Министерство образования Российской Федерации Ивановский государственный энергетический университет Автоматизированная система управления качеством вуза.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рис. 2 Концепция развертывания стратегических планов развития университета. Объединяющей и направляющей должна быть система менеджмента, раскручивающая.
Advertisements

Информационные технологии в решении задач высшей школы Задачи высшей школы Конкурентоспособность выпускников Создание интегрированной среды «образование.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
Московский государственный областной университет МОПИ им.Н.К.Крупской – МПУ - МГОУ
Об обеспечении качества учебного процесса в университете Проректор по учебной работе Кречетов А.А. Заседание ученого совета КузГТУ,
К АЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ. П ОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Высшая школа практически не измеряет качества процессов учения и обучения. В вузах не принято использовать.
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Система менеджмента качества в вузе Проректор по учебно-методической работе ФГОУ ВПО «КГТУ», зав. кафедрой промышленного рыболовства А.А. Недоступ Калининградский.
Цель лекции : познакомиться с методами управления проектом применения системы менеджмента качества в вузе.
Проект «Совершенствование системы подготовки рабочих кадров и специалистов» РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 4: Ресурсы и партнеры.
ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ТРЕНДОВ ВО ВРЕМЕННЫХ РЯДАХ Никитюк А. Н.1 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ и ИНФОРМАТИКИ Кафедра.
Основы организации труда Введение в курс. Занятие первое г.
Пути совершенствования СМК университета. Предварительные результаты ресертификационного аудита Несоответствий не обнаружено.Положительные стороны Стратегия.
Гачко Г.А., проректор по учебной работе Гачко Г.А., проректор по учебной работе О практико-ориентированных формах обучения формах обучения на 1 и 2 ступенях.
Совершенствование системы качества образования в условиях апробации ФГОС.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Информационная система мониторинга и исследования структуры внеучебной деятельности студента Выполнил: Д.Ю.Захаров Руководители: С.А.Пиявский В.А.Леман.
Транксрипт:

Министерство образования Российской Федерации Ивановский государственный энергетический университет Автоматизированная система управления качеством вуза Проект выполнен по гранту Национального фонда подготовки кадров

-смешиваются понятия «качество» и «управление качеством»; -нет формул оценки эффективности вуза; -слабо видны стратегические мотивы (миссия, видение, и т.п.); -дефекты системы измерения качества (субъективизм, приписки и др.); -не измеряется уровень компетентности учащихся; -не отражается степень удовлетворения запросов клиентов высшей школы; -не принято измерять качество процессов. Проблемы и дефекты системы высшего образования:

-уровень удовлетворения запросов многих и разных групп потребителей; -управление комплексом элементов качества (вход, процесс, выход, ресурсы); -многообразие методов измерения качества и антикачества; -управление качеством всех процессов в вузе; -вовлечение всех сотрудников в управление качеством. Многомерное качество образования

Ректорвозглавляет работы по качеству Всесотрудники участвуют в управлениипроцессами Решения принимаются на основе фактов Непрерывноеулучшениекачества процессов и результатов Бездефектныепроцессыобучения Качество образования – понятиемногомерное Тотальное управление качеством взаимосвязан- ных процессов Автоматизация.CALS-технологии Вуз, ориентированный на клиента Принципы управления вузом в среде многомерного качества (по мотивам принципов менеджмента качества в стандарте ISO)

Семь систем стратегического управления качеством вуза

Концепция развертывания стратегических планов вуза

Будущий облик университета Компью- терный универси- тет Консорциум учебно- исследовательских организаций и промышленных корпораций Университет качества, исповедующий политику бездефектных процессов. Виртуальный университет с межвузовским мобильным коллективом. Открытый университет с развитой системой дистанционного обучения Университет физической культуры и спорта Ресурсный центр информационных и вычислительных технологий Предпринимательск ий университет, сочетающий инновационную активность с наукоемкими технологиями. ГЭУ в 2009 году И

Основные контуры управления качеством Формирование будущего облика вуза Стратегическое планирование «Развертыва- ние» планов по системам качества (по подраздел.) Ежегодное планирование Корректировка в новом цикле планирования Корректировка облика вуза Корректировка в новом цикле планирования Контроль движения к новому облику вуза Проректор РЕКТОР Внешняя среда Ученый совет Объявление миссии вуза P S DC A DC A 1 год 3 год 7 год Измерение результа- тов и проверка выполне- ния планов Цикл реактивного управления Цикл работы по стандарту

Хошин ректора Увеличить на 30% объем доходов, направ- ляемых на разви- тие ресурсов вуза, путем применения высокоэффек- тивных техно- логий в управле- нии, обучении, научных иссле- дованиях и производстве Проректор по учебной работе Проректор по хозяйственной работе Проректор по научной работе Увеличить на 30% объем платных образовательных услуг путем развития компьютерных систем Снизить на 20% затраты на коммунальные услуги Увеличить объемы продаж научных проектов и наукоем- кой продукции на 20% путем привлечения инвесторов из промышленной сферы Учебное управление Увеличить на 30% объем краткосрочных образовательных услуг путем... Главный инженер Снизить расход природ- ного газа на 15% путем перехода к закрытой системе теплоснабжения Директор научного сектора Увеличить объем хозяйс- твенных договоров с предприятиями на 30% путем тиражирования наукоемкой продукции Главный энергетик Уменьшить на 20% расход электроэнергии путем замены энергоемких приборов Отдел 1 Отдел 2 Увеличить на 50% продажу учебной продукции Снизить затраты на выпуск продукции на 10% Деканы Увеличить объем контрак- тов на подготовку специ- алистов путем развития дистанционного обучения Отдел 3 Отдел 4 Снизить на 10% потери тепла через оконные конструкции Снизить на 10% расходы электроэнергии путем... Выделя- емые ресурсы Система измере- ния резуль- татов Кафе- дра 2 Увеличить на 30% объем внедрений микропроцессорных систем управления Кафе- дра 1 Увеличить на 50% объем работ по геоин- формационным системам Провести опытное тиражирование системы TQM в высшей школе Кафе- дра 3 Схема развертывания стратегических и тактических планов развития университета

Структура ИГЭУ, ориентированная на выполнение миссии вуза Миссия ВУЗа Ректор Попечительский совет Учебно-научный центр менеджмента качества образования Ученый совет Комитет менеджмента качества образования Проректоры Институты Факультеты Кафедры Центры Временные творческие коллективы Подразделения проректора по учебной работе Советы качества при проректорах Подразделения проректора по научной работе Подразделения проректора по хозяйств. работе Подразделения проректора по админист- ративной работе Подразделения проректора по иннова- ционной политике Подразделения проректора по информа- тизации Подразделения ректора

Управление вузом Стратегическое планирование Взаимодействие с потребителями и рынками образовательных услуг Измерение результатов 8 категорий измерения качества Формирование данных и анализ информации Управление персоналом Бездефектное обучение и ориентация на потребителей Формирование ресурсов 8 категорий измерения менеджмента качества

Анкеты для экспресс-оценки Вопрос V1.1. Насколько эффективно ректор осуществляет управление вузом в соответствии основными задачами и стратегическими целями организации? Вопрос V1.3. Насколько эффективно ректор занимается поиском возможностей для будущего развития вуза, принимая во внимание мнения всех заинтересованных лиц? Варианты ответов: (0) вопрос не понятен, (1) не знаю, (2) плохо, (3) удовлетворительно, (4) хорошо, (5) отлично.

Схема выявления показателей эффективности процессов управления качеством ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ВИЗУАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КОЛЛЕКТИВ ВУЗА Анкета W1 Анкета W2 Анкета W3 Анкета W4 Анкета W5 Анкета W6 Анкета W7 Анкета W8 Эталон W1 Эталон W2 Эталон W3 Эталон W4 Эталон W5 Эталон W6 Эталон W7 Эталон W8 Компьютерный фильтр Qэ (r) Qэ (p) Qэ (d) Qэ (z) Qэ (n) Qэ (c) Qэ (вуз) ГРАФИКИПАРЕТОГИСТОГРАММЫИШИКАВА

Схема вычисления эффективности процессов управления качеством образования на уровне ректора

Графическое представление результатов опроса в стартовой точке «Экспресс-оценка и экспресс-самооценка уровня готовности вуза к работе в системе многомерного менеджмента качества» Интегральная оценка заведующего кафедрой «Программное обеспечение компьютерных систем» Q z1 =3.6

Графическое представление результатов опроса в стартовой точке «Экспресс-оценка и экспресс-самооценка уровня готовности вуза к работе в системе многомерного менеджмента качества»

Схема контроля эффективности процессов управления качеством образования в течение пятилетнего цикла

Информационный модуль системы управления качеством образования

ЦЕНТРАЛЬНАЯ БАЗА ДАННЫХ АК 1 АК 2 АК 3 АК 4 АК 5 АК 6 АК 7 АК 8 АК 9 АК 10 АК 11 АК 12 АК 13 АК 14 АК 15 АК 16 АК 17 АК 18 РЕГИСТРАЦИЯАНАЛИЗ Приемный экзамен Входной тест Психологи- ческий тест Промежуточ- ный контроль Выходной тест Заключитель- ный экзамен Профессиональ -ные навыки Государствен- ный экзамен Дипломный проект Олимпиада (дистанцион.) ПерсоналСтудент Абитуриент Процессы Ресурсы Выпускник КОНСУЛЬТАЦИИ И КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ Электронная библиотека Дистанционное обучение Информацион- ный портал От компьютера к компьютеру

"Вход" Ресурсы "Выход" Процессы Стандарт Эталон Реальное качество Векторная диаграмма качества образовательной программы Н

Интеграция оценок качества абитуриента Индикаторы качества абитуриента Оценка знаний абитуриента Рейтинг абитуриента Оценка психологического теста Уровни предпочтения абитуриента Индикаторы качества абитуриента Оценка знаний абитуриента Рейтинг абитуриента Оценка психологического теста Уровни предпочтения абитуриента Индикаторы качества абитуриента Оценка знаний абитуриента Рейтинг абитуриента Оценка психологического теста Уровни предпочтения абитуриента Качество абитуриента Качество среднего абитуриента специальности Качество среднего абитуриента вуза

Индикаторы качества студентов Оценка качества процесса учения S кп От 0 до 5 Оценка независимого входного теста S вх От 0 до 5 Промежуточная оценка S пк От 0 до 5 Оценка независимого выходного теста S вых От 0 до 5 Оценка творческого экзамена S экз От 0 до 5 Интегральная оценка S инт От 0 до 500 Стандартная оценка S 2, 3, 4 или 5 Рейтинг R От 200 до 600 Оценка качества процесса учения S кп От 0 до 5 Промежуточная оценка S пк От 0 до 5 Оценка творческого экзамена S экз От 0 до 5 Компьютерная система оценки результатов учения и обучения студентов Система независимого тестирования Оценки знаний студента Y по учебному курсу Х

S инт =10 S кп + 10 S вх + 20 S пк + 30 S вых + 30 S экз Формула интегральной оценки знаний S инт – интегральная оценка результатов обучения, S кп – оценка процесса учения, S вх - оценка по результатам независимого входного тестирования остаточных знаний, S пк – оценка промежуточного контроля результатов обучения в середине семестра, S экз - оценка заключительного экзамена, проводимого в устной или письменной форме, S вых – оценка по результатам независимого выходного тестирования знаний. Все указанные промежуточные оценки выставляются в диапазоне от 0 до 5.

R нов = R стар + К вес (S i – mS ож ), i=1 m Рейтинг студента R нов - новое (вычисляемое) значение рейтинга, R стар - предыдущее (старое) значение рейтинга, К вес - весовой коэффициент (от 3 до 10) m - количество испытаний в семестре, S i - оценка, полученная на очередном i-ом испытании, S ож - ожидаемая оценка, вычисляемая компьютерной системой по формуле прогноза S ож = f(R стар ).

Навыки межличностного общения Системная компетентность Технологическая компетентность Компетентность в распределении ресурсов Компетентность в работе с информацией Мыслительные навыки Базовые навыки Качества личности Уровни компетентности студента

Алгоритм измерения уровней компетентности Процесс обучения Базовые Базовыенавыки Технологическаякомпетентность Мыслительные навыки Качестваличности Учебный курс 1 Учебный курс 2 Учебный курс n

Оценка знаний выпускника Рейтинг выпускника Самооценка качества трудоустройства Качество выпускника по оценке работодателя Качество выпускника по оценке преподавателей Оценка психологического теста выпускника Оценка выпускника по анкетным данным Послевузовская оценка выпускника Индикаторы качества выпускников

Рейтинг выпускника от 1 до 100Место среди выпускников специальности от 1 до 1000Место среди выпускников вуза от 200 до 700Итоговый рейтинг студента ОценкаРейтинг выпускника

Пять видов ресурсов учебного курса Ресурсы учебного курса Технические ресурсы Методические ресурсы Информаци- онные ресурсы Программные ресурсы Кадровые ресурсы

Схема измерения показателей качества ресурсов вуза Показатели качества ресурсов (ПКР) учебного курса «X1» ПКР образовательной программы «А1» ПКР образовательной программы «В1» ПКР образовательной программы «С1» Показатели качества ресурсов факультета «Y1» Интегральные показатели качества ресурсов образовательных программ вуза Показатели качества общевузовских ресурсов Показатели качества ресурсов вуза

ВНУТРЕННИЙ БЕНЧМАРКИНГ ВНЕШНИЙ БЕНЧМАРКИНГ Измеряемый образец Уровень приближения к лучшему образцу Лучший образец вне вуза Лучший образец внутри вуза Бенчмаркинг и измерение качества ресурсов

Этапы оценки качества ресурсов с использованием идей бенчмаркинга Фиксируется наличие (1) или отсутствие (0) измеряемого ресурса 1 0 Фиксируется наличие (1) или отсутствие (0) информации о параметрах качества эталонного образца измеряемого ресурса 1 0 Осуществляется сравнение конкретного ресурса с эталонным образцом и выставляется одна из оценок: Оценка очень плохой плохой удовлетворительный хороший лучше эталона

Самообследование и оценка качества ресурсов (процессов) подразделения вуза Сравнение Планирование улучшений Исполнение планов Измерение результатов Бенчмаркинг - поиск эталонов и формирование задания на проектирование новых процессов (ресурсов) Анализ выполнения планов и корректировка целей и задач Общая схема профилактики дефектов

Ресурсы для пяти групп процессов Методическое обеспечение процессов общения преподавателя и студентов Кадровое обеспечение процессов развития образованности личности Программное обеспечение процессов профессионального развития ППС Информационное обеспечение процессов совершенствования содержания образования Техническое обеспечение процессов измерения результатов учения и обучения

Фрагмент анкеты самооценки качества ресурсов учебного курса Учебный курсX1Оценки и ответы Образовательная программа Y1 Год Индикаторы качества учебного курса В каком вузе, на Ваш взгляд, сосредоточены лучшие методические пособия (МП) по проблеме «Взаимодействие с помощью ситуационных моделей»? Как оцениваете качество Ваших методических пособий по проблеме «Взаимодействие с помощью ситуационных моделей»? 4 В каком вузе, на Ваш взгляд, сосредоточены лучшие МП по проблеме «Взаимодействие с помощью имитационных моделей»? Как оцениваете качество Ваших МП по проблеме «Взаимодействие с помощью имитационных моделей»? 4

Индикаторы качества ППС Качество по результатам ежегодного отчета Оценка коллегами профессиональных качеств Оценка исследовательской работы и внешнего признания Самооценка качества преподавателя в пяти сферах деятельности Индикаторы качества ППС Оценка общественной деятельности Оценка студентами учебного курса Оценка сопутствующей профессиональной деятельности Оценка уровня участия в учебной жизни университета

Самооценка преподавателем качества учебного процесса Оценка Качество обеспечения процессов общения преподавателя и студентов Качество обеспечения процессов развития образованности личности Качество обеспечения процессов измерения результатов учения и обучения Качество обеспечения процессов совершенствования содержания образования Качество обеспечения процессов профессионального развития ППС

Оценка студентами учебного курса цели и задачи учебного курса качество подготовки учебного курса организация учебного курса качество презентации учебного материала пригодность учебного курса для дальнейшего использования Оценка студентами учебного курса

Оценка студентами организации учебного курса Организация курса Оценка Содержание представленного материала соответствовало общей цели курса? Порядок представления материала был логичным и полезным? Акценты на отдельные аспекты изучаемого материала были своевременными и четкими? Можно дать общую оценку: преподаватель хорошо организован? Можно дать общую оценку: учебный курс хорошо организован?

W (вуз) = Q (вуз) *K (деф) Q (вуз) = [Q э(упр) +Q (учебн) +Q (фин) +Q (наука) +Q (хоз) +Q (соц) +Q (комп) ]/7 K (деф) =[P (вуз) – (Ц Д + Ц П ) ]/P (вуз) Формулы эффективности университета:

"Вход" Ресурсы "Выход" Процессы Стандарт Эталон Реальное качество Векторная диаграмма качества образовательной программы Н

Интерактивные эксперименты Научная работа студентов Имитационные модели Ситуационные модели Видеоматериалы Мульти- медиа Экспресс- тестирование Раздаточный материал Учебный курс Образовательная программа ВУЗ Векторная диаграмма качества методического обеспечения образовательной программы Н. Средства обеспечения процессов общения преподавателя и студента

Основной процесс (SDCA) ИК цикл SDCA1 Предыду- щий процесс ИК После- дующий процесс цикл РDCA Улучшение качества процесса (ресурсов) ИК Подразделение (команда) более высокого уровня - запаздывание ИК - измеритель качества ? цикл SDCA2 ? Учебно-научный центр менеджмента качества образования ? ? цикл SDCA3 Стандартная схема организации бездефектного обучения

Частный вариант схемы организации бездефектного обучения Реактивное совершенствование процессов и ресурсов Преподавание математики Преподавание компьютерных наук Ир Совершенство- вание по математике Ир Совершенство- вание по комп. наукам Ир Преподавание физики Ир Ипр Коррекция процесса Реактивное совершенствование процессов и ресурсов Ир - измерение качества результатов Ипр - измерение качества процессов Бенчмаркинг Входные тесты

Математика (408 часов) Преподаватель Королева М.П Физика (306 часов) Преподаватель Подтяжкин Е.Я. Тест 1 входной Тест 1 выходной Информатика (187 часов) Преподаватель Евсин С.И Тест 2 выходной Информационное и управляющие микропроцессорные системы (136 часов) Преподаватель Анисимов А.А. Тест 17 входной Тест 17 выходной Электрические машины (86 часов) Преподаватель Шишкин В.П. Тест 18 входной Тест 18 выходной Тест 2 входной … Применение схемы «поставщик-потребитель» в управлении учебным процессом

Пример теста Студент должен ввести формулу вида

Самообследование и оценка качества ресурсов (процессов) подразделения вуза Сравнение Планирование улучшений Исполнение планов Измерение результатов Бенчмаркинг - поиск эталонов и формирование задания на проектирование новых процессов (ресурсов) Анализ выполнения планов и корректировка целей и задач Общая схема профилактики дефектов

Ориентация вуза на удовлетворение потребностей клиентов и непрерывное совершенствование качества образования Лавинообразная модель Ошибочная модель D C P A D C P A D C P A D C P A D C P A

ЦЕНТРАЛЬНАЯ БАЗА ДАННЫХ АК 1 АК 2 АК 3 АК 4 АК 5 АК 6 АК 7 АК 8 АК 9 АК 10 АК 11 АК 12 АК 13 АК 14 АК 15 АК 16 АК 17 АК 18 РЕГИСТРАЦИЯАНАЛИЗ Приемный экзамен Входной тест Психологи- ческий тест Промежуточ- ный контроль Выходной тест Заключитель- ный экзамен Профессиональ -ные навыки Государствен- ный экзамен Дипломный проект Олимпиада (дистанцион.) ПерсоналСтудент Абитуриент Процессы Ресурсы Выпускник КОНСУЛЬТАЦИИ И КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ Электронная библиотека Дистанционное обучение Информацион- ный портал От компьютера к компьютеру

Семь систем стратегического управления качеством вуза