МЕТОДЫ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ И КАЧЕСТВЕЕНОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ,ПОЛУЧЕННОЙ В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Методы исследования в педагогике – это «приемы, процедуры и операции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В комплексе психолого-педагогических наук основным видом информации в педагогическом эксперименте является качественная, содержательная информация. Качество.
Advertisements

РАЗДЕЛ 1. "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ" Тема 1.2. «Основы медицинской статистики и организации статистического.
Измерение – это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает численное выражение в определенном масштабе.
Оценка качества педагогических объектов (фактов, явлений, процессов)
Лекция 8. Основы оценки сложных систем Основные вопросы темы: 1. Основные типы шкал измерения 2. Обработка характеристик, измеренных в разных шкалах Литература:
Презентация к уроку по алгебре (10 класс) на тему: Презентация. Применение математической статистики в школе.
МЕТОДЫ НАУЧНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ПОЗНАНИЯ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ. ВОСПИТАНИЯ.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Методы, применяемые в естествознании
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА Предмет и методы Лекция 2.
Методы экспертных оценок Кейс 3 3 декабря 2014 г..
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Педагогическое исследование –это сознательный целеустремленный поиск путей совершенствования педагогического процесса.
Понятие шкалы измерения, основные типы шкал и их применение в системном анализе Дисциплина : « теория систем и системный анализ » Студент : Щеколдина Д.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Методы исследования возрастной психологии. АКТУАЛЬНОСТЬ: Человек это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Экономическая статистика Преподаватель – Грабовский А.Е.
Оценка качества педагогических объектов (фактов, явлений, процессов)
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Слово «статистика» происходит от латинского слова "статус"(status) - "определенное положение вещей"
Транксрипт:

МЕТОДЫ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ И КАЧЕСТВЕЕНОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ,ПОЛУЧЕННОЙ В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Методы исследования в педагогике – это «приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений педагогической действительности»

Обработка данных педагогических исследований – отдельный раздел экспериментальной педагогики, тесно связанный с математической статистикой и логикой. Обработка данных направлена на решение следующих задач: упорядочивание полученного материала; обнаружение и ликвидация ошибок, недочетов, пробелов в сведениях; выявление скрытых от непосредственного восприятия тенденций, закономерностей и связей; обнаружение новых фактов, которые не ожидались и не были замечены в ходе эмпирического процесса; выяснение уровня достоверности, надежности и точности собранных данных и получение на их базе научно обоснованных результатов

Противопоставление друг другу качественной и количественной обработки довольно условно. Количественный анализ без последующей качественной обработки бессмыслен, так как сам по себе не приводит к приращению знаний, а качественное изучение объекта без базовых количественных данных в научном познании невозможно. Без количественных данных научное познание – чисто умозрительная процедура.

На пути количественного исследования педагогических явлений стоит немало препятствий. Наверное, самое слабое среди них - традиции, сложившиеся в прошлом.. Педагоги, сформировавшиеся на описательной науке, противятся неизвестному им количественному подходу. Среди гораздо более крупных "камней преткновения" - природа и характер педагогических явлений. Они нематричный. Точнее, нематричныйми они нам кажутся, потому что у нас пока нет измерителей этих явлений. Классический математический аппарат не приспособлен для анализа явлений такой сложности, как педагогические.

Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое - для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе - для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса.

Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются. Пальму первенства держит освоенный исследователями статистический метод. В его пределах широко применяются следующие конкретные методики: регистрация, шкалирование

1. Номинальная шкала (шкала наименований), которую правильнее было бы считать классификацией, а не измерением, делит все объекты на группы по какому-либо признаку (различию). Этим признакам присваиваются определенные числа (код), что создает удобства при дальнейшей обработке экспериментальных данных. Никакого количественного соотношения между объектами в номинальной шкале нет Примеры: А. Учащиеся класса делятся на две категории и обозначаются: девочки - 01, мальчики Б. Группы нарушителей дисциплины и их обозначение (кодирование): на уроке -1, на улице -2. дома -3.

2. Шкала порядка предназначена для измерения (обозначения) степени различия какого-либо признака или свойства у разных объектов. Самым ярким примером порядковой шкалы является пятибалльная система оценки ЗУН учащихся. Для нее разработаны критерии и различные методы измерения. 3 значительно труднее применять порядковую шкалу для количественных оценок других качеств личности (в воспитательном процессе). Имеется несколько разновидностей порядкового шкалирования (измерения): ранжирование (в ряд), группировка (ранжирование по группам), парное сравнение, метод рейтинга, метод полярных профилей.

Ранжирование Изучаемые объекты располагаются в ряд (упорядочиваются) по степени выраженности какого-либо качества. Первое место в этом ряду занимает объект с наиболее высоким уровнем данного качества, и ему присваивается наивысший балл (числовое значение выбирается произвольно). Затем каждому объекту ранжированного ряда присваиваются более низкие оценки, соответствующие занимаемым местам.

Группировка всей совокупности объектов наблюдения в несколько рангов, достаточно ясно отличающихся друг от друга по степени измеряемого признака. Примеры: А. Учащиеся класса согласно пятибалльной системе оценки ЗУН делятся на отличников, хорошистов и т. д. Б. Анкетирование отношения учащихся к данному событию позволило разбить их на группы и оценить следующим образом: Учащиеся с ярко положительным отношением ранг + 2 со слабо положительным ранг + 1 с безразличным ранг 0 со слабо отрицательным ранг - 1 с резко отрицательным ранг - 2

Иванов ПетровСидоров Общий балл (ранг) Иванов 112 Петров 123 Сидоров 101 Парное сравнение. Учащиеся сопоставляются друг с. другом (каждый с каждым) по какому-либо качеству.Если они одинаковы, то каждый получает по баллу. Если у одного этого качества больше,чем у другого, первый получает два балла, второй – 0 (как при спортивных играх по круговой системе). Суммируя полученные каждым баллы, получаем количественное выражение уровня развития данного качества у каждого учащегося (его ранг). Пример: В результате сравнения по признаку кто добрее? получается следующая таблица:

Рейтинг. В этом приеме оценка объекта производится путем усреднения оценочных суждений группы компетентных экспертов. Имея общие критерии оценки (в порядковой шкале, в баллах), эксперты независимо друг от друга (в устной или письменной форме) выносят свои суждения. Усредненный результат экспертной оценки является достаточно объективным и называется рейтингом.

Метод полярных профилей. Этот прием предполагает применение для оценки условной шкалы, крайними точными которой являются противоположные значения признака (например, добрый - злой, теплый - холодный и т. п.). Промежуток между полюсами делится на произвольное количество частей (баллов). Пример. Оценка степени доверия кандидату на выборную должность дается в полярной шкале: (Доверяю полностью) 10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 – 1 (Совсем не доверяю) Социометрические измерения (методики) предназначены для изучения межличностных отношений в группах и коллективах. В них используются все вышеперечисленные приемы номинального и порядкового шкалирования, и на их основе с помощью математической обработки определяется целый ряд характеристик групп и коллективов учащихся.

3. Интервальная шкала или интервальное намерение, это такое присвоение чисел объектам, когда равные разности чисел соответствуют равным разностям значений измеряемого свойства. Иначе говоря, в интервальной шкале вводится единица или масштаб измерения. Нулевая точка шкалы выбирается произвольно. Примеры: температурные шкалы; шкалы стандартизированного тестирования интеллекта.

4. Шкала отношений отличается от интервальной только тем, что ее нулевая точка не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Сюда относятся и все количественные данные, получаемые пересчетом объектов какого-либо множества (число учащихся, уроков и т. п.).