как индивидуумам с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование означает исключение любой дискриминации детей, при создании особых условий для детей с ОВЗ. При эффективности разработанных методик, от инклюзии выигрывают все дети, не только дети с ОВЗ. Идеология инклюзивного образования:

Организационны е принципы инклюзии Дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад или школу. Программы раннего вмешательства готовят к интегративному детскому саду, обеспечивая право ребенка с ОВЗ на посещение детского сада. Методология направлена на поддержку детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей). Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными. Индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку.

Принципы формирования индивидуальной программы обучения: Применимо ко всем составным частям программы и привычной манере поведения в классе Обязательно для всех работников, вовлеченных в процесс обучения Является наиболее эффективным в повышении успешности ученика Подходит для всех учеников – не только для учеников с инвалидностью Служит cредством приспособления к широкому кругу возможностей ученика Выражает принятие ученика, уважение к его индивидуальным потребностям в обучении

Достоинства инклюзивного образования (в интересах ребёнка и общества) Воспитание отзывчивости у здоровых. Гуманизация общества. Полноценное образование Адаптация и интеграция в социум Адаптация и интеграция в социум Общение со сверстникам и Понимание проблем инвалидов, улучшение соц. системы

Слагаемые инклюзии (по Ричарду Зингеру) Общество вне школы (community): помощь семьи, соседей, социальных работников, педагогов на дому. В школе вне класса: занятия с психологом, логопедом и т.п. В классе. Пропорции этих элементов зависят от степени нарушения. Гибкость системы: чем легче нарушение интеллекта, тем большую роль играет работа в классе. Слепой или глухой ребёнок может работать наравне со всеми при соответствующем оснащении процесса (шрифт брайля, помощь сурдопереводчика и т.п.) Даже при тяжёлом нарушении интеллекта ребёнок может заниматься в классе: участвовать в играх, на уроках физкультуры, музыки и т.п. Но в этом случае возрастает роль домашнего обучения. «Если вы верите, что каждый ребёнок должен весь день сидеть в классе, - всё, у вас ничего не получится». (см. лекцию Р. Зингера «Международный опыт инклюзии» в МГППУ, 2010 г.) Результаты успешной инклюзивной программы: Достижения в классе (с поправкой на возможности) Успехи при поддержке специалистов (логопедов, психологов и пр.) Функциональная независимость в социуме

Условия успешной инклюзии Правовые МентальныеОрганизационно- педагогические Жизнедеятельности Демократичное общество и правовая защищённость. Приоритет интересов ребёнка. Возможность выбора: интеграция/ дифференциация. Добровольное согласие родителей детей с ОВЗ. Готовность ребёнка с ОВЗ. Готовность здоровых детей к совместному обучению. Доброжелательная атмосфера в сообществе детей, родителей и педагогов. Готовность общества в целом. Система ранней диагностики отклонений. Финансовое обеспечение. Подготовка воспитателей, кл. руководителей, учителей-предметников, к работе в инклюзивном классе. Наличие ассистента учителя (сурдопереводчик, тьютор). Специалисты для поддержки вне класса (логопед, специальный психолог). Возможность разработки индивидуального «маршрута» обучения. Система оценки результатов. Специальное обустройство пришкольной территории, мест общего пользования внутри школы (лестниц, коридоров, туалетов), классов. Например: пандусы, подъёмники, приспособленные для колясочников двери. Специальное учебное оборудование, учебные материалы. Например: индивидуальная звукоусиливающая аппаратура. Специальный транспорт для детей, ограниченных в передвижении.

Внешние условия Раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни. Желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, стремление и готовность помогать ребенку в процессе совместного обучения. Обязательная коррекционная помощь каждом интегрированному ребёнку с ОВЗ. Обоснованный отбор детей с ОВЗ для интегрированного обучения. Внутренние условия Уровень психофизического развития ребенка (чем ближе он к норме, тем больше возможность успешного совместного обучения). Способность ребенка овладеть общим образовательным стандартом в обычные сроки: наибольшая эффективность полной инклюзии – при небольших нарушениями развития (слабовидящих, слабослышащих, колясочников, с легкой формой ДЦП и др.) Вариант: способность заниматься по индивидуальному маршруту обучения. П сихологическая готовность ученика с ОВЗ заниматься в обычном классе и др. Готовность ребёнка с ОВЗ к инклюзии

Проблемы инклюзивного образования Зрелость общества Ментальные изменения требуют целого поколения: Есть предубеждение со стороны некоторых родителей здоровых детей. В обществе нет понимания абсолютного понимания права инвалида на выбор формы обучения. Преобладает благотворительный подход («из жалости»). Зрелость педагогической системы Необходимы: соответствующие знания и навыки педагогов; помощь тьютеров; гибкость программы обучения и возможность индивидуальных планов; техническая оснащённость школ (детских садов); техническая оснащённость самих учеников. Адекватность формы обучения потребностям ребёнка Основной школьной ступени трудно преодолеть ориентацию на цензовое образование. (по данным С.В. Алёхиной, МГППУ) При некоторых видах инвалидности инклюзия (как и любая форма интеграции) невозможна: даже сейчас ок. 200 тыс. детей с инвалидностью не учатся вообще, даже в системе спец. обр. (по данным Олега Смолина).

Профессор Ричард Зингер (Канада) имеет 40-летний опыт продвижения инклюзивного образования в мире. Из лекции в МГППУ 17 мая 2010 г.: « Главное - не ресурсы, которые есть в обществе, а отношение, которое сформировано в обществе. В Танзании или Перу, где денег немного, существует «культура принадлежности». В этих странах семья - это не только родители. Это большая семья, это большие семьи. Это способствует инклюзии. Там не стоит вопрос, имеет ли право человек с особенностями развития посещать школу и быть частью общества. Внутри таких культур есть глубокое понимание, что люди с особенностями развития имеют своё место в этом обществе вне зависимости от умений, способностей. Мы смотрим на людей с ограниченными возможностями как на людей, которые чего-то не могут, вместо того, чтобы смотреть как на людей, которые обладают какими-то дарами и ценны. Такая у нас с вами проблема изначальных установок мировоззрения. Вы можете изменить жизнь многих детей. Чтобы решить проблему, нужны всего три вещи (на языке Суахили): Бону, то есть ваш мозг. Мойл, то есть ваше сердце. Рохо, то есть ваш дух».

Пути развития специального образования (по Л.М. Шипициной) Специальная педагогика Дифференциация Интеграция С овершенствование сети специальных учреждений (8 видов) Дальнейшая дифференциация: учреждения для детей с аутизмом, девиантным поведением и т.д. Социальная интеграция Интегрированное обучение

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Инклюзивное образование в РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В РФ действует федеральная программа «Доступная среда» (рассчитана на гг.) В Москве: «Закон города Москвы об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (28 апреля 2010 года N 16) «Там впервые на законодательном уровне говорится об инклюзивном образовании. От деятельности энтузиастов мы переходим к систематическим вопросам, решаем на уровне не отдельной школы, но каждой». (Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребёнка с Москве). Интеграция, инклюзия в России Проблемы, затрудняющие продвижение Неориентированность стандартов общего образования на обучение детей с особыми образовательными потребностями. Неучтённость разного уровня потребностей и нужд детей в зависимости от степени ОВЗ при организации целевого финансирования. Элементы программы Приспособление физической среды. Подготовка педагогов. Разработка системы оказания индивидуальной и дополнительной поддержки. Разработка индивидуальных планов обучения. Разработка принципов и процедуры оценки и аттестации учащихся, обучающихся по таким планам. Федеральная программа «Доступная среда» (рассчитана на гг.)

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже гг. ОСОБЕННОСТИ ВОПЛОЩЕНИЯ «Рассмотрение образования через призму инклюзивности предполагает изменение представления о том, что проблемой является ребёнок. И переход к пониманию того, что в изменении нуждается сама система образования». (Светлана Алёхина, директор Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ, Там же.) По данным Михаила Терентьева (депутата Госдумы), в России около 500 тыс. детей с инвалидностью хотят и способны учиться в обычных школах. (Озвучено на международной конференции «Инклюзивное образование: методика, практика, технология», в МГППУ, июль 2011 г.) Инициаторы инклюзии - объединения родителей детей с ОВЗ и общественные организации отстаивающие права и интересы людей с инвалидностью. В России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции зарубежного опыта и его адаптацией под российские условия. Интеграция, инклюзия в России

Источники Инклюзивное образование – московский опыт: Алехина С.В., Инклюзивное образование в России /Алехина С.В., директор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ: Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы: Совместный проект ЕАР/Джойнт «Интеграция детей со специальными потребностями в еврейскую общину г. Москвы»: «Инклюзивное образование: методика, практика, технология». Материалы международной конференции в МГППУ (июль 2011 г.): Лекция «Международный опыт инклюзии» : shtml Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС с.: shtml shtml Проблема обучения детей с ОИН (статья): &Itemid=187 Екжанова Е.А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. М. : Дрофа :