«Непомышляющие о качестве, пусть и не помышляют о культуре…» Н.К-Рерих.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследование готовности первоклассника к обучению в школе Методики выявления готовности и оценка результатов.
Advertisements

Диагностика готовности к обучению в школе, как условие успешной адаптации первоклассников ГБОУ Школа 814 СП учебный год.
Мониторинг изучения готовности первоклассников к обучению в школе.
Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе 1-й этап ( уч.г.)
Мониторинг изучения готовности первоклассников к обучению в школе Выступление Шнур Виктории Михайловны, педагога-психолога на городском семинаре учителей.
Сопровождение введения ФГОС НОО: готовность первоклассников к обучению и мониторинг достижения планируемых результатов Ладыгина С.А., начальник отдела.
Психологическое сопровождение введения ФГОС. Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе.
Ковалева Г.С., зав. Центром оценки качества образования ИСМО РАО Апробация системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных.
Изучение готовности первоклассников к обучению в школе Москва 2011 год.
Методические рекомендации Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе 2012 год (ИСМО РАО, 2012 год)
Оценка готовности ребенка при поступлении в школу.
Исследование готовности первоклассников к обучению в школе Арзамасцева Галина Юрьевна Директор ГУ ЧР ЦНОТ Иванов Вячеслав Морисович – методист ГУ ЧР ЦНОТ.
Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе Сентябрь 2010 г.
Семинар по организации и проведению исследования готовности первоклассников Ямало-Ненецкого автономного округа к обучению в школе (10-11 сентября 2012.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Исследование готовности первоклассников к обучению в школе Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Чувашский республиканский центр новых образовательных.
Технология проведения стартовой диагностики ( психологическая составляющая )
© СОТ Содержание деятельности ПМПк Мастер – класс «Психолого-медико- педагогический консилиум ДОУ комбинированного вида.
Сопровождение введения ФГОС ГОУ ЦО учебный год Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Региональный и школьный уровень. Входная диагностика 1 класс Оценка готовности 1-классников к школе.
Транксрипт:

«Непомышляющие о качестве, пусть и не помышляют о культуре…» Н.К-Рерих

Текущий и итоговый контроль начальная школа Аккредитация (аттестация) ОУ Аттестация педагогических кадров Мониторинговые исследования Соотношение внутренней и внешней оценки на начальной ступени обучения Стартовая диагностика Внутришкольный мониторинг

Диагностические исследования «Изучение готовности первоклассников к обучению в школе» При разработке инструментария использовались авторские методики и материалы, материалы эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования ( годы), а также материалы международных сравнительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS) Начало учебного года: Диагностические процедуры «Изучение уровня готовности к обучению в начальной школе» Конец учебного года: «Мониторинг образовательных достижений учащихся 1 классов» проводился на территории области в конце учебного года по трем предметам: русскому языку, математике и чтению

Цель и актуальность исследований: Получение надежной и объективной о различных уровнях готовности к обучению в школе, о состоянии здоровья первоклассника и различных факторах, влияющих на успешное вхождение ребенка в школьное обучение и особенностях протекания адаптационного процесса; Оценивание эффективности работы учителей начальной школы Получение информации для принятия обоснованных решений, связанных с обеспечением качества школьного образования

Особенности исследования: Одновременное рассмотрение ситуации с позиций большинства участников образовательного процесса: детей, учителей, родителей. Комплексность исследования. Основной подход основан на оценке адаптационного потенциала ребенка Использование современных технологий сбора и обработки данных

Принципы, лежащие в основе : В первый класс школы приходит учиться не сам по себе ребенок, но вся его семья – его группа поддержки. Для детей этого возраста референтны как родители, так и учитель. Поэтому на первом этапе особенно важны согласованные действия учителя и представителей семьи. У каждого ребенка есть резервы адаптации и риски дезадаптации.

Инструментарий исследования Рекомендации по проведению Описание методик Бланки ответов Анкета для учителя Анкета для родителей Формы отчетности Карта первоклассника Формы для списков школ, учителей и учащихся

Показатели готовности первоклассников к обучению в школе Общее развитие ребенка. Психофизиологическая и интеллектуальная зрелость Наличие учебных навыков у ребенка Сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой Наличие учебных навыков у ребенка Здоровье первоклассника Индивидуально-личностные особенности ребенка Ресурсы и цена адаптации Семья как ресурс школьной успешности ребенка

Контекстные показатели, используемые для объяснения полученных результатов в ходе обследования Характеристики начальной школы в ОУ Характеристики классов Характеристики учащихся Характеристики учителей Особенности образовательного процесса Информация о семьях учащихся

Условия проведения Специального оснащения класса не требуется Оборудование: простые и цветные карандаши, точилки и ластики В соответствии с приказом управления образования и науки Тамбовской области исследование проводится в период с 20 по 25 сентября текущего года Проведение методик занимает 4 урока по 35 минут Учебный процесс в ОУ проводится обычным порядком

1.Исследования проводятся фронтально со всем классом 2. Самостоятельность выполнения задания; 3. Присутствие двух организаторов ( учитель и школьный психолог). 4. Анкетирование родителей проводится на родительском собрании в день проведения исследований 5.Одномоментность проведения исследования Условия проведения

Описание методик Обследование готовности первоклассника к обучению в школе проводится на основе пяти методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква». Социально- педагогический контекст проводимого эксперимента отслеживался с помощью специально разработанных анкет

Рисунок человека Перед каждым ребенком кладется лист для выполнения задания в вертикальном положении. Если кто-либо из детей его в дальнейшем поворачивает, то его НЕ поправляют Проверяющий сосредоточивает на себе внимание детей и дает инструкцию: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете». Если кто-то из учеников отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать необходимо сказать ему, чтобы он рисовал так, как умеет, даже если получится не очень хорошо; что вам (проверяющему) интересны любые детские рисунки; что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого. Необходимо подбадривать тех детей, кто работает особо медленно, не успевает закончить рисунок вместе со всеми. Если кто-то из детей рисует «портрет» (то есть только лицо), то надо индивидуально повторить для него указание нарисовать человека целиком и проследить за выполнением этого указания

Графический диктант Эта методика, предложенная Д.Б. Элькониным, направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Материалом служит лист бумаги в клетку с нанесенными на нем 4 точками. Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям

Графический диктант Рис. 3. «Графический диктант»: образцы диктуемых узоров

Образец и правило Методика направлена на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов. Каждое задание представляет собой фигуру-образец и расположенные справа нее «точки» разной формы (маленькие кружочки, треугольники, квадраты

Образец и правило При выполнении задания нельзя пользоваться ластиками Текст читается дословно!

Первая буква Методика направлена на выявление умения выделять согласный звук в начале слова (без учета его твердости/мягкости). При этом ребенок должен удерживать поставленную задачу: ориентироваться на начальный звук слова, а не на значение слова. Материалом служит лист с рисунками коровы, слона, тигра, лисы и мышки

Тест отношений к школе «Домики» Методической основой теста Домики является основанный на предпочтении цвета, известный по тесту отношений А. Эткинда. Процедура теста предполагает раскрашивание - как выражение личностного отношения к определенным социальным категориям, видам деятельности или другим людям. Применение цвета дает возможность оценить реальные отношения детей, которые им сложно осознать и выразить словами.

Тест отношений к школе «Домики» Для проведения теста необходимы следующие материалы: лист для выполнения заданий; шесть цветных карандашей или фломастеров основных цветов: синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный. Карандаши или фломастеры должны быть одинаковыми, без особых примет, окрашены в цвета, соответствующие цвету грифеля. Процедура исследования состоит из двух заданий по раскрашиванию: В первом задании ребенок производит простое ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета Во втором задании происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций. Ребенка просят подобрать подходящий цвет для домиков, в которых занимаются различными видами деятельности в школе и дома. После раскрашивания домиков мы можем оценить личностные отношения ребенка к различным аспектам школьного обучения.

Тест отношений к школе «Домики» (стр.20,32) 1 задание ДОРОЖКА При выполнении раскрашивания дорожки, нужно проследить, чтобы дети выполняли его строго слева направо. Если ребенок ошибся (начал закрашивать справа налево) и стало очевидным, что исправить положение невозможно, педагогу необходимо поставить стрелочку в направлении выполнения работы. При раскрашивании домиков следует настаивать на использовании одного цвета для каждого домика. Если ребенок настаивает на использовании нескольких цветов для одного домика, необходимо записать на листе ученика, какой цвет выбран первым

Тест отношений к школе «Домики» (стр.20,32) 2 задание ДОМИКИ Дома играем Дома читаем Дети- дошколята Школа где мы находимся Школа, учимся читать Школа, учимся писать Школа, учимся считать Школа. занимаемся физкультурой Школа, перемена Школа, играем на школьном дворе

Оценка результатов После проведения тестирования по всем пяти методикам приступают к оценке результатов выполнения заданий по каждой методике отдельно При оценивании используется инструкция по оцениванию При оценивании работы учащегося баллы за выполнение задания проставляются в работу каждого ученика, в специально отведенное место внизу каждого бланка. После проверки всех работ по данной методике результаты переносятся в таблицу

Оценивание теста «Домики» Цвет каждого из 6-ти карандашей на рисунках кодируется цифрой в соответствии с принятой кодировкой в восьми цветном тесте Люшера: 1 – Синий; 2 – Зеленый; 3 – Красный; 4 – Желтый; 6 – Коричневый; 7 – Черный. Если направление рисования дорожки у ребенка было изменено, в клетку 7 строки 1) заносится цифра 0. Если ребенок рисовал по инструкции слева направо, то клетка 7 остается пустой

Оценивание теста «Домики» Сначала баллы слева направо приписываются цветам на дорожке: 6 баллов получает тот цвет, который находится слева, 5 баллов – второй от левого края цвет и т.д. 1 балл получает последний выбранный цвет (крайний справа на дорожке). Далее баллы приписываются уже тем 10 видам деятельности или отношениям, о которых ребенка спрашивают при раскрашивании 10 домиков. Отношение к деятельности будет оцениваться тем баллом, который приписан цвету соответствующего домика в строке 1). Чем выше балл, тем лучше отношение. Низкие баллы будут указывать на наличие у ребенка проблем в указанных областях (видах деятельности)

Проведение анкетирования учителей и родителей Анкетирование учителей и родителей проводится с целью получения дополнительной информации, которая позволяет составить более полную картину о готовности первоклассника к обучению в школе и объяснить полученные результаты. В анкетировании учителей принимают участие все учителя образовательного учреждения, преподающие в первых классах, в которых проводится обследование на готовность к обучению в школе. Анкетирование родителей лучше всего организовать во время родительского собрания. Перед проведением анкетирования родителей все анкеты подписываются учителем. На них указывается фамилия имя ученика и его идентификационный номер (списывается с работы ученика). Учитель должен контролировать заполнение анкет родителями, проверять заполнение всех полей анкеты.

Заполнение карты первоклассника Карта первоклассника разработана с целью получения индивидуальной информации об учащихся, связанной с их готовностью к обучению в школе (стр 63). Она адресована учителям, ведущим первые классы, которые участвуют в обследовании, и медицинским работникам. На основании ответов на эту анкету учителя смогут выделить детей с проблемами в адаптации к школе. В карту первоклассника вносятся медицинские показатели учащихся первых классов на основе данных из их медицинских карт, а также ответы на вопросы об особенностях поведения детей в школе. Если по каким-либо причинам трудно ответить на вопросы (например, в медицинской карте нет такой информации), то выбирается ответ «Информация отсутствует» или «Затрудняюсь ответить». На основании ответов на эту анкету учителя смогут выделить детей с проблемами в адаптации к школе. До заполнения анкеты она подписывается так же, как и листы ответов учащихся (указывается фамилия и имя ученика, его идентификационный номер).

Использование результатов Определение уровня восприятия, понимания и самостоятельности Выделение группы риска управление функциямиуправление процессами Программа коррекционной работы психолога Индивидуальное обследование психолога Выявление детей которые будут испытывать трудности в обучении и в адаптации в школе

Результаты полученные в ходе мониторинга позволяют: объективно оценить эффективность работы учителей начальной школы; принять обоснованные решения, способствующие обеспечению качества начального школьного образования, создать индивидуальные траектории развития учащихся для организации целенаправленной работы учителя с учащимися начальной школы выявить адаптационные ресурсы, оценить риски Использование результатов диагностического исследования

Оценка процесса адаптации: через анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования; через восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе); через восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).

Актуальные вопросы для обсуждения с родителями первоклассников: 1. Адаптация к школе и ее цена: поможем стать успешным учеником. 2. Как формируется самооценка первоклассника. 3. Как помочь ребенку найти друзей. 4. Режим дня – для детей и родителей. 5. Тревожный ребенок – как ему помочь. 6. Как помочь адаптироваться в школе подвижному ребенку. 7. Что делать, если ребенок не успевает в одном темпе с другими. 8. Питание и успешная адаптация в школе. 9. Школьные уроки «без слез», как подготовить ребенка к самостоятельной работе дома. 10. Свободное время – как найти и эффективно использовать. Для тех родителей, которые по какой-либо причине недостаточно доверяют учителю, чтобы лично задать вопросы, можно порекомендовать форму общения «почтовый ящик».

1. Ресурсы Высокий уровень психофизиологической зрелости, проявляющийся в высоком уровне самоконтроля, эмоциональной стабильности, уравновешенности поведения. Дети этой группы готовы к усвоению школьных требований. У них хорошие коммуникативные навыки, позволяющие успешно устанавливать отношения со сверстниками и педагогом. Они успешно справились с тестовыми заданиями и имеют хорошие или средние учебные навыки. Риски Начиная обучение в разноуровневом классе, в котором учителю необходимо «подтягивать» других детей, могут потерять интерес к учебе. В этом случае и ребенок, и родители могут излишне расслабиться, привыкнув к тому, что все знакомо и дается легко, и пропустить момент, когда закончится «запас прочности», У ребенка может не сформироваться навык к систематической, «рутинной» учебной работе. Навыки (например, письма) могут быть сформированы не оптимально и потребуется переучивание. Необходимые меры поддержки Готовность учителя к работе с разноуровневым классом: наличие разноуровневых заданий, использование приемов, вовлекающих учеников с высокой готовностью в совместную деятельность с не готовыми (групповое решение, проверка и т.д., использование ответа в качестве образца) Рекомендации педагогам и родителям

2. Ресурсы Высокий уровень психофизиологической зрелости, проявляющийся в высоком уровне самоконтроля, эмоциональной стабильности, уравновешенности поведения. Дети этой группы готовы к усвоению школьных требований. У них хорошие коммуникативные навыки, позволяющие успешно устанавливать отношения со сверстниками и педагогом. Тестовые пробы эти дети выполнили несколько ниже, чем дети первого кластера, однако, результат достаточно хороший Риски Низкий уровень развития учебных навыков. Необходимые меры поддержки Данная группа наиболее оптимальна для учителя: при хорошей обучаемости можно правильно сформировать навыки учащихся. В то же время в процессе обучения могут обнаружиться некоторые проблемы, незамеченные на предыдущем этапе развития ребенка, так как не было той деятельности, в которой они могли проявиться (например, нежелание заниматься монотонной деятельностью, быстро угасающий интерес при интеллектуальных занятиях, нежелание заниматься деятельностью, которая получается не так хорошо, как у лидеров, наличие нарушений фонематического слуха, проблемы с моторикой). Это означает необходимость внимательного отношения со стороны учителя к динамике адаптационного процесса, чтобы вовремя можно было выявлять возникающие проблемы.

3. Ресурсы У детей этой группы средний и высокий уровень выполнения тестовых заданий, средний уровень сформированности учебных навыков. Риски Cреди этих детей встречаются дети, имеющие какие-либо дефекты речи, уровень тревожности у них один из самых высоких среди всех учащихся, эмоциональная стабильность также снижена. Возможно, именно высокая тревожность и эмоциональность этих детей приводит к реагированию по психосоматическому типу: дети этой группы часто жалуются на здоровье уже в первые дни пребывания в школе. Необходимые меры поддержки Для снижения тревожности необходимо чувство стабильности, адаптационный процесс у таких детей протекает успешней, если отсутствуют неожиданные проверки. Важно, особенно в начале школьного обучения, проговаривать с детьми, как будет протекать завтрашний школьный день, что они будут делать, и какие интересные дела их ждут. Ребенка с очень выраженной тревожностью можно заранее предупредить, что его завтра вызовут к доске: «Мне очень хочется услышать твой ответ, подготовься к завтрашнему уроку». Высокая тревожность может выражать страх быть неуспешным, эти дети особенно сильно расстраиваются, если задание не выходит, так как ребенок считает, что родители его любят за достижения. Часто у тревожного ребенка тревожная мама или бабушка. В этом случае необходима работа с семьей.

4. Ресурсы Высоким уровнем адаптационного потенциала, практически по своим психологическим характеристикам не отличающиеся от детей первого кластера Риски Отмечаются какие-либо дефекты речи Необходимые меры поддержки Речь является сложной функцией, для формирования которой имеет значение слаженное функционирование различных отделов нервной системы. В основе этих нарушений могут лежать различные причины, которые могут быть разделены на органические, которые приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи); или функциональные препятствующие работе нормального речевого аппарата (связанные с невротическими реакциями в коммуникативном поведении и др.) Это может свидетельствовать о большой ранимости ребенка, поэтому необходимо предупреждать эмоциональные перегрузки, дома обеспечить соответствующий режим, соответствующее медицинское и логопедическое сопровождение. Имеется риск нарушений фонематического слуха и явлений дислексии, дисграфии.

5. Ресурсы Высокий уровнь адаптационного потенциала, практически по своим психологическим характеристикам не отличающийся от детей первого кластера Риски У детей этой группы отмечается отсутствие активности на уроке Необходимые меры поддержки Необходимо вовлекать в учебный процесс, для этого важна благоприятная атмосфера на уроке, поощрение активности, даже если ребенок допускает ошибку

6. Ресурсы Сочетание хорошего уровня выполнения тестовых заданий, среднего уровня развития учебных навыков, а также низкой активности на уроке Риски У детей этой группы отмечаются какие-либо дефекты речи. Необходимые меры поддержки У этих детей проблемы, лежащие в основе речевых нарушений у данной группы детей, в дошкольном возрасте скомпенсированы не полностью, сохраняется повышенная уязвимость этих детей, необходимо предупреждать эмоциональные перегрузки, дома обеспечить соответствующий режим, соответствующее медицинское и логопедическое сопровождение. Имеется высокий риск нарушений фонематического слуха и явлений дислексии, дисграфии.

7. Ресурсы Дети, имеющие среднюю успешность выполнения тестовых заданий, хорошие навыки общения, эмоциональную стабильность, низкую тревожность, желание учиться и активное поведение на уроке. Риски Низкий уровень сформированности учебных навыков, более выраженная неуравновешенность поведения, проявляющаяся в повышенной возбудимости, несколько более низкий, чем у предшествующих групп, самоконтроль, у них отмечается наличие дефектов речи. Необходимые меры поддержки Основной задачей взрослых является помощь в регуляции поведения, поддержка системы регуляторных функций ребенка, а затем бережное расширение возможностей его приспособления. Основное средство, позволяющее добиться этого режим дня. Для детей с любыми нарушениями в функционировании нервной правильно подобранный режим является основным средством реабилитации.

8. Ресурсы Хорошие результаты выполнения тестовых проб, неплохо сформированные навыки общения, уравновешенное поведение, желание учиться. Большинство детей этой группы имеет речь без нарушений Риски Учебные навыки невысокие, а, самое главное, уровень здоровья снижен, уже с самого начала школьного обучения в период пребывания в школе отмечаются жалобы на здоровье. Активности на уроке эти дети не проявляют. Необходимые меры поддержки Контакт с семьей, соответствующий режим и медицинское сопровождение. Благоприятный психологический климат в классе снижает нагрузку на нервную систему ребенка и улучшает процесс адаптации.

9. Ресурсы Неплохие навыки общения, эмоциональная стабильность, низкая тревожность, уравновешенное поведение, отсутствуют дефекты речи, есть желание учиться. Риски Сниженные результаты тестовых заданий сочетаются с низким уровнем базовых учебных навыков и отсутствием активности на уроке Необходимые меры поддержки Необходимо вовлекать в учебный процесс, для этого важна благоприятная атмосфера на уроке, поощрение активности, даже если ребенок допускает ошибку.

10. Ресурсы Эмоциональная стабильность, низкая тревожность Риски Еще более низкие результаты выполнения тестовых заданий, низкий уровень учебных навыков, не развитые навыки общения, самый низкий самоконтроль, приводящий к неуравновешенному повелению Необходимые меры поддержки: Основной задачей взрослых является помощь в регуляции поведения, поддержка системы регуляторных функций

11. Ресурсы Неплохие навыки общения, эмоциональная стабильность, низкая тревожность, есть желание учиться. Риски Объединяет детей с самыми низкими показателями выполнения тестовых проб, самым низким уровнем сформированности учебных навыков, сниженным уровнем уравновешенности поведения, отсутствием активности на уроке. Большинство детей этого кластера имеют какой-либо дефект речи. Необходимые меры поддержки: Комплексный подход с привлечением средств психологической и педагогической коррекции