Лекция 13 Синтаксис – раздел грамматики, который, в отличие от фонологии, морфологии и лексикологии, имеет дело не с воспроизводимыми, инвентарными языковыми.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Advertisements

Классификация словосочетаний. Словосочетание Словосочета́ние это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически,
СИНТАКСИС КАК УЧЕНИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ И СЛОВОСОЧЕТАНИИ Лекция 1.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст.преп. Василенко М.С. Лекция 3 Лексикология Слово как единица.
Урок Урок русского языка в 8 классе на тему: «Предложение» Учитель: Грибанова Ирина Эдуардовна МОУ СОШ 3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Синтаксис План Основные синтаксические категории и единицы. Основные синтаксические категории и единицы. Средства и способы связи cлов. Средства и способы.
Работу подготовила учитель МБОУ «Мелекесская средняя общеобразовательная школа общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Тукаевского.
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Лекция 3. СЕМАНТИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ атрибутивные; объектные; релятивные; комплетивные; субъектные.
Словосочетание. Словосочетание, как и слово, единица номинативная, то есть называет предметы (новая, наша ), действия ( на заводе, хорошо), признаки (
Тема урока: Синтаксис словосочетания и простого предложения Цель урока: повторить, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», «пунтограммы», «словосочетание»,
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
План урока. 1.Строение словосочетания. 2.Грамматическое значение словосочетания. 3.Выводы.
Основные единицы синтаксиса Основные единицы синтаксиса.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ повторение изученного автор : Пискарева Н. Н., учитель гимназии 70 г. Бишкека.
Часть В. В 1. Основные способы словообразования. 1. Суффиксальный : изречение ( изречь ). 2. Приставочный : безнравственные ( нравственность ). 3. Приставочно.
Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Транксрипт:

Лекция 13

Синтаксис – раздел грамматики, который, в отличие от фонологии, морфологии и лексикологии, имеет дело не с воспроизводимыми, инвентарными языковыми единицами, а с единицами конструктивными, которые строятся каждый раз, в каждом отдельном речевом акте заново:

1. с использованием конструктивных средств соответствующего языка; 2. применительно к данному, конкретному положению дел, о котором предполагается сообщить; 3. применительно к данному, конкретному коммуникативному акту, к его прагматическому контексту, включающему в себя автора высказывания и его адресата (или адресатов), места, времени и условий высказывания.

Синтаксис – это грамматическое учение о строе предложения, о синтаксической сочетаемости и функциях форм в речи. Лексические единицы комбинируются по строго определённым законам. Конкретное лексическое наполнение синтаксических моделей всегда многообразно и объёмно. Под синтаксисом понимается: 1. раздел языкознания (грамматики), который изучает процесс порождения речи; 2. сочетаемость, порядок слов внутри предложения.

1) словосочетание; 2) предложение; 3) текст. Основные синтаксические единицы – словосочетаний и предложение. Языковым статусом обладают словосочетание и предложение; Речевым статусом ровно обладают и текст, и предложение, и словосочетание; Коммуникативностью – предложение.

слово (обычно знаменательное или сочетание знаменательного со служебным) в его синтаксическом использовании, слово как носитель синтаксической функции. Слово становится синтаксемой, включаясь в синтаксическую конструкцию, т.е. приобретая синтаксическую функцию.

Так, в предложении Я не пошла в театр из-за каблука компонент «из за каблука» выражает синтаксическое отношение причины и может быть развёрнут в целое предложение: Я не пошла в театр, потому что у меня сломался каблук. Словоформа «ночью», которая содержит 3 граммемы (тв.п., ед.ч., ж.р.), может передавать синтаксические отношения времени и объекта, например, проститься ночью – время (когда была ночь) и любоваться ночью – объект.

Синтаксема – мельчайшая, далее не делимая единица синтаксиса, т.е. конкретная синтаксическая форма слова, которая участвует в выражении синтаксических отношений. Она выступает и как носитель элементарного смысла, и как конструктивный компонент более сложных построений, может употребляться самостоятельно, например, в качестве заголовков «У моря» или в качестве распространителей.

3.1. ЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В основе логического направления лежит отождествление грамматического строя языка и логического строя мышления при ведущей роли мышления. Предложение отождествлялось с логическим суждением, и его определяли как мысль, выраженную словами. Это – универсальное определение, его основа заключается в том, что в языках логическая форма суждения (форма мысли) слита с грамматической формой. При членении предложения мы выделяет обычно подлежащее, сказуемое, дополнение, определение и обстоятельство. Это традиционный принцип членения предложения взятый от древних греков.

Языки рассматриваются как известное отражение процессов, протекающих в человеческой психике (Г. Штейнталь, А.А. Потебня – XIX в.). Между правильностью мысли и правильностью предложения нет постоянного соответствия, следовательно, предложение – это психический акт соединения определённых представлений в сознании говорящего, т.е. психологическое суждение. Язык выражает не логику мысли, а психологический процесс коммуникации. Общим для определения предложения в этих теориях является отсутствие собственно- языковых признаков.

Предложение рассматривалось по его строению (конец XIX – начало XXв.). Последователи этого направления установили, что с т.зр. морфологии в разных языках принцип построения предложения различен, следовательно, нельзя отождествлять предложения в разных языках. В связи с этим стало характерным выделение группы слов или словосочетания как особого вида синтаксических единиц (Ф.Ф. Фортунатов, Д. Рис). Исследование словосочетания помогло вскрыть типологические особенности языков и выявить специфику строения предложения конкретного языка.

1. синтаксис рассматривается как учение о предложении и его частях, членах предложения (Г.Г. Почепцов) (большой синтаксис); 2. как учение о словосочетании (М.Н. Петерсон, А.М. Пешковский) (малый синтаксис); 3. предметом синтаксиса является и словосочетание, и предложение (В.В. Виноградов).

Слова хранятся в нашей памяти. Предложения всегда создаются заново, т.е. они индивидуальны. Cлова соединяются в предложение по смыслу – основному виду связи. У слов имеются скоординированные морфологические формы: Дом, в котором она живёт, находится на берегу реки. Классно поёт (синтаксическая связь)

Синтаксическая связь – формально выраженная смысловая связь между лексическими единицами, соединившимися друг с другом в процессе коммуникации. Обычно выделяют два вида синтаксической связи: сочинительную (элементы равноправны) и подчинительную (один элемент подчинён другому).

При сочинительной связи элементы однородны, функционально близки. Перестановка элементов (порядок) происходит без существенного изменения смысла: e.g. учитель и учения, я и ты, строгий, но справедливый. При подчинительной связи один из элементов уточняет смысл другого элемента, e.g. ехать быстро, петь громко, платье из шерсти. Данные типы связи взаимодействуют, но больше используется подчинительная связь.

Подчинительная связь возникает на основе валентности – способности слова сочетаться с другими словами (Л.Теньер). Это – общее сочетаемостное свойство слова, на основе которого строятся словосочетания и предложения. Например, глаголы смеркается, морозит – а валентные; глаголы спать, летать – одновалентные; глагол посвящать – трёхвалентен: Кто? Что? Кому? глагол арендовать – пятивалентен: Кто? У кого? Что? На сколько? За сколько?

– слово обязатьельно требует заполнение другим словом, длина, ширина, размер – чего? (обязатьельная валентность). Он взял книгу (обязать.) у соседа (факульт). Глагол «взять» реализует обязатьельную валентность, связанную с его переходностью (что? книгу) и факультативную валентность – у соседа.

– слово не требует заполнение другим словом e.g. Взял книгу у соседа. Валентность с любым содержанием может быть синтаксически обязатьельной для одних слов и синтаксически факультативной для других. Формальная валентность – сочетание слов по грамматическим законам (категориям, свойствам).

– сочетание слов по смыслу. К механизмам синтаксиса относится и закон семантического согласования (В.Г. Гак) - Общие семы, повторяясь в словах, стоящих в синтагматическом ряду в рамках предложения, как бы поддерживают друг друга, обеспечивая взаимную однозначность слов, e.g. пить горячий чай. Сравним предложения: 1) Он приехал к нам летом. 2) Он приехал к нам за лето…

Словосочетание (СС) – группа слов, соединённых между собой сочинительной или подчинительной синтаксической связью. От слова СС отличается смыслоразличительной функцией (она шире). СС – уточнённое наименование к.-л. объекта действительности. e.g. железная дорога, синильная кислота. СС – средство номинации, которое объединяет предмет, качество, признак и т.д. В нём присутствует главный и зависимый компоненты, e.g. петь песню, красное платье. Его следует отличать от сложных слов, e.g. blackbird – дрозд и black bird

В отличие от предложения СС не обладает коммуникативной ценностью. Оно лишено интонации, модальности и т.д. Формирование словосочетаний является результатом распространения различных знаменательных частей речи (глаголов, существительных, прилагательных и наречий), например, 1) читать газету (глагольное СС); 2) езда верхом (субстантивное СС); 3) полный злобы (адъективное СС); 4) светло от солнца (адвербиальное СС).

В зависимости от способа связи компонентов СС выделяют сочинительные (равноправные), подчинительные (субординативные) и предикативные словосочетания. 1. Сочинительные словосочетания – ряды однородных членов, т.е. объединены слова одной части речи: мать и отец, война и мир, высокий, но крепкий, быстро и хорошо. С точки зрения возможности их распространения – это незамкнутые, открытые ряды.

слова, соединённые подчинительной связью, т.е. главное слово и зависимое слово. Они образуются распространением слова в соответствии с его семантическими и грамматическими свойствами формой другого слова. В отличие от сочинительных словосочетаний, подчинительные являются замкнутыми, или закрытыми. Количество входящих в него членов ограничено: основным структурным типом является двусоставное словосочетание.

1. ПО КОЛИЧЕСТВУ КОМПОНЕНТОВ, входящих в СС: простые (двучленные) – купить газету; сложные, включающие более двух компонентов: рассказывать сказку тихо.

1. субстантивные (гл.слово – имя сущ-е): интересная книга; 2. глагольные: читаю книгу; 3. Адъективные: очень серьёзный; 4. Адвербиальные: чрезвычайно важно; 5. Местоимённые: каждый из них.

1. атрибутивные (предмет характеризуется с т.зр. признака: длинная дорога, мясо по-французски; 2. объектные (между действием и тем предметом, на которое направлено это действие: изготовление оборудования. 3. обстоятельственные (действие характеризуется по его прохождению, протеканию: медленно идти, отдыхать в парке, встать на рассвете; 4. комплетивные (выражают восполняющие отношения) один компонент информативно недостаточен и требует восполнения его другими компонентами:слыть храбрецом, оказаться трусом

1. Согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово повторяет грамматические формы главного: синее небо, вечернее платье, красный флаг (ед.ч., род, падеж…). Этот вид связи чаще используется для выражения атрибутивных отношений.

2. УПРАВЛЕНИЕ – вид подчинительной связи, при котором главный компонент требует постановки зависимого компонента в определённой грамматической форме, при этом изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого, e.g. резать хлеб, слыть чудаком, подарок отцу. При управлении обычно возникают объектные или комплетивные отношения.

3. ПРИМЫКАНИЕ – вид подчинительной связи, при котором зависимый компонент присоединяется к главному без изменения своей грамматической формы: вышивать красиво, ехать верхом, кофе по-турецки. Это смысловая связь компонентов, которая не имеет формального выражения.

1. Атрибутивная связь. В рус. яз – это сочетание сущ+прил, грамматическим способом выражения атрибутивной связи выступает согласование, при котором значение зависимого компонента повторяет грамматическое значение главного. Этот тип связывает компоненты адвербиальных и обстоятельственных СС, при грам. способе – примыкание (говорить громко, очень весёлый);

2. КОМПЛЕТИВНАЯ – связь компонентов с прямым или предложным управлением. При управлении ГЗ главного компонента обусловливает наличие определённого ГЗ у зависимого: решать задачу (проблему), снимать книгу (с полки), копию (документа), шапку, обувь, пенку (с молока), комнату…; размышлять о случившемся; работать над книгой, писать письмо другу….

3. ПРЕДИКАТИВНАЯ связь наблюдается только в предложении. Это – связь главных членов предложения: Петя читает, John works, I dance… 4. КООРДИНАЦИОННАЯ (сочинительная) связь –функционально равных компонентов: я и ты; овощи и фрукты; плохо, но справедливо…

1. Кочергина В.А. Введение в языкознание. М.: Гаудеамус, – С Введение в языкознание. Курс лекций. Воронеж: Истоки, – С Буркова С.И. Лекции по «Введению в языкознание» Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, – С Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, – С