Модель сетевого взаимодействия учреждений образования, реализующих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения ГБОУ СПО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
Advertisements

СТРАТЕГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕВЫХ СЕТЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
ГОАУ ЯО Институт развития образования Деятельность ИРО по реализации региональных проектов и программ в 2015 году.
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Декларация о Едином пространстве информационного обмена организаций электроэнергетики Российской Федерации 2006, Общероссийское отраслевое объединение.
Нормативно-правовая база, обеспечивающая взаимодействие вуза и участников кластера Эксперт Национального фонда подготовки кадров Туликов Алексей Викторович.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
«Распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих доступное и качественное общее образование» ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский.
LOGO Построение системы взаимодействия работников профобразования Методический семинар ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК Отдел профессионального.
Мероприятия Региональный уровеньУровень учредителя (МОУО, частные организации, индивидуальные предприниматели) Уровень Организаций Разработка и утверждение.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
«Оценка результатов обучения ведущих консультантов и перспектив деятельности» Алексеева Анна Станиславовна, к.б.н., проректор по корпоративному обучению.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Выполнение регионального заказа на учебный год.
ПОЛОЖЕНИЕ об Учебно-методическом объединении профессионального образования Приволжского федерального округа Идиатуллина Э.Д., заместитель министра образования.
Транксрипт:

Модель сетевого взаимодействия учреждений образования, реализующих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения ГБОУ СПО г. Москвы Колледж архитектуры и строительства 7

Основными направлениями развития сетевого взаимодействия в каждом регионе являются: 1. нормативно-правовое сопровождение; 2. научно-методическое сопровождение, включая: - формирование содержания сетевых программ с выстраиванием индивидуальных образовательных траекторий; - наращивание кадрового потенциала (повышение квалификации педагогических работников, проведение стажировок по использованию инновационного оборудования); - отработка механизмов коллективного использования сетевых ресурсов; - формирование системы повышения привлекательности профессий и специальностей СПО (создание единой системы профессиональной ориентации в регионе).

3) информационное сопровождение: - формирование единого информационного пространства и образовательной среды профессионального образования (создание регионального информационного ресурса профессионального образования). 4) управленческое сопровождение: - уточнение номенклатуры реализуемых в профессиональном образовании и обучении программ; - реструктуризация сети образовательных организаций; - развитие системы независимой оценки качества и сертификации квалификаций профессионального образования; - формирование госзаказа по запросам регионального рынка труда. Основными направлениями развития сетевого взаимодействия в каждом регионе являются:

Элементами сети Элементами сети являются образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования и профессионального обучения (профессиональные образовательные организации (образовательные организации, реализующие обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения), образовательные организации начального профессионального образования, высшего профессионального образования, образовательные комплексы, ресурсные центры, учебные центры профессиональных квалификаций, центры оценки и сертификации квалификаций), а также организации и предприятия отраслей экономики, принимающие активное участие в сетевом взаимодействии.

Существующие в регионах модели сетевого взаимодействия предусматривают следующие ресурсы для сетевого взаимодействия: - базы сетевых программ для среднего профессионального образования и профессионального обучения (Самарская область, Иркутская область, Москва и др.); - системы сетевых обучающих семинаров для инженерно-педагогических кадров по реализации сетевых программ, внедрению модульного подхода по использованию, применению современных технологий и др.; - единый информационный ресурс профессионального образования; - системы конкурсов профессионального мастерства и проектов обучающихся; - механизмы кластерного взаимодействия; - система независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций; - механизмы профессионально-общественной экспертизы программ профессионального образования.

Четыре направления работы органа управления образованием региона тесно переплетаются между собой. Так, нормативно- правовое сопровождение сетевого взаимодействия требует принятия ряда региональных нормативных документов, в том числе и по научно-методическому сопровождению, и по информационному пространству, и управленческому сопровождению. В разных регионах набор таких документов отличается, перечень их зависит от направлений сетевого взаимодействия, которые реализуются в регионе. Нормативно-правовое сопровождение выступает основой остальных направлений деятельности региона по формированию сети. Научно-методическое сопровождение реализуют специальные структурные подразделения, подведомственные органу управления образованием.

Информационное сопровождение необходимо для создания единой информационной среды, для чего создается региональный портал образования, имеющий исчерпывающую информацию о работе сети. Органы управления образованием определяют структуру сайтов образовательных организаций, ссылки на которые размещаются на центральном портале. Там же может быть размещена информация об имеющихся в наличии программах. Так же в открытом доступе размещаются региональные нормативно-правовые документы, методические материалы, результаты рейтингования и другая информация, интересующая региональную сеть организаций профессионального образования, ведется работами по оформлению и наполнению центрального портала по профессиональному образованию региона.

Управленческое сопровождение заключается в принятии управленческих решений по различным вопросам организации профессионального образования региона. Это: - вопросы формирования номенклатуры реализуемых программ; - объемы подготовки по ним в профессиональных образовательных организациях; - формирование государственного заказа на подготовку кадров с учетом требований региональных работодателей; - создание системы независимой оценки качества профессионального образования; - рейтингование образовательных учреждений (организаций) на основе результатов мониторинга системы и др. Система рейтингования образовательных организаций с предоставлением последующих преференций в области финансирования, организационной поддержки, является очень действенным механизмом влияния на развитие профессионального образования в регионе.

Активными действующими лицами сетевого взаимодействия могут выступать: - работодатель (при формировании образовательной политики в регионе, оказание содействия деятельности конкретной образовательной организации, при выстраивании индивидуальных образовательных траекторий – с переносом реализации части образовательной программы на конкретные рабочие места по договоренности с работодателем); - образовательные организации, в том числе образовательные комплексы, ресурсные центры, учебные центры профессиональных квалификаций (реализуют сетевые образовательные программы, разработанные для региона, разрабатывают примерные программы для региона, создают сайт образовательной организации, создают комплекс профориентационных мероприятий, оформляют договоры о сетевом взаимодействии с образовательными организациями и представителями рынка труда).

План мероприятий по организации сетевого взаимодействия для организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, профессионального обучения При выстраивании сетевого взаимодействия необходимо: - определить цели и задачи выстраивания системы, анализ рисков и преимуществ сетевого взаимодействия. - создание современных элементов сети, способных обеспечить региональный рынок труда современными кадрами (реструктуризация сети); - создание единого информационного портала региона и реструктуризация ресурсов каждого образовательного учреждения (организации); - мониторинг состояния профессионального образования на сегодняшний день; - мониторинг запросов рынка труда (определение запросов рынка труда на среднесрочную перспективу (3 года));

- анализ соответствия количества выпускников организаций СПО и объемов вакансий по данным позициям на рынке труда с последующим принятием решения о реструктуризации номенклатуры реализуемых услуг; - концентрация образовательных ресурсов в Ресурсных центрах организаций сети; - создание механизма взаимодействия сетевых ОО с целью совместного использования ресурсов; - создание механизмов взаимодействия отраслевых работодателей региона и образовательных организаций; - формирование системы оценки эффективности сетевого взаимодействия в регионе (рейтингование ОО, система независимой оценки качества и сертификации квалификаций и т.д.); - оформление нормативно-правовых документов сопровождающих процесс выстраивания сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций в регионе.

Процесс формирования проектов научно-методических материалов по оптимизации сети государственных (муниципальных) организаций реализующих программ среднего профессионального образования и профессионального образования складывался из нескольких этапов: 1)Разработка стратегии эффективного развития отраслевых сетей учреждений образования, реализующих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения с целью оптимизации сети государственных (муниципальных) организаций (далее – Стратегия развития отраслевых сетей). 2)Разработка модели сетевого взаимодействия учреждений образования, реализующих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения (далее – Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций). 3)Организация профессионально-общественной экспертизы полученных материалов в форме проведения двух экспертных региональный сессий отраслевых учреждений образования, реализующих программы среднего профессионального образования, в каждой из которых приняли участие не менее участников из числа представителей государственных (муниципальных) организаций, многофункциональных центров прикладных квалификаций, региональных представителей работодателей, инженерно-педагогических работников, представителей региональных органов управления образованием. 4)Доработка научно-методических материалов.

Выбор стратегии предполагает изучение альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. Решающая роль принадлежит высшему руководству. Его деятельность на стадии реализации стратегии может быть представлена в виде пяти последовательных этапов.

Первый этап: углубленное изучение состояния среды (для этого были рассмотрены системы взаимодействия образовательных сетей 5-ти регионов), целей и разработанных стратегий. На данном этапе решаются следующие основные задачи: уяснение сущности выдвинутых целей, выработанных стратегией, их корректности и соответствия друг другу, а также состоянию среды; доведение идей стратегического плана и смысла целей для представителей педагогического сообщества с целью подготовки условий для их вовлечения в процесс реализации стратегий (было проведено обсуждение стратегии и модели на экспертных региональных сессиях и др.); Второй этап: разработка комплекса решений по эффективному использованию имеющихся в профессиональном образовании ресурсов. На этом этапе проводится оценка ресурсов, их распределение и приведение в соответствие с реализуемыми стратегиями. Для этого составляются специальные программы, выполнение которых должно способствовать развитию ресурсов. Например, это могут быть программы повышения квалификаций сотрудников.

На третьем этапе высшее руководство принимает решения о внесении изменений в действующую структуру систем профессионального образования. Четвертый этап состоит в проведении тех необходимых изменений в системе, без которых невозможно приступить к реализации стратегии. Для этого составляется сценарий возможного сопротивления изменениям, разрабатываются мероприятия по устранению или уменьшению до минимума реального сопротивления и закреплению проведенных изменений. Пятый этап: корректировка стратегического плана в том случае, если этого настоятельно требуют вновь возникшие обстоятельства. Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.

Для оценки эффективности функционирования региональных сетей разработан ряд критериев, которые оценивают: - степень развития участников сети (оценка обучающихся педагогами и работодателями, оценка соответствия номенклатуры реализуемых образовательных услуг и запросов работодателей, профессионально-общественная аккредитация программ); - механизмы взаимодействия образовательных организаций сети (наличие нормативно-правовых документов, наличие договоров о сотрудничестве, создание образовательных комплексов и др.); - механизмы взаимодействия с работодателями (оценка функционирования системы независимой оценки качества и сертификации квалификаций, наличие механизмов участия работодателей при формировании контрольных цифр приема и их распределение среди образовательных организаций); - удовлетворенность граждан доступностью, качеством предоставляемых услуг.

Целью Стратегии развития отраслевых сетей является решение проблемы повышения эффективности функционирования сетей образовательных организаций в новых нормативно- правовых, социально-экономических и демографических условиях России в соответствии с приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, предусмотренными основными нормативными документами.

Спасибо за внимание ! Контактная информация: