3/25/141 Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: права и обязанности учащихся и родителей (законных представителей)
Формы получения образования и формы обучения В организации, осуществляющей образовательную деятельность Самообразование Семейное образование Формы получения образования Очная Очно- заочная Заочная Формы обучения Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность 3/25/142
Образовательный маршрут обучающегося Дошкольное Начальное общее Основное общее Среднее общее Среднее профессиональное (+среднее общее) Высшее - бакалавриат Высшее - специалитет Высшее - магистратура Высшее - подготовка кадров высшей квалификации Документ об образовании Аттестат об основном общем образовании Аттестат о среднем общем образовании Диплом о среднем профессиональном образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра Диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки Условия получения Профессиональное обучение Общедоступное бесплатное обязательное Общедоступное бесплатное Бесплатное на конкурсной основе 3/25/143
4 Права обучающихся Меры социальной поддержки Академические права Гражданские права
выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет; обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования); 3/25/145 Академические права обучающихся
освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ; зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность; на отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; 3/25/146 Академические права обучающихся
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации; обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке; бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации; пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации; совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана; 3/25/147 Академические права обучающихся
на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; на каникулы – плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком; на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня (исключена формулировка «при успешном прохождении ими аттестации»); участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом; 3/25/148 Академические права обучающихся
на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также на создание общественных объединений обучающихся в установленном 273-ФЗ порядке; на защиту персональных данных; обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника (п.2 ч.1 ст.45); создание обучающимися на ступени среднего общего образования студенческих отрядов, представляющие собой общественные объединения обучающихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики; 3/25/149 Гражданские права обучающихся
право при поступлении на обучение по программам высшего образования представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приёме (ч.7 ст.69) проводить во внеурочное время собрания и митинги, в том числе на территории и в помещениях Учреждения, по вопросам защиты своих нарушенных прав с уведомлением директора не позднее, чем за 5 дней до дня проведения мероприятия, о цели мероприятия, форме, месте проведения, дате, времени начала и окончания мероприятия, предполагаемом количестве участников. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам (Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях») 3/25/1410 Гражданские права обучающихся
бесплатная перевозка к месту обучения; получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании; 3/25/1411 Меры социальной поддержки обучающихся
Обязанности обучающихся Обучающиеся обязаны (ч.2 ст.43): 1)добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы; 2)выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности; 3/25/1412
Обязанности обучающихся Обучающиеся обязаны: 3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию; 4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися; 5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность. 3/25/1413
Обязанность обучающихся по ликвидации академической задолженности Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность (ч. 3 ст. 58). – в 273 ФЗ: в пределах одного года с момента образования академической задолженности ; в указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия. 3/25/1414
–замечание, –выговор, –отчисление. Применяются в случаях неисполнения или нарушения: –устава; –правил внутреннего распорядка; –иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Не применяются в отношении: –обучающихся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования; –обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости); –во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. 3/25/1415 Меры дисциплинарного взыскания
Основания и условия отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет 3/25/1416 Основания отчисления 273-ФЗ (ч.8 ст.43): за неоднократное неисполнение или нарушение устава, правил внутреннего распорядка, иных локальных нормативных актов по вопросам организации осуществления образовательной деятельности. Условия отчисления Закон РФ «Об образовании» (п.1 ст.50): –если меры воспитательного характера не дали результата; –если дальнейшее пребывание обучающегося в учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся …; –учёт мнения родителей (законных представителей); –согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; –согласие органа опеки и попечительства (для детей-сирот).
Дополнительные условия отчисления, устанавливаемые 273-ФЗ 3/25/ ФЗ (ст.43) устанавливает дополнительные условия отчисления: –если иные меры дисциплинарного взыскания не дали результата; –учёт тяжести дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние; –учёт мнения советов обучающихся, советов родителей.
3/25/1418
Отчисление как мера дисциплинарного взыскания 3/25/1419
3/25/1420 Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся (ч.11 ст.43). Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается Минобрнауки России (ч.12 ст.43).
3/25/14ООО "Гуманитарные проекты - XXI век"21 Ученик успешно закончил 4 класс (все отметки 4 и 5) и переведен в 5 класс. Однако родитель препятствует обучению в 5 классе, ссылаясь на то, что в течение учебного года ученик пропустил много уроков (70 дней). Имеет ли право родитель оставить ребенка на повторное обучение в 4 классе?
Родители несовершеннолетних учащихся школы требуют от директора возможности посетить уроки их детей, проводимые одним из учителей. Как регулируется такая ситуация по Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»? Педагогические работники пользуются академическими правами на свободу преподавания, свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность, а также свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, правом на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Данный вопрос регулируется локальными нормативными актами 3/25/1422
Вправе ли общеобразовательная организация не допустить учащегося до учебных занятий, если им не соблюдены установленные в данной организации требования к одежде? Может ли школа провести проверку жилищных условий ребенка по данному поводу? Нет, не в праве. Но: Несоблюдение установленных в организации требований к одежде обучающихся можно рассматривать лишь как основание для мер педагогического воздействия, в крайнем случае - для применения мер дисциплинарного взыскания (с рядом оговорок). Заметим, что факт появления учащегося в образовательной организации в обычной одежде, но за рамками требований организации, не является общественно опасным деянием. Если должностные лица образовательной организации сомневаются в надлежащем исполнении родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся обязанностей по обеспечению получения детьми общего образования, то необходимо обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, либо в органы опеки и попечительства. 3/25/1423
Часто случается, что дети пропускают занятия в школе из-за участия в престижных спортивных соревнованиях, конкурсах искусств и т.д. Допустимо ли учитывать спортивные достижения и достижения в области искусства учащихся при их аттестации по соответствующим предметам общеобразовательной программы (физкультура, музыка, ИЗО)? Пункт 6 ч. 1 ст. 34Пункт 6 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет обучающимся академические права на освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ, а соответственно пункт 7 этой же части этой же статьи обязывает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в установленном ею порядке осуществлять зачет результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.пункт 7 Таким образом, образовательная организация должна установить самостоятельно порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ. Этот порядок может распространяться на результаты, полученные в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 3/25/1424
Распространяется ли четырехлетний срок действия результатов ЕГЭ на выпускников, окончивших школу до вступления нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в силу (например, летом 2013 года)? В соответствии с ч. 2 ст. 70 нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов.ч. 2 ст. 70 Федеральный закон не устанавливает специальной нормы о том, что данное положение действует только в отношении результатов ЕГЭ, полученных после вступления его в силу, т.е. после 1 сентября 2013 года.закон Право на поступление в образовательную организацию высшего образования возникнет у выпускника школы, имеющего результаты ЕГЭ 2013 года, в следующем году после объявлении приема. Следовательно, данное право возникнет уже в период действия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Исходя из общих принципов права, новое правовое регулирование применяется к отношениям, возникшим после его введения в действие (см. применяемую по аналогии норму п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ). Следовательно, к отношениям по приему в вуз, возникающим после 1 сентября 2013 года, будет применяться четырехлетний срок действия результатов ЕГЭ, причем и тех, что были получены до вступления нового Закона в силу.закона п. 1 ст. 4 3/25/1425
Возможен ли перевод на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования из 10 класса общеобразовательной организации в октябре текущего года, если образовалось вакантное бюджетное место в связи с отчислением студента сразу после начала обучения? Прежде всего, уточним, что согласно п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» перевод в другую образовательную организацию возможен при условии, что обучающийся продолжит реализацию образовательной программы соответствующего уровня. Таким образом, перевод с образовательной программы среднего общего образования на образовательную программу среднего профессионального образования невозможен. А возможно только отчисление из общеобразовательной организации по инициативе обучающегося, а затем прием в профессиональную образовательную организацию на обучение по образовательной программе среднего профессионального образования.п. 15 ч. 1 ст. 34 Образовательные организации самостоятельно устанавливают правила приема граждан на обучение в части, не урегулированной законодательством об образовании. Условиями приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом 273-ФЗ (части 3, 6, 9 ст. 55 данного Федерального закона). законом части 369 ст. 55 3/25/1426 Отметим, что последняя норма вступила в силу со дня официального опубликования данного Федерального закона (ч. 4 ст. 111).ч. 4 ст. 111 Вступительные испытания проводятся только при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований, образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании (ч. 4 ст. 111 Федерального закона 273- ФЗ). При этом, прием на основе результатов освоения образовательной программы основного общего или среднего общего не является конкурсным отбором.ч. 4 ст. 111 Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2013/14 учебный год утвержден приказом Минобрнауки России от 28 января 2013 г. 50. Согласно пунктам 21 и 48 данного Порядка прием заявлений в образовательные организации на очную форму получения образования при наличии свободных мест продлевается до 25 декабря текущего года, а зачисление может осуществляться до 31 декабря текущего года.приказом пунктам 2148 Таким образом представляется, что по заявлению обучающегося возможен его прием в образовательную организацию среднего профессионального образования в случае, если прием проводился на основании результатов освоения образовательной программы основного общего образования (без вступительных испытаний и не по профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств). Предварительно такой обучающийся должен быть по своему заявлению отчислен из общеобразовательной организации.
27 Отметим, что последняя норма вступила в силу со дня официального опубликования данного Федерального закона (ч. 4 ст. 111).ч. 4 ст. 111 Вступительные испытания проводятся только при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований, образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании (ч. 4 ст. 111 Федерального закона 273-ФЗ). При этом, прием на основе результатов освоения образовательной программы основного общего или среднего общего не является конкурсным отбором.ч. 4 ст. 111 Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2013/14 учебный год утвержден приказом Минобрнауки России от 28 января 2013 г. 50. Согласно пунктам 21 и 48 данного Порядка прием заявлений в образовательные организации на очную форму получения образования при наличии свободных мест продлевается до 25 декабря текущего года, а зачисление может осуществляться до 31 декабря текущего года.приказом пунктам 2148 Таким образом представляется, что по заявлению обучающегося возможен его прием в образовательную организацию среднего профессионального образования в случае, если прием проводился на основании результатов освоения образовательной программы основного общего образования (без вступительных испытаний и не по профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств). Предварительно такой обучающийся должен быть по своему заявлению отчислен из общеобразовательной организации.
3/25/1427
Родители (законные представители) обучающихся 3/25/1428
Обязанности родителей (законных представителей) 3/25/1429
Обязанности родителей (законных представителей) 3/25/1430
Обязанности родителей (законных представителей) 3/25/1431
Комиссия по урегулированию споров 3/25/1432
3/25/1433 Платные образовательные услуги
3/25/1434 Платные образовательные услуги
3/25/1435 Платные образовательные услуги
Образовательные отношения Права и обязанности обучающихся: возникают – с даты, указанной в распорядительном акте о приёма лица на обучение, изменяются – с даты издания распорядительного акта или с иной указанной в нём, прекращаются – с даты отчисления из организации. 3/25/1436
3/25/1437 Права родителей (законных представителей) право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры (ч.3 ст.64); право на бесплатное получение услуг по присмотру и уходу за детьми- инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (ч.3 ст.65);
3/25/14"38 Права родителей (законных представителей) на получение компенсации части родительской платы, за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования (ч.5 ст.65); давать согласие на оставление [несовершеннолетним] обучающимся, достигшим возраста пятнадцати лет, образовательной организации до получения основного общего образования (ч.6 ст.66); направлять заявление учредителю образовательной организации о разрешении приема детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте (ч.1 ст.67); право на бесплатное получение услуг по содержанию детей в образовательных организациях, имеющих интернат и обеспечивающих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч.6 ст.84).
3/25/1439 Права родителей (законных представителей) право на выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, [направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативных им учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)], включённых в основные общеобразовательные программы (ч.2 ст.87); Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией (ч.4 ст.30).
3/25/1440
Спасибо за внимание! 3/25/1441