«Развитие творческих способностей на уроках математики» Шабайкина Р.К. учитель математики и информатики МБОУ «Сабаевская СОШ» Кочкуровского муниципального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики» МБОУ СОШ 5 им. О. В. Гудкова г. Георгиевск 2013 г.
Advertisements

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к чтению?»
Использование современных технологий на уроках истории и обществознания.
Зубрилина Татьяна Николаевна Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п.Октябрьский Лысогорского района Саратовской области МОУ СОШ п.Октябрьский Лысогорского.
Система Л. В Занкова Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. Томас Фуллер.
РАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА Л. В ЗАНКОВА «Если вы владеете знанием, Дайте другим зажечь от него свои светильники» Томас Фуллер.
Система Л. В Занкова «Если вы владеете знанием, Дайте другим зажечь от него свои светильники.» Томас Фуллер.
Система Л. В Занкова Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. Томас Фуллер.
Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения.
Разработчик: Таштиева Лилия Винировна учитель начальных классов МОУСОШ 3 г. Стрежевого
Ф.И.О.: Яцковская Наталья Николаевна Образование: ДГУ, 1992 год Педстаж: 26 лет Квалификационная категория: высшая.
«Формы организации познавательной деятельности с учащимися, способствующие самостоятельному усвоению знаний на уроках математики»
Личностно- ориентированное обучение и воспитание школьника.
МБОУ ЧУХЛОМСКАЯ СОШ ИМЕНИ А.А. ЯКОВЛЕВА Использование учебно - методических комплексов нового поколения в период внедрения ФГОС Руководитель РМО учитель.
Самурина Ольга Владимировна – учитель химии в МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 30» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода Работаю.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ – ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Публичная презентация результатов педагогической деятельности и инновационной работы Фамилия, имя, отчество – Пак Юлия Николаевна Должность – учитель биологии.
Системно-деятельностный подход в обучении математики и физики. Учитель математики и физики Скворцова Н.В г.
Игровая технология, представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через проблемное обучение «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»
Транксрипт:

«Развитие творческих способностей на уроках математики» Шабайкина Р.К. учитель математики и информатики МБОУ «Сабаевская СОШ» Кочкуровского муниципального района

Учитель, который хочет принести пользу всем своим учащимся и тем, которые будут, и тем, которые не будут после школы пользоваться математикой, должен обучать решению задач так, чтобы это обучение на одну треть было математикой, а на две трети здравым смыслом. Д. Пойя

В современном быстро меняющемся мире переосмысливается социальный заказ школе. Содержание образования перестаёт быть информационным процессом - это новая система организации жизнедеятельности, в которой школьники учатся познавать и совершенствовать себя с помощью науки, приобщаясь к труду и искусству, духовной жизни, вершинам цивилизации. Обучение становится творчеством.

Актуальность темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности

У творчества два главных врага – страх и психологическая инерция мысли. Долг учителя – сделать процесс обучения для каждого ученика психологически комфортным. Интеллектуальное развитие личности – это фактически реализация права каждого ученика быть умным.

Задачи: Помочь ученикам освоить такие приёмы проектной технологии, которые позволят расширять учащимся полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки; Способствовать развитию творческого потенциала учащихся; Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки; Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

Некоторые способы развития творческого воображения школьников Начиная работать с пятиклассниками, я вижу, что детей легко можно увлечь своим предметом, если суметь представить мир чисел как нечто сказочное, загадочное, манящее. Так, например, использовать на уроках интересные примеры и задачи, используя увлекательные книги для внеклассного чтения по математике. Предлагаю своим ученикам самим находить и даже сочинять интересные задачи.

Несомненно, что творчество невозможно без умения наблюдать, примечать особенности явлений, чисел, понятий. Можно применять материалы из учебника математики Н.Я.Виленкина, А.Г.Чеснокова и др., где имеются различные увлекательные рассказы о математике и математиках. Например, как маленький Гаусс сосчитал в уме сумму чисел … ; как А.Н. Колмогоров в шестилетнем возрасте заметил, что 1 в квадрате = 1, 2 в квадрате = 1+3, 3 в квадрате = 1+3+5,…

Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты – также один из способов развития творческого воображения учащихся. Поэтому я предлагаю желающим придумать свою сказку. Прочитав сказки, сочиненные учениками, с удовлетворением можно отметить, что у детей развиваются умения наблюдать, сравнивать, обобщать. «Создание сказок – один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство для умственного развития…

В понимании детей учитель- это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они, слепо копируют его решение. Я начала с того, что многократно показывала детям, что учитель- обычный человек и может ошибиться. Например, я решаю сама на доске, и ученики прилежно списывают:

Пример 1 (3 х+ 7)·2- 3 = 17 (3 х+7) ·2 = 17-3 (умышленная ошибка) (3 х+7) ·2 =14 3 х+7=14:2 3 х= 7-7 х=0 Результат – внимательность и заинтересованность на уроках!

В своей практике убедилась, что творческие задания стимулируют познавательную активность даже самых слабых учащихся. Ребята, потратившие определённые усилия на творческие задания, охотно принимают участие в обсуждении этих заданий, с интересом выслушивают объяснения приёмов их решения даже в тех случаях, когда они этих приёмов сами найти не смогли. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решённого задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, даёт мощный импульс повышению познавательной активности.

Всем известно, что тот предмет, который преподается в атмосфере дружелюбия и увлечённости, ребята любят больше всего. Первоочередной задачей урока считаю создание в классе атмосферы свободного общения, всеобщей заинтересованности. Своих учеников я называю только по именам. Учащимся разрешаю отвечать не поднимаясь с места, сидя. Создается впечатление, что идет не опрос, а обычная дружеская беседа. Одновременно экономится время и исчезает повод для лишнего шума.

Я использую следующие формы нетрадиционных уроков. Это уроки- соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т.д.), уроки, основанные на фантазии (урок-сказка), и уроки- путешествия. Выбор типа урока зависит от изучаемой темы, особенностей класса, возраста учащихся.

Работа с учебником. В настоящее время мы наблюдаем спад интереса учеников к чтению и это отрицательно отражается и на усвоении математики учениками. На уроках математики стараюсь чаще обращать внимание учеников к учебнику. Так, например, даю самостоятельно изучить доказательство теоремы и затем спрашиваю: «Какие известные определения, теоремы, леммы использовались при доказательстве?» Очень часто ученики не могут определить с чего начинать решать задачу. Спрашиваю учеников: «А какую тему мы изучаем?» «Какие новые знания мы получили?» «Как мы их применим?»

Кроссворд. Кроссворд помогает повторить и закрепить теоретический материал. Использование таких заданий на уроке помогает привить интерес к предмету.

Задачи на готовых чертежах. Задачи на готовых чертежах позволяют увеличить темп работы на уроке, так как данные задачи находятся перед глазами на протяжении всего решения; активируют мыслительную деятельность учащихся.

Заключение Таким образом, каждый ребенок на уроках математики имеет право выступить со своей работой, защитить ее, поделиться своими находками и открытиями. Необходимость творческого саморазвития личности школьников обусловливается новыми задачами, стоящими перед образованием. Желаемый конечный результат обучения в школе – это выпускник, который имеет способности учиться (учить самого себя), совершенствоваться, саморазвиваться, имеющий цель в жизни и «инструмент» для достижения этой цели. Поэтому именно проблеме интеллектуального и творческого развития детей посвящен мой реферат. Радость творчества может явиться для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности.