Портфолио учителя. Оценка, обобщение и систематизация педагогических достижений Теплова Татьяны Викторовна учитель географии МОУ «СОШ 10 с углубленным.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация портфолио форма проведения экспертизы (аттестации), в ходе которой аттестуемый представляет материалы, свидетельствующие о его профессионализме.
Advertisements

Портфолио педагога. Основная цель создания проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального.
форма проведения экспертизы (аттестации), в ходе которой аттестуемый представляет материалы, свидетельствующие о его профессионализме в педагогической.
ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ. 1. Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя: - решать задачи своей профессиональной деятельности; - выбирать.
Портфолио учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений.
Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога Методические рекомендации на тему:
Портфолио учителя.. Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию.
Рекомендации для учителей школы по составлению портфолио учителя школы Разработаны учителем начальных классов Африкантовой Е.И.
Цель создания портфолио учителя Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей.
Выполнили: учителя физической культуры МОУ СОШ 100 Кировского района г. Волгограда Марченко И. Н., Шлыков В. К.
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА Разработчик: рук. МО т/о Бобровского филиала УКСАП Дёгтева Т.А. 2011г.
Методический семинар Выступление: Манько В.В. Быть учителем значит…
Информация о портфолио Портфолио учителя – это собрание его педагогических достижений, описание основных форм и направлений творческой активности: разработка.
Галиева Г.Г. МОУ СОШ г. (от франц. рorter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений Портфолио может.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА.
это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности:
В переводе с итальянского "портфолио" означает "папка с документами". Но что такое портфолио на самом деле? Есть множество определений, предлагаю вам.
Электронное портфолио учителя Крылова О.Б МОУ Савинская ООШ.
Электронный портфель учителя Ильина С.В., учитель немецкого языка МОУ «Салабайкасинская ООШ» Чебоксарского района Чувашской Республики.
Электронное портфолио как форма оценки профессиональной компетенции учителя Учитель математики МОУ «СОШ 3» Стрелкова Ольга Алексеевна.
Транксрипт:

Портфолио учителя. Оценка, обобщение и систематизация педагогических достижений Теплова Татьяны Викторовна учитель географии МОУ «СОШ 10 с углубленным изучением отдельных предметов»

Содержание Введение. Актуальность темы. Цель проекта. Решаемая проблема. Идея проекта. Основная часть. Цели создания портфолио. Требования к оформлению портфолио и принцип работы Структура портфолио. Заключение. Выводы. Самооценка. Источники информации.

Введение Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в школе, за короткий срок заметно возросло. Появилось большое число и российских публикаций, в том числе размещенных в интернете.

Введение Рынок диктует, что у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога». Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио учителя» для педагогического коллектива, особенно для вновь аттестуемых учителей.

Согласно современным словарям, портфолио это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

Актуальность выбранной темы. Создавать портфолио учителя - жизненная необходимость, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются. С одной стороны портфолио учителя необходимо администрациии образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы преподавателя, с другой, что более важно, – для самонаблюдения и самосовершенствования педагога.

Создать профессиональное портфолио Создать профессиональное портфолио – это одно из важнейших действий, которое необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха. Наряду с резюме, рекомендательными письмами и сертификатами, портфолио участвует в процессе формирования Вашего имиджа в глазах работодателя. Роль портфолио в этом процессе велика: по тому, как сделано портфолио соискателя, работодатель судит не только о профессиональной деятельности кандидата. В портфолио работодатель видит принципы, личные акценты и логику кандидата. В широком смысле портфолио – это упорядоченный, грамотно оформленный набор достижений деловой личности, занятой в любой бизнес-сфере (т.е. патенты, разработки, наиболее значимые продукты деятельности, напр., аудиозаписи, картины, фото, статьи и др.)

20 лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования: 1. Электронное портфолио 2. Электронное онлайн портфолио

Цель проекта. Основная цель создания портфолио учителя - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста.

Решаемая проблема. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности - обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной. Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для: повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года; своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства.

Идея проекта. Портфолио - инновационная форма оценивания деятельности педагога.

Что такое портфолио учителя? Это описание в фактах педагогических качеств и достижений преподавателя, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя.

Цели создания портфолио. 1. Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя. 2. Систематизировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю. 3. Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам. 4. Предложить способ организации того или иного учебного курса. 5. Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах. 6. Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения

Требования к оформлению портфолио и принцип работы Системность самомониторинга. Достоверность. Объективность. Нацеленность автора на самосовершенствование. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений. Аккуратность и эстетичность оформления. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов. Наглядность результатов работы. Технологичность.

Портфолио учителя оформляется в папке ­накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или руководитель (председатель) методического объединения. В портфолио целесообразно выделить несколько разделов, включая приложения.

Структура портфолио портфолио Основные сведения Учебная деятельность Научно- методическая деятельность Обобщение опыта Внеурочная деятельность по предмету Работа в качестве классного руководителя Учебная материальная база

Первый раздел «Общие сведения об учителе» - Ф.И.О., год рождения учителя. - Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому). - Общий трудовой и педагогический стаж. Педагогический стаж работы в данном образовательном учреждении. - Повышение квалификации (название структур, в которых прослушаны курсы; год, месяц, проблематика курсов). - Копии документов, подтверждающих прохождение курсов; копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней. - Информация о государственных и муниципальных наградах, грамотах, благодарственных письмах. - Информация о наиболее значимых школьных поощрениях. - Другие документы по усмотрению учителя.

Второй раздел «Результаты педагогической деятельности» (динамика учебных достижений за год, в т.ч. ЕГЭ) - Материалы, характеризующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам. - Сравнительный анализ деятельности педагога на основании контрольных срезов знаний, участие школьников в школьных, районных, городских олимпиадах, конкурсах. - Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся. - Наличие среди учеников медалистов. - Данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период.

Третий раздел «Научно-­методическая деятельность» (использование современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе, участие в конференциях, семинарах) В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, в частности: - образовательные программы и описания комплектов учебно-­методической литературы с обоснованием их выбора; - описания используемых образовательных технологий с обоснованием их выбора; - средства педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; - описания способов использования информационно­- коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития; - отчет о работе в методическом объединении (школьном, районом, городском);

Четвертый раздел «Обобщение и распостранение собственного педагогического опыта» - Участие в методических и предметных неделях. - Организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.п. - Проведение научно-исследовательских работ. - Разработка авторских программ, научно-методических материалов. - Публикации учителя. - Творческие отчеты, рефераты, статьи, доклады. - Материалы диссертации (при наличии). - Информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.

Пятый раздел «Внеурочная деятельность по предмету» Раздел должен содержать следующие документы: - список творческих работ, рефератов, учебно-­ исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; - данные о победителях олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; - сценарии внеклассных мероприятий, фото­ и видеоматериалы по проведенным мероприятиям; - другие документы, характеризующие внеурочную деятельность по предмету.

Шестой раздел «Работа в качестве классного руководителя» Раздел должен содержать следующие материалы: - анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса; - информацию об участии учащихся класса в школьных мероприятиях, социальных проектах, творческих объединениях, акциях района, города и т.д,; - сведения о сохранении контингента обучающихся в классе; - информацию о правонарушениях; - сведения о работе с родителями; - другие документы.

Седьмой раздел «Учебная материальная база» - Список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты, карты и т.д.). - Информация о регулярно используемых технических средствах обучения. - Использование в образовательном процессе компьютера и информационных средств обучения. - Использование дидактических материалов, сборников задач, упражнений, примерных рефератов и сочинений и т.п., материалов по подготовке к ЕГЭ и т. д. В конце портфолио учителя могут быть представлены отзывы руководителей, родителей, выпускников о работе педагога.

Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Заключение В портфолио учителя должны воедино сливаться личные педагогические идеи и убедительные средства подтверждения их эффективности. Ни в коем случае портфолио педагога не является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных тестов, уроков, курсов. Портфолио учителя - это не бумажная волокита. Это результат и итог его работы. В современных условиях каждый педагог должен постоянно повышать свой профессиональный уровень, необходимый для решения педагогических задач.

Выводы. Портфолио в образовании можно рассматривать как: форму самооценки технологию саморазвития средство стимулирования творческой активности и самообразования средство самопрезентации показ достижений педагогической деятельности средство оценки профессионального развития Портфолио служит для иллюстрации достижений (сертификаты, дипломы, свидетельства и т.п.) отзывов (рецензии, характеристики, благодарности и т.п.) творческих работ (авторские разработки, методические рекомендации, авторские программы, проекты и т. п.)

1. Объем портфолио учителя не должен превышать 15 л + приложение. 2. Портфолио учителя – это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога. 3. Организация информации в портфолио педагога подчиняется двум основным правилам: последовательность и ясность. 4. Все заявленные педагогические умения подтверждаются примерами осуществленных преподавателем мероприятий. 5. Грамотно составленное портфолио учителя отвечает в первую очередь на вопрос «Как?», и только потом на вопрос «Что?». Эффективностью идей портфолио как визитной карточки преподавателя не зависит от дисциплины, будь то математика, география или физическая культура. Портфолио – это возможность учителя идти в ногу со временем, возможность выстраивать собственную траекторию развития.

- «показать все, на что ты способен» Основной смысл портфолио

Самооценка собственной педагогической деятельности Аттестация, участие в различных конкурсах привёли меня к выводу о необходимости заниматься аналитической работой. Сделанный мной системный анализ собственной педагогической деятельности по заданным критериям в прошлом учебном году за пять лет, за три года, позволили на практике убедиться в эффективности создания портфолио, как банка своих идей, фиксации больших и малых побед и т.д. Поменялось видение учительской работы. Невольно ловлю себя на мысли, что мысленно «сортирую» разные виды работы, структурирую и анализирую свою деятельность, появился системный подход к планированию работы, мероприятий.

В данной работе основной блок посвящён структуре портфолио, и это оправданно. Структура или алгоритм деятельности – это не только оценка своих трудов по заданным критериям, но и траектория развития личности. Составление своего учительского «портфеля» помогает мне быть более организованной, а учитывая огромную текучку школьных дел - это несомненный плюс. Учителя часто жалуются на огромный поток бумаг, буквально захлестнувший школы, многие настроены критично по отношению к портфолио, рассматривая его как непродуктивный, бесполезный, неоплачиваемый труд.

Этому есть определённые причины. Изучая различные источники информации, я пришла к выводу, что дело ещё и в нашем менталитете. На западе, в экономически развитых странах самопрезентация, акцентирование своих достижений является нормой, даже условием выживания в условиях рыночной экономики. Тогда как для нашего народа говорить самому о своих успехах, было не принято, Расхожая фраза о том, что «пусть другие скажут», до сих пор считается признаком хорошего тона. Но времена меняются. Условием успешной современной педагогической деятельности, является умение грамотно проводить анализ своей работы, иметь навыки самопрезентации. Несомненным плюсом портфолио является ещё и тот факт, что его можно делать с учётом личностных качеств педагога, вносить изменения, дополнять и т.д.

Источники информации. Голуб Г. Портфолио в системе педагогической диагностики.// Школьные технологии-2005-N2/4. Загвоздкин В. Портфель индивидуальных учебных достижений: нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.//Педдиагностика N 1-с.116 Калмыкова И. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности.//Образование в современной школе N 5-с.с.23 Лизинский М. Портфолио как учет и портфолио как средство воспитания.// Зам. директора по воспитательной работе N3-с.87 Лобода Ю. Метод портфолио как метод оценивания результатов обучения.// Педдиагностика N4-с.71 Макарова Е Портфолио как он есть.//Библиотека в школе"ПС" N6-с.12 МакароваТ Презентация портфолио как альтернативная форма аттестации учителя. // Зам. директора по воспитательной работе-2005-N3-с.73 Методический портфель. - М: Красико - Принт, с. Ссылки на сайты по теме Портфолио Морозова А.В. Портфолио как основа внутришкольной аттестации педагогов html Сайт самарского областного центра развития дополнительного образования. Документы. Нормативно-правовые документы Сайт самарского областного центра развития дополнительного образования. Документы. Нормативно-правовые документы CHELPRO.RU - автор и источник

Спасибо за внимание Никто не может показать миру, каков я есть, ярче, чем это смог сделать я сам. Никто не может утаить себя от собратьев, поскольку каждый поступок человека, каждый акт творчества говорит о его авторе Эрнест Хемингуэй