МЕДИАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА. В России более 10 лет развивается медиация в образовательной сфере в форме « Школьных служб примирения »,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В соответствии с Планом реализации Национальной стратегии действий в интересах детей во всех образовательных учреждениях (распоряжение Правительства РФ.
Advertisements

Медиация Технология урегулирования конфликта. Понятия «медиация» - посредничество, посредничество третьего нейтрального лица при разрешении конфликта.
« ТЕХНОЛОГИИ ПРИМИРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ » Информация для родителей и педагогов.
Медиация. Школьная служба примирения. По материалам семинара по проблеме: «Организация школьной службы примирения. Медиация в профилактике правонарушений.
Медиация как альтернативный метод разрешения споров Кузичкина Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры педагогических инноваций КОИРОФ.И.О.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия; серьезное.
СТАНДАРТЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией Восстановительной медиации 17марта 2009г.
В ОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ. Подготовила социальный педагог МБОУ СОШ 27 Комиссарова И.В.
Школьные службы примирения. Школьная жизнь - это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия.
От школьной медиации к гражданскому обществу. Медиация – это способ разрешения конфликтов и спорных вопросов между людьми (двумя, тремя или более) с помощью.
Применение восстановительных технологий в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций, профилактике правонарушений.
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ». Конфликт – разногласия в основе которых лежит несовместимость взглядов, интересов и потребностей.
Школьные службы примирения: цели, задачи, организация, деятельность.
Организация службы медиации в образовательной среде.
ПОДГОТОВИЛА РУКОВОДИТЕЛЬ ШСП КУРГИНА М.Н. ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.
Социальный педагог МБОУ «СОШ 5 с УИОП г. Шебекино» Ерохина Наталья Васильевна.
Создание школьной службы примирения. Конфликт – выраженное нарушение партнерских взаимоотношений. В конфликте всегда присутствует противостояние и взаимная.
Служба примирения - структура, создаваемая в образовательном учреждении специально для обеспечения ее ресурсом разрешения конфликтных ситуаций внутри.
Медиация как способ разрешения конфликтов в школе.
Школьные службы примирения Коновалов Антон. В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д.,
Транксрипт:

МЕДИАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА

В России более 10 лет развивается медиация в образовательной сфере в форме « Школьных служб примирения », направленных на решение конфликтных ситуаций в правонарушениях несовершеннолетних. Первая медиация, проведена 16 декабря 2002 года в школе 464 г. Москвы, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России.

В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в « Национальную стратегию действий в интересах детей на » и в « План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на годы ». Только за последний год в 15 субъектах РФ действуют 748 школьных и 77 территориальных служб примирения. Ими было разрешено около пяти тысяч конфликтных и криминальных ситуаций, в которых участвовали около пятнадцати тысяч человек, находящихся в конфликте / криминальной ситуации.

Жертвы : склонны дистанцироваться от родителей, обладают внешним локус контроля. Для них характерна закрытая позиция в общении и нежелание общаться, чувство одиночества и безразличия. Оценивают себя как не способных и не готовых проявлять активность в жизни, несчастных. Були ( агрессоры ): дистанцируются от родителей, обладают внешним локусом контроля, для них характерна открытая позиция в общении, позитивное отношение к себе и готовность проявлять активность в жизни. Сторонние наблюдатели : близкие отношения с родителями, внутренний локус контроля, открытая позиция в общении, открытая позиция в общении, позитивная оценка себя и готовность проявлять активность в жизни.

Давайте посмотрим на другие исследования, в которых исследователи говорят, что дело в определённой групповой структуре класса ( ее еще называют « боулинг - структурой »). Выделяют разные позиции, например такие : Преследователи ( агрессоры, були ) Группа поддержки преследователей ( смеются вместе с агрессором, стоят рядом момент травли, придумывают способы травли …) Жертвы Группа поддержки жертв ( кто активно пытается противостоять травле другого человека )

Нейтральные - сам в конфликте не участвует и отстраняется от него ( хотя им плохо от нарушения учебного процесса, срыва уроков, скандалов на уроке и перемене и пр.) Провоцирующие - те, кто сам не применяет агрессии, но провоцирует насилие и травлю между другими в своих интересах ( делают ставки на победителя, снимают на видео и выкладывают в интернет и пр.) Сочувствующие ( несогласные с происходящим, но обычно молчащие ). Им не нравится происходящее в классе, но они стараются не вмешиваться ( возможно, из страха поменяться с жертвой местами ), но в результате это воспитывает в них равнодушие, либо они, чувствуя бессилие, становятся « косвенными » жертвами травли.

Типичные способы реагирования на конфликты в школе : Административно – карательный Направление к психологу или социальному педагогу « Стрелки » среди подростков Замалчивание ( полное не реагирование на ситуацию в надежде, что все решиться само по себе )

В мире известны три основные формы урегулирования конфликтов: 1) с позиции силы – военные действия, административные приказы, иное использование авторитета и власти ; 2) с позиции закона / права – урегулирование в суде, арбитраже или третейском суде ; 3) переговоры с позиции взаимного согласования интересов.

Медиация – это процесс, в котором участники ( конфликтующие стороны ) с помощью беспристрастной третьей стороны ( медиатора ) разрешают свой конфликт. Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации. Цель школьной службы примирения - развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.

Целями службы примирения являются : распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов ( восстановительная медиация, переговоры и другие способы ); помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации ; организация в образовательном учреждении некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.

Задачи службы примирения : Ограничение административных реакций на конфликтные ситуации, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних ; проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций ;

обучение учащихся ( воспитанников ) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности ; организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о принципах и технологии восстановительной медиации.

Основные принципы восстановительной медиации : - Добровольность участия сторон Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой - либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации. - Информированность сторон Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях. - Нейтральность медиатора Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Е c ли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой - либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон. В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.

- Самостоятельность служб примирения Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации. - Конфиденциальность процесса медиации Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления ; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

- Ответственность сторон и медиатора Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта. - Заглаживание вреда обидчиком

Три основные фазы медиации: 1. Предварительная фаза (знакомство с конфликтом, встречи с каждой из сторон изучение, составление карты конфликта, подготовка совместных переговоров) 2. Фаза медиационной беседы (работа с конфликтными сторонами, ведение переговоров) 3. Фаза осуществления

Правила поведения комедиантов 1. Не перебивать 2. Не оскорблять 3. У медиатора есть право остановить процесс 4. Соблюдать принцип равноправия 5. Есть возможность поговорить с медиатором «тет-а-тет»

Правила поведения медиатора: 1. Нейтральность 2. Безоценочность 3. Конфиденциальность 4. Организация только процесса примирения 5. Ограничение количества участников 6. Индивидуальное общение с наиболее конфликтной личностью

Карта конфликта Кто_______________________________________________________________ Притязания________________________________________________________ __________________________________________________________________ Опасения__________________________________________________________ __________________________________________________________________ Кто_______________________________________________________________ Притязания________________________________________________________ __________________________________________________________________ Опасения__________________________________________________________

УСЛОВИЯ УСПЕХА : Добровольность участия сторон Информированность о процедуре медиации Нейтральность медиатора Конфиденциальность процесса Ответственность сторон

ХОД ВСТРЕЧИ ( МЕДИАЦИОННАЯ БЕСЕДА ) 1. Представиться 2. Обозначить цель встречи 3. Обозначить свою роль 3. Оговорить условия ( не перебивать, не оскорблять, соблюдать конфиденциальность, возможность переговорить индивидуально ) 4. Изложить проблемную ситуацию самому ( Сергей отобрал телефон у Андрея ) 5. Выслушать обе стороны ( видение ситуации, понимание себя в ситуации обеими сторонами ) 6. Проговорить самому ( кратко сформулировать итог услышанного ) 7. Помочь выразить ощущения каждой из сторон, выслушать каждую сторону ( чувства, переживания в момент конфликта ) 8. Прояснить причину конфликта, помочь осознать её обеим сторонам 9. Обсудить возможные последствия, определить отношение сторон к последствиям 10. Выслушать предложения сторон о путях урегулирования конфликта ( сразу, ещё одна встреча, …), о дальнейших взаимоотношениях. 11. Зафиксировать решения сторон 12. Заключить соглашение.

ТЕХНИКИ Я - сообщения ( о своих чувствах, мыслях, опасениях ) Конкретизация обобщений ( что именно, кто именно ) Изменение высказываний ( враждебно сформулированные в нейтральные ) Отражение ( парафраз » ( краткий безоценочный пересказ своими словами того, что услышал ) Призыв к высказыванию ( если молчит, плачет ) Вздорное предположение ( если призыв к высказыванию не помогает ) Конкретизация высказываний ( например ) Понимание посланий тела Удвоение Смена ролей Худшая из возможностей Закрытые вопросы Мозговая атака «+» и «-» Метод единого текста ( если много участников, мнений, предложений ) Снижение эмоционального накала ( подходящие вышеназванные техники ) Препятствие провокациям ( подходящие вышеназванные техники )

ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ СОГЛАШЕНИЯ Ясный простой язык Точные понятия ( без слов скоро, разумно ) Точно указанные сроки Равные обязательства сторон Действия одного лица не должны зависеть от действий другого Позитивный язык ( без « не »)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !