ЧАСТЬ 2 Алгоритмизация и программирование (базовый курс) Программное педагогическое средство Главное меню Главное меню.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля.
Advertisements

Урок 6 Turbo Pascal Язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623–1662) и разработан.
1 Программирование на языке Паскаль Тема 1. Введение.
Алгоритмы и алгоритмизацияАлгоритмы и алгоритмизация.
Тема урока Переменная. Тип данных. Ввод и вывод данных.
Организация повторений в Паскале. Найди ошибки: Program new Uses crt; Var a, b, c integer Begin clrscr Readln(a,b); C:=a*a+b*b Wreteln(c); End.
Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля.
Массивы 9 класс. Основные теоретические сведения Примеры решения задач.
Часть 1 Простейшая программа Программа на языке QBASIC состоит из последовательности инструкций – команд компилятору. Если в строке записано несколько.
ЧАСТЬ 2 Алгоритмизация и программирование (базовый курс) Программное педагогическое средство Главное меню Главное меню.
1 Программирование на языке Паскаль Тема 1. Введение Кулебякин В.В.
Тема 1. Введение 1.
Урок 3 Turbo Pascal Язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623–1662) и разработан.
1 Программирование на языке Паскаль Тема 1. Введение.
Алгоритмическая структура цикл Алгоритм циклической структуры - это алгоритм, в котором происходит многократное повторение одного и того же участка программы.
Операторы цикла с условием 9 класс Раздел: Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal.
Программирование Задания В2, В5. Оператор присваивания в языке программирования Задание В2 – базовый уровень, время – 2 мин.
Циклы на языке Pascal повторение. Циклы позволяют многократно выполнять одну или группу команд, причем в тексте программы нет необходимости записывать.
1 Программирование на языке Паскаль Тема 1. Введение.
Циклы в языке программирования Pascal
Транксрипт:

ЧАСТЬ 2 Алгоритмизация и программирование (базовый курс) Программное педагогическое средство Главное меню Главное меню

2. Понятие алгоритма. Формальное исполнение алгоритмов. Способы записей алгоритмов. Основные элементы блок-схем. 9. Массив. 1. Основные понятия языка Паскаль. Стандартные арифметические функции и выражения. 4. Основные алгоритмические конструкции. Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Условный оператор IF, THEN, ELSE. 7. Циклические алгоритмы. Цикл с предварительным условием, цикл с последующим условием, цикл с параметром. Содержание 3. Алгоритм выполнения программ в Паскале. Операторы присваивания, ввода, вывода. 11. Контрольная работа по программированию Контрольная работа по программированию Решение задач на языке программирования Паскаль. 8. Решение задач на операторы цикла. 10. Решение задач на одномерный массив. 12. Контрольный тест за курсы теоретической информатики, алгоритмизации и программирования. Главное меню Главное меню

1 1. Основные понятия языка Паскаль. При записи программы на языке программирования можно пользоваться лишь символами, предусмотренными алфавитом языка. Алфавит языка Паскаль составляют буквы, цифры и специальные символы (знаки операций и ограничители). В алфавит входят: 1) Буквы латинского и русского алфавитов. A, …,Z. А, …,Я. 3) Знаки операций: + * / = = := 4) Ограничители: :,. ; ( ) [ ] U (пробел) Из символов алфавита строят более сложные конструкции слова, словосочетания, предложения, операторы. 2) Арабские цифры. 0, …, 9. Совокупность описаний и операторов, объединенная единым алгоритмом, образует программу. 1. Числа записываются в программе в десятичной системе счисления и могут быть целыми и действительными, положительными и отрицательными. Примеры записи целых чисел: Примеры правильной записи действительных чисел : Главное меню Главное меню

2. При записи числа 9, в языке Паскаль часть числа, которая читается как "умножить на десять в степени", обозначается буквой Е и число в программе выглядит следующим образом: 9.1 е 28. Цифры, предшествующие букве Е, образуют мантиссу числа, цифры, следующие за Е, - порядок. Например: на паскале: -5 е 2; 1, на паскале: 1.2 е-5; на паскале: -20 е-10; Примеры неправильно записанных чисел: Е-5 - отсутствует мантисса; -5.Е2 -мантисса числа оканчивается точкой; -Е12 - отсутствует мантисса. Задание в тетради: Записать по правилам Паскаля следующие числа : 3*10 -3 ; -2.53*10 -5 ; ; 3. Строка это последовательность символов языка, заключенная в апострофы (одиночные кавычки). Примеры строк: 'А' 'ТАБЛИЦА ЗНАЧЕНИЙ 'КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ "ЭЛЕКТРОТЕХНИКА" Примеры неверно записанных строк: 'CONST нет конечного апострофа; 15.8E5 апостроф стоит не в конце строки; 4. Имена (идентификаторы) служат для обозначения различных объектов и конструкций программы. Имя должно состоять из букв и цифр, но первым символом может быть только буква. Следующие имена составлены без ошибок: Х Y22M ALFA R15 А такие имена, наоборот, ошибочны: 4АВС начинается с цифры; Y 22 содержит пробел; 2 Главное меню Главное меню

3 Стандартные арифметические функции языка Паскаль и выражения. Стандартные арифметические функции языка Паскаль 1.abs(x) - Вычисляет модуль аргумента х; Например: |a+b+c| на паскале: abs(a+b+c); 1.sqr(x) - Вычисляет х во второй степени; Например: (x+y+z) 2 на паскале: sqr(x+y+z); 1.sin(x); cos(x); arctan(x) - Вычисляются тригонометрических функций аргумента Х Например: sin(a+b) на паскале: sin(a+b); ctg(2*x) на паскале: cos(2*x)/sin(2*x); 4. exp(x) - Возведение числа е = 2,71828 в степень X, т.е. вычисление е в степени X; Например: e 2x на паскале: exp(2*x) 1.ln(x)- Вычисляется натуральный логарифм аргумента Х (X > 0); Например: Ln(ab) на паскале: ln(a*b); 6. sqrt(x) - Извлечение корня второй степени из аргумента Х (X > 0); Например: a+b на паскале: sqrt(a+b); 7. Выражение х а - на языке Паскаль записывается: exp(a*ln(x)) Например: (x+y) 1,7 на паскале: exp(1.7*ln(x+y)); 3 a+b можно представить как (a+b) 1/3, поэтому на паскале: exp(1/3*ln(a+b)); Записать в тетради следующие примеры: 1. |x+y| 2. tg(2*a) 3. e | 2 sin (x) | 4. tg(x) Главное меню Главное меню

4 Правила записей: 1) Вычисления выполняются слева направо, в соответствии со старшинством операций: скобки, функции (sin, cos, ln), умножение (деление), сложение (вычитание). 2) Запись производится только в одну строку. 3) Число открытых скобок, всегда должно быть равно числу закрытых. 4) Нельзя записывать подряд два знака арифметических операций (3/-2 - неверно, записывается 3/(-2) ). 2. a c - 1,87*10 3 На языке Паскаль: a/(с-1.87 е 3); 3. e |2(sin 4x + x)| На языке Паскаль: exp(abs(2*(sin(4*x)+x))); 4. ln|tg x-sin(ax)| + 3 ax На языке Паскаль: ln(abs(sin(x)/cos(x)-sin(a*x)))+exp(1/3*ln(a*x)); 5. a a 1+ На языке Паскаль: a/(1+a/(1+b)); 1+b 6. Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней, например 0.01 е 1 = 0.1): е 2 в обычной форме: Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней, например 0.01 е 1 = 0.1): е-3 в обычной форме: Задание в тетради: Записать по правилам паскаль следующие примеры: 1. e |2(sin 4x + x)| 2. ln|сtg(аx) - cos(ax)| + 5 tg(x) 3. В обычной форме: е 2 Примеры правильных записей и выражений. 1.|a+b+c| + 2x на паскале: abs(a+b+c)+sqrt(2*x); Главное меню Главное меню

5 Задание для самостоятельной работы: Придумать и записать различные числа, имена и выражения по правилам языка Паскаль.. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ Главное меню Главное меню

Домашнее задание. В-1 1. Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 0, Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 0, Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е-4 4. Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е 4 Запишите следующие выражения на яз. Паскаль: 3 ctg (ax) 5) |-c + ab| 6) |tg (ax) | 7) 1 8) e |2(tg(4x) + x)| 9) tg (x+y) 1,7 10) 1-c ln |dx| a b tg(c - 1,087*10 3 ) В-2 1. Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 0, Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 0, Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е-4 4. Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е 4 Запишите следующие выражения на яз. Паскаль: 2 tg (ax) 5) |-ac + ab| 6) |tg (ax) | 7) 1 8) e |2c(tg(4x) + x)| 9)ctg (x+y) 1,7 10) 1-c ln |dx| a + b ctg(c - 1,087*10 3 ) 6 Главное меню Главное меню

Домашнее задание. В-3 1. Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 10, Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 11, Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е-4 4. Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е 4 Запишите следующие выражения на яз. Паскаль: 4 ctg (ax) 5) |-c + ab| 6) |tg (ax) | 7) 1-a 8) e |2(tg(4x+x) + x)| 9) tg (ax+y) 1,7 10) 1-cx ln |x| a b ctg(c - 1,087*10 3 ) В-4 1. Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 0, Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 10, Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е-4 4. Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е 4 Запишите следующие выражения на яз. Паскаль: 7 tg (ax) 5) |-ac + ab| 6) |ctg (ax) | 7) 1 +c 8) e |2c(ctg(4x) + x)| 9)ctg (x+yz) 1,7 10) 1-c ln |dx|+x a + b ctg(c + 1,087*10 3 ) 7 Главное меню Главное меню

Домашнее задание. В-5 1. Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 10, Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 11, Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е-4 4. Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е 4 Запишите следующие выражения на яз. Паскаль: 4 ctg (ax+ac) 5) |-c + ab| 6) |tg(ax)+b| 7) 1-a 8) e |2(tg(4x+x) + x)| 9) tg (ax-y) 1,7 10) 1-cx+b ln |x-c| a b ctg(c - 1,087*10 3 ) В-6 1. Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 0, Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 10, Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е-4 4. Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е 4 Запишите следующие выражения на яз. Паскаль: 7 tg (ax+y) 5) |-ac + b| 6) |ctg (ax) | 7) 1 +c 8) e |2c(ctg(4x) + x)| 9)ctg (x+yz) 1,7 10) 1-c ln |d+x|+x ab + b ctg(c + 1,087*10 3 ) 8 Главное меню Главное меню

Домашнее задание. В-7 1. Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 10, Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 110, Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е-4 4. Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е 4 Запишите следующие выражения на яз. Паскаль: 3 ctg (ax) 5) |-c + ab| 6) |tg (ax) | 7) 1 8) e |2(tg(4x) + x)| 9) tg (x+y) 1,7 10) 1-c ln |dx| a b tg(c - 1,087*10 3 ) В-8 1. Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 20, Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 220, Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е-4 4. Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е 4 Запишите следующие выражения на яз. Паскаль: 2 tg (ax) 5) |-ac + ab| 6) |tg (ax) | 7) 1 8) e |2c(tg(4x) + x)| 9)ctg (x+y) 1,7 10) 1-c ln |dx| a + b ctg(c - 1,087*10 3 ) 9 Главное меню Главное меню

Домашнее задание. В-9 1. Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 100, Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 101, Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е-4 4. Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е 4 Запишите следующие выражения на яз. Паскаль: 4 ctg (ax) 5) |-c + ab| 6) |tg (ax) | 7) 1-a 8) e |2(tg(4x+x) + x)| 9) tg (ax+y) 1,7 10) 1-cx ln |x| a b ctg(c - 1,087*10 3 ) В Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 300, Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 88, Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е-4 4. Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е 4 Запишите следующие выражения на яз. Паскаль: 7 tg (ax) 5) |-ac + ab| 6) |ctg (ax) | 7) 1 +c 8) e |2c(ctg(4x) + x)| 9)ctg (x+yz) 1,7 10) 1-c ln |dx|+x a + b ctg(c + 1,087*10 3 ) 10

Домашнее задание. В Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 150, Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 151, Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е-4 4. Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е 4 Запишите следующие выражения на яз. Паскаль: 4 ctg (ax+ac) 5) |-c + ab| 6) |tg(ax)+b| 7) 1-a 8) e |2(tg(4x+x) + x)| 9) tg (ax-y) 1,7 10) 1-cx+b ln |x-c| a b ctg(c - 1,087*10 3 ) В Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 40, Запишите следующее число по правилам записи чисел в языке Паскаль: 140, Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е-4 4. Запишите число в 10-ной системе счисления (в обычной форме, без степеней): е 4 Запишите следующие выражения на яз. Паскаль: 7 tg (ax+y) 5) |-ac + b| 6) |ctg (ax) | 7) 1 +c 8) e |2c(ctg(4x) + x)| 9)ctg (x+yz) 1,7 10) 1-c ln |d+x|+x ab + b ctg(c + 1,087*10 3 ) 11

1 2. Понятие алгоритма. Формальное исполнение алгоритмов. Способы записей алгоритмов. Алгоритм точное и понятное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи. Название "алгоритм" произошло от латинской формы имени среднеазиатского математика аль-Хорезми Algorithmi. Алгоритм одно из основных понятий информатики и математики. Исполнитель алгоритма это некоторая абстрактная или реальная (техническая, биологическая или биотехническая) система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Пример: кулинарный рецепт - как приготовить блюдо (что), из каких продуктов (из чего). Имя алгоритма – это название производимого продукта (для ЭВМ – программный продукт). Для написания алгоритма нужно знать: исходные данные (аргументы - вход), результат (выход), иногда промежуточные (вспомогательные) величины. Все аргументы, результаты и промежуточные величины должны быть обязательно описаны в теле алгоритма. Например: Испечь пирог. Аргументы:мука, сахар, молоко и т.д. Результат – пирог. Главное меню Главное меню

2 Основные свойства алгоритмов следующие: Понятность для исполнителя т.е. исполнитель алгоритма должен знать, как его выполнять. Дискретность выполнение разбивается на последовательность действий - шагов (этапов). Точность после выполнения команды исполнитель должен знать следующую. Результативность (или конечность). Обязательно должен быть результат. Массовость. Однотипные задачи можно решать неоднократно. Основные формы представления алгоритмов: 1. (записи на естественном языке); 2) (изображения из графических символов - блок-схем); 3) (тексты на языках программирования). Главное меню Главное меню

3 При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий. Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой. Графический способ представления алгоритмов является более компактным и наглядным по сравнению со словесным. Основные элементы блок-схем. - Начало и конец алгоритма - Блок результативных действий (вычислительный) - ввод - вывод данных - логический блок (условие) - печать результатов - организация циклов - обращение к подпрограмме - комментарий Главное меню Главное меню

4 Линейный алгоритм. Линейный - это алгоритм, действия (команды) которого выполняются последовательно одна за другой. Разветвленный алгоритм. Разветвленный - это алгоритм, включающий выбор тех или иных действий в зависимости от условия. Циклический алгоритм. Циклический - это алгоритм, в котором действия (команды) выполняются многократно. Главное меню Главное меню

5 Пример блок-схемы: Даны 2 числа. Если первое больше второго, тo вывести сумму этих чисел, если второе больше первого – то произведение. Начало a,b,s,p a>b нетда p Конец p:=a*b s s:=a+b Задание в тетради: Записать блок-схемы следующих задач. 1. Даны стороны прямоугольника a,b. Вывести на экран площадь и периметр прямоугольника. 2. Даны 2 числа: a,b. Если a>b, то определить на сколько, если b>a, то определить во сколько. Главное меню Главное меню

6 Пример исполнителя - транспортера: Необходимо провести транспортер к выходу Решение: 1.Вперед. 2.Вперед. 3.Вперед. 4.Направо. 5.Вперед. 6.Вперед. 7.Вперед. 8.Вперед. 9.Вперед. Главное меню Главное меню

7 Пример исполнителя - транспортера: Необходимо найти ящик, поставить его на место и провести транспортер к выходу, используя команду «Если». Главное меню Главное меню

8 Задание: Открыть электронный учебник «Мир информатики 1-2 и 3 – 4 классы» 1. Во 2 классе выбрать последнюю тему «Исполнитель» и выполнить c 1-го по 9-ое задания. 2. В 4 классе выбрать последнюю тему «Составление циклических алгоритмов» и выполнить c 1-го по 9-ое задания. Пример исполнителя - транспортера: Необходимо провести транспортер к выходу, используя цикл «Пока». Главное меню Главное меню

9 Домашнее задание: 1. Записать с помощью блок-схемы алгоритм нахождения корней квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0. Если дискриминант отрицательный, то корней нет. Если дискриминант положительный, то корни находятся по формуле: x 1, 2 = +-sqrt(d)/2*a Дискриминант находится по формуле: D = b 2 - 4ac; 2. Записать с помощью блок-схемы алгоритм нахождения максимального из двух чисел. Задание для самостоятельной работы: Придумать и записать с помощью блок-схем алгоритмы решения различных задач. Главное меню Главное меню

3. Введение в язык программирования Паскаль. Алгоритм выполнения и запуска программы в языке Паскаль. Операторы присваивания, ввода и вывода. Язык программирования Паскаль был создан швейцарским профессором Никлаусом Виртом в годах и назван в честь выдающегося французского математика и философа Блеза Паскаля. Изначально язык Паскаль задумывался как учебный язык для обучения студентов навыкам программирования. Вирт сознательно пошел на заведомое ограничение возможностей языка, прежде всего это касалось функций ввода и вывода данных, а также средств, зависящих от компьютера и операционной системы, обеспечивая простоту и эффективность. Достоинствами языка Pascal являются: - Простой синтаксис языка. Небольшое число базовых понятий. Программы на Паскале достаточно легко читаемы. - Достаточно низкие аппаратные и системные требования как самого компилятора, так и программ, написанных на Паскале. - Универсальность языка. Язык Паскаль применим для решения практически всех задач программирования. - Поддержка структурного програмирования, программирования "сверху-вниз", а также объектно- ориентированного программирования. Огромную роль в массовом распространении Паскаля сыграла компания Borland International. Эта фирма объединила очень быстрый компилятор с редактором текста и добавила к стандартному Паскалю мощное расширение, что способствовало успеху первой версии этого языка. В 1992 году фирма Borland International выпустила два пакета программирования, основанные на использовании языка Паскаль, - Borland Pascal 7.0 и Turbo Pascal 7.0. На сегоднящний день Turbo Pascal 7.0 практически повсеместно применяется как учебный язык программирования. 1 Главное меню Главное меню

Задание 1. Составим нашу первую программу-приветствие. Она просто выведет текст на экран компьютера. Комментарии к программе находятся в фигурных скобках. Uses crt; {crt имя подкючаемого модуля для дополнительных библиотечных функций} Const {Раздел описания констатнт} Var {Раздел описания переменных через запятую указываются все переменные в программе, а затем ставиться двоеточие и указывается тип данных(целый, вещественный, символьный... } затем ставиться двоеточие и указывается тип данных(целый, вещественный, символьный... } Begin Begin {Тело программы всегда начинается со слова begin. После него «;» не ставиться } Clrscr; {процедура очистки экрана} Write('Привет!'); Write('Привет!'); {Оператор вывода write выводит на экран слово «Привет», текст для вывода всегда заключается в апострофы} Writeln('Это моя первая программа'); Writeln('Это моя первая программа'); {Оператор writeln тоже выводит на экран слова, заключенные в апострофы и при этом переводит курсор на следующую строку, т. к. «ln» в операторе writeln означают «line» - строка} Write('Пока'); Write('Пока'); {Выводится на экран сообщение «Пока» } End. End. {Словом end всегда заканчивается тело программы и ставиться точка.} Окно «Паскаля» с текстом программы Окно с результатом выполнения программы 2 Главное меню Главное меню

3 Алгоритм выполнения программы: 1. Набираем программу. 2. Запускаем программу - нажимаем клавиши: Ctrl + F9, F9 3. Если при запуске программы обнаруживаются ошибки, то возвращаемся вновь к программе и исправляем ошибки. 4. После успешного запуска программы если нужно, то вводим необходимые значения. 5. Для вывода результата на экран нажимаем : Alt + F5 Структура программы: Раздел описаний Begin End. Раздел операторов; 1. Раздел описаний предназначен для объявления (описания) встречающихся в программе данных и их характеристик. В него входят следующие разделы описаний: Label - метки. Const - константы. Type - типы. Var – переменные (real – действительный тип, integer - целый, char - символьный). Uses - модули. Procedure, Function - процедуры и функции. 2. Begin (начало)... End (конец) - операторные скобки. 3. Раздел операторов предназначен для записи последовательности исполняемых операторов. Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой. Uses crt; Const {перечисляем через «;» все константы, если они есть} ; Var x 1,x 2,…x n,y:real ;{перечисляем через «,» все переменные и присваиваем тип} Begin clrscr; {очистка экрана} write(Введите x 1,x 2,…x n :); {выводим на экран с помощью оператора вывода подсказку - какие переменные вводим} readln(x 1,x 2,…x n ); {перечисляем вводимые переменные в операторе ввода} y:= x 1 +x 2 +…+x n ; {присваиваем формулу переменной, которую нужно найти и вывести на экран} write(Y равен:,y); {выводим подсказку на экран – какую переменную находим и выводим, и выводим само значение этой переменной} End. Шаблон для написания программы: Главное меню Главное меню

4 Вид оператора: V:=A V - имя переменной; := - знак присваивания; А - выражение. Выражение А присваивается переменной V. Примеры оператора: S:=a*b; {вычисляется произведение a*b и полученное значение присваивается переменной S.} При использовании оператора присваивания необходимо следить, чтобы переменная в левой части оператора и выражение в правой части были одного и того же типа. Основные типы переменных: real – действительный (результат всегда действительное число), integer – целый (результат всегда целое число), char – символьный (любой символ заключается в апострофы), boolean – логический (результат – true или false). Оператор присваивания в языке Паскаль. Как только во время выполнения программы встречается оператор ввода Readln, программа останавливается и ожидает ввода значений с клавиатуры. После ввода значений выполнение программы продолжается. В одном операторе можно вводить несколько переменных, тогда их перечисляют через запятую. Вид оператора: Readln(a 1,a 2, …, a n ); Каждое значение, вводимое с клавиатуры, последовательно присваивается переменным a 1,a 2, …, a n., т.е. первое введенное число с клавиатуры будет записано в переменную а 1, второе число – в переменную a 2 и т.д. Операторы ввода Readln в языке Паскаль.. Readln(список переменных); Главное меню Главное меню

5 Как только во время выполнения программы встречается оператор вывода Writeln, на экран выводится содержимое данного оператора. Существует несколько видов оператора Writeln: 1. - на экран выводится символы, заключенные в апострофы (подсказка); 1. - на экран выводится значения переменных a 1,a 2, …, a n ; 1. - на экран выводится значение суммы ; 1. Операторы вывода Writeln в языке Паскаль. В операторе вывода можно производить любые вычисления! Writeln(подсказка); Сначала на экран выводятся символы, заключенные в апострофы (подсказка): Сумма равна:, а затем значения вычислений (в данном случае значение суммы двух чисел). Например на экран выведется: Сумма равна: 10 Writeln( a 1,a 2, …, a n ); Writeln(a+b); В операторе вывода можно использовать различные способы вывода на экран! Writeln(Сумма равна:, a+b); Главное меню Главное меню

6 Составим программу на языке Паскаль: Uses crt; Var a,b,s,r:real; Begin clrscr; writeln(Введи a:); readln(a); writeln(Введи b:); readln(b); s:=a+b; r:=a-b; writeln(Сумма :,s); writeln(Разность :,r); End. {раздел описания модулей} {раздел описания переменных, описываем a,b,s,r} { начало} {команда очистки экрана} {оператор вывода, выводит подсказку в апострофах} {оператор ввода, вводит с клавиатуры число a} { оператор присваивания, переменным S и R присваиваются формулы по которой вычисляются сумма и разность 2-х чисел } {оператор вывода, выводит подсказку в апострофах и значение суммы S } {конец} Задание в тетради: Записать следующую программу на языке Паскаль: Даны 2 стороны прямоугольника a и b. Найти периметр P и площадь S данного прямоугольника. Задание 2: Составить программу вычисления суммы (S) и разности (R) двух чисел a и b. Числа вводятся произвольно. Главное меню Главное меню

7 Задание 3: Организации часто требуется красить баки цилиндрической формы. При этом они красят только верхнюю часть и стенки с внешней стороны. Требуется составить программу, которая бы определяла, сколько банок краски необходимо для покраски того или иного бака. Алгоритм решения задачи: Программа должна запрашивать у пользователя следующую информацию:диаметр бака; высота бака; расход краски (площадь поверхности, которую можно покрасить одной банкой краски). В результате программа должна выдавать количество требуемых банок. Площадь крышки бака (круга) вычисляется по формуле: p * d 2 /4 (где p – число пи, d - диаметр). Площадь боковой поверхности цилиндра: p * d * h (где h – высота). Программа на языке Паскаль: Uses crt; const pi=3.14;var d,h,b:real; {известные данные диаметр, высота, расход} top,wall,q:real; {промежуточные данные площадь крышки,площадь боковой поверхности; результат количество банок} begin clrscr; write('Диаметр: '); readln(d); write('Высота: '); readln(h); write('Окрашиваемая площадь одной банкой: '); readln(b); top:=pi*sqr(d)/4.0; wall:=pi*d*h; q:=(top+wall)/b; write('Количество банок: ',q); end. Главное меню Главное меню

8 Составим следующую программу на языке Паскаль: Задание: Составить программу вычисления объема цилиндра с радиусом основания R и высотой H. R и H вводятся произвольно. Формула для вычисления объема: V = pi * R 2* H Uses crt; Const pi=3.14; Var V,R,H:real; Begin clrscr; writeln(Введи R:); readln(R); writeln(Введи H:); readln(H); V:=Pi*R*R*H; writeln(Объем цилиндра:,V); End. {раздел описания модулей} {раздел описания констант, описываем pi} {раздел описания переменных, описываем V,R и H} { начало} {команда очистки экрана} {оператор вывода, выводит подсказку в апострофах} {оператор ввода, вводит с клавиатуры радиус R} {оператор присваивания, переменной V присваивается формула по которой вычисляется объем } {оператор вывода, выводит подсказку в апострофах и значение объема V } {конец} 1. Составить программу для подсчета сопротивлений для параллельного и последовательного соединений по формулам: R posl = R 1 + R 2 ; R 1 R 2 R 1 + R 2 2. Составить программу для вычисления периметра прямоугольного треугольника по известному катету и гипотенузе. 3. Найти площадь круга S и длину окружности L по известному радиусу R. (S=pi* R 2 L = 2*pi* R ) Упражнения. R 1 и R 2 - вводятся произвольно. R par = Задание для самостоятельной работы: Придумать и написать на «Паскале» любые две программы. Главное меню Главное меню

Домашнее задание. В-1 1. Наберите программу: даны стороны прямоугольника а, b. Вычислить площадь S и периметр P. 2. Составить программу, которая выводит на экран сумму любых трех чисел. В-2 1. Наберите программу: даны катеты прямоугольного треугольник а, b. Вычислить площадь S и периметр P. 2. Составить программу, которая выводит на экран разность любых трех чисел. В-3 1. Наберите программу: даны катет прямоугольного треугольника а и гипотенуза с. Вычислить площадь S и периметр P. 2. Составить программу, которая выводит на экран произведение любых трех чисел. В-4 1. Наберите программу: даны катет прямоугольного треугольника b и гипотенуза с. Вычислить площадь S и периметр P. 2. Составить программу, которая выводит на экран корень квадратный из суммы любых трех чисел. В-5 1. Наберите программу: дана сторона квадрата а. Вычислить площадь S и периметр P. 2. Составить программу, которая выводит на экран корень квадратный из произведения любых трех чисел. В-6 1. Наберите программу: дана сторона куба а. Вычислить объем куба V. 2. Составить программу, которая выводит на экран модуль разности любых трех чисел. 9 Главное меню Главное меню

В-7 1. Наберите программу: дан радиус круга R. Вычислить площадь круга. 2. Составить программу, которая выводит на экран корень кубический суммы любых трех чисел. В-8 1. Наберите программу: даны стороны прямоугольников а 1, b1 и а 2, b2. Вычислить общую площадь 2-ух прямоугольников S. 2. Составить программу, которая выводит на экран корень кубический произведения любых трех чисел. В-9 1. Наберите программу: даны стороны прямоугольников а 1, b1 и а 2, b2. Вычислить общий периметр 2-ух прямоугольников Р. 2. Составить программу, которая выводит на экран натуральный логарифм суммы любых трех чисел. В Наберите программу: даны стороны 2-ух квадратов а 1 и а 2. Вычислить общую площадь S этих 2-ух квадратов. 2. Составить программу, которая выводит на экран натуральный логарифм произведения любых трех чисел. В Наберите программу: даны стороны 2-ух квадратов а 1 и а 2. Вычислить общий периметр Р этих 2-ух квадратов. 2. Составить программу, которая выводит на экран тангенс произведения любых трех чисел. В Наберите программу: даны стороны 2-ух кубов а 1 и а 2. Вычислить общий объем V этих 2-ух кубов. 2. Составить программу, которая выводит на экран тангенс суммы любых трех чисел. 10 Главное меню Главное меню

1 4. Основные алгоритмические конструкции. Линейный алгоритм. В линейных алгоритмах команды выполняются последовательно одна за другой. Серия 1 Серия 2 Серия n … Задание: 1. Чему равно z после выполнения программы. x=27; z=x+3; z=z+5; z=z/5. 2. Что появиться на экране: a=1; b=a*a; a=a+1; b=a*a; вывод (a,b); Главное меню Главное меню

2 Разветвляющийся алгоритм. Условный оператор. В отличие от линейных алгоритмов, в которых команды выполняются последовательно одна за другой, в разветвляющиеся алгоритмы входит условие, в зависимости от выполнения или невыполнения которого выполняется та или иная последовательность команд (серий). В качестве условия в разветвляющемся алгоритме может быть использовано любое понятное исполнителю утверждение, которое может соблюдаться (быть истинно) или не соблюдаться (быть ложно). Условие Серия 1 Серия 2 Задание: 1. Что выведется на экран после выполнения программы. a=5; b=7; Если a>b то max=a иначе max=b; вывод(max); 2. Что выведется на экран после выполнения программы. k=1; Если k>5 то L=k+7 иначе L=k-1; Вывод(L); 3. Что выведется на экран после выполнения программы. x=-5; Если x>6 то y=10 иначе y=15; Вывод(y); Главное меню Главное меню

3 Условный оператор используется, когда вычисления могут пойти по разному пути, в зависимости от условия. x 2, если х>=0 Например: y= x 3, если х=0 then y:=x*x; if x=0 then y:=x*x else y:=x*x*x; или sin(x), если х>0 у= cos(x), если х0 then y:=sin(x); if x0, то ему присваивается знач-е sin x } { если у0 у = 2 b, если a

4 Составим программу, которая выводит на экран куб наибольшего числа из 3-х вводимых. Uses crt; Var a1,a2,a3:real; Begin clrscr; writeln(Введите 3 числа); readln(a1,a2,a3); if (a1>a2) and (a1>a3) then writeln(a1*a1*a1); if (a2>a1) and (a2>a3) then writeln(a2*a2*a2); if (a3>a1) and (a3>a2) then writeln(a3*a3*a3); End. Программа: {описываются a1,a2,a3 как вещественный тип} {очистка экрана} {выводится подсказка на экран} {ввод с клавиатуры 3-х чисел} {работает услов. опер-р: если a1>a2 и a1>a3, то выводится куб этого числа } 1. Составить программу, нахождения произведения 2-ух наибольших из 3-х чисел a,b,c. 2. Даны катеты 2-ух прямоугольных треугольника: а 1,b1 и a2,b2. Если гипотенуза с 1>c2, то определить на сколько. Если с 2>c1, то определить во сколько. 3. Даны a,b,c,x. tg | c x | если х>0; Вычислить y = e | 2 x + a * b | если x

1 5. Решение задач на языке программирования Паскаль Uses crt; Const {перечисляем через «;» все константы, если они есть} ; Var x 1,x 2,…x n,y:real; {перечисляем через «,» все переменные и присваиваем тип} Begin clrscr; {очистка экрана} writeln(Введите x 1,x 2,…x n :); {выводим на экран с помощью оператора вывода подсказку - какие переменные вводим} readln(x 1,x 2,…x n ); {перечисляем вводимые переменные в операторе ввода} y:= x 1 +x 2 +…+x n ; {присваиваем формулу переменной, которую нужно найти и вывести на экран} writeln(Y равен:,y); {выводим подсказку на экран – какую переменную находим и выводим, и выводим само значение этой переменной} End. Макет написания программы: Упражнения: 1. Даны катет прямоугольного треугольника a и гипотенуза с. Найти площадь этого треугольника s и периметр p. 2. Даны 3 числа a,b,c. Найти сумму и произведение этих чисел, а также вывести наибольшее и наименьшее из этих чисел. 3. Даны 2 числа a и b. Если a>b, то число а возвести в квадрат, если b>a, то число b возвести в квадрат. 4. Организации необходимо покрасить ящик (длина a, ширина b, высота h). При этом они красят только нижнюю часть и стенки с внешней стороны. Требуется составить программу, которая бы определяла, сколько граммов краски необходимо для покраски ящика, если известно, что расход составляет 500 г/м Необходимо оклеить обоями 4 стены в своем доме. Длина стен равна a1,a2 и высота b соответственно. На этих стенах имеются дверной проем шириной С1 и высотой D1 и оконный проем шириной С2 и высотой D2. Рулон обоев имеет длину L м и ширину M м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона K руб? Главное меню Главное меню

Домашнее задание. В-1 1. Дан радиус R1. Найти площадь круга. (Площадь круга: S= pR 2 ). 2. Даны катеты 2-ух прямоугольных треугольника: а 1,b1 и a2,b2. Если гипотенуза с 1>c2, то определить на сколько больше. Если с 2>c1, то определить во сколько. 3. Длина стены равна A и высота B. Рулон обоев имеет длину 12 м и ширину 1,2 м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона 200 руб? В-2 1. Составить программу нахождения суммы 2-ух наименьших из 3-х чисел x,y,z. 2. Даны катеты 2-ух прямоугольных треугольника: а 1,b1 и a2,b2. Если периметр 1-го треугольника Р1>Р2, то определить на сколько больше. Если Р2>Р1, то определить во сколько. 3. Длина стены равна A и высота B. Имеется окно, размеры которого С и D. Рулон обоев имеет длину 10 м и ширину 1,1 м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона 200 руб? В-3 1. Составить программу нахождения суммы 2-ух наибольших из 3-х чисел x,y,z. 2. Даны стороны 2-ух прямоугольников: а 1,b1 и a2,b2. Если периметр 1-го прямоугольника Р1>Р2, то определить на сколько больше. Если Р2>Р1, то определить во сколько. 3. Длина стены равна A и высота B. Имеется дверь, размеры которой С и D. Рулон обоев имеет длину 10 м и ширину 1,2 м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона 300 руб? В-4 1. Составить программу нахождения разности 2-ух наибольших из 3-х чисел x,y,z. 2. Даны стороны 2-ух квадратов: а 1 и a2. Если периметр 1-го квадрата Р1>Р2, то определить на сколько больше. Если Р2>Р1, то определить во сколько. 3. Длина стен комнаты равна A1,А2 и высота B. Рулон обоев имеет длину 10 м и ширину 1,2 м. Сколько будут стоить обои для всей комнаты, если цена одного рулона 300 руб? В-5 1. Составить программу нахождения суммы 3-х наибольших из 3-х чисел x,y,z. 2. Даны стороны 2-ух квадратов: а 1 и a2. Если площадь 1-го квадрата S1>S2, то определить на сколько больше. Если S2>S1, то определить во сколько. 3. Длина стен комнаты равна A1,А2 и высота B. Имеется окно размерами C,D. Рулон обоев имеет длину 12 м и ширину 1,2 м. Сколько будут стоить обои для всей комнаты, если цена одного рулона 200 руб? В-6 1. Составить программу нахождения произведения 3-х наибольших из 3-х чисел x,y,z. 2. Даны стороны 2-ух квадратов: а 1 и a2. Если объем 1-го квадрата V1>V2, то определить на сколько больше. Если V2>V1, то определить во сколько. 3. Длина стен комнаты равна A1,А2 и высота B. Имеется 2 окна размерами C1,D1 и C2,D2. Рулон обоев имеет длину 12 м и ширину 1,2 м. Сколько будут стоить обои для всей комнаты, если цена одного рулона 300 руб? 2 Главное меню Главное меню

В-7 1. Даны радиусы R1 и R2. Найти общую площадь кругов. (Площадь круга: S= pR 2 ). 2. Даны катеты 2-ух прямоугольных треугольника: c1,d1 и c2,d2. Если гипотенуза с 1>c2, то определить на сколько больше. Если с 2>c1, то определить во сколько. 3. Длина стены равна A и высота B. Рулон обоев имеет длину 12 м и ширину 1,2 м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона 150 руб? В-8 1. Составить программу нахождения суммы 3-х наименьших из 3-х чисел x,y,z. 2. Даны катеты 2-ух прямоугольных треугольника: а 1,b1 и a2,b2. Если периметр 1-го треугольника Р1>Р2, то определить на сколько больше. Если Р2>Р1, то определить во сколько. 3. Длина стены равна A и высота B. Имеется окно, размеры которого С и D. Рулон обоев имеет длину 11 м и ширину 1,1 м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона 220 руб? В-9 1. Составить программу нахождения суммы 2-ух наименьших из 3-х чисел x,y,z. 2. Даны стороны 2-ух прямоугольников: а 1,b1 и a2,b2. Если периметр 1-го прямоугольника Р1>Р2, то определить на сколько больше. Если Р2>Р1, то определить во сколько. 3. Длина стены равна A и высота B. Имеется дверь, размеры которой С и D. Рулон обоев имеет длину 5 м и ширину 1,2 м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона 320 руб? В Составить программу нахождения разности 2-ух наименьших из 3-х чисел x,y,z. 2. Даны стороны 2-ух квадратов: а 1 и a2. Если периметр 1-го квадрата Р1>Р2, то определить на сколько больше. Если Р2>Р1, то определить во сколько. 3. Длина стен комнаты равна A1,А2 и высота B. Рулон обоев имеет длину 8 м и ширину 1,2 м. Сколько будут стоить обои для всей комнаты, если цена одного рулона 100 руб? В Составить программу нахождения суммы 3-х наибольших из 4-х чисел. 2. Даны стороны 2-ух квадратов: а 1 и a2. Если площадь 1-го квадрата S1>S2, то определить на сколько больше. Если S2>S1, то определить во сколько. 3. Длина стен комнаты равна A1,А2 и высота B. Имеется окно размерами C,D. Рулон обоев имеет длину 12 м и ширину 1 м. Сколько будут стоить обои для всей комнаты, если цена одного рулона 240 руб? В Составить программу нахождения произведения 3-х наибольших из 4-х чисел. 2. Даны стороны 2-ух квадратов: а 1 и a2. Если объем 1-го квадрата V1>V2, то определить на сколько больше. Если V2>V1, то определить во сколько. 3. Длина стен комнаты равна A1,А2 и высота B. Имеется 2 окна размерами C1,D1 и C2,D2. Рулон обоев имеет длину 10 м и ширину 1,2 м. Сколько будут стоить обои для всей комнаты, если цена одного рулона 200 руб? 3 Главное меню Главное меню

6. Контрольная работа по программированию 1. Шаблон для написания программы: Uses crt; Const {перечисляем через «;» все константы, если они есть} ; Var x 1,x 2,…x n,y:real ; {перечисляем через «,» все переменные и присваиваем тип} Begin clrscr; {очистка экрана} writeln(Введите x 1,x 2,…x n :); {выводим на экран с помощью оператора вывода подсказку - какие переменные вводим} readln(x 1,x 2,…x n ); {перечисляем вводимые переменные в операторе ввода} y:= x 1 +x 2 +…+x n ; {присваиваем формулу переменной, которую нужно найти и вывести на экран} writeln(Y равен:,y); {выводим подсказку на экран – какую переменную находим и выводим, и выводим само значение этой переменной} End. 1 Контрольная работа по информатике 1. В Составить программу для y = 1/х+1/(х-1). Учесть, что при х=0, х=1 выражение не имеет смысла. 2. Даны R1 и R2. Найти площадь кольца. (Площадь круга: S= pR 2 ). 3. Даны катеты 2-ух прямоугольных треугольника: а 1,b1 и a2,b2. Если с 1>c2, то определить на сколько больше. Если с 2>c1, то определить во сколько. 4. Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своем доме. Длина этой стены равна A и высота B. На этой стене имеется дверной проем шириной С и высотой D. Рулон обоев имеет длину 12 м и ширину 1,2 м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона K руб? В Даны 2 сопротивления R1 и R2. Найти общее сопротивление цепи при параллельном соединении и при последовательном соединении. 2. Составить программу нахождения произведения 2-ух наибольших из 3-х чисел x,y,z. 3. Даны катеты 2-ух прямоугольных треугольника: а 1,b1 и a2,b2. Если площадь S1>S2, то определить на сколько больше. Если S2>S1, то определить во сколько. 4. Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своем доме. Длина этой стены равна A и высота B. На этой стене имеются 2 дверных проема шириной С и высотой D. Рулон обоев имеет длину 10 м и ширину 1,5 м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона K руб? Главное меню Главное меню

В Даны a,b,c,x. Вычислить 2. Даны 3 числа: a,b,c. Вывести на экран, какое из этих 3-х чисел является минимальным. Например: для чисел так: 3 – минимальное. 3. Даны катеты 2-ух прямоугольных треугольника: а 1,b1 и a2,b2. Если периметр P1>P2, то определить на сколько. Если P2>P1, то определить во сколько. 4. Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своем доме. Длина этой стены равна A и высота B. На этой стене имеется дверной проем шириной С и высотой D. Рулон обоев имеет длину 14 м и ширину 1,3 м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона K руб? В Составить программу для вычисления периметра прямоугольного треугольника по известному катету и гипотенузе. 2. Составить программу нахождения корней квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0. Если D 0, то два корня. 3. Даны 2 окружности с радиусами R1 и R2. Если площадь окружности S1>S2, то определить на сколько. Если S2>S1, то определить во сколько. (s=пr 2 ). 4. Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своем доме. Длина этой стены равна A и высота B. На этой стене имеются 2 дверных проема шириной С и высотой D.Рулон обоев имеет длину 15 м и ширину 1,2 м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона K руб? В Составить программу для y = 1/х 1-1/(х 2-2) Учесть, что при х 1=0, х 2=2 выражение не имеет смысла. 2. Дано: прямоугольники со сторонами a,b, и a1,b1. Найти площадь заштрихованного прямоугольника. 3. Даны 2 окружности с радиусами R1 и R2. Если длина окружности L1>L2, то определить на сколько. Если L2>L1, то определить во сколько. (L=2 пr). 4. Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своем доме. Длина этой стены равна A и высота B. Рулон обоев имеет длину 12 м и ширину 1,5 м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона K руб? Контрольная работа по информатике 1. В Найти площадь круга S и длину окружности l по известному радиусу R. (S= pR 2, l = 2pR ) 2. Составить программу нахождения произведения 2-ух наименьших из 3-х чисел a,b,c. 3. Даны стороны 2-ух прямоугольников: а 1,b1 и a2,b2. Если площадь S1>S2, то определить на сколько. Если S2>S1, то определить во сколько. 4. Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своем доме. Длина этой стены равна A и высота B. На этой стене имеется дверной проем шириной С и высотой D. Рулон обоев имеет длину 15 м и ширину 1,1 м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона K руб? В-7 Даны a,b,c,x. Вычислить 2 Главное меню Главное меню

2. Даны 4 числа: a,b,c. Вывести на экран, какое из этих 4-х чисел является максимальным. Например: для чисел так: 8 – максимальное. 3. Даны стороны 2-ух прямоугольников: а 1,b1 и a2,b2. Если периметр Р1>Р2, то определить на сколько. Если Р2>Р1, то определить во сколько. 4. Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своем доме. Длина этой стены равна A и высота B. На этой стене имеются 2 дверных проема шириной С и высотой D. Рулон обоев имеет длину 14 м и ширину 1,1 м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона K руб? В Определить, принадлежит ли точка с координатами x,y прямогольнику с координатами x1,x2,y1,y2. Точка принадлежит, если x>=x1, x =y1, yh2, то определить на сколько объемы. Если h2>h1, то определить, во сколько отличаются объемы. (V=2 п r h). 4. Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своем доме. Длина этой стены равна A и высота B. Рулон обоев имеет длину 16 м и ширину 1,2 м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона K руб? В Даны 2 сопротивления R1 и R2. Найти общее сопротивление цепи при параллельном соединении и при последовательном соединении. 2. Даны 3 числа: a,b,c. Вывести на экран, какое из этих 3-х чисел является минимальным. Например: для чисел так: 3 – минимальное. 3. Даны катеты 2-ух прямоугольных треугольника: а 1,b1 и a2,b2. Если с 1>c2, то определить на сколько. Если с 2>c1, то определить во сколько. 4. Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своем доме. Длина этой стены равна A и высота B. На этой стене имеется дверной проем шириной С и высотой D. Рулон обоев имеет длину 14 м и ширину 1,5 м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона K руб? В Составить пр-мму для вычисления периметра прямоугольного треугольника по известному катету и гипотенузе. 2. Составить программу нахождения произведения 2-ух наибольших из 3-х чисел x,y,z. 3. Даны катеты 2-ух прямоугольных треугольника: а 1,b1 и a2,b2. Если площадь S1>S2, то определить на сколько. Если S2>S1, то определить во сколько. 4. Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своем доме. Длина этой стены равна A и высота B. Рулон обоев имеет длину 11 м и ширину 1,2 м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона K руб? 3 Главное меню Главное меню

В Составить программу для вычисления периметра прямоугольного треугольника по известным катетам. 2. Составить программу нахождения разности 2-ух наибольших из 3-х чисел x,y,z. 3. Даны катет и гипотенуза 2-ух прямоугольных треугольника: а 1,с 1 и a2,с 2. Если площадь S1>S2, то определить на сколько. Если S2>S1, то определить во сколько. 4. Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своем доме. Длина этой стены равна A и высота B. На этой стене имеются 2 дверных проема шириной С и высотой D. Рулон обоев имеет длину 16 м и ширину 1,5 м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона K руб? В Даны a,b,c,x. Вычислить 3. Даны стороны 2-ух квадратов: а 1 и a2. Если периметр Р1>Р2, то определить на сколько. Если Р2>Р1, то определить во сколько. 4. Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своем доме. Длина этой стены равна A и высота B. Рулон обоев имеет длину 11 м и ширину 1,6 м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона K руб? 4 Главное меню Главное меню

1 Цикл с предварительным условием (цикл Пока). В отличие от линейных алгоритмов, в которых команды выполняются последовательно одна за другой, в циклические алгоритмы входит последовательность команд, выполняемая многократно. Такая последовательность команд называется телом цикла. В циклах типа пока тело цикла выполняется до тех пор, пока выполняется условие. Выполнение таких циклов происходит следующим образом: пока условие справедливо (истинно), выполняется тело цикла, когда условие становится несправедливым, выполнение цикла прекращается. 7. Циклические алгоритмы. Команды повторения. Условие Тело цикла Да Нет Форма записи на яз. Паскаль: WHILE логическое условие DO BEGIN опер-ры циклической части; END; Пока (while) логическое условие истинно, выполняются операторы циклической части. Как только оно становится ложным, происходит выход из цикла. Главное меню Главное меню

2 Задание: 1. Что выведется на экран после выполнения программы. y:=0; x:=0; Пока x

3 Цикл с последующим условием (цикл ДО) В цикле с последующим условием операторы цикла выполняются повторно (по крайней мере один раз) до тех пор, пока логическое условие не станет истинным. В отличии от цикла с предусловием, где сначала проверяется условие, а затем выполняются операторы цикла, в данном цикле с постусловием - сначала выполняются операторы цикла, а потом проверяется условие. Условие Тело цикла Да Нет Форма записи на яз. Паскаль: Repeat опер-ры циклической части; Until логическое условие; Repeat (повторять) Until (до тех пор) Главное меню Главное меню

4 Организация цикла Тело цикла Задание: 1. Что выведется на экран после выполнения программы. А : = 1 ; Для i от 1 до 10 НЦ А:=А*2; Вывод (A); КЦ 2. Что выведется на экран после выполнения программы. А : = 1 ; Для i от 1 до 10 НЦ А:=А+i;Вывод (A); КЦ Форма записи на яз. Паскаль: For i:=m1 To m2 Do Begin опер- ры циклической части; End; Цикл с параметром. Циклические алгоритмы, в которых тело цикла выполняется заданное число раз, реализуется с помощью цикла с параметром. Операторы цикла выполняются повторно для каждого значения параметра цикла i от его начального значения до конечного включительно, как только параметр цикла станет равен конечному значению, происходит выход их цикла. Решение: Цикл работает 10 раз. A:=1*2=2; A:=2*2=4; A:=4*2=8; A:=8*2=16; A:=16*2=32; A:=32*2=64; A:=64*2=128; A:=128*2=256; A:=256*2=512; A:=512*2=1024; 3. Что выведется на экран после выполнения программы. А : = 1 ; Для i от 1 до 10 НЦ А:=А+i; КЦ Вывод (A); Главное меню Главное меню

5 Примеры: 1) 1 2) 3 3) 4 4) 8 1)2 2)3 3)6 4)24 Фрагмент алгоритма изображен в виде блок-схемы. Определите, какое значение переменной S будет напечатано в результате выполнения алгоритма. Фрагмент алгоритма изображен в виде блок-схемы. Определите, какое значение переменной S будет напечатано в результате выполнения алгоритма. Главное меню Главное меню

6 Примеры: 1. Что выведется на экран после выполнения цикла: А : = 6 ; Для i от 1 до 10 НЦ А:=А+1; Вывод (A); КЦ Ответы : Что выведется на экран после выполнения цикла: I : = 0 ; НЦ Пока I

7 Div – получение целого числа при делении 2-х чисел. Например: 10 div 3 = 3 (остаток 1 отбрасывается) Mod – получение остатка при делении 2-х чисел. Например: 10 mod 3 = 1 (остаток равен 1) 3. Сколько раз выполнится цикл?: n : = 35; i:=4; Пока (i

8 4. Что выведется на экран? A:=19; B:=18; Если A>B то S:=A иначе S=B; Вывод S; 5. Что выведется на экран ? y:=5; x:=0; Пока x

9 6. Переменная Z примет значение: x:=5; y:=10; Если x=у То z:=x*y+3 Иначе z:=y/x+5 Все z:=z-2; 7. Что выведется на экран? n:=1; m:=0; s:=0; Пока mn НЦ s:=s+m; s:=s+m; m:=m+1; s:=s+m; КЦ Вывод (m,s); Решение: 1 шаг. 0 1 Да, цикл работает s:=0+0=0; s:=0+0=0; m:=0+1=1; s:=0+1=1; Вывод (1;1); 2 шаг. 11 Нет, выход из цикла. Ответ 2 (1;1) Варианты ответов: Главное меню Главное меню

10 Задание для самостоятельной работы: Придумать и решить на школьном алгоритмическом языке различные примеры на циклические алгоритмы. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ Главное меню Главное меню

11 Домашнее задание: Вычислить и записать все вычисления. 1. Что выведется на экран после выполнения цикла? y:=5; x:=0; Пока x=0 НЦ k:=k+a; a:=a-5; Вывод(k); КЦ 3. Что выведется на экран после выполнения цикла? k:=10; For a:=0 to 5 do НЦ k:=k+a; Вывод(k); КЦ 4. Что выведется на экран после выполнения цикла? n:=2; m:=0;s:=0; Пока mn НЦ s:=s+m; s:=s+m; m:=m+2; s:=s+m; Вывод (m,s); КЦ; 5. Сколько раз выполнится цикл ? n:=52; i:=4; Пока (i

WHILE логическое условие DO BEGIN опер-ры циклической части; END; Пока (while) логическое условие истинно, выполняются операторы циклической части. Как только оно становится ложным, происходит выход из цикла. 8. Решение задач на операторы цикла. Оператор цикла с предварительным условием (While... Do). Например: перевести любое число в 2-чную систему счисления. 1 Решение: Введите десятичное число:5 2-чное число читаем справа налево: 1 шаг. 5>=1, Да цикл работает. (5 mod 20) else write(1) Выводится 1 X:= 5 div 2=2 2 шаг. 2>=1, Да цикл работает. (2 mod 2=0) tnen write(0) Выводится 0 x:= 2 div 2=1 3 шаг. 1>=1, Да цикл работает. (1 mod 20) else write(1) Выводится 1 x:= 1 div 2=0 4 шаг. 0>=1, Нет цикл не работает, выход из цикла. На экран выйдет: Введи десятичное число: 6 2-чное число читаем снизу вверх: Ответ: 110 writeln(0)writeln(1) Главное меню Главное меню

1. Протабулировать функцию y=x 2 (найти значения у для х) на интервале [1..4] с шагом разбиения интервала 1. Х У Uses crt; Var x,y:integer; Begin clrscr; x:=1; While x

Форма записи: Repeat опер-ры циклической части; Until логическое условие; Операторы цикла выполняются повторно (по крайней мере один раз) до тех пор, пока логическое условие не станет ложным. В отличии от цикла с предусловием, где сначала проверяется условие, а затем выполняются операторы цикла, в данном цикле с постусловием - сначала выполняются операторы цикла, а потом проверяется условие. Repeat (повторять) Until (до тех пор) Uses crt; Var x,y integer; Begin clrscr; x:=10; Repeat y:=x*x; writeln(x=,x,y=,y); x:=x-2; Until x=0; End. {x присваивается начальное знач-е интервала} {вывод результата на экран } {задаем шаг разбиения} {условие цикла выполняется до тех пор, пока х не станет равным 0} 1. Вычислить и вывести на экран значение y=x 2, при х=10, 8, 6, 4, 2. Оператор цикла с последующем условием (Repeat... Until). Примеры: 3 Главное меню Главное меню

Форма записи: For i:=m1 To m2 Do Begin опер-ры циклической части; End; Используется в тех случаях, когда заранее известно, сколько раз должен повториться цикл. For (для); To (до); Do (выполнять); Операторы цикла выполняются повторно для каждого значения параметра цикла i от его начального значения m1 до конечного m2 включительно, как только параметр цикла станет равен конечному значению, происходит выход их цикла. m1 и m2 нельзя использовать real ! Оператор цикла с параметром (For... To). Параметр цикла возрастает всегда на 1 (единицу)! Uses crt; Var i:integer;S:real; Begin clrscr; S:=0; For i:=1 To 50 Do Begin S:=S+1/i; End; Write(S=,S); End. {обнуляем сумму} {задаем параметр цикла от 1 до 50} {формула для вычисления суммы с использованием параметра i} {вывод результата на экран} 1. Подсчитать сумму S=1+1/2+1/ /50. Примеры: Используя цикл с параметром подсчитать сумму всех целых чисел от 1 до N (N - вводится произвольно). Задание 3: 4 Даны числа а и n. Используя цикл с параметром вывести в строку все члены бесконечной последовательности a 1 /1, a 2 /2, …, a n /n. Задание 4: Главное меню Главное меню

1 9. Массив 9. Массив. Массив - это совокупность одинакового типа. Совокупность действительных чисел: можно считать массивом и обозначить именем А. Каждый элемент массива обозначается именем массива с индексом. А [4] = 8.5 имя индекс элемент массива массива массива A[1] = 1.6 A[i] - это любой элемент массива i - индекс массива, отвечает за место в массиве Примеры: 1. После выполнения фрагмента программы переменная s принимает значение 10. Это соответствует набору значений массива А: Паскаль s:=0; For i:=1 to 5 do begin read(a[i]); if (a[i]>0) then s:=s+a[i]; end; Варианты ответов: 1. A=(-1,2,-3,4,5) 2. A=(-1,2,-3,4,-5) 3. A=(1,-2,-3,-4,-5) 4. A=(1,2,3,4,-5) Решение: Смотрим на условие нахождения элемента массива (if): if (a[i]>0) then s:=s+a[i]; Если элемент массива положительный, то находим и суммируем эти элементы массива. По условию задачи известно, что S=10. Находим в каком варианте ответов сумма положительных элементов равна В данном примере после выполнения фрагмента программы переменная s принимает значение 6. Это соответствует набору значений массива А: Главное меню Главное меню

2 3. Набор значений массива А =(3,-2,5,-2,-2,3,-2). Чему будет равно значение n после выполнения фрагмента программы: Паскаль s:=0; k:=0; n:=0; For i:=1 to 7 do begin read(a[i]); if (a[i]0) and (a[i] mod 20) and (i mod 2 0) then s:=s+a[i]; n:=s+k; end; Решение: Смотрим на условие нахождения элемента массива (if): if (a[i]0) and (a[i] mod 20) and (i mod 2 0) then s:=s+a[i]; Если элемент массива положительный, и элемент нечетный и находится на нечетном месте, то подсчитываем сумму этих элементов массива. Таких элементов 2 (3;5). s=3+5=8. n:=s+k; Подставим наши значения n:=8+2=10. Ответ 10. A[i] - это любой элемент массива i - индекс массива, отвечает за место в массиве a[i] mod 2 =0 – четный элемент массива i mod 2 =0 – четное место в массиве Задание в тетради : Решить следующую задачу. Набор значений массива А =(3,-2,5,-4,9,12,1). Чему равно значение N после выполнения предыдущего фрагмента программы (задание 3): ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ Главное меню Главное меню

3 Домашнее задание: Вычислить и записать все вычисления. 1. После выполнения фрагмента программы переменная k примет значение k:=0; a:=5 While a>0 do Begin a:=a div 2; k:=k+1; end; Write(k) 3. Чему будет равно значение S после выполнения программы, если набор значений массива А=(-2,4,-6,8,10) s:=0; For i:=1 to 5 do Begin read(a[i]); if (a[i]

Массив - это совокупность одинакового типа. Совокупность действительных чисел: можно считать массивом и обозначить именем А. Каждый элемент массива обозначается именем массива с индексом. А [4] = 8.5 имя индекс элемент массива массива массива A[1] = 1.6 A[i] - это любой элемент массива i - индекс массива, отвечает за место в массиве Форма записи: Var имя массива : array[t1] of t2;, где t1 - тип индекса t2 - тип элементов массива Например:... var a :array[1..5] of integer; i:integer;... For i:=1 to 5 do Begin read(a[i]);... end; Решение задач на одномерный массив.. 1 Главное меню Главное меню

Uses crt; Var a : array [1..10] of integer; i:integer; S:integer; Begin clrscr; S:=0; For i:=1 To 10 Do Begin read(a[i]); End; For i:=5 To 10 Do Begin s:=s+a[i]; End; Write(S=,S); End. {описываем массив} {описываем индекс массива, сумму} {обнуляем сумму} {задаем массив от 1 до 10} {вводим массив} {задаем массив от 5 до 10} {подсчитываем сумму элементов массива} {выводим результат на экран} 1. В массиве из 10 элементов подсчитать сумму элементов массива с 5 по 10. Примеры: 2. В массиве из 7 элементов подсчитать среднее арифметическое отрицательных четных чисел на четных местах. Вывести массив из этих чисел на экран. Uses crt; Var a : array [1..7] of integer; i:integer; S,k:integer; Begin clrscr; S:=0; k :=0; For i:=1 To 7 Do Begin read(a[i]); if (a[i]

B Даны 3 числа. Наименьшему числу присвоить обратную величину. (Напр вывод 0,5) 2. В одномерном массиве возвести в квадрат все элементы массивы и вывести этот массив на экран. 3. Составить программу для подсчета всех нечетных однозначных чисел. 4. В одномерном массиве из 10 элементов подсчитать сколько раз встретилось отрицательных чисел и сколько раз - положительных. B Даны 3 числа. Наибольшее число обнулить и вывести все числа на экран. (Напр вывод 2 6 0) 2. Составить программу для подсчета всех четных 2-ухзначных чисел. 3. Вычислить сумму S=1/lnЗ +- 1/1n /ln n (n - вводится произвольно). 4. В одномерном массиве из 10 элементов подсчитать сколько встретилось элементов кратных 2, сколько - кратных 3, сколько - кратных - 4. В-3 1. Даны 3 числа. Наибольшему числу присвоить обратную величину. 2. Дана функция у=ах 3 + b, найти все значения у на интервале от 3 до 20 с шагом В одномерном массиве вывести элементы на четных местах. 4. В одномерном массиве из 10 элементов найти сумму с 1-го по 5-й элемент и с 6-го по 10-й. Найти разность этих сумм. В-4 1. Даны 3 числа. Наименьшее число обнулить и вывести все числа на экран. 2. Даны числа а и n. Вывести в строку все члены бесконечной последовательности a n, a n-1, … a 2, a Составить программу для подсчета всех четных 2-ухзначных чисел и, всех нечетных 3-хзначных чисел. 4. В одномерном массиве из 10 элементов подсчитать среднеарифметическое только отрицательных чисел. В-5 1. Даны 3 числа. Наименьшему числу присвоить обратную величину. (Напр вывод 0,5) 2. В одномерном массиве обнулить все отрицательные числа и вывести этот массив на экран. 3. Даны числа а и n. Вывести в столбец все члены бесконечной последовательности n*a n, n-1*a n-1, … 2*a 2, 1*a В одномерном массиве из 10 элементов подсчитать сколько встретилось нечетных чисел, возвести их в квадрат и вывеет полученный массив на экран. В-6 1. Даны 3 числа. Наибольшее число обнулить и вывести все числа на экран. (Напр вывод 2 6 0) 2. Составить программу для подсчета всех 2-ухзначных чисел кратных Вычислить сумму S =1/10 + 1/tg10 + 1/20 + 1/ tg /n + 1/tg n (n - вводится произвольно).Используйте 2 цикла. 4. В одномерном массиве, из 10 элементов обнулить все элементы с 1-го по 5-й. Возвести в квадрат с 6-го по 10-ый. Вывести этот массив Контрольная работа по программированию 2 Главное меню Главное меню

В-7 1. Даны 3 числа. Наибольшему числу присвоить обратную величину. 2. Вычислить сумму S=sin(1)/1+sin(2)/2+sin(3)/3+…+sin(n)/n, где n – вводится произвольно. 3. Даны числа а и n. Вывести в строку все члены бесконечной последовательности: 1a 1, 2 а 2, 3a 3, …, n*а n. 4. В одномерном массиве из 10 элементов подсчитать среднеарифметическое только положительных чисел. В-8 1. Даны 3 числа. Наименьшее число обнулить и вывести все числа на экран. 2. Вычислить сумму S=l /ctg 2 + l /ctg 3 + … + l /ctg n (n - вводится произвольно). 3. Составить программу для подсчета всех нечетных однозначных, 2-значных и 3-хзначных. 4. В одномерном массиве из 10 элементов подсчитать сколько встретилось четных чисел, их обнулить и вывести полученный массив на экран. В-9 1. Даны 3 числа. Наименьшему числу присвоить обратную величину. (Напр вывод 0,5) 2. Вычислить сумму 3=1/10 + 1/tg /20 +1/tg /n f 1/tg n (n - вводится произвольно). Используйте 2 цикла. 3. Протабулироватъ функцию у = а*х n на интервале [Xo.. Xn] с шагом разбиения h. 4. В одномерном массиве из 10 элементов обнулить все элементы с 1-го по 5-й, возвести в квадрат с 6-го по 10-ый, вывести этот массив. B -l0 1. Даны 3 числа. Наибольшее число обнулить и вывести все числа на экран. (Напр вывод 2 6 0) 2. Составить программу для подсчета всех четных однозначных чисел и кратных 3 2-ух значных чисел. 3. В произвольном тексте подсчитать кол-во всех цифр и кол-во всех введенных букв. 4. В одномерном массиве из 10 элементов подсчитать сколько раз встретилось отрицательных чисел и сколько раз - положительных. В Даны 3 числа. Наименьшее число обнулить и вывести все числа на экран. 2. Вычислить сумму S=sin(1)/1+sin(2)/2+sin(3)/3+…+sin(n)/n, где n – вводится произвольно. 3. Даны числа а и n. Вывести в строку все члены бесконечной последовательности: 1a 1, 2 а 2, 3a 3, …, n*а n. 4. В одномерном массиве из 10 элементов подсчитать среднеарифметическое только отрицательных чисел. 2 Главное меню Главное меню

12. Контрольный тест за курсы теоретической информатики и алгоритмизации и программирования. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ Главное меню Главное меню