Предэкзаменационный психологический стресс у старшеклассников Авторы: Скороход Алексей, Ретюнский Вячеслав, ученики 11 класса «Б». Руководитель: Иванова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценка нервно-психической устойчивости в стрессе у старшеклассников Александрова Анна, ПС-10.
Advertisements

Программа «Профилактика психоэмоционального напряжения первоклассников группы риска» Разработана педагогом-психологом МОУ «Начальная общеобразовательная.
Автор: ученица 9 «Б» класса Михайлова Наталья Руководитель: Савина О.О.
Организация психологического сопровождения государственной (итоговой) аттестации выпускников в форме ЕГЭ (как избежать лишних стрессов). Психологическая.
Выполнила педагог-психолог МБОУ « СОШ 2 имени Короленко В.Г.» Яшина Н.И.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г. Павлово Тема: Психологическая готовность школьников к ГИА Работа.
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРЕДСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД И В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ ЭКЗАМЕНА. Шуканова А., Некрашевич О
Стресс сопровождает человека во всей его жизни и оказывает значительное влияние на здоровье. Ученые считают, что стрессы в современном мире являются одним.
Составил педагог-психолог Пшеничная Ирина Павловна.
Учебно-исследовательская работа по экологии человека « Исследование отношений учащихся к своему здоровью и выявление групп риска по сколиозу и близорукости.
Психолого – педагогическое сопровождение старшеклассников при подготовке к ЕГЭ Презентацию подготовила Миронычева Наталия Николаевна – педагог-психолог.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 Проектно-исследовательская работа по психологии Снятие тревожности.
Причины конфликтных ситуаций между учителем и учеником. Выполнила Ш иряй Александра, ученица 8 «А» класса Шушенской школы 1 руководитель Шамраева Ольга.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Автор: Вилиткевич Евгения, ученица 9 А класса МОУ СОШ 19 Руководитель: Клементьевская Елена Александровна, учитель биологии МОУ СОШ 19 С ТРЕСС И ЗДОРОВЬЕ.
Информация подготовлена: методистом Регионального социопсихологического центра Антошкиной И.В. Август 2013 г.
Влияние эмоционального уровня на результаты итоговой аттестации.
Исследовательская работа выполнена Ученицей 9А класса Кузнецовой Анной 2013.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) Тема: «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ»
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
Транксрипт:

Предэкзаменационный психологический стресс у старшеклассников Авторы: Скороход Алексей, Ретюнский Вячеслав, ученики 11 класса «Б». Руководитель: Иванова Е. Э., педагог-психолог.

Введение У школьников одним из наиболее сильных источников стресса являются школьные факторы, такие как экзамены, тесты, оценки. Вклад же стресса в заболеваемость хорошо установлен. В качестве модели социально обусловленного стресса нами была выбрана экзаменационная ситуация, с которой ежегодно сталкиваются сотни тысяч студентов и школьников России, и которая является для большинства из них значительным психотравмирующим фактором. 2

Гипотеза: страх неуспешности в экзаменационной ситуации является стрессогенным фактором, ухудшающим состояние здоровья школьника и продуктивность его учебной деятельности. Объект исследования: реакция старшеклассника на предстоящую экзаменационную ситуацию. Предмет исследования: условия развития отклонений в состоянии здоровья старшеклассников в период подготовки к экзаменам. Цель исследования: определение условий ухудшения здоровья старшеклассников в процессе подготовки к экзаменам и разработка рекомендаций по их предупреждению. Задачи исследования: Выяснить какие отклонения в состоянии здоровья человека возникают под влиянием психологического стресса. Выявить условия развития отклонений в здоровье человека в стрессогенной ситуации. Разработать практические рекомендации по сохранению здоровья человека, в период подготовки и сдачи экзаменов. 3

Этапы исследования 1.Анализ литературы по изучаемой проблеме. 2.Подбор диагностических методик. 3.Составление опросника. 4.Анкетирование и тестирование учащихся. 5.Анализ результатов анкетирования. 6.Формулирование выводов по результатам исследования. 7.Разработка рекомендаций по сохранению здоровья человека. 4 Практическое значение данной работы: разработка рекомендаций по сохранению здоровья человека, находящегося в стрессовой ситуации.

Основные понятия: функция уровня стрессаТревожность - состояние тревоги, возникающее, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид. состояние тревогиСтресс - совокупность внешних воздействий (стресс- факторов), которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважению, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональную реакцию (состояние тревоги) различной интенсивности. 5

Причины стресса Источником травмирующего воздействия может стать предстоящий экзамен. Соревнования, конкурсы, экзамены – стрессоры психосоциальной мотивации и относятся к стрессорам активной деятельности. 6 Оценка результативности деятельности в процессе сдачи экзаменов может быть отнесена к стрессорам оценок и проявляется как «старт»-стрессор и стрессор памяти побед и поражений, если имеется экзаменационный опыт.

Влияние стресса на состояние здоровья человека Стресс может стать причиной серьезных патологических изменений в организме человека. По данным анкетирования, 34% опрошенных жаловались на учащение сердцебиения перед экзаменом, 32% отмечали расстройство сна в предэкзаменационный период, 20% - нарушение нормального тонуса скелетной мускулатуры (неуправляемая мышечная дрожь, скованность движений и пр.), 8% говорили о неприятных ощущениях в груди, 4% жаловались на головные боли и т. д. 7

Профилактика тревожности и психологического стресса Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе и самопринятие. 8

Методы борьбы со стрессом: релаксация, противострессовый распорядок дня, оказание первой помощи при остром стрессе, самоанализ личного стресса. Одним из эффективных средств защиты от стресса является релаксация. 9

Советы старшекласснику Составьте план на весь период подготовки и на каждый день. Не забудьте в план внести перерывы и время для приятых занятий. Позаботьтесь о рабочих материалах для экзаменов. Подготовьте ваше рабочее место, таким образом, чтобы как можно меньше отвлекаться. Работайте над преодолением вызывающих страх мыслей. Обязательно предусмотрите во время работы маленькие паузы для расслабления. Делайте перед сном упражнения на расслабление. Страх перед экзаменом это тоже привычка. Она может быть изменена только соответствующей тренировкой. 10

Практическая часть В ходе исследовательской работы был проведен опрос учащихся 9-х и 11-х классов школы 5. Были составлены две анкеты: 1. Анкета для определения выраженности предэкзаменационной тревожности у старшеклассников (см. Приложение 1). 2. Анкета для выявления причин предэкзаменационного стресса и способов борьбы с ним (см. Приложение 2). Также был использован тест для определения стрессоустойчивости (см. Приложение 3). Для обработки теста и анкет были использованы таблицы Excel В анкетировании и тестировании приняли участие 75 человек. Рассмотрим варианты ответов представителей всех групп респондентов. 11

12

13

14

15

16

Выводы по работе: 1.Предэкзаменационный стресс и тревожность периодически испытывают 60% выпускников школы. Стресс более выражен у девятиклассников. Это объясняется отсутствием у них экзаменационного опыта. 2.Под влиянием психологического стресса в состоянии здоровья человека возникают различные отклонения, отрицательно влияющие на продуктивность запоминания, концентрацию внимания и общее психическое состояние. Это повышает риск неудачи на экзамене. 17

3. На развитие предэкзаменационного стресса влияют экстремальные воздействия, прежде всегосвязанные с влиянием организационных, социальных, экологических и технических особенностей деятельности выпускника. В основе стресса лежат нарушения информационно- когнитивных процессов регуляции деятельности. И в этой связи предстоящая экзаменационная ситуация, сопровождающаяся психической напряженностью, может быть источником психологического стресса или оказывать влияние на его развитие. 18

4. Учащиеся, имеющие экзаменационный опыт и прошедшие психологическую подготовку к экзамену, в меньшей степени подвержены стрессу и легче приспосабливаются в стрессогенной ситуации связанной с экзаменом. 5. Использование практических рекомендаций по сохранению здоровья человека, в период экзаменационной подготовки сокращает период адаптации и повышает качество подготовки и успешность сдачи экзаменов. 19

Рекомендации по снижению тревожности и снятию стресса: использование техник спонтанного расслабления и повышения уверенности в себе (релаксация, аутотренинг, самоанализ личного стресса); противострессовая организация труда и эффективный распорядок дня; повышение эффективности обучения (приемы активизации внимания и памяти). 20

Литература: 1.Бодров В. А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, Вольф Д., Меркле Р. Так преодолеете вы страх перед экзаменами. Психологические стратегии оптимальной подготовки и сдачи экзаменов. Томск: факультет психологии ТГПУ(перевод и научная редакция), Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, С Психоэмоциональный стресс. Под ред. К. В. Судакова. М.: НИИ им. П. К. Анохина РАМН, Такман Б.В. Педагогическая психология. М.: Прогресс, с. 6.Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен. Психологическая подготовка. М.: Генезис, 2004 г