Метод контрольных вопросов, метод контрольных списков (МКВ, МКС) Майевтика Сократика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория решения творческих задач Списки контрольных вопросов Л. Осборна, Т. Эйлоарта М е т о д контрольных вопросов С о к р а т.
Advertisements

Метод контрольных вопросов Метод контрольных вопросов ( МКВ ) - один из методов психологической активизации творческого процесса. Метод контрольных вопросов.
Презентация к уроку по технологии (11 класс) по теме: Метод контрольных вопросов
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОИСКА ИДЕЙ Мозговая атака (МА) метод коллективного генерирования идей Прямая МА сбор максимального количества идей, селекцию которых.
Решение задач по математике Черемисинова И.В. учитель математики МБОУ лицей 90 г.Краснодар.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ» «ТЕХНОЛОГИЯ» ШКОЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ АКСАЙСКАЯ МОУ СОШ 2 Кафедра «Технология» Зав. кафедры «Технология» ШВЕЦОВ.
Педагогическое проектирование. Важно обсудить следующие вопросы: Какая у нас общая проблема? Каковы её значимые последствия? Какие факторы делают эту.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Пособие для учащихся Как работать над проектом? Автор: Пародина О.А.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
- это средство управления деятельностью, наиболее конкретная и выполнимая форма работы учреждения, организации, объединения. Проект представляет собой.
Часть 6 3 класс. Арифметические действия (50 часов) Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число. Наименьший и наибольший.
Метод проекта Выполнение проекта Методическая разработка учителя технического труда Туровой Марины Геннадьевны ГОУ СОШ 380 Санкт-Петербург.
Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так.
Организация научно- исследовательской работы школьников Формы научно- исследовательской работы.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВСЕ, ЧТО Я ПОЗНАЮ, Я ЗНАЮ, ДЛЯ ЧЕГО МНЕ ЭТО НАДО И ГДЕ И КАК Я МОГУ ЭТИ ЗНАНИЯ ПРИМЕНИТЬ»
Развивай свою одаренность Юный проектировщик Технология Пособие и рабочая тетрадь для учащихся начальной школы.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
ИЗМЕНЕНИЯ В КИМах ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕМОВЕРСИЯХ ЕГЭ ПО ПРЕДМЕТАМ Русский язык 1.Изменен формат задания А2 2.Задание А26 перенесено в позицию.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ АРИЗ - пошаговая программа для анализа и решения изобретательских задач. 3 основных инструмента ТРИЗ: - программа.
Языки и методы программирования Преподаватель – доцент каф. ИТиМПИ Кузнецова Е.М. Лекция 7.
Транксрипт:

Метод контрольных вопросов, метод контрольных списков (МКВ, МКС) Майевтика Сократика

План действий при использовании контрольных вопросов может быть следующим Уточнить проблему. Выбрать список контрольных вопросов, наиболее соответствующих характеру решаемой проблемы. Последовательно рассмотреть каждый вопрос списка, пытаясь использовать заложенную в нем информацию для решения проблемы. Фиксировать все возникающие идеи и дополнительную информацию, которую необходимо привлечь к процессу поиска.

Результатом использования списков может быть целый спектр оригинальных решений или переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью дальнейшего поиска решений.

Список Квинтилиана Эвристические вопросы использовал в своей научной и практической деятельности еще древнеримский философ Квинтилиан. Он рекомендовал ставить и отвечать на следующие семь ключевых вопросов: 1) Кто? 2) Что? 3) Зачем? 4) Где? 5) Как? 6) Чем? 7) Когда?

Список А.Ф. Осборна В его списке 9 групп вопросов: 1. Какое новое применение техническому объекту Вы можете предложить? Возможны ли новые способы применения? Как модифицировать известные способы применения? 2.2. Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения? Что напоминает Вам данный технический объект? Вызывает ли аналогия новую идею? Имеются ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать? Что можно копировать? Какой технический объект нужно опережать?

Список А.Ф. Осборна 3. Какие модификации технического объекта возможны? Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения, назначения, функции, цвета, движения, запаха, формы, очертаний возможны? Другие возможные изменения 4. Что можно увеличить в техническом объекте? Что можно присоединить? Возможно ли увеличение времени службы, воздействия? Увеличить частоту? размеры? прочность? Повысить качество? Присоединить новый ингредиент? Дублировать? Возможна ли мультипликация рабочих органов, позиций или других элементов? Возможно ли преувеличение, гиперболизация элементов или всего объекта?

Список А.Ф. Осборна 5. Что можно в техническом объекте уменьшить? Что можно заменить? Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, применить способ миниатюризации? укоротить, сузить? отделить? раздробить? приумножить? 6. Что можно в техническом объекте заменить? Что и сколько можно заменить и чем? Другой ингредиент? Другой материал? Другой процесс? Другой источник энергии? Другое расположение? Другой цвет, звук, освещение?

Список А.Ф. Осборна 7. Что можно преобразовать в техническом объекте? Какие компоненты можно взаимно заменить? Изменить модель? Изменить разбивку, разметку, планировку? Изменить последовательность операций? Транспонировать причину и эффект? Изменить скорость или темп? Изменить режим? 8. Что можно в техническом объекте перевернуть наоборот? Транспонировать положительное и отрицательное? Нельзя ли поменять местами противоположно размещенные элементы? Повернуть их задом наперед? Перевернуть низом вверх? Обменять местами? Поменять ролями? Перевернуть зажимы?

Список А.Ф. Осборна 9. Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур? Комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты? Комбинировать цели? Комбинировать привлекательные признаки? Комбинировать идеи? Каждая из этих групп включает 5-10 вопросов, ответы на которые позволяют рассмотреть проблему с разных позиций.

Список Д. ПОЙА 1. Понимание постановки задачи: Что известно? Что дано? В чем состоит условие? Достаточно ли условие для определения неизвестного? Или недостаточно? Или чрезмерно? Или противоречиво? Сделайте чертеж. Введите подходящие обозначения. Разделите условие на части. Постарай­тесь записать их. 2. Составление плана решения: Не встречалась ли вам раньше эта задача? Хотя бы в несколько другой форме? Известна ли вам какая-нибудь родственная задача? Не знаете ли теоремы, которая могла бы оказаться полезной? Рассмотрите неизвестное. И постарайтесь вспомнить знакомую задачу с тем же или подобным неизвестным.

Список Д. ПОЙА 2.1. Вот задача, родственная данной и уже решенная. Нельзя ли воспользоваться ею? Нельзя ли применить ее результат? Нельзя ли использовать элемент, чтобы стало возможным пользоваться прежней задачей? Нельзя ли иначе сформулировать задачу? Еще иначе? 2.2. Вернитесь к определениям. Если не удалось решить данную задачу, попытайтесь решить сходную. Нельзя ли придумать более доступную сходную задачу? Более общую? Более частную? Аналогичную? Нельзя ли решить часть задач?

Список Д. ПОЙА 2.3. Сравните только часть условия, отбросив остальную часть: насколько определенным окажется тогда неизвестное, как оно сможет меняться? Нельзя ли извлечь что-либо полезное из данные Нельзя ли придумать другие данные или, если необходимо и то и другое так, чтобы новое неизвестное и новые данные оказались ближе друг к другу? Все ли данные Вами использованы? Все лиг условия? Приняты ли во внимание все существенные понятия содержащиеся в задаче? 3. Осуществление плана. Осуществляя план решения, контролируйте каждый свой шаг. Ясно ли Вам, что предпринятый Вами шаг правилен? Сумеете ли вы доказать, что он правилен?

Список Д. ПОЙА Взгляд назад (изучение полученного решения) Нельзя ли проверить результат? Нельзя ли проверить ход решения? Нельзя ли получить тот же результат иначе? Нельзя ли усмотреть его с одного взгляда? Нельзя ли в какой- нибудь другой задаче использовать результат или метод решения? Список Д. Пойа носит общенаучный характер, и ценность его заключается в том, что анализ приведенных в нем в определенной последовательности вопросов, связанных с конкретной проблемой, создает основательную базу для плодотворного поиска решения. Данный список упорядочивает мышление и способствует развитию его логического аппарата.

СПИСОК ВОПРОСОВ ФСА Для ФСА особый интерес представляет список контрольных вопросов функционального анализа: Какова основная функция узла (детали)? Что представляет собой «идеальный» узел (деталь)? Что будет, если убрать данный узел (деталь)? Какие и сколько функций выполняет данный узел (деталь), нельзя ли часть из них сократить? Как иначе можно выполнить основную функцию?

СПИСОК ВОПРОСОВ ФСА В какой отрасли техники наилучшим образом выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение? Можно ли разделить узел (деталь) на части? Можно ли разде­ лить несколько деталей (узлов)? Можно ли разборные соединения выполнить неразборными и наоборот? Нельзя ли поменять последовательность технологических операций? Ввести или исключить предварительные сборочные и обра­батывающие операции? Исключить отделочные операции? Какой элемент узла (детали) самый «слабый», нельзя ли его отделить от «детали» (узла), «усилить»?

СПИСОК ВОПРОСОВ ФСА Какие факторы, функции в работе узла (детали) самые «вредные»? Нельзя ли их использовать? Что будет с изделием, если узел станет выполнять противоположные функции? Как реализовать работу «наоборот»? Нельзя ли упростить узел, добиваясь не 100% полезного эффекта, а чуть меньше или больше? Можно ли уменьшить допуск, снизить чистоту обработки, упростить форму, усовершенствовать прочие аналогичные элементы узла (детали)? Можно ли заменить специальные детали стандартными? Какие дополнительные функции может выполнять данный узел (деталь)? Можно ли изменить материал, сортамент?

СПИСОК ВОПРОСОВ ФСА Можно ли уменьшить отходы или использовать их? Нельзя ли взять более дешевый материал и применить покры­ тия, биметаллы и т. д. либо вставки из высококачественного материала? Что в детали (узле) в первую очередь изнашивается? Где в детали (узле) заложены излишние запасы, нельзя ли их сократить? Достоинства метода. - Легкость освоения. Недостатки метода. - Сложные задачи, требующие комбинации приемов и при­менения различных эффектов (т. е. нового принципа действия), этим методом практически не решаются. - Отсутствует внутренний критерий для сравнения альтернативных вариантов.

СПИСОК ВОПРОСОВ ФСА Область применения метода при проведении ФСА. - Средство постановки задач. С помощью функциональных вопросов обычно уточняют условия задач. - Средство оптимизации и развития полученного решения, а также средство «решения» задач, не содержащих технические противоречия.

Список Т. ЭЙЛОАРТА Некоторые списки содержат не вопросы, а краткие рекомендации. Один из лучших списков, составленный английским изобретателем Т. Эйлоартом, рекомендует:

Список Т. ЭЙЛОАРТА 1. Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их. 2. Ясно сформулировать задачи. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные задачи и аналогичные задачи. Выделить главные. 3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предложения. 4. Набросить фантастические, биологические, экономические химические, молекулярные и другие аналогии. 5. Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (модели точнее выражают идею, чем аналоги).

Список Т. ЭЙЛОАРТА 6. Попробовать различные виды материалов газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и другие; различные виды энер­гии тепло, магнитную энергию, электрическую, свет, силу удара и т. д.; различные длины волн, поверхностные свойства и тому подобное; переходные состояния - замерзания, конден­сации, переход через точку Кюри и т. д.; эффекты Джоуль Томпсона, Фарадея и другие. 7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения. 8. Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей. 9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все и каждую идею без критики.

Список Т. ЭЙЛОАРТА 10. Попробовать «национальные» решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское сложное китайское и т. д. 11. Спать, не забывая о проблеме, идти на работу, гулять принимать душ, ехать, пить, есть, играть в теннис думая о ней. 12. Бродить среди стимулирующей обстановки (свалки лома. технические музеи, магазины дешевых вещей), пробегать журналы, комиксы. 13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т. д. для разных решений проблемы или разных ее частей. 14. Определив идеальное решение, разрабатывать возможные.

Т. ЭЙЛОАРТ 15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т. п. 16. В воображении проникнуть внутрь механизма. 17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают звено из цепи и таким образом создают нечто совершен­но иное, уводя в сторону от нужного решения. 18. Чья эта проблема? Почему его? 19. Кто придумал это первым? История вопроса. Какие из­ вестны ложные толкования этой проблемы. 20. Кто еще решал эту проблему? Чего он добился? 21. Определить общепринятые граничные условия и причины их установления

Список Э. МЭТЧЕТТА Функциональный метод проектирования, разработан английским специалистом Эдуардом Мэтчеттом. Метод предполагает применение трех списков. Список так называемого первичного кольца используется при исследовании ситуации, в которой возникла техническая задача, при поиске и анализе принципов, на которых могло бы быть построено средство для удовлетворения основной потребности. Второй списов активизирует тот или иной «режим мышления». Особый интерес представляет третий список Мэтчетта список "тэчтемов".

Список Э. МЭТЧЕТТА В методе используются следующие "режимы мышления". Мышление стратегическими схемами (выработка стратегии и соблюдение стратегии). Мышление в параллельных плоскостях (проектировщик, с одной стороны, думает, а с другой – наблюдает процесс мышления). Мышление с нескольких точек зрения (часто оно осуществляется с помощью контрольных вопросов, данных ниже).

Список Э. МЭТЧЕТТА Мышление "образами" (образы могут быть как идеальными, так и реальными: в виде схем, загадочных, заманчивых рисунков, т. к. в методе особое внимание обращается на положительное влияние эмоции в процессе проектирования. Мышление с использованием основных элементов. Основные элементы – это слова, которые используются в процессе решения каждой задачи. Мэтчетт назвал их течтэмами, прочитав свою фамилию справа налево.

Список Э. МЭТЧЕТТА Течтэмы объединены в семь групп: Варианты решений – определить потребность, определить необходимый элемент, представить себе решение, принять временное решение, принять окончательное решение, отменить решение; Варианты суждений – предположить, взвесить, взвесить и сравнить, экстраполировать, оставить без изменения, предсказать; Варианты стратегий – продолжать в том же направлении, продолжать и расширить, изменить направление, сопоставить с прошлым, сопоставить с будущим, внимательно рассмотреть, разрешить конфликт, продолжать более интенсивно, прекратить;

Список Э. МЭТЧЕТТА Варианты тактик – оценить риск, проверить последствия, развить, сравнить с другими решениями, разделить действие, приспособить другое решение, сосредоточиться на малом участке, разложить на компоненты, проверить возможную причину, обдумать возможность нового решения, заменить решение на противоположное, проверить другие варианты; Варианты отношений – хранить решение в памяти, выявить зависимость, отсрочить принятие решения, сообщить о решении, соотнести с ранее принятым решением, проверить на избыточность, проверить на несоответствие;

Список Э. МЭТЧЕТТА Варианты понятий – использовать новое понятие, изменить плоскость абстракции, использовать схему стратегии, изменить точку зрения, сравнить с существующей системой, сравнить с получающейся системой, применить первичное кольцо (см. группу 5 и перечень вопросов, данный ниже), применить вторичное кольцо (см. группу 6 и перечень вопросов, данный ниже); Варианты препятствий – обойти препятствие, разрушить препятствие, устранить препятствие, начать новое действие с нуля, начать новое действие с принятого решения, действовать в одном, двух, трех или многих измерениях.

Список Э. МЭТЧЕТТА Методом Мэтчетта используется перечень контрольных вопросов: Какие потребности являются: жизненно важными, очень важными, важными, желательными? Каковы потребности: функциональной системы, потребителя, фирмы, внешнего мира? Каковы потребности на каждом из перечисленных ниже 10 этапов существования изделия: проектирование и деталировка, отработка, изготовление деталей, сборка, испытание и отладка, окончательная отделка и упаковка, сбыт, монтаж, эксплуатация и использование, тех. обслуживание и уход?

Список Э. МЭТЧЕТТА Какие сведения можно получить, если задать 6 основных вопросов анализа трудовых операций: что нужно сделать (потребности), почему это нужно сделать (причина), когда это нужно сделать (время), где это нужно сделать (место), кем или с помощью чего это должно быть сделано (средства), как это сделать (метод)? Каким образом каждую часть проекта можно: исключить, объединить с другими частями, унифицировать, перенести, модифицировать, упростить? Какие эффекты, потребности, ограничения вызовет каждая деталь комплекса в отношении любой др. детали этого комплекса?

Функционально-целевой анализ Стратегия функционально-целевого анализа: 1. Для чего это нужно сделать? (анализ потребностей) 2. Что нужно сделать? (каковы цели решения задачи) 3. Почему следует это сделать? (анализ и синтез причин) 4. Где следует это сделать ? (уточнение места действия) 5. Когда это можно сделать? (время действия) 6. С помощью чего? (средство) 7. Как это сделать? (метод)

Девятиэкранное мышление в вопросах (Шустерман З.Г., Шустерман М.Н.)

СУС В США используется список вопросов СУС (Система Усовершенствованных Методов), рекомендованная министерством внутренних дел США всем компаниям, фирмам и т.д. В списке вопросы типа: "Можем ли мы упростить операцию, совмещая ее с подобным действием? Можем ли мы улучшить работу переменной последовательности

Список вопросов Уолта Диснея Мечтатель Что Вы намереваетесь делать? (В противоположность тому, что Вы собираетесь прекратить делать, избежать или бросить) Почему Вы намереваетесь это делать? Какова цель этого? Какова будет компенсация затраченных усилий? Каким образом Вы узнаете, что Вы её получили? Когда Вы ожидаете её получить? Куда Вы стремитесь прийти в будущем, воплотив этот замысел? Кем или подобным кому Вы хотите стать в результате выполнения этого замысла

Список вопросов Уолта Диснея Реалист Каким именно образом будет осуществлён данный замысел? Каким образом Вы узнаете, что цель настигнута? Как опробуете критерии исполнения? Кто будет это делать? Когда будет осуществляться каждый этап? Когда будет выполнена общая задача? Где будет выполняться каждый этап? Почему необходим каждый конкретный шаг?

Список вопросов Уолта Диснея Критик Отвечает ли данный план критериям и целям, лежавшим в его основе? Почему кто-то мог бы возражать против этого нового плана? На ком отразиться этот замысел, кто может этому содействовать или воспрепятствовать, какие у них для этого причины и что это им сулит? Что положительного заключает в себе нынешний методы ведения дел? Каким образом можно сохранить всё положительное при осуществлении данного плана или замысла? Когда и где Вы не хотели бы осуществлять данный план или замысел?

Вопросы по схеме Р.Декарта Суждение АВ Что случится, если вы сделаете это? Обратное суждение -АВ Что не случится, если вы сделаете это? Зеркальное суждение -А-В Что не случится, если вы не сделаете этого ? Перевернутое суждение А-В Что случится, если вы не сделаете этого

Конец