«Мировые информационные ресурсы как аналитический инструмент для повышения эффективности высшего образования и научных исследований Казахстана» Г. Мутанов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алматы, 2014 г. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.
Advertisements

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Директор Департамента научных исследований и интеллектуальной собственности по России и СНГ Thomson.
Роль мировых рейтингов в развитии академической мобильности и интернационализации высших учебных заведений Республики Казахстан.
@ ТГУ 2014 УЧАСТИЕ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В МИРОВЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЙТИНГАХ УЧАСТИЕ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В МИРОВЫХ.
ИжГТУ в рейтингах. Указ Президента РФ от «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»: вхождение к 2020.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ХОЛДИНГ «ПАРАСАТ» НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Стратегия публикации в зарубежных изданиях г. Алматы.
Южный федеральный университет Сопоставление показателей Программы развития ЮФУ на годы с международными и российскими методиками оценки эффективности.
Алматы, 2014 г. Обеспечение доступа к мировым электронным ресурсам в сфере научно-технической информации: опыт и перспективы развития АО «Национальный.
Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова Первый экономический университет России.
Публикационная активность университета Роль библиотеки Первые шаги. Первые итоги Алгоритм на завтра Томск, 2014.
Алматы 2014 Индикаторы состояния докторантуры PhD в Республике Казахстан.
Практическое применение данных о цитировании в российских университетах и научных организациях Декабрь 2009 Павел Касьянов, Региональный представитель.
Роль аккредитации организаций медицинского образования и академического ранжирования в процессах интернационализации и глобализации высшего образования.
1 Российский индекс научного цитирования и информационно-аналитическая система SCIENCE INDEX. Новые возможности для авторов, издателей и научных организаций.
Программа «Научный фонд ГУ-ВШЭ» и академические надбавки в гг.
1 СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Россия в м еждународных рейтингах университетов О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская, Ю.А.Вознесенская Москва, 2008.
Библиометрические показатели в практике формирования гидридного фонда отечественной периодики Вихрева Галина Михайловна, к.п.н., зав. отделом периодики.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ 2013 МЕЖДУНАРОДНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ И РЕЙТИНГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ.
О формировании государственного задания подведомственным Минобрнауки России вузам на выполнение НИОКР 18 ноября 2011 г.
1 Российский индекс научного цитирования: новые возможности Глухов Виктор Алексеевич НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА eLIBRARY.RU.
Транксрипт:

«Мировые информационные ресурсы как аналитический инструмент для повышения эффективности высшего образования и научных исследований Казахстана» Г. Мутанов Алматы, октябрь

Глобальные тенденции: Видение Казахстана «Сегодня на базе нового «Назарбаев- университета» формируется инновационная модель высшего учебного заведения, ориентирующаяся на запросы рынка. Она призвана стать образцом для всех казахстанских вузов» «К 2020 г…. не менее 2-х высших учебных заведений будут отмечены в рейтинге лучших мировых университетов» Из Послания Президента РК Н.Назарбаева 2

QS World University Rankings Рейтинг лучших университетов мира (QS World University Rankings) по показателю их достижений в области образования и науки. Рассчитан по методике британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds (QS). С 2010 года единый рейтинг разделился на два: издание Times Higher Education выпускает рейтинг лучших университетов мира The World Reputation Rankings совместно с агентством Thomson Reuters, а Quacquarelli Symonds продолжает выпускать рейтинг под названием QS World University Rankings.The World Reputation Rankings В QS входят 9 казахстанских вузов. 3

2014 University Rank 2014 Место Баллы 30541,3 КазНУ им. аль-Фараби 32440,0 ЕНУ им. Л.Н. Гумилева КазНТУ им. К.И. Сатпаева КазНПУ им. Абая КБТУ ЮКГУ им. М. Ауезова 701+ КарГУ им. Е.А. Букетова 701+ Каз УМОиМЯ им. Абылайхана 701+ КазАТУ им. С. Сейфулина QS Позиции казахстанских вузов 4

Показатель Вес Индекс академической репутации (опрос) 40% Индекс репутации среди работодателей (опрос) 10% Соотношение ППС по отношению к численности обучающихся 20% Доля иностранных ППС по отношению к численности ППС (по эквиваленту полной ставки) 5% Доля иностранных студентов по отношению к численности обучающихся (программы полного цикла обучения) 5% Индекс цитирования научных статей преподавательского состава по отношению к численности преподавательского состава (база данных Scopus) 20% Методика расчета рейтинга QS 5

Times Higher Education World University Rankings Рейтинг лучших университетов мира рассчитан по методике британского издания Times Higher Education (THE) при участии информационной группы Thomson Reuters. Рейтинг разработан в 2010 году Times Higher Education совместно с Thomson Reuters в рамках глобального проекта Global Institutional Profiles Project. Казахстанские вузы не входят в ТОП-400 мировых вузов по версии Times Higher Education. Россия в списке представлена 3 мя университетами: МГУ, Новосибирский госуниверситет и Московский инженерно-физический институт. 6

Методика расчета рейтинга THE World University Rankings 7

Методика расчета рейтинга QS Показатели QS и показатели THE зависящие от доступа к информационным ресурсам 8 Методика расчета рейтинга THE World University Rankings

Глобальные тенденции: Видение Казахстана «Нам необходимо обеспечить казахстанский прорыв в глобальное пространство научной информации. По моему поручению, впервые в СНГ решён вопрос о доступе наших исследователей к информационным ресурсам компании «Томсон Рейтерс» (США), а также «Шпрингер» (Германия). Это целый пласт научной информации глобального масштаба. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на Форуме ученых Казахстана г. Казахстанским ученым открывается возможность для авторских публикаций в ведущих мировых научных изданиях. В то же время нам надо развивать отечественное научно-информационное поле. Надо на порядок повысить качество казахстанских научных журналов, расширить их известность в мировой науке». 9

Связь между загруженными и опубликованными статьями Больше доступа к базам данных Больше опубликованных статей 10

* По данным компании Elsevier

* По данным компании Elsevier 12

* По данным компании Thomson Reuters

* По данным компании Thomson Reuters 14

15

* По данным компании Springer 16

Опыт КазНУ им.аль-Фараби по стимулированию публикационной активности и по использованию зарубежных информационных ресурсов 18

Инновационное управление Методы управления: Реструктуризация университета на основе кластерного подхода: -расширение сфер деятельности факультетов; -определение научных направлений и концентрация кафедр по областям наук и укрупнение кафедр (с 115 до 63) Децентрализация и демократизация управления: -делегирование полномочий и прав принятия решений факультетам и кафедрам; -повышение роли общественных коллегиальных советов. Внедрение системы «Управление ориентированное на результат – Result Oriented Management»; Внедрение системы «Кайдзен»; Внедрение «Управление знаниями – Knowledge Management». 19

Инновационное управление МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ: Рейтинговая система оценки деятельности профессорско-преподавательского состава (ППС) и сотрудников; Дифференцированное стимулирование оплаты труда ППС и сотрудников: -поощрительная оплата труда ППС на основе рейтинга -поощрительная оплата труда сотрудников на основе коэффициента трудового участия; Аттестация ППС и сотрудников; Прием на работу ППС на конкурсной основе. 20

Управление ориентированное на результат на основе ключевых индикативных показателей Рейтинг факультетов Рейтинг кафедр Рейтинг преподавателей Рейтинг КазНУ в международных рейтинговых агентствах Индикативные показатели университета Индикативные показатели факультетов Индикативные показатели кафедр Индикативные показатели преподавателей Ключевые индикативные показатели мировых университетов Международные рейтинги 21

2. Научно-исследовательская работа 2.1 Публикация научных результатов в изданиях, индексируемых в: – Thomson Reuters - не менее одной; – или в Scopus - не менее 2-х и ККСОН - не менее 3-х Пороговые индикативные показатели для ППС, зав.кафедрами и деканов факультетов: 22

490 - докторами наук должно быть опубликовано по одной статье TR, тогда – 490 статей Thomson Reuters; кандидатами наук + 50 PhD докторами должно быть опубликовано по две статьи Scopus, тогда 1828 статей Scopus. Итого: 2318 рейтинговых статей. При выполнении ППС пороговых показателей ИП ТОП 300: Среднее количество публикаций в год ТОП 200: Среднее количество публикаций в год ТОП 100: Среднее количество публикаций в год ТОП 400: Среднее количество публикаций в год Показатели зарубежных университетов, лидеров рейтингов 23

Ожидаемый прирост Papers Papers 24

Ожидаемый прирост Citations per paper Citation per paper 25

Ожидаемый прирост Citations per faculty Citation per faculty 26

Проблемные вопросы, требующие совместной работы зарубежных издательств, МОН РК и казахстанских учёных 1. Большое количество «хищнических» журналов в международных базах данных. 2. Несвоевременное информирование авторов о журналах/изданиях, исключенных из списка индексируемых в базах данных Scopus, Thomson Reuters. 3. Недостаточное количество тренингов по использованию баз данных: неумение использования БД. 4. Длительное рассмотрение научных трудов к опубликованию со стороны редакторов журналов. Отсутствие ответов (положительных/отрицательных) от редакторов журналов. 5. Отсутствие доступа к полнотекстовым источникам в международных базах данных, следовательно, ограниченность возможности ознакомиться и ссылаться на передовые труды зарубежных авторов, научные методы исследования. 27

Проблемные вопросы университетов и отдельных казахстанских авторов 1. Низкий уровень английского языка у большинства ППС и ученых. 2. Низкий уровень переводов на английский язык научных статей подготовленных на русском и казахском. 3. Незнание западных стандартов написания научных статей. 4. Слабая кооперация с учеными и исследователями зарубежья. 5. Низкое качество статей ученых и ППС гуманитарного профиля: не используются передовые методы научного исследования; не проводится теоретико-методологический обзор предшествующих работ зарубежных исследователей; результаты исследования не апробируются в зарубежных конференциях (отсутствие дискуссии); отсутствие четких сформулированных гипотез, выводов и рекомендаций. 6. Практика обращения в мошеннические организации на платной основе за публикацию научной статьи в рейтинговых изданиях. 28

Рекомендации КазНУ им.аль-Фараби по повышению публикационной активности ученых и ППС 1. Своевременно информировать авторов о журналах/изданиях, исключенных из списка индексируемых в базах данных Scopus, Thomson Reuters. Более эффективно прорабатывать вопрос по мониторингу, отслеживанию и исключению из баз данных «хищнических» журналов. 2. Активизировать работу по обеспечению доступа к полнотекстовым источникам признанных и надёжных зарубежных издательств. 3. Оптимизировать проведение тренингов, семинаров, презентаций представителями Scopus, Thomson Reuters, Springer и др. 4. Провести работу по информированию казахстанских учёных о необходимости повышения академической репутации: регистрация на платформе ReseacherID в базе Web of Science, а также на сайте ReseacherGate. Что позволит интегрироваться в мировое сообщество ученых, установить научные связи и получать наукометрические показатели. 29

30 Спасибо за внимание!