Использование разноуровневых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии Автор: Ким Наталья Викторовна Учитель химии МОУ СОШ 6 г. Нягани ХМАО-Югры Тюменской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Химические свойства бензола. Получение, применение.
Advertisements

МОУ «Мокрушенская средняя общеобразовательная школа» Канского района Красноярского края Аверьянова Надежда Николаевна учитель химии.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 76 Сормовского района г. Н. Новгорода ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНО - ЛОГИЧЕСКИХ.
© Ким Е.П., учитель высшей категории МОУ «Гимназия 1» г. Саратов.
1 АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (АРЕНЫ). 2 Арены Ароматические соединения, или арены, большая группа соединений карбоциклического ряда, молекулы которых.
Применение интегрированного подхода в преподавании предметов естественно-научного цикла Зенкова Т.С. – учитель физики высшей категории МОУ СОШ 9 г.Тамбова.
В 1863 г. в одной из научных статей А.М.Бутлеров писал: «Атомы водорода, соединенные с углеродом, ведут себя относительно реагентов … иначе, чем соединенные.
МБОУ СОШ 99 г.о. Самара Предмет: Химия Класс: 10 Учебник: О.С. Габриелян, 2007г. Учитель: Лузан У.В. Год создания: 2012 Основные положения теории химического.
Анкета обратной связи Органическая химия. Основная теория органической химии- теория строения органических соединений А.М.Бутлерова Предпосылки создания.
Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова 10 класс.
МОУ Октябрьская СОШ Октябрьская СОШ г. Похвистнево г. Похвистнево Самарской обл. Самарской обл. «Особенности организации обучения в рамках компетентностно.
Основные положения теории химического строения органических веществ Александра Михайловича Бутлерова Факты без теории – не наука! Факты без теории – не.
Предмет органической химии Урок в 9 классе Автор: Ким Н.В. учитель химии МОУ СОШ 6 г. Нягани ХМАО-Югры Тюменской области.
ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
Близнецы органического мира. Какое положение ТХС иллюстрирует данный пример? С2Н6С2Н6 Н Н | Н – С – С – Н | Н Н | Н – С = С – Н | Н Н !
Изомерия органических соединений Лекция 3. Изомерия – это явление существования соединений, одинаковых по составу, но разных по строению и свойствам.
Центр дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» Многообразие органических веществ Выполнила:
Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ Давыдов О.М., учитель химии МБУ средней школы 41.
Структурные формулы – это формулы, в которых каждая связующая пара электронов изображается чёрточкой. Они показывают порядок соединения атомов в молекуле,
Основы строения органических соединений. Теория строения органических соединений. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Транксрипт:

Использование разноуровневых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии Автор: Ким Наталья Викторовна Учитель химии МОУ СОШ 6 г. Нягани ХМАО-Югры Тюменской области

Статья «Практика семинаров в проф классе» В МОУ СОШ 6 г Нягани шестой год в х классах ведется профильное обучение. Согласно учебному плану в классе естественнонаучного профиля преподавание химии осуществляется по трехчасовой программе. В этих классах учебный процесс предусматривает проведение лекций, семинарских и лабораторных занятий. Особый интерес вызывают у учащихся эффективные формы обучения: уроки-семинары, уроки-лекции, тематические уроки- зачёты, практикумы. В календарно-тематическом планировании органической химии на первое полугодие мною были предусмотрены семинарские занятия. Эти уроки проводились после изучения нового материала наиболее сложных для учащихся тем, таких как: - Порядок соединения атомов в молекулах органических веществ; - Влияние на свойства веществ порядка соединения атомов в молекулах; - Гибридизация электронных облаков; - Гомологический ряд и изомерия и т.д.

Разработанные мною семинары являются комбинированными: в программу одного семинара входят теоретические и практические задания. Цель системы семинарских занятий: формирование у учащихся системы знаний, умений и навыков в области органической химии, необходимых для целостного восприятия научной картины мира. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач: раскрыть сущность и значение фундаментальных законов, теорий, фактов органической химии; научить применять знания теоретических основ органической химии для характеристики различных классов органических соединений с точки зрения их реакционной способности; развить умения решения расчетных задач; способствовать формированию навыков самостоятельной работы при овладении химическими знаниями.

Общеучебная результативность уроков-семинаров состоит в развитии учебно-организационных умений и навыков, в частности, при работе с различными информационными источниками. На семинарах вырабатывается способностей выделять главное, существенное, составлять конспект и строить рассказ; тренируются умения планировать свою учебную деятельность в отведенный промежуток времени, управлять своим вниманием, наблюдать, запоминать. Развивается логическое мышление, способность выделять признаки для классификации и проводить ее. Учащиеся совершенствуют навык работы в группе; осмысливают результаты своих действий; развивают самоконтроль и взаимоконтроль.

Задания каждого семинара сгруппированы в программы, которые дифференцированы по различным уровням трудности «А», «В», «С». С учётом принципа преемственности программы комбинированных семинарских занятий составляю так, что содержание каждой более сложной из них включает в себя знания, умения и навыки, предусмотренные менее сложной программой, но на новом уровне. В программу «С» включаю основные знания по данной теме (не снижая уровень этих заданий ниже требований государственных программ по химии). Основная её цель состоит в том, чтобы направить работу учащихся на овладение знаниями на уровне воспроизведения. Программа «С» - это та ступень, через которую обязательно должны пройти все учащиеся, так как без воспроизведения не может быть осознанных, осмысленных знаний. В этой программе чётко определяем: а) что изучить, что запомнить, какие сделать выводы; б) где конкретно прочитать о том, что необходимо изучить, какую работу с учебником нужно провести; в) какую последовательность операций соблюдать при выполнении опыта или работы с моделями и т.д.

Для примера приведён фрагмент программы «С» комбинированного семинарского занятия по теме «SP 2 - и SP-гибридное состояние атома углерода. π- связь. Изомерия, обусловленная кратными связями». Девиз урока: Всё познаётся в сравнении. Фрагмент программы «С» (уровень-воспроизведение). 1. Прочитайте учебник, § 12, с. 82, § 13, с. 99. Выделите в тексте материал, в котором изложена сущность SP 2 - и SP-гибридизации электронных облаков. 2. Обратите внимание на следующие вопросы: а) число гибридных и негибридных электронных облаков в атоме углерода в состоянии SP 2 - и SP-гибридизации; б) значение углов между направлениями гибридных облаков атома углерода в SP 2 - и SP-гибридном состоянии; в) в процессе образования каких углерод-углеродных связей происходит переход атома углерода из SP 2 - в SP-гибридное состояние?

3. Изготовьте шаростержневые модели углеродного скелета, в котором имеется одна π- связь, две π- связи. В программу «В» включаю тот же материал, но уже без каких-либо указаний на методику его изучения. В программу «А» включены задания, предусматривающие свободное самостоятельное оперирование знаниями и умениями, имеющимися в программе «В». Программа «А» развивает творческие способности учащихся, она завершает процесс доведения знаний по теме до осознанного уровня. У учащихся профильного класса, благодаря семинарам, уровень и глубина усвоения таких понятий, как гибридизация, пространственное строение, изомерия, взаимное влияние атомов и групп атомов в молекулах органических соединений выше, чем в других классах этой параллели. У учеников пропал страх, возникающий после изучения новой и трудной для них темы. У них появилась уверенность, что всё недопонятое можно будет проработать на семинаре индивидуально, в удобном и комфортном для них темпе.

Образцы семинаров Практическое комбинированное семинарское занятие 6. Тема: «Изомерия в органической химии и её виды». Девиз: «Источником самодвижения и развития материи является борьба противоположностей». Программа «А». 1. Для веществ состава С 5 Н 12, С 4 Н 8, С 4 Н 10 О начертите структурные формулы всех возможных изомеров (не считая геометрических). Укажите в каждом случае класс органического вещества и вид изомерии. 2. Сколько веществ изображено : СН 3 СН 3 а) СН 3 -СН-СН 3 ; б) СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН-СН 3 ; в) СН 2 -СН 2 ; г) СН 3 -СН-СН=СН 2 СН 3 СН 3 С 2 Н 5 Д) СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН 3 3*(проф.). Определите тип гибридизации каждого атома углерода в веществах: а) СН 2 =СН-С (СН 3 )=СН-СН 3 ; б) СН 3 -СН (СН 3 )-СН=О; в) СНС-СН 2 -СН 3. Укажите σ- и π- связи. Определите степень окисления атомов углерода в последнем веществе.

Образцы семинаров Программа «В». 1. Для веществ состава С 6 Н 14, С 5 Н 8, С 4 Н 8 О начертите структурные формулы всех возможных изомеров (не считая геометрических). Укажите в каждом случае класс органического вещества и вид изомерии. 2. Сколько веществ изображено : СН 3 а) СН 3 -СН=С-СН 3 ; б) СН 2 -СН 2 -СН 2 ; в) СН=С-СН 3 ; г) СН 3 -СН=СН; д) СН 3 -СН=СН-СН 3 СН 3 СН 2 -СН 2 СН 3 СН 3 СН 3 СН 3 Н е) СН 3 -С-СН 2 ? Н-С-СН 3 3*(проф.). Определите тип гибридизации каждого атома углерода в веществах: а) СН 2 =СН-СН (СН 3 )-СН=СН 2 ; б) СН 2 ОН-СН 2 ОН; в) СНС-С(СН 3 ) 3. Укажите σ- и π-связи. Определите степень окисления атомов углерода в веществе б).

Образцы семинаров Практическое комбинированное семинарское занятие 2. Тема: «Влияние на свойства веществ порядка соединения атомов в молекулах. Изомерия. Изомерия углеродного скелета. Изомеры». Девиз: Движение материи – это не только перемена места материального объекта, но и изменение его качества, существующих связей между составными его частями, взаимодействия с окружающей средой. Программа «А». 1. Два вещества имеют один и тот же состав – С 4 Н 10 О, но относятся к двум разным классам. Найдите в справочнике их температуры кипения и данные о растворимости. Есть ли различия? Запишите их структурные формулы. Выявите существенный отличительный признак в строении этих веществ. Оперируя знаниями о взаимном влиянии атомов в молекулах, электронном строении молекулы воды, объясните, почему исследуемые вещества имеют приблизительно одинаковую растворимость в воде ( около 8 г в 100 г воды), несмотря на неодинаковое химическое строение их молекул.

Образцы семинаров Сравните t кип этих веществ. Постройте гипотезу, в соответствии с которой можно было бы объяснить тот факт, что у спирта t кип выше, чем у эфира. На данных примерах выявите следующие признаки движения материи: а) изменение способов связи атомов; б) изменение качества молекул; в) изменение взаимодействия молекул друг с другом. 2. Запишите структурные формулы трёх возможных изомеров каждого из веществ следующего состава: С 5 Н 12, С 5 Н 12 О. Составьте перечень существенных признаков, по которым отличаются изомеры данных веществ. Выявите причину явления изомерии. На приведённых ранее формулах изомеров докажите, что развитие природы происходит от простого к более сложному. 3. В каком порядке могут соединяться атомы в молекулах вещества, в котором доли углерода, водорода и фтора соответственно равны 0,6316 (или 63,16%), 0,1184 (или 11,84%), 0,2500 (или 25%)? Относительная плотность второго вещества по воздуху равна 2,62.

Элективный курс Министерство образования Российской Федерации МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6 (МОУСОШ 6) МЕХАНИЗМЫ РЕАКЦИЙ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ Элективный курс по химии для 10 класса естественнонаучного профиля Составлен: учитель химии МОУСОШ 6 г. Нягани ХМАО-Югры Тюменской области Утверждён: ГорМО учителей химии г. Нягани протокол 8 от 2007

Элективный курс - лекция Тема занятия: « Ориентация в ароматическом кольце». Цели занятия: изучить виды заместителей – ориентантов в бензольном кольце и их влияние на дальнейшее течение реакций и на получаемые продукты. Ход занятия. Важнейшим фактором, определяющим химические свойства молекулы, является распределение в ней электронной плотности. Характер распределения зависит от взаимного влияния атомов. В молекулах, имеющих только σ-связи, взаимное влияние атомов осуществляется через индуктивный эффект. В молекулах, представляющих собой сопряженные системы, проявляется действие мезомерного эффекта. Влияние заместителей, передающееся по сопряженной системе p-связей, называется мезомерным (М) эффектом. В молекуле бензола p-электронное облако распределено равномерно по всем атомам углерода за счет сопряжения. Если же в бензольное кольцо ввести какой-нибудь заместитель, это равномерное распределение нарушается, и происходит перераспределение электронной плотности в кольце. Место вступления второго заместителя в бензольное кольцо определяется природой уже имеющегося заместителя.

Заместители подразделяют на две группы в зависимости от проявляемого ими эффекта (мезомерного или индуктивного): электронодонорные и электроноакцепторные. Электронодонорные заместители проявляют +М и +I-эффект и повышают электронную плотность в сопряженной системе. К ним относятся гидроксильная группа -ОН и аминогруппа -NH 2. Неподеленная пара электронов в этих группах вступает в общее со­пряжение с p-электронной системой бензольного кольца и увеличивает длину сопряженной системы. В результате электронная плотность сосредотачивается в орто- и пара- положениях.

Алкильные группы не могут участвовать в общем сопряжении, но они проявляют +I-эффект, под действием которого происходит аналогичное перераспределение p-электронной плотности. Электроноакцепторные заместители проявляют -М-эффект и снижают электронную плотность в сопряженной системе. К ним относятся нитрогруппа -NO 2, сульфогруппа SO 3 H, альдегидная СНО и карбоксильная СООН группы. Эти заместители образуют с бензольным кольцом общую сопряженную систему, но общее электронное облако смещается в сторону этих групп. Таким образом, общая электронная плотность в кольце уменьшается, причем меньше всего она уменьшается в метаположениях:

Полностью галогенированные алкильные радикалы (например. - ССl 3 ) проявляют -I-эффект и также способствуют понижению электронной плотности кольца. Закономерности преимущественного направления замещения в бензольном кольце называют правилами ориентации. Заместители, обладающие +I-эффектом или +M-эффектом, способствуют электрофильному замещению в орто- и пара- положения бензольного кольца и называются заместителями (ориентантами) первого рода. -СН 3 -ОН -NH 2 -CI (-F,-Вr,-I) +I +M,-I +M,-I +М,-I Заместители, обладающие -I-эффектом или -M-эффектом, направляют электрофильное замещение в мета-положения бензольного кольца и называются заместителями (ориентантами) второго рода: -S0 3 H -ССl 3 -М0 2 -СООН -СН=О - М -I -М,-I -М -М

Например, толуол, содержащий заместитель первого рода, нитруется и бромируется в пара- и орто-положения: Нитробензол, содержащий заместитель второго рода, нитруется и бромируется в мета-положение :

Помимо ориентирующего действия, заместители оказывают влияние и на реакционную способность бензольного кольца: ориентанты 1-го рода (кроме галогенов) облегчают вступление второго заместителя; ориентанты 2-го рода (и галогены) затрудняют его. Применение. Ароматические углеводороды - важнейшее сырье для синтеза ценных веществ. Из бензола получают фенол, анилин, стирол, из которых, в свою очередь, получают фенол- формальдегидные смолы, красители и полистироли многие другие важные продукты. Закрепление: написать уравнения реакций между: а)бензолом и хлором, полученным продуктом и хлорметаном; б) бензолом и азотной кислотой, полученным продуктом и хлорметаном.

Практические семинары Большое внимание на уроках и элективных занятиях уделяется отработке практических навыков: составление уравнений и определение их механизма; решение задач на вывод формул; объяснение особенности пространственного строения органических веществ, взаимосвязь строения и свойств.

Список используемой литературы 1. Габриелян О.С., Маскаев Ф.М., Лысова Г.Г. Химия 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия 10 класс: Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, Потапов В.М. Органическая химия: Пробное учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов школ с углублённым изучением химии. – М.: Просвещение, Сайкс П. Механизмы реакций в органической химии. – Изд. 3-е. – М.: Химия, 1977.