К.т.н. А.В.Бочаров, начальник Управления разработки систем оценки соответствия Центра «Оценка соответствия транспортных средств и их компонентов ФГУП «НАМИ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система технического регулировании в области колесных транспортных средств 2014.
Advertisements

ВСЕМИРНЫЙ ФОРУМ ДЛЯ СОГЛАСОВАНИЯ ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (WP.29) КВТ ЕЭК ООН И ЕГО ВКЛАД В ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Б.В.Кисуленко,
Доклад ПРИЗНАНИЕ РАБОТ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В. В. Назаренко, Первый заместитель.
«Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности.
Федеральная таможенная служба Приволжское таможенное управление ТАТАРСТАНСКАЯ ТАМОЖНЯ Доклад начальника отдела торговых ограничений и экспортного контроля.
Ольгинка 2013 Докладчик: Шендерович Леонид Александрович Начальник испытательного центра ОАО «ССКТБ-ТОМАСС»
Начальник отдела экспертизы ФГБУ «ВНИИИМТ» Росздравнадзора Никифорова Лариса Юрьевна.
Тема 7. Подтверждение соответствия Согласно руководству ИСО/МЭК 2"Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности"; система.
Об изменении Системы сертификации механических транспортных средств в России Доклад на 144-й сессии WP.29 С.В.Пугачев, Зам. Руководителя Федерального Агентства.
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ Заместитель руководителя Федерального агентства связи.
В Российской Федерации предусмотрены следующие утвержденные схемы сертификации продукции: Схема сертификации это определенный порядок действий, доказывающий,
1 2-ой Международный Форум «Технологии в машиностроении-2012» 29 июня 2012 года МАТЮШИН ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ Вице-президент Некоммерческого партнёрства.
О проекте технического регламента Таможенного союза «О безопасности химической продукции» Потапкин В.А. Москва, 26 мая 2011 г.
Заместитель начальника управления обеспечения надзорной деятельности ЦОД ФПС МЧС России Воропаев Григорий Владимирович Разработка Технического регламента.
Формирование перечней стандартов к техническим регламентам Таможенного союза Бринчук Лидия Васильевна Советник Отдела координации работ в стандартизации.
ВНИИС VNIIS1 РЕЖИМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ С УЧЕТОМ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.
Тема 10. Аккредитация Кафедра ТВЭ Преподаватель: Стукун Валентина Павловна.
Управление качеством. Основные характеристики технического регламента
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Москва, 19 Марта 2014 Техническое регулирование в Российской Федерации Леонидов Константин.
Соглашение об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза от 22 июня 2011 года.
Транксрипт:

к.т.н. А.В.Бочаров, начальник Управления разработки систем оценки соответствия Центра «Оценка соответствия транспортных средств и их компонентов ФГУП «НАМИ» Октябрь 2014 Программа повышения квалификации «Подтверждение соответствия продукции по специализации: продукция автомобилестроения»

Содержание Влияние конструкции транспортного средства на риски причинения вреда Деятельность ЕЭК ООН в сфере установления требований к транспортным средствам Техническое регулирование в Российской Федерации и Таможенном союзе Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) Изменения 1 к ТР ТС 018/ Вступление в силу ТР ТС 018/ Готовящиеся изменения в ТР ТС 018/2011

Влияние конструкции транспортного средства на риски причинения вреда

Риски причинения вреда транспортными средствами Риск совершения ДТП и его последствия Неспособность водителя надлежащим образом выполнять свои функции Несовершенство или техническая неисправность конструкции Риск травмирования водителя и пассажиров Риск неоказания помощи из-за недостаточной приспособленности к эвакуации пострадавших Риск причинения вреда другим участникам дорожного движения Риск возгорания и интенсивного горения Риск нанесения вреда здоровью, окружающей среде Риск несанкционированного использования Риск помех в работе радиоэлектронного оборудования Риск поражения электрическим током 4

Матрица рисков причинения вреда транспортными средствами – основа принятия решения о нормировании безопасности 5 Тяжесть последствий при причинении вреда Особо высокая Высокая СредняяНизкая Незначительная Вероятность причинения вреда ВысокаяСЗ СС СредняяСЗ ССН НизкаяСЗССНН МалаяССННН СЗ Социально значимый риск С Существенный риск ННезначительный риск

где: S – количество погибших водителей и пассажиров при ДТП, тыс. чел.; T – количество ДТП Примеры классификации рисков 6 Тяжесть последствий при причинении вреда ОВТВТСТНТНЗТ Вероятность причинения вреда ВВСЗ СС СВСЗ ССН НВСЗССНН МВССННН Риск фатального исхода при ДТП: R ф = S/T Тяжесть последствий при причинении вреда ОВТВТСТНТНЗТ Вероятность причинения вреда ВВСЗ СС СВСЗ ССН НВСЗССНН МВССННН Тяжесть последствий при причинении вреда ОВТВТСТНТНЗТ Вероятность причинения вреда ВВСЗ СС СВСЗ ССН НВСЗССНН МВССННН Риск причинения вреда в случае пожара Риск причинения вреда здоровью из-за чрезмерных вибраций

Влияние конструкции транспортного средства на безопасность (данные по РФ) 7 Год Автомобильный парк, млн. шт. 13,2218,8222,4926,7932,02 Количество ДТП, тыс. 84,5121,4137,9178,7174,5 Количество погибших водителей и пассажиров, тыс. 11,5314,616,317,216,7 Риск фатального исхода R ф (*100) 13,612,011,89,69,5 Легковые автомобили Год Автомобильный парк, млн. шт. 0,6120,6270,690,820,89 Количество ДТП, тыс. 8,488,5410,2013,8412,20 Количество погибших водителей и пассажиров, тыс. 0,610,440,530,520,40 Риск фатального исхода R ф (*100) 7,195,165,193,753,28 Автобусы Год Автомобильный парк, млн. шт. 4,164,264,634,935,35 Количество ДТП, тыс. 19,220,324,128,826,1 Количество погибших водителей и пассажиров, тыс. 1,841,741,631,431,29 Риск фатального исхода R ф (*100) 9,588,576,795,034,94 Грузовые автомобили ,9 0,7 0,5 0,3 Автомобильный парк Количество ДТП Количество погибших Риск фатального исхода 2,0 1,8 1,6 1,4 1,2 1,0 0,8 6,0 5,6 5,4 5,2 4,8 4,0 3,6

8 Затраты Безопасность А Б 1 – Ущерб в результате использования 2 – Затраты в производстве А и Б – Социально приемлемые уровни риска Зависимость причиняемого ущерба и инвестиций в производство от безопасности продукции

Деятельность ЕЭК ООН в сфере установления требований к транспортным средствам

Общемировая стратегия разработки требований безопасности Эффективная реализация мероприятий по повышению безопасности конструкции обеспечивает сокращение числа ДТП и снижение тяжести их последствий, несмотря на рост автомобильного парка и увеличение общего пробега UN R 13 Тормозные системы UN R 16 Ремни безопасности UN R 21 Травмобезопасность внутреннего оборудования UN R 25 Подголовники UN R 36 Общая безопасность автобусов UN R 43 Остекление UN R 44 Детские удерживающие системы UN R 46 Зеркала UN R 66 Прочность каркаса автобуса UN R АБС UN R 94 Защита при фронтальном столкновении UN R 95 Защита при боковом столкновении GTR 9 Безопасность пешеходов UN R 13H ESC (легковые ТС) UN R Сигнализатор непристегнутого ремня безопасности UN R ESC (коммерческие ТС) UN R Ремни безопасности с автоматическим натяжением UN R1 23 AFS UN R 130 LDWS UN R 131 AEBS

Международные соглашения, администрируемые WP.29 «Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств… и об условиях взаимного признания официальных утверждений…» (134 Правила ООН) 51 дог. сторона РФ с 1987 г. - Правила ООН добровольно применяются странами- участницами со взаимным признанием результатов оценки соответствия «Соглашение о введении глобальных технических правил для колесных транспортных средств…» (14 ГТП ООН) 33 дог. стороны РФ с 2000 г. - Страны-участницы переносят положения ГТП ООН в свое национальное законодательство «Соглашение о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров» (2 Предписания ООН) 12 дог. сторон РФ с 1997 г. Предписания ООН содержат требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации htm 11

Международная разработка требований безопасности с участием России ЕЭК ООН КВТ WP.29 GRPE GRSG GRRF GRE GRB GRSP Всемирный форум для согласования правил в области транспортных средств По проблемам энергии и загрязнения окружающей среды По общим предписаниям безопасности По вопросам торможения и ходовой части По вопросам освещения и световой сигнализации По вопросам шума По пассивной безопасности Рабочие группы Вспомогательные рабочие группы Комитет по внутреннему транспорту Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций 12 1

Введение международных требований в технические регламенты РФ и Таможенного союза 13 WP.29 Женевское Соглашение 1958 г. Глобальное Соглашение 1998 г. Правила ООН ГТП ООН Технические регламенты РФ и Таможенного союза До принятия Правил ЕЭК ООН В технических регламентах ссылки на: Комплектные ТС: 94 Правила ООН 2 ГТП ООН Компоненты ТС: 87 Правил ООН Всемирный форум для согласования правил в области транспортных средств ЕЭК ООН

Объекты регламентации требований безопасности ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА КУЗОВА ИЛИ КАБИНЫ (R29, R52, R66, R94, R95) ЗЕРКАЛА ЗАДНЕГО ВИДА (R46), СТЕКЛА (R43) РЕМНИ И ПОДУШКИ БЕЗОПАСНОСТИ (R16), ПОДГОЛОВНИКИ (R25), СИДЕНЬЯ (R17, R80) ПРОТИВОПОДКАТНЫЕ УСТРОЙСТВА (R58, R73, R93) ШИНЫ (R30, R54, R117) СВЕТОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА (R48, R1, R2, R3, R4, R6, R7, R19, R20, R23, R37, R38, R91, R98, R112, R119), ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ (R28) ВНЕШНИЙ ШУМ (R51) ТОРМОЗНЫЕ СВОЙСТВА (R13, R13H) БЕЗОПАСНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО ОБОРУДОВАНИЯ (R12, R21) ТОПЛИВНЫЕ БАКИ (R34) СЦЕПНЫЕ УСТРОЙСТВА (R55, R102) ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ (R24, R49, R83, R96) НАРУЖНЫЕ ВЫСТУПЫ (R26, R61) ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ КОНСТРУКЦИИ (R36, R52, R107) В скобках указаны номера Правил ООН 14 Виды безопасности Категория транспортного средства Легковые М1Автобусы М2,М3Грузовые N1-N3 Активная безопасность Пассивная безопасность Послеаварийная безопасность 232 Экологическая безопасность 117 Всего Количество требований по безопасности, предъявляемых к различным категориям АТС при проектировании: Комплекс требований реализован: В «Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов (утверждена постановлением Госстандарта России от г. 1). В «Правилах по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов (утверждены постановлением Госстандарта России от г. 19) В техническом регламенте РФ «О безопасности колесных транспортных средств» (утвержден постановлением Правительства РФ от г. 720) В техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011 (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от г. 877)

Динамика введения международных требований к безопасности транспортных средств Количество требований Постановление Госстандарта России от г. 1 Постановление Госстандарта России от г. 19 Приказ Ростехрегули- рования от г Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств 15

Влияние конструкции транспортного средства на безопасность (данные по РФ) 16 Год Автомобильный парк, млн. шт. 13,2218,8222,4926,7932,02 Количество ДТП, тыс. 84,5121,4137,9178,7174,5 Количество погибших водителей и пассажиров, тыс. 11,5314,616,317,216,7 Риск фатального исхода R ф (*100) 13,612,011,89,69,5 Легковые автомобили Год Автомобильный парк, млн. шт. 0,6120,6270,690,820,89 Количество ДТП, тыс. 8,488,5410,2013,8412,20 Количество погибших водителей и пассажиров, тыс. 0,610,440,530,520,40 Риск фатального исхода R ф (*100) 7,195,165,193,753,28 Автобусы Год Автомобильный парк, млн. шт. 4,164,264,634,935,35 Количество ДТП, тыс. 19,220,324,128,826,1 Количество погибших водителей и пассажиров, тыс. 1,841,741,631,431,29 Риск фатального исхода R ф (*100) 9,588,576,795,034,94 Грузовые автомобили ,9 0,7 0,5 0,3 Автомобильный парк Количество ДТП Количество погибших Риск фатального исхода 2,0 1,8 1,6 1,4 1,2 1,0 0,8 6,0 5,6 5,4 5,2 4,8 4,0 3,6

Техническая документация, образец для испытаний Изготовитель транспортных средств Административный орган – Росстандарт (22/А) Технический секретариат Административного органа – ФГУП «НАМИ» Техническая служба 22/B, 22/C, 22/D, 22/E, 22/F, 22/G, 22/H, 22/I, 22/J, 22/K, 22/L, 22/N, 22/N Проверка производства Заявка на официальное утверждение типа, техническая документация Протокол испытаний Выпуск Сообщение об официальном утверждении типа по Правилам ЕЭК ООН Доказательственный материал для подтверждения соответствия транспортного средства требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Передача сведений о выданном сообщении DETA - База данных ЕЭК ООН для обмена документацией об официальном утверждении типа транспортного средства Административная процедура официального утверждения типа транспортного средства 17

Уполномоченные организации по реализации Женевского Соглашения 1958 года (Российская Федерация) Технические службы Электро- оборудование Шины Тракторы Мототехника Стекла 18

Техническое регулирование в Российской Федерации и Таможенном союзе

Принципы технического регулирования в Российской Федерации и в Таможенном союзе Обеспечение безопасности продукции на всех стадиях жизненного цикла от производства до утилизации Равные требования к изготовленной в странах Таможенного союза и импортируемой продукции Прямое применение международных требований в отношении продукции автомобилестроения (Правил ООН, Глобальных технических правил ООН) Установление ограниченного числа национальных требований, учитывающих особенности эксплуатации автотранспортных средств в странах Таможенного союза Учет уровня развития национальной экономики 20

Концепция технического регулирования 21

22 Преемственность технической политики Система сертификации механических транспортных средств и прицепов Технический Регламент РФ «О безопасности колесных транспортных средств Территория Таможенного союза Технический Регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) (Утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. 877)

ТР ТС 018/2011: Принцип контроля безопасности на разных стадиях жизненного цикла Проектирование Производство Безопасность транспортного средства Конструктивная безопасность Эксплуатационная безопасность Эксплуатация Показатели конструктивной безопасности закладываются при проектировании Реализуются при изготовлении Проверяются при выпуске в обращение Показатели эксплуатационной безопасности закладываются при проектировании и обеспечиваются поддержанием надлежащего технического состояния Контролируются в ходе проверки технического состояния 24

Содержание ТР ТС 018/2011 Технический регламент I. Общие положенияII. Определения III. Правила обращения на рынке или ввода в эксплуатацию IV. Требования безопасности V. Оценка соответствия VI. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке VII. Защитительная оговоркаVIII. Заключительные положения Приложения 1. Перечень объектов регулирования 2-3. Требования к типам транспортных средств 4. Требования к единичным транспортным средствам 5. Габаритные и весовые ограничения 6. Требования к специальным транспортным средствам 7. Требования к маркировке идентификации транспортных средств 8. Требования к транспортным средствам в эксплуатации 9. Требования к отдельным изменениям в конструкции транспортного средства 10. Требования к компонентам транспортных средств 11. Подразделение транспортных средств на типы и модификации 12. Перечень заявочных документов 13. Вопросы при анализе производства Формы документов, выпускаемых по результатам оценки соответствия 19. Формы и схемы подтверждения соответствия компонентов транспортных средств 25

26 Объекты технического регулирования, формы оценки соответствия, документы, удостоверяющие соответствие Типы транспортных средств При выпуске в обращение Одобрение типа Одобрение типа транспортного средства, одобрение типа шасси Единичные транспортные средства (заявляемые для оценки соответствия в индивидуальном порядке) При выпуске в обращение – новые и б/у Техническая экспертиза конструкции и проверка технического состояния Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, диагностичес- кая карта Находящиеся в эксплуатации Проверка технического состояния Диагностичес- кая карта Находящиеся в эксплуатации в случае внесения изменений в конструкцию Техническая экспертиза вносимых изменений и проверка технического состояния Заключение о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства, диагностическая карта Компоненты транспортных средств При выпуске в обращение Деклариро- вание соответствия или обязательная сертификация Декларация о соответствии, сертификат соответствия

Правила обращения на рынке или ввода в эксплуатацию (пункты 7-9 ТР ТС 018/2011) Транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии ТР ТС 018/2011, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке в соответствии с разделом VI ТР ТС 018/2011. Маркировка компонентов знаками официального утверждения «Е» или «е» приравнивается к маркировке единым знаком обращения продукции на рынке. При наличии на компонентах маркировки знаками официального утверждения "Е" или "е" маркировка таких компонентов единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза не требуется. Датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси) (ПТС/ПШТС). Документы, удостоверяющие соответствие ТР ТС 018/2011, действуют во всех государствах - членах Таможенного союза 27 Знаки "Е" и "е" являются знаками официального утверждения типа по Правилам ЕЭК ООН или Директивам ЕС. Вместо многоточия указывается номер страны, предоставившей официальное утверждение типа

Раздел IV. Требования безопасности (1) Запрет изготовления транспортных средств из б/у компонентов (пункт 10) Запрет установки жестких частей конструкции в передней части транспортных средств категорий М1 и N1 для обеспечения защиты пешеходов (пункт 11) Запрет применения озоноразрушающих веществ в конструкции транспортных средств (пункт 12) Оснащение аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС транспортных средств для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов (пункт 13) Оснащение транспортных средств категорий М и N устройством / системой вызова экстренных оперативных служб (пункт 13 1 ) Возможность оснащения транспортных средств категорий М2, М3, N2 и N3 для коммерческих перевозок тахографами (пункт 14) Интерфейс транспортных средств должен быть организован на русском языке (пункт 15) 28

Раздел IV. Требования безопасности (2) Требования к транспортным средствам в части активной, пассивной, экологической безопасности в соответствии с международными обязательствами и дорожно-климатическими условиями государств-членов Таможенного союза, функциональным назначением транспортных средств (пункт 16, ссылка на приложения ТР ТС 018/2011) Подразделение транспортных средств на экологические классы (пункт 17) Обеспечение возможности идентификации транспортных средств по их маркировке (пункт 18) Запрет выпуска в обращение транспортных средств с правосторонним рулевым управлением в РБ, РК (в РФ только категорий М2 и М3) (пункт 19) Компоненты, выпускаемые в качестве сменных (запасных) частей транспортных средств не должны снижать их безопасность (пункт 20) Требования к компонентам транспортных средств, производство которых прекращено, сохраняются на уровне, действовавшем на момент окончания производства (пункт 21) 29

Требования активной, пассивной, экологической и по прочим вопросам безопасности Активная безопасность Пассивная безопасность Экологическая безопасность Прочие вопросы безопасности Тормозные системы Рулевое управление Шины и колеса Передняя обзорность, стеклоочистители и стеклоомыватели Устройства непрямого обзора Устройства освещения и световой сигнализации Травмобезопасность рулевого управления Ремни безопасности и места их крепления Сидения и их крепление Травмобезопасность внутреннего оборудования Безопасное остекление Двери, замки и петли дверей Травмобезопасность наружных выступов Передние, задние и боковые защитные устройства Вредные выбросы Содержание вредных веществ в воздухе кабины, пассажирского помещения Внешний шум Внутренний шум Пожарная безопасность Спидометры Противоугонные устройства Электромагнитная совместимость Пассажирские транспортные средства большой вместимости Габаритные и весовые параметры Вентиляция, отопление, кондиционирование кабины, пассажирского помещения Оснащение устройством / системой вызова экстренных оперативных служб 30

Введение перспективных требований к типам транспортных средств в Российской Федерации и в Таможенном Союзе Шум шин (Правила ООН 117) Системы отопления транспортных средств (Правила ООН 122) Передние защитные устройства (Правила ООН 93) Системы очистки ветрового стекла (ТР ТС 018/2011, прил.3, пп.7-8) Электронные системы контроля устойчивости и системы помощи при экстренном торможении транспортных средств категорий М1, N1 (Правила ООН 13-H) Единая методика измерений расхода топлива и выбросов СО 2 (Правила ООН 101) Дневные ходовые огни (Правила ООН 48-04, 87) Противопожарные свойства интерьера автобусов (Правила ООН 118) Защита от разбрызгивания из-под колес (ТР ТС 018/2011, прил.3, пп.9-10) Эффективность шин на мокром покрытии (Правила ООН ) Электронные системы контроля устойчивости транспортных средств категорий М2, М3, N2, N3 (Правила ООН 13-11) Системы мониторинга давления воздуха в шинах (Правила ООН 64-02) Защита пешеходов (ГТП ООН 9) Сопротивление качению шин (Правила ООН ) Системы опережающего экстренного торможения. Системы предупреждения о выходе с полосы движения. Транспортные средства с топливными элементами. Требования к конструкции в отношении бокового удара об узкие объекты. Дополнительные требования к транспортным средствам для холодных климатических зон. Требования к контролю качества воздуха при движении в транспортном потоке

Развитие требований к вредным выбросам транспортных средств (с прогнозом по введению норм Евро-6) 32 Новые ТС на базе других ТС Таможенный союз Новые ТС Новые типы ТС Евро Россия Новые ТС на базе других ТС Новые ТС Новые типы ТС Евро-0Евро-1Евро-2Евро-3Евро ЕС Евро-2Евро-3Евро-4Евро-5Евро Технический регламент РФ «О требованиях к выбросам… вредных (загрязняющих) веществ» Технический Регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств

Требования к единичным транспортным средствам при выпуске в обращение и при эксплуатации Измерения и визуальный контроль: противоугонные устройства, системы отопления, устройства освещения, обзорность, ремни безопасности и места их крепления, сиденья и места их крепления, травмобезопасность внутреннего оборудования и наружных выступов, задние и боковые защитные устройства грузовых автомобилей и прицепов, пожарная безопасность – требования на основе Правил ООН Повышенное внимание к безопасности автобусов: требования на основе Правил ООН 107 Разработаны требования, предназначенные для проверки при периодических технических осмотрах транспортных средств. Эти же требования предъявляются к выпускаемым в обращение единичным транспортным средствам, а также после внесения изменений в конструкцию транспортных средств 33

Нормативная база ТР ТС 018/2011 Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» Стандарты, содержащие правила и методы испытаний, необходимые для применения технического регламента Стандарты, применя- емые на добровольной основе, обеспечива- ющие выполнение требований технического регламента Правила ООН ГТП ООН --2 Межгосударственные стандарты Межгосударственные стандарты, идентичные международным стандартам ISO или модифицированные по отношению к ним 52- Национальные (государственные) стандарты, идентичные европейским стандартам EN или модифицированные 135- Национальные (государственные) стандарты Нормативная техни- ческая докумен- тация, содержащая обязательные требования, со ссылками на нее в техническом регламенте

Минпромторг России Росстандарт Органы по сертификации Испытательные лаборатории ФГУП «НАМИ» Организационная структура системы оценки соответствия продукции автомобилестроения (на примере РФ) 35 Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию Административный орган в Женевском соглашении 1958 г., Орган государственного контроля (надзора) Технический секретариат Ведет экспертизу технической документации при одобрении типа ТС Ведет базы данных ОТТС, Сообщений, Свидетельств о безопасности конструкции ТС Не является органом, проводящим оценку соответствия ТС и компонентов Раздел V. Оценка соответствия

Оценка соответствия транспортных средств в форме одобрения типа 36 Проведение сертификационных испытаний Анализ состояния производства изготовителя Оформление сертификатов соответствия по отдельным свойствам Оформление одобрения типа транспортного средства Инспекционный контроль изготовителя (один раз в два года) Новый тип ТС Номер ОТТС вносится в ПТС Передача сведений в базу данных

Особенности проведения оценки соответствия в форме одобрения типа Заявителем может быть только: Зарегистрированный в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза и являющийся резидентом этого государства изготовитель, которому был присвоен международный идентификационный код изготовителя транспортного средства, или официальный представитель изготовителя, действующий от его имени, если транспортные средства (шасси) изготавливаются в Таможенном союзе Один из представителей иностранного изготовителя, назначенных изготовителем в каждом государстве - члене Таможенного союза, имеющий полномочия от изготовителя на проведение оценки соответствия его продукции требованиям ТР ТС 018/2011 Представитель зарубежного изготовителя несет совместно с изготовителем ответственность за обеспечение соответствия выпускаемой в обращение продукции, прошедшей одобрение типа, требованиям ТР ТС 018/

Доказательственные материалы при одобрении типа (Приложение 12) (1) По пунктам ТР ТС 018/2011 и приложению 7 – декларация изготовителя (схема 1 д) По приложениям 2, 3 и 6: Сертификаты соответствия, выданные аккредитованными ОС Протоколы испытаний от аккредитованной ИЛ и (или) протокол идентификации и результатов испытаний комплектного транспортного средства (сводный протокол); Протоколы испытаний зарубежных ИЛ, заявленных в рамках Женевского Соглашения 1958 г.; Сообщения об официальном утверждении типа по Правилам ООН; Для шасси: протоколы испытаний от аккредитованной ИЛ на транспортные средства с шасси того же типа; Для транспортных средств, изготовленных на базе других транспортных средств – одобрение типа базового транспортного средства 38

Доказательственные материалы при одобрении типа (Приложение 12) (2) Для специальных и специализированных транспортных средств (по приложению 6): Сертификаты других ОС документы, удостоверяющие соответствие установленного на транспортном средстве рабочего оборудования требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" При первой оценке соответствия нового типа разрешается представлять собственные протоколы испытаний (кроме транспортных средств категорий М2 и М3, кроме стран, не участвующих в Женевском Соглашении 1958 г.). ОТТС оформляется на один год или на малую партию ТС без ограничения срока действия Сертификат соответствия системы менеджмента качества изготовителя или описание условий производства и план проведения контроля серийно выпускаемой продукции требованиям ТР ТС 018/2011; 39

Правила и методы испытаний, правила отбора образцов транспортных средств (пункт 31 ТР ТС 018/2011) Испытания проводятся в соответствии с Правилами ООН, Глобальными техническими правилами ООН, а в случае их отсутствия - в соответствии со стандартами, включенными в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР ТС 018/2011. В случае отсутствия указанных стандартов применяются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, утвержденные решением Комиссии Таможенного союза. При включении в заявку нескольких модификаций транспортного средства (шасси) испытания проводятся в отношении модификаций транспортных средств, как правило, с ожидаемыми наихудшими показателями. В протоколе испытаний отражается возможность распространения результатов испытаний на другие модификации транспортных средств, включенные в заявку 40

Правила и методы испытаний, правила отбора образцов компонентов (пункт 91 ТР ТС 018/2011) Испытания проводятся на репрезентативных образцах компонентов, конструкция и состав которых такие же, как у компонентов, выпускаемых в обращение. Заявитель предоставляет такое количество образцов, которое необходимо для проведения процедуры подтверждения соответствия, предусмотренной Правилами ООН, Глобальными техническими правилами ООН, международными или национальными стандартами, содержащими, в том числе, правила отбора образцов. Если указанными документами не установлено иное, то отбор образцов компонентов для испытаний осуществляет представитель органа по сертификации, аккредитованной испытательной лаборатории или другой компетентной организации, представляющей третью сторону по отношению к изготовителю и приобретателю продукции. Отбор образцов проводится в присутствии заявителя методом случайной выборки. 41

Доказательственные материалы, подтверждающие возможность серийного выпуска продукции, соответствующей требованиям ТР ТС 018/2011 (пункт 33) Акт органа по сертификации о результатах проверки условий производства; Сертификат соответствия системы менеджмента качества; Документы, подтверждающие соответствие производства требованиям Дополнения 2 к Соглашению 1958 г.; Подготовленное заявителем описание условий производства (в соответствии с приложением 13 ТР ТС 018/2011); Акты органа по сертификации о результатах ранее проведенных проверок условий производства 42

Составление технических описаний для целей оценки соответствия (Приложение 12) Общее техническое описание типа транспортного средства (шасси) в объеме, достаточном для оформления одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) (формы приведена в приложениях 14 и 15 ТР ТС 018/2011), включающее необходимые для идентификации транспортного средства эскизы общего вида, а также перечень компонентов (устройства световой и звуковой сигнализации, ремни безопасности, стекла, шины, зеркала), имеющих маркировку, с указанием этой маркировки (номеров официального утверждения). Технические описания типа транспортного средства (шасси) в отношении отдельных требований по перечню приложения 2 ТР ТС 018/2011, а в случае специальных и специализированных транспортных средств - технические описания типа транспортного средства в той части, которая касается оборудования, проверяемого на соответствие требованиям приложения 6 ТР ТС 018/2011. Технические описания составляются в соответствии с требованиями Правил ООН, Глобальных технических правил ООН либо стандартов, включенных в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР ТС 018/

Признание сообщений об официальном утверждении типа по Правилам ООН Сообщение об официальном утверждении типа должно быть оформлено Административным органом, указанном в документе ЕЭК ООН о статусе Женевского Соглашения 1958 г. (ECE/TRANS/WP.29/343) Протокол испытаний, прилагаемый к сообщению об официальном утверждении типа, должен быть выдан технической службой, указанной в документе ЕЭК ООН о статусе Женевского Соглашения 1958 г. (ECE/TRANS/WP.29/343) Техническое описание, прилагаемое к сообщению об официальном утверждении типа, должно быть заверено технической службой. Это техническое описание должно соответствовать общему техническому описанию типа транспортного средства, заявленного для проведения оценки соответствия ТР ТС 018/2011 Форма и содержание сообщения об официальном утверждении типа и прилагаемых к нему протокола испытаний и общего технического описания должны соответствовать требованиям соответствующих Правил ООН 44

Контроль органа по сертификации за объектами, в отношении которых проводилась оценка соответствия (пункты ТР ТС 018/2011) В ходе контроля анализируются: Результаты государственного контроля (надзора) выпущенной в обращение продукции; Результативность корректирующих действий изготовителя по результатам предыдущих проверок; Результаты проверки соответствия продукции в связи с внесением в нее изменений; Данные идентификации образцов продукции на соответствие утвержденным техническим описаниям; Объемы и результаты проведенных изготовителем испытаний продукции; Результаты испытаний по подтверждению сохраняемости в процессе эксплуатации параметров, проверяемых при оценке соответствия; Результаты контроля качества продукции на стадиях технологического процесса; Сведения о претензиях к качеству продукции, в том числе данные о выявленных отказах и неисправностях, полученных в результате технического обслуживания и ремонта 45

Проведение технической экспертизы конструкции ТС Оценка соответствия единичных транспортных средств при выпуске в обращение Заявка, техническая документация Оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства с учетом сертификата соответствия, подтверждающего экологический класс Транспортные средства - объекты оценки соответствия: Подвергшиеся «тюнингу» до выпуска в обращение Изготовленные из сборочных комплектов Являющиеся результатом индивидуального технического творчества Ввозимые в ТС физическими лицами для собственных нужд Ввозимые в ТС из числа ранее допущенных для участия в дорожном движении за пределами ТС, старше 3 лет Выпускаемые в обращение из числа ранее поставленных по гособоронзаказу 46 Заявитель Аккредито- ванная Испыта- тельная лаборатория Передача сведений в базу данных Номер свидетельства вносится в ПТС

Доказательственные материалы при оценке соответствия единичного транспортного средства (Приложение 12) Копии сертификатов на компоненты; Конструкторская и другая техническая документация, по которой изготовлено транспортное средство; Сообщения об официальном утверждении типа по Правилам ООН 10, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 21, 26, 34, 39, 46, 48, 58, 73, 107 Протоколы испытаний аккредитованной ИЛ; Протокол технической экспертизы конструкции транспортного средства; Одобрение типа транспортного средства (если единичное транспортное средство относится к соответствующему типу) 47

Оценка безопасности при внесении изменений в конструкцию транспортного средства Оформление органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности Проверка технического состояния транспортного средства Оформление производителем работ декларации о проведенных работах Изменение конструкции транспортного средства Проведение экспертизы предлагаемых изменений в конструкцию транспортного средства Решение органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства 48

Подтверждение соответствия компонентов Проводится для компонентов для послепродажного обслуживания транспортных средств Проводится по Правилам ООН, а в случае их отсутствия – по стандартам, включенным в утвержденный перечень для применения в целях подтверждения соответствия Формы и схемы подтверждения зависят от типа компонентов Изготовитель компонентов вправе выбрать любую форму подтверждения соответствия из предусмотренных в техническом регламенте Декларирование соответствия осуществляет только изготовитель компонентов Изготовитель транспортного средства и его представитель имеют право на получение сертификата соответствия на компоненты, поступающие от их официальных поставщиков, на основании одобрения типа транспортного средства Не проводится в отношении компонентов: Поставляемых на сборочное производство транспортных средств (кроме компонентов, подтверждение соответствия которых предусмотрено Правилами ООН) Бывших в употреблении Восстановленных (кроме шин с восстановленным протектором) 49

Схемы подтверждения соответствия компонентов Обязательное подтверждение соответствия Декларирование соответствия Обязательная сертификация 1 д Изготовитель: собст. доказательства 3 д Изготовитель: собст. доказательства ИЛ: протокол испыт. типового образца 4 д ИЛ: протокол испыт. образца из партии 6 д Изготовитель: собст. доказательства ИЛ: протокол испыт. типового образца ОС СМК: сертификат на СМК 7 д Изготовитель: собст. доказательства ОС СМК: сертификат на СМК 1 с ИЛ: протокол испыт. типового образца ОС: анализ состояния производства ОС: сертификат соответствия на серийную продукцию ОС: инспекционный контроль выпускаемой продукции 2 с ИЛ: протокол испыт. типового образца ОС СМК: сертификат на СМК ОС: сертификат соответствия на серийную продукцию ОС: инспекционный контроль выпускаемой продукции 3 с ИЛ: протокол испыт. образца из партии ОС: сертификат соответствия на партию продукции 9 с Изготовитель: собст. доказательства ОС: анализ документации изготовителя ОС: сертификат соответствия на партию продукции 10 с ИЛ: протокол испыт. типового образца ОС: анализ состояния производства ОС: сертификат соответствия на серийную продукцию 11 с ИЛ протокол испыт. типового образца ОС: сертификат соответствия на серийную продукцию ОС: инспекционный контроль выпускаемой продукции На основе:

Процесс сертификации компонентов Контроль органа по сертификации за сертифицированной продукцией (если предусмотрен схемой сертификации) Оформление сертификата соответствия Подтверждение возможности серийного выпуска продукции, соответствующей требованиям технического регламента Проверка выполнения требований технического регламента на репрезентативных образцах Идентификация образца (образцов) 51

Доказательственные материалы, подтверждающие возможность серийного выпуска компонентов, соответствующих требованиям ТР ТС 018/2011 Акт органа по сертификации о результатах проверки условий производства; Сертификат соответствия системы менеджмента качества; Документы, подтверждающие соответствие производства требованиям Дополнения 2 к Соглашению 1958 года; Подготовленное заявителем описание условий производства (в соответствии с приложением 13 ТР ТС 018/2011) 52 Кто может быть заявителем: Изготовитель компонентов или его уполномоченный представитель Для компонентов, изготовленных за пределами Таможенного союза – импортер или зарубежный оптовый склад, продающий автокомпоненты

Раздел VII. Защитительная оговорка (1) Государства - члены Таможенного союза, руководствуясь защитой своих законных интересов, предпринимают меры по предотвращению доступа на свой рынок продукции, не соответствующей требованиям ТР ТС 018/2011. В этих целях государства - члены Таможенного союза в соответствии со своим национальным законодательством осуществляют государственный контроль (надзор) за находящимися в обращении транспортными средствами (шасси) и их компонентами Государственный контроль (надзор) осуществляется до передачи транспортного средства (шасси) или компонента конечному потребителю посредством произвольной проверки соответствия свойств и характеристик выбранного случайным образом образца отдельным требованиям ТР ТС 018/2011 Орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве конкретной партии транспортных средств (компонентов). Государство, применившее защитительную оговорку и осуществившее изъятие с рынка продукции, не соответствующей требованиям ТР ТС 018/2011, в возможно короткий срок уведомляет другие государства - члены Таможенного союза о таком изъятии. 53

Раздел VII. Защитительная оговорка (2) Выпущенное в обращение транспортное средство (шасси) считается не соответствующим требованиям ТР ТС 018/2011, если: Хотя бы одна характеристика транспортного средства или шасси (хотя бы один его компонент) не соответствует уровню требований, указанному в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси) Конструктивные параметры и характеристики транспортного средства (шасси) отличаются от зафиксированных в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси). Выпущенные в обращение компоненты транспортных средств считаются не соответствующими требованиям ТР ТС 018/2011, если: хотя бы одна характеристика компонента не соответствует уровню требований, указанному в сертификате соответствия или декларации о соответствии конструктивные параметры и характеристики компонента отличаются от зафиксированных в сертификате соответствия или декларации о соответствии. 54

Действия при отрицательных результатах контроля Аннулирование органом государственного управления одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) В случае признания принимаемых изготовителем мер недостаточными – отмена органом по сертификации в 30-дневный срок с момента направления уведомления изготовителю сертификатов соответствия и информирование органа государственного управления Согласование органом по сертификации в 10-дневный срок программы корректирующих действий Направление изготовителем в 10-дневный срок в орган по сертификации информации о принимаемых мерах и программы корректирующих действий Направление органом по сертификации письменного уведомления изготовителю в 30-дневный срок с требованием о восстановлении соответствия Получение органом по сертификации отрицательных результатов контроля или иной информации о несоответствии продукции требованиям технического регламента 55

Изменения 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) (Утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 г. 6) - Включение требований к аппаратуре спутниковой навигации и устройствам/системам вызова экстренных оперативных служб (ЭРА-ГЛОНАСС)

Требования: Категории М, N: вызов экстренных служб в ручном режиме + с автоматически при опрокидывании ТС Категории М1, N1 макс. массой не более 2,5 т: дополнительно: вызов экстренных оперативных служб автоматически Возможность голосовой связи с экстренными оперативными службами Сроки внедрения: 57 Устройство/Система вызова экстренных оперативных служб: Объем требований и сроки внедрения с – все новые типы ТС М и N с – все выпускаемые в обращение ТС М1 и N1 св. 2,5 т, М2, М3, N2, N3 для коммерческой перевозки пассажиров и опасных грузов с – все выпускаемые в обращение ТС М и N

Требования в отношении устройства/системы вызова экстренных оперативных служб Устройство вызова экстренных оперативных служб Обеспечивает: Передачу сообщения о ДТП в ручном режиме Двухстороннюю голосовую связь с экстренными службами Поставляется в виде отдельного компонента для комплектации транспортных средств Соответствует требованиям приложения 10 технического регламента При одобрении типа проверяется наличие сертификата на устройство и выполнение требований к установке устройства на транспортном средстве Система вызова экстренных оперативных служб 58 Обеспечивает: Выполнение функций устройства вызова экстренных оперативных служб и требований к нему Передачу сообщения о ДТП автоматически при срабатывании подушки безопасности (или других датчиков) Сохранение работоспособности после проведения испытаний по Правилам ЕЭК ООН 94 и 95 Интегрируется в конструкцию транспортного средства Транспортные средстваоснащаются, по меньшей мере, подушкой безопасности водителя При одобрении типа проверяется выполнение требований к установке системы на транспортном средстве

Правила ЕЭК ООН Работоспособность при температурах от -40 до +85 О С Сохранение работоспособности при испытаниях по Правилам ЕЭК ООН 17 Точность определения местоположения ТС Наличие идентификационной карты абонента для работы в сетях радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800, а также UMTS 900 и UMTS 2000 Организация радиотелефонной связи с оператором экстренных оперативных служб Автономное энергопитание Работа с внешними дополнительными устройствами Устойчивая связь с навигационной спутниковой системой и по сетям подвижной радиотелефонной связи 59 Требования к устройству вызова экстренных оперативных служб как к компоненту (приложение 10 ТР Таможенного союза, приложение 9 ТР РФ)

Правила ЕЭК ООН Точность определения местоположения ТС Наличие неснимаемой персональной универсальной многопрофильной идентификационной карты абонента для работы в сетях подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800, а также UMTS 900 и UMTS 2000 с возможностью обновления информации Громкая голосовая связь по сетям подвижной радиотелефонной связи Использование интерфейсов RS232, RS485, CAN и USB для обмена данными с внешними устройствами Внутренняя энергонезависимая память 60 Требования к аппаратуре спутниковой навигации (ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с другими спутниковыми системами) как к компоненту (приложение 10 ТР Таможенного союза, приложение 9 ТР РФ)

Вступление в силу технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011)

62 Временные рамки Технический регламент ТР РФ о требованиях к выбросам… ТР РФ о безопасности колесных трансп. средств ТР ТС 018/2011 о безопасности колесных трансп. средств Изменение 1 в ТР ТС 018/2011 (система вызова экстр. оперативных служб) Решение Комиссии Таможенного союза от г. 877 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от г. 6 Преемственность технической политики Система сертификации механических транспортных средств и прицепов Технический Регламент РФ «О безопасности колесных транспортных средств» Технический Регламент ТС «О безопасности колесных транспортных средств

63 Переходный период с г. по г. Документы по российским техническим регламентам выдаются до г. Они в переходный период сохраняют действие, но не подлежат распространению или продлению; При необходимости их продления или распространения выпускаются документы по ТР ТС 018/2011; Если было подтверждено соответствие всем требованиям ТР ТС 018/2011, то срок действия новых документов составит 3 года для ОТТС и 4 года для сертификатов соответствия Разрешается производство и выпуск в обращение продукции, соответствующей российским техническим регламентам, с маркировкой национальным знаком обращения на рынке Документы по ТР ТС 018/2011 могут выдаваться только с г.

Особенности ТР ТС 018/2011 по сравнению с ТР РФ (1) Запрет изготовления транспортных средств из б/у компонентов, кроме как для личного пользования (п. 10) Аккредитованные ОС и ИЛ должны быть включены в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. ОС должны быть заявлены государством - членом Таможенного союза для проведения одобрения типа (п. 24) Представитель иностранного изготовителя должен быть назначен в каждом государстве-члене Таможенного союза. Заявителем при проведении оценки соответствия может быть один из представителей изготовителя (п. 25) Прекращение полномочий заявителя в качестве представителя изготовителя влечет прекращение действия удостоверяющих соответствие документов, в которых указан этот представитель изготовителя (п. 26) 64

Особенности ТР ТС 018/2011 по сравнению с ТР РФ (2) Протоколы испытаний действительны для оформления сертификатов соответствия 2 года (п. 30) «Сводный протокол» в ТР РФ стал «протоколом идентификации и результатов испытаний комплектного транспортного средства» в ТР ТС 018/2011 (п. 32) На один тип транспортного средства одного экологического класса в Таможенном союзе может быть оформлено только одно ОТТС (п. 40) Самоходное шасси может перемещаться своим ходом по дорогам общего пользования, если в ОТШ подтверждено соответствие пунктам 11-13, 23, 36, 38, 39-41, 69, 107, 109, 110 приложения 2 технического регламента (п. 41) 65

Готовящиеся изменения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011)

Изменения 2 (в процессе согласования) Исключение из области применения транспортных средств. поставляемых по гособоронзаказу Уточнение требований к автомобилям скорой медицинской помощи (исполнение решения Комиссии Таможенного союза) Введение исключений для бронированных транспортных средств и автомобильных кранов Уточнение требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации (по итогам НИР) 67

Изменения 3 (подготовка первой редакции) (1) Уточнения в терминологии Требования к содержанию протокола испытаний Изменения, обусловленные практикой применения технического регламента РФ Уточнение состава объектов технического регулирования в части компонентов Введение новых требований в приложение 2 (исполнение решения Комиссии Таможенного союза по пересмотру уровня требований каждые три года) 68

Введение требований к транспортным средствам, эксплуатируемым в условиях холодного климата Введение квалификационных требований экологического класса 5 для единичных транспортных средств Требования к дополнительной световой сигнализации транспортных средств для перевозки детей Требования к транспортным средствам для перевозки детей в возрасте от 1,5 до 6 лет Уточнение требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации (по итогам НИР) Уточнение требований к компонентам (приложение 10) 69 Изменения 3 (подготовка первой редакции) (2)

Новые Правила ООН : Безопасность пешеходов 128: Источники света на светоизлучающих диодах 129: Усовершенствованные детские удерживающие системы 130: Системы предупреждения о выходе из полосы движения (LDWS) 131: Системы опережающего экстренного торможения (AEBS) 132: Модифицированные устройства ограничения выбросов Новые серии поправок к Правилам ООН В 36-ти Правилах ООН приняты новые серии поправок, не учтенные в ТР ТС 018/2011, в частности: 10-04, 12-04, 94-02, 95-03, , (требования к электромобилям) (методы испытаний систем «видеокамера-монитор») (автоматическое переключение света фар) (внешний фонарь освещения подножки) 49-06, (Евро-6) 80-02, (требования к сидениям, обращенным вбок) , (компоновка салона автобусов классов А и I, оборудование системой пожарной сигнализации) Новые требования для включения в ТР ТС 018/2011:

Спасибо за внимание! Веб-сайт ФГУП «НАМИ»: тел: +7 (495)