Применение современных образовательных технологий для формирования ОК и ПК на примере курса «Маркетинг» (направление «Менеджмент») "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть, я запомню. Но вовлеки меня, и я пойму". Но вовлеки меня, и я пойму". Китайская мудрость
Компетентностный подход Конечная цель всякого обучения состоит в том, чтобы человек освоил такие формы поведения, и приобрел такой набор знаний, умений и личностных характеристик, который позволит ему успешно осуществлять ту деятельность, которой он планирует заниматься, то есть – овладел набором необходимых для этого компетенцийкомпетенций.
Технология – совокупность методов изменения состояния объекта Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности студента и преподавателя по проектированию, организации и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам процесса
Сравнение традиционного обучения и современных образовательных технологий Традиционное обучения Современные образовательные технологии Материал в готовом виде Самостоятельно добывать и уметь применять знания Учебная деятельность репродуктивная Учебная деятельность развивающая Основная нагрузка на память Мышление и память Огромный вклад сил преподавателя, низкая отдача со стороны студента Активная учебная деятельность, преподаватель –консультант, помощник
Современные образовательные технологии: дистанционное обучение; дистанционное обучение; информационно-коммуникационные технологии; информационно-коммуникационные технологии; Кейс-технология; Кейс-технология; технология «дебаты»; технология «дебаты»; исследовательские технологии; исследовательские технологии; проблемное обучение; проблемное обучение; интерактивные игровые технологии и др. интерактивные игровые технологии и др.
Деловая игра форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики Образовательная функция деловой игры: позволяет смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.
Классификация деловых игр степень формализации процедуры; степень формализации процедуры; наличие или отсутствие конфликта в сценарии; наличие или отсутствие конфликта в сценарии; уровень проблемности; уровень проблемности; степень участия студентов в подготовке деловых игр; степень участия студентов в подготовке деловых игр; длительность процедуры игры; длительность процедуры игры; характер моделируемых ситуаций; характер моделируемых ситуаций; характер игрового процесса: игры с взаимодействием участников и без взаимодействия; характер игрового процесса: игры с взаимодействием участников и без взаимодействия; способ передачи и обработки информации; способ передачи и обработки информации; динамика моделируемых процессов; динамика моделируемых процессов; тематическая направленность и характер решаемых проблем. тематическая направленность и характер решаемых проблем.
Общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые в процессе изучения курса «Маркетинг» способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19). способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19). способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на её реализацию (ПК-10); способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на её реализацию (ПК-10); знание экономических основ поведения организаций, сформированное представление о различных структурах рынков и способности; способность проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30); знание экономических основ поведения организаций, сформированное представление о различных структурах рынков и способности; способность проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30); умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36) умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36)
Целью игры «Разработка плана маркетинга »является закрепление и активизация знаний и понятий, полученных в ходе изучения тем по основам маркетинга. Условия проведения деловой игры Учебная группа разбивается на команды по 3 – 4 человека (с учетом интересов участников). Каждая игровая команда выступает как единый разработчик плана маркетинга. В ходе игры все условия макро- и микросреды должны соответствовать реалиям настоящего времени. По окончании каждого этапа игры игровые команды докладывают о результатах групповой работы. На заключительном этапе игры оценивается работа каждой игровой команды. В общей сложности игра занимает 7-8 практических занятий (приблизительно 2 месяца) Деловая игра «Разработка плана маркетинга»
В результате участия в деловой игре студент должен: получить представление: о состоянии и прогнозах развития потребительского рынка России, концепциях развития рыночных отношений; о состоянии и прогнозах развития потребительского рынка России, концепциях развития рыночных отношений;знать: структуру маркетинговой деятельности; структуру маркетинговой деятельности; классификацию маркетинга; классификацию маркетинга; принципы, объекты, субъекты, средства и методы маркетинговой деятельности; принципы, объекты, субъекты, средства и методы маркетинговой деятельности; маркетинговую окружающую среду; маркетинговую окружающую среду; виды конкуренции, конкурентоспособность организации; виды конкуренции, конкурентоспособность организации; стратегию и планирование маркетинга; стратегию и планирование маркетинга;уметь: выявлять потребности; выявлять потребности; проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения; проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения; организовывать рекламные кампании; организовывать рекламные кампании; проводить опрос потребителей; проводить опрос потребителей; применять методы формирования спроса и стимулирования сбыта. применять методы формирования спроса и стимулирования сбыта.
Этап 1. Разработка товара При разработке товара последовательно выполняются следующие стадии: разработка идеи товара; разработка идеи товара; разработка мультиатрибутивной модели товара; разработка мультиатрибутивной модели товара; разработка ассортиментного ряда для различных сегментов рынка разработка ассортиментного ряда для различных сегментов рынка При этом товар создается в виде спецификации (подробное описание) и графического изображения
Этап 2. Проведение опроса потребителей Для выявления спроса на товар игровые команды должны: Разработать анкету; Разработать анкету; Провести опрос; Провести опрос; Обработать анкеты; Обработать анкеты; Доработать замысел товара в соответствии с требованиями целевого сегмента. Доработать замысел товара в соответствии с требованиями целевого сегмента.
Этап 3. Разработка товарной политики При разработке товарной политики следует: провести трехуровневый анализ товара для повышения его возможностей как продукта; провести трехуровневый анализ товара для повышения его возможностей как продукта; принять решения относительно ассортимента товаров (услуг); принять решения относительно ассортимента товаров (услуг); принять решения относительно названия товара, принять решения относительно названия товара, его марочного знака, дизайна и упаковки; его марочного знака, дизайна и упаковки; выработать фирменный стиль; выработать фирменный стиль; принять решения относительно разработок принять решения относительно разработок новых товаров; новых товаров; принять решения относительно предпродажного принять решения относительно предпродажного и послепродажного обслуживания; и послепродажного обслуживания; разработать позицию товара для конкретного разработать позицию товара для конкретного сегмента рынка. сегмента рынка.
Этап 4. Проведение ситуационного анализа. Факторы макросреды: экологические факторы; экологические факторы; экономико-правовая среда; экономико-правовая среда; культурная факторы; культурная факторы; географические факторы; географические факторы; фактор развития нтп; фактор развития нтп; демографическая факторы демографическая факторы политические факторы. политические факторы. Факторы микросреды: конкуренты; конкуренты; потребители; потребители; поставщики; поставщики; посредники; посредники; отделы и службы предприятия. отделы и службы предприятия.
Этап 5. Разработка ценовой политики предприятия. Разработка ценовой политики включает: установление исходной цены на товар; установление исходной цены на товар; своевременное изменение цен с целью приведения их в соответствие с изменяющимися рыночными условиями, возможностями компании, ее стратегическими целями и задачами своевременное изменение цен с целью приведения их в соответствие с изменяющимися рыночными условиями, возможностями компании, ее стратегическими целями и задачами
Этап 6. Разработка сбытовой политики предприятия. Главными задачами при разработке сбытовой политики являются: выбор канала распределения; выбор канала распределения; принятие решения о стратегии сбыта. принятие решения о стратегии сбыта. При разработке сбытовой политики игровым командам необходимо решить вопрос о способе сбыта – через посредников, без них, или использовать тот и другой способ одновременно.
Этап 7. Разработка коммуникативной политики. Командам предлагается: разработать два вида рекламы: разработать два вида рекламы: выпустить рекламные объявления или выпустить рекламные объявления или плакаты и представить телевизионный рекламный ролик; плакаты и представить телевизионный рекламный ролик; подготовить презентацию товара; подготовить презентацию товара; разработать мероприятия по разработать мероприятия по стимулированию сбыта. стимулированию сбыта.
Этап 8. Оформление итогового отчета (плана маркетинга). Каждая игровая команда: проводит презентацию товара, проводит презентацию товара, представляет свою печатную рекламу, представляет свою печатную рекламу, показывает рекламный ролик; показывает рекламный ролик; предоставляет оформленный план предоставляет оформленный план маркетинга маркетинга
Рекламный ролик легкового автомобиля «Aeolus»
Реклама шоколадных конфет «Caramela»
Реклама витаминизированного молока «VitaMilk»
В ходе деловой игры студенты решают проблемы, возникающих пере предприятием, базируя свои выводы на теоретических знаниях таких предметов как: «Маркетинг» «Маркетинг» «Экономическая теория» «Экономическая теория» «Основы менеджмента» «Основы менеджмента» «Ценообразование» «Ценообразование» «Организационное поведение» «Организационное поведение» «Деловая риторика» «Деловая риторика» «Информатика» «Информатика»
Эффективность деловой игры «Разработка плана маркетинга»
как способ усвоения и закрепления знаний; как способ усвоения и закрепления знаний; как способ создания мотивации к обучению; как способ создания мотивации к обучению; как способ формирования предметной и социальной компетентности как способ формирования предметной и социальной компетентности Деловая игра «Разработка плана маркетинга» эффективна:
Спасибо за внимание